Франчайзинг в международной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть понятие франчайзинга, как современного метода международной торговли и предложить пути его совершенствования в Республике Беларусь.
Задачи:
Рассмотреть историю развития франчайзинга.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФРАНЧАЙЗИНГА 4
1.1 Сущность и понятие франчайзинга 4
1.2 Виды франчайзинга 9
1.3 Правовое регулирование франчайзинговых отношений 10
1.4 Особенности франчайзингового договора 11
2 АНАЛИЗ ФРАНЧАЙЗИНГА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ 14
2.1 Особенности франчайзинга в США 14
2.2 Особенности франчайзинга во Франции 16
2.3 Особенности франчайзинга в России 18
2.4 Особенности франчайзинга в Республике Беларусь 21
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 113.66 Кб (Скачать)

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Кафедра международных отношений

 

Специальность: Государственное  управление и экономика

 

 

Курсовая работа

Франчайзинг в международной  торговле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Автор работы

ГРВЭД-3, 4 курс                   _______________           М.Ю. Шарапа

 

Руководитель

старший преподаватель        _______________           А.И. Войтович

           

 

 

МИНСК 2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФРАНЧАЙЗИНГА 4

1.1 Сущность и понятие франчайзинга 4

1.2 Виды франчайзинга 9

1.3 Правовое регулирование франчайзинговых отношений 10

1.4 Особенности  франчайзингового договора 11

2 АНАЛИЗ ФРАНЧАЙЗИНГА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ 14

2.1 Особенности  франчайзинга в США 14

2.2 Особенности  франчайзинга во Франции 16

2.3 Особенности франчайзинга в России 18

2.4 Особенности  франчайзинга в Республике Беларусь 21

3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день в  мировой практике практически во всех сферах деятельности широко используется франчайзинг как эффективный  механизм развития и продвижения  своего бренда для франчайзера, а  также как возможность покупки сразу готового бизнеса для франчайзи.

К сожалению, в Республике Беларусь данный формат ведения бизнеса находится лишь в стадии зарождения, что связано в первую очередь с неосведомлённостью белорусских бизнесменов с данным механизмом ведения бизнеса, а также с нежеланием иностранных франчайзеров выходить на белорусский рынок из-за неблагоприятного законодательства.

По данным 2009 года в Республике Беларусь было зарегистрировано лишь 49 договоров франчайзинговой схемы, тогда как в России зарегистрировано 594 франчайзера, во Франции – 52 360 франчайзинговых заведения, а в США – 909 253 франчайзинговых заведений.

Объектом изучения курсовой работы является франчайзинг в международной  торговле.

Предметом изучения – франчайзинг в Республике Беларусь и его анализ на основе международного опыта.

Цель курсовой работы: рассмотреть понятие франчайзинга, как современного метода международной торговли и предложить пути его совершенствования в Республике Беларусь.

Задачи:

  1. Рассмотреть историю развития франчайзинга.
  2. Раскрыть понятие и сущность термина «франчайзинг».
  3. Рассмотреть преимущества и недостатки франчайзинга.
  4. Проанализировать мировой опыт ведения бизнеса по франчайзинговой схеме.
  5. Проанализировать и сформулировать предложения по ускорению развития и популяризации франчайзинга в Республике Беларусь.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФРАНЧАЙЗИНГА

1.1 Сущность и  понятие франчайзинга

Мировые тренды восстановления экономик ведущих стран мира показывают возрастающую роль франчайзинга как  одной из эффективнейших форм ведения  бизнеса и массового формирования класса предпринимателей. Франчайзинг  значительно снижает риски для  вновь открываемых предприятий, позволяет вовлечь в бизнес широкие  слои населения, эффективнее расходовать  средства, направляемые на развитие предпринимательства, позволяет предпринимателям, входящим в крупные сети, получать доступ к современным технологиям и  модернизировать производство, сохраняя при этом свою независимость.

1.1.1 История и развитие франчайзинга

Современный франчайзинг является относительно новым явлением в экономике, хотя его корни уходят в Средневековье. До сих пор юридический термин "франшиза" в США и Австралии обозначает передачу кому-либо прав государственной властью, а в Великобритании – передачу прав от имени короля. [1, с.29]

Слово «франчайзинг» происходит от старого французского термина, определяющего  право на свободное ведение какой-либо деятельности: на проведение ярмарок, организацию базаров, эксплуатацию паромов и переправ, строительство дорог и т.д. Хотя некоторые авторы приписывают этому термину английские корни.

В Средневековье привилегиями обладали короли, которые предоставляли  разрешения на коммерческую деятельность любого типа. Другие источники свидетельствуют, что и Папы Римские, чтобы улучшить сбор налогов, предоставляли определенным лицам право собирать подати в конкретных географических зонах. Этим «сборщикам» было позволено удерживать у себя некоторую часть сборов. [2]

В конце 19 века по «франчайзинговой»  схеме действовали немецкие пивовары. Они предоставляли разрешения только определенным тавернам эксклюзивно  продавать их пиво. Не отставали  от пивоваров и городские власти, предоставляя монопольные «франшизы» уличным перевозчикам, а также  на эксплуатацию систем канализации, водо- и газоснабжения, а позднее – электроснабжения. [2]

Родоначальником франчайзинга в его современном виде считается американский производитель швейных машин – компания «Зингер». Развернутое серийное производство позволило этой компании торговать своей продукцией по самым конкурентным ценам.

В 2000 году Международная ассоциация франчайзинга (МАФ) признала титул «первого франчайзера» за Мартой Матильдой Харпер, присужденный ей за создание методики Харпер при построении сетевого франчайзинга. Специалист по уходу за волосами Марта Матильда Харпер вместо того, чтобы продавать шампуни и лаки собственного изобретения, решила торговать лицензиями на открытие парикмахерских, носящих её имя и сделанных по единому образцу. [3, с.16]

В 1950 году началась эра современного франчайзинга, когда появилась одна из наиболее известных в мире франчайзинговых  сетей – сеть ресторанов быстрого питания «McDonald’s». [2]

Наибольший рост франчайзингового бизнеса пришелся на 1960-1970 годы – период, когда франчайзинг проник в сферу услуг. Вместе с этим, в то же самое время прошла волна скандалов, которые могли скомпрометировать саму идею франчайзинга. Причиной послужило существование огромного числа франчайзинговых компаний-однодневок, которые собирали деньги и исчезали. Другой причиной являлось наличие фирм-франчайзеров с отсутствием достаточного стартового капитала и слабыми управленцами. [2]

Таким образом, для обеспечения справедливых франчайзинговых взаимоотношений были созданы Международная ассоциация франчайзинга (1960 год) и Европейская ассоциация франчайзинга (1972 год). Из бывших республик СССР в эти организации входят Казахстан, Латвия, Российская Федерация и Украина. Также во многих странах появились национальные франчайзинговые ассоциации.

В СССР франчайзинг стали  использовать только с конца 1980-х  годов. Первым иностранным франчайзером, пришедшим в Советский Союз, стала  американская компания «PepsiCo». [2]

За последние 50 лет франчайзинг  обрел такую популярность, что  в США в объеме розничного товарооборота  он составляет более 40%, а в странах Европы – от 5 до 30%. [4]

      1. Понятие франчайзинга

Согласно Руководству  по франчайзингу Всемирной организации  интеллектуальной собственности, франчайзинг представляет собой форму отношений между независимыми компаниями и/или физическими лицами, в рамках которой одна сторона (франчайзер), располагающая разработанной системой ведения бизнеса, известной торговой маркой, фирменным стилем, ноу-хау, торговыми и/или производственными секретами, знаниями, опытом, репутацией и прочими нематериальными активами, разрешает другой стороне (франчайзи) использовать эту систему на оговоренных условиях. [5, с.15]

Следует различать понятия  франшиза и франчайзинг, которые в некоторых странах являются синонимами, однако в большинстве стран данные понятия немного отличаются оттенками значения. Франчайзинг – это система продажи товаров или услуг, которая заключается в непрерывном сотрудничестве двух юридически и финансово независимых друг от друга предприятий. Франшиза в свою очередь является сформулированным и четко определенным бизнес-предложением от компании-франчайзера, которое и содержит ноу-хау, торговую марку, сетевые стандарты и нормы. [6]

В соответствие с определением Британской ассоциацией франчайзинга, под франшизой понимается контрольная лицензия, выданная одним лицом (франчайзером) другому лицу (франчайзи), которая:

  1. дает разрешение или обязывает франчайзи заниматься в течение периода франшизы определенным бизнесом, используя специфическое наименование, принадлежащее или ассоциируемое с франчайзером;
  2. дает право франчайзеру осуществлять контроль в течение всего периода франшизы;
  3. обязывает франчайзера предоставлять франчайзи помощь при ведении бизнеса, являющегося предметом франшизы;
  4. обязывает франчайзи регулярно в течение всего периода франшизы выплачивать франчайзеру определенные денежные суммы. [7]
      1. Преимущества и недостатки франчайзинга

Так как договор франчайзинга подразумевает наличие двух сторон: франчайзера и франчайзи – то и минусы, и плюсы от франчайзинга получает каждая из сторон. Кроме того, необходимо помнить также о покупателях, на которых и нацелены старания франчайзера и франчайзи.

Плюсы для франчайзи:

  1. возможность начать собственное дело не «с нуля», а в разработанной нише;
  2. франчайзи покупает право пользоваться относительно известной торговой маркой, фирменным знаком или стилем;
  3. наличие права пользоваться «раскрученной» торговой маркой дает возможность пользоваться всей мощью рекламы этой торговой марки;
  4. франчайзер передает франчайзи готовую и всесторонне отработанную технологию ведения бизнеса и готов в любой момент прийти к нему на помощь (предоставить консультационные услуги и т.д.);
  5. франчайзер может выступать гарантом по кредитам, заключать соглашения с банками о выдаче кредита, выдавать товарный кредит; [8]
  6. франчайзи пользуются скидками, на которые даже не рассчитывает индивидуальный бизнесмен;
  7. готовая клиентская база. [9]

Плюсы создания франшизы для франчайзера:

  1. возможность развивать свою сеть и продвигать свою торговую марку с минимизацией собственных затрат;
  2. приближение франчайзера к потребителю;
  3. повышенное чувство ответственности участников сети;
  4. снижение риска, так как собственный капитал франчайзера участвует в расширении бизнеса в минимальной степени;
  5. освобождение от оперативного управления всеми местными точками;
  6. получение дополнительных доходов за счет выплат от франчайзи;
  7. возможность исследований для создания новых товаров и услуг. [9]

Плюс для потребителя:

Потребитель имеет возможность пользоваться продуктами (услугами) известной ему торговой марки определенного качества и по единой цене. [8]

Минусы для  франчайзи:

  1. по договору франчайзинга франчайзер получает право контролировать его деятельность; [8]
  2. необходимость уплаты первоначального взноса и розничной цены;
  3. необходимость выплаты роялти; [9]
  4. привязанность к торговой марке франчайзера, его репутации, финансовой стабильности;
  5. привязанность к единообразной коммерческой политике франчайзера и практически полное отсутствие возможности влиять на неё;
  6. невозможность быстрого выхода из бизнеса, так как договор франчайзинга обычно заключается на относительно большой срок и может содержать запрет для франчайзи в течение определенного времени после прекращения договора вступать в аналогичные франчайзинговые сети; [8]
  7. по окончанию срока действия договора франчайзинга, франчайзи фактически покидаете бизнес. Заработанная репутация может отходить франчайзеру без каких-либо компенсационных выплат. [9]

Минусы для  франчайзера:

  1. франчайзеру принадлежит не весь доход, а только перечисляемые франчайзи выплаты;
  2. необходимость кропотливой и продуманной работы с франчайзи;
  3. сложность контроля;
  4. негативное влияние плохо работающих отдельных франчайзинговых предприятий на имидж франчайзинговой системы в целом;
  5. трудности сохранения конфиденциальности коммерческой тайны, передаваемой большому количеству франчайзи;
  6. выход из франчайзинговой системы успешно работающих франчайзи, решивших начать собственное дело на основе достигнутых успеха и известности;
  7. неправдивость отчетности.

Информация о работе Франчайзинг в международной торговле