Франчайзинг в международной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть понятие франчайзинга, как современного метода международной торговли и предложить пути его совершенствования в Республике Беларусь.
Задачи:
Рассмотреть историю развития франчайзинга.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФРАНЧАЙЗИНГА 4
1.1 Сущность и понятие франчайзинга 4
1.2 Виды франчайзинга 9
1.3 Правовое регулирование франчайзинговых отношений 10
1.4 Особенности франчайзингового договора 11
2 АНАЛИЗ ФРАНЧАЙЗИНГА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ 14
2.1 Особенности франчайзинга в США 14
2.2 Особенности франчайзинга во Франции 16
2.3 Особенности франчайзинга в России 18
2.4 Особенности франчайзинга в Республике Беларусь 21
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 113.66 Кб (Скачать)

Несколько лет подряд прослеживался  рост сетей фаст-фуда. В то же время, быстрыми темпами развивался франчайзинг  в сфере услуг. В период с 2001 по 2009 годы сегмент услуг вырос с 2,6% до 10%. Сохраняют свою стабильность и риэлтерские компании, количество сетей остается постоянным, однако, число франчайзинговых офисов несколько снизилось.

Большинство франчайзинговых  предприятий современной Франции  работают в продуктовом сегменте, в одежной и мебельной рознице.

Один из важнейших факторов привлекательности франчайзинга во Франции связан с особенностями Договора международного франчайзинга. Например, сеть парфюмерно-косметических магазинов Sephora и Petit Bateau включили в свой договор статью об эксклюзивности. В конкретной местности запрещено открывать больше одного магазина этих брендов. Эксклюзивность является защитной и эффективной мерой, поскольку ограничивает конкуренцию в конкретной местности.

Однако наиболее интересным пунктом в договоре является упоминание о вознаграждении за вступление в  партнерскую сеть. Так называемый «входной билет» может принести франчайзи  несколько десятков евро. Также полагаются бонусы, если обороты вновь открытой точки будут соответствовать  требованиям головной компании. Такой  бонус обычно составляет несколько  процентов от оборота. Многие предприниматели  пришли во французский франчайзинг, именно благодаря этой системе. [19]

Франция – единственная страна в Европе, где принят закон, адресованный франчайзингу. Инициатором  стала Французская федерация  франчайзинга. В результате 31 декабря 1989 года был принят Doubin Law, цель которого – регулировать развитие коммерческих и ремесленных предприятий и  улучшать экономические, социальные и  юридические условия их деятельности. Закон распространяется на все виды лицензионной деятельности, в том  числе и на франчайзинговую. Doubin Law укрепляет позиции среднего и  малого бизнеса и уменьшает его  зависимость от крупных компаний, специализирующихся на продаже бренда, торгового знака, собственного ноу-хау и других объектов интеллектуальной собственности.

Специально для Французской  федерации франчайзинга журнал Figaro Economie и группа Banque Populaire в 2010 году провели исследование, на основе результатов которого, были сделаны следующие выводы:

  1. во Франции сложилась благоприятная среда для развития франчайзинга. В частности, в период восстановления после кризиса, те франшизы, которые имели все перспективы для роста в 2009 году, оказались жизнеспособными и в 2010 году; [20]
  2. общий оборот франчайзи – 510 000 евро (440 000 евро в 2009);
  3. франчайзинг во Франции – эффективный инструмент в борьбе с безработицей. Так, в 2009 г. в среднем в каждой партнерской точке работало 6 наемных рабочих, а в 2010 году – 7. 48% опрошенных франчайзи с июня по декабрь 2009 создали хотя бы одно рабочее место. В то время как, только 42% сделали это в течение всего 2009 года;
  4. 72% действующих франчайзи с оптимизмом смотрят на свою будущую бизнес-деятельность;
  5. 26% всех франчайзи ставят перед собой две основные задачи: удержать клиентов и внедрять новые технологии. Инновации – это важный мотивирующий фактор для партнерских сетей во Франции.

Динамичный рынок франчайзинга Франции продолжает испытывать рост, который составляет в среднем 10% в год с 2000 года. Популярность французских франшиз растет и за пределами своей страны, на сегодняшний день насчитывают более 230 брендов на международном рынке. Этому способствуют благоприятный правовой режим, доступ к инновационным технологиям, поддержка и обучение франчайзи внутри сети. [20]

Согласно исследованию Французской  Федерации Франчайзинга, в 2008 году 10,3% марок, созданных во Франции, развивались за рубежом. Среди иностранных франшиз самыми распространенными являются американские. В 2009 году во Франции продвигали свои торговые марки 4 203 компаний из США. Сейчас в стране работают 37 американских филиалов. [19]

Таким образом, на сегодняшний день Франция является крупнейшим рынком франчайзинга в Европе (объём продаж составил 51,6 млрд. дол. США). Привлекательность данного рынка обусловлена, прежде всего, выгодными условиями ведения бизнеса и хорошо продуманным законодательством.

2.3 Особенности франчайзинга в России

В России в 2011 году продолжила свое активное развитие Российская ассоциация франчайзинга (РАФ), которая объединила вокруг себя гигантов российского франчайзинга – Subway, Росинтер, X5 Retail Group, Экспедиция, Sbarro, Баскин Роббинс, Стардог`с, ИНВИТРО и многих других. [21]

По итогам 2011 года в России насчитывается 595 франчайзеров. Количество, едва превышающее показатели Греции, население которой в десять раз меньше чем в России, однако Россия опережает другие страны с большим отрывом по приросту количества точек открытых по франшизе – за последние три года прирост составил около 98%. [22]

Больше половины франчайзинговых  систем в стране работают уже более 5 лет, 43,5% – молодые франшизы.

В России постепенно наблюдается рост доли сферы услуг и, соответственно, сокращение доли розничной торговли в общем количестве франчайзинговых систем. [21]

Распределение франшиз по сферам представлено на рисунке 2.2 и 2.3.

 

Рисунок 2.2 – Расприделение  франчайзинговых проектов по сферам, 2010 год

Рисунок 2.3 – Распределение  франчайзинговых проектов по сферам, сентябрь 2011 года

В помощь развитию франчайзинга с октября 2011 года вступили в силу поправки к главе 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые внесли коррективы в порядок взаимодействия франчайзера и франчайзи, касающиеся пролонгации договора, ограничения конкуренции на одной территории, установления франчайзером конечной цены продукта на торговом предприятии франчайзи.

Франчайзинг в экономике  России можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:

1) количество занятых в этой сфере по итогам 2010 года составило 327,426 тысячи человек против 277,48 тысячи человек в 2009 году;

2) число франчайзеров достигло 595 предприятий с 485 годом ранее, объектов франчайзинга – 28 044 с 20 731 в 2009 году;

3) доля франчайзинга в ВВП страны составила 1,9%; [23]

4) увеличение доли франшиз с инвестициями до 1 млн. рублей. Сегодня доля таких проектов составляет около 15% (для сравнения в 2010 году она составляла 12%) от общего числа франшиз. Одна из причин востребованности франшиз с минимальными инвестициями – омоложение аудитории потенциальных инвесторов; [21]

5) увеличение количества региональных франшиз. Еще 3-4 года назад доля московских франчайзеров составляла практически 90% от общего числа российских франшиз. Сегодня Москва занимает 72% от общего числа российских франчайзеров, а регионы становятся все более активными, и теперь даже относительно небольшие города предлагают по 4-5 собственных франшиз. Географическое распределение франчайзеров представлено на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4 – Географическое распределение франчайзеров

Во многом возникновению  собственных франшиз в регионах способствуют местные программы  поддержки предпринимателей и традиционные для этих регионов производства и  ремесла. [21]

Важная тенденция 2011 года – увеличение доли российских франшиз и небольшое снижение доли иностранных брендов. Эта ситуация объясняется тем что, во-первых, хорошую идею западного рынка со слабым, неизвестным у нас брендом, дешевле скопировать и адаптировать для России, чем покупать мастер-франшизу, в первую очередь это справедливо для сферы услуг. Во-вторых, растет количество российских франшиз, основанных на собственном производстве или дистрибуции.

Сегодня региональные франчайзеры  рассматривают франчайзинг не только как способ развития собственного бизнеса, но и как инструмент выхода в другие регионы и прежде всего на столичный  рынок. [22]

Таким образом, рынок франчайзинга в Российской Федерации показывает высокий рост (98% за 3 года), что обусловлено  популяризацией франчайзинга при помощи Российской ассоциации франчайзинга, постоянным совершенствованием законодательства, наличием региональных программ, которые поддерживают предпринимателей и традиционные для этих регионов производства и ремёсла.

2.4 Особенности франчайзинга в Республике Беларусь

Несмотря на появление  франчайзинга в Гражданском Кодексе  Республики Беларусь (гл. 53, ст. 910) еще в 1998 году, франчайзинг в Республике Беларусь всё ещё находится лишь в стадии зарождения. [24]

Несмотря на то, что пионером франчайзинга в Беларуси стал договор, заключенный в 2006 году (франчайзер – ООО «НТС», франчайзи – ООО «ЦЕНТР»), в стране наблюдается некоторая положительная динамика. Так в 2007 году было заключено уже 4 договора, в 2009 году – 49 договоров франчайзинговой схемы. Динамика развития франчайзинга в Республике Беларусь представлена на рисунке 2.5.

Рисунок 2.5 – Динамика развития франчайзинга в Республике Беларусь

Как правило, договоры заключаются  между местными франчайзерами и  франчайзи и в основном в сфере  розничной торговли.

Однако есть и несколько  заключённых международных договоров франчайзинга. Международные договоры распространяются в основном на:

  1. аудиторское обслуживание;
  2. ресторанный бизнес;
  3. розничные торговые предложения фирменной обуви;
  4. гостиничный бизнес. [24]

В соответствии со ст. 910 Гражданского Кодекса (2011 год), по договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный в договоре франчайзинга срок либо без указания срока комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя и нераскрытой информации, в том числе секретов производства (ноу-хау), а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т.п.), предусмотренных договором франчайзинга, для использования в предпринимательской деятельности пользователя. [25, с. 312]

Помимо норм Гражданского Кодекса Республики Беларусь, договор франчайзинга, в части передачи прав на объекты интеллектуальной собственности, регулируется:

    1. Законом Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания»;
    2. Законом Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы»;
    3. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2009 г. № 346 «О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки, договоров залога прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)»;
    4. другими нормативными правовыми актами. [26]

Франчайзерами и франчайзи  в Республике Беларусь могут стать исключительно частные предприниматели и коммерческие организации. Договор должен быть заключён в письменной форме и подлежит обязательной регистрации в Национальном центре интеллектуальной собственности Республики Беларусь (НЦИС). Незарегистрированные франчайзинговые соглашения считаются не действительными. [27]

Самыми яркими представителями национального франчайзинга на рынке одежды являются такие бренды как «Оранжевый верблюд» (первый магазин был открыт в Минске в 2004 году) и «Милавица» (первую фабрику галантереи открыли в Минске братья Турнье еще в 1908 году).

Среди успешных иностранных  франчайзеров выделяются российская «1С», латвийская SIA KPMG Baltic (заключила 4 франчайзинговых договора с белорусскими предпринимателями на предоставление аудиторских услуг), один ресторан американской сети Friday’s, бизнес по франшизе Opinions (Кипр), гостиничный комплекс Crown Plaza Minsk. [27]

Белорусский франчайзинг  имеет большой потенциал, который обусловлен:

  1. большой емкостью внутреннего рынка;
  2. почти нулевой насыщенностью многих сегментов;
  3. приверженностью белорусов к отечественным торговым маркам.

Таким образом, несмотря на рост франчайзинговых организаций, франчайзинг в Республике Беларусь всё ещё находиться в стадии зарождения, что вызвано в первую очередь следующими причинами:

  1. отсутствие республиканской ассоциации франчайзинга, которая популяризовала бы данный формат отношений, помогала в подборе партнеров, решала бы проблемы участников отрасли и т.п.;
  2. аналитики Российской Федерации в качестве проблем, мешающих открыть бизнес по франшизе, назвали дефицит современных площадей в Минске и высокие арендные ставки; [28]
  3. недостаточная осведомленность хозяйствующих белорусских субъектов об основных принципах данного коммерческого механизма и нюансах деятельности;
  4. валютно-финансовый кризис в стране. Он проявляется в падении покупательской способности населения, росте цен, нерентабельности импорта. Таким образом, белорусский бизнес сегодня не отличается эффективностью и высокими темпами роста;
  5. иностранные правообладатели не особенно стремятся расширять свои сети в Беларуси, а национальные вообще не рассматривают франчайзинг как действенный механизм развития бизнеса;
  6. несовершенство белорусского законодательства;
  7. франчайзинг не воспринимается политическими элитами государства в качестве серьёзного фактора развития экономики страны.

ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

На сегодняшний день франчайзинг  в Республике Беларусь находится  лишь в стадии зарождения, тогда как наша страна ставит перед собой целью развитие малого и среднего бизнеса, где франчайзинг смог бы стать отличным механизмом для его развития и продвижения. Также для Республики Беларусь важно открыть для себя международный франчайзинг. Выше было проанализировано, что в выигрыше от этого будут все: государство, субъекты хозяйствования и потребители, а также зарубежные франчайзеры и франчайзи.

Информация о работе Франчайзинг в международной торговле