Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:13, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть понятие франчайзинга, как современного метода международной торговли и предложить пути его совершенствования в Республике Беларусь.
Задачи:
Рассмотреть историю развития франчайзинга.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФРАНЧАЙЗИНГА 4
1.1 Сущность и понятие франчайзинга 4
1.2 Виды франчайзинга 9
1.3 Правовое регулирование франчайзинговых отношений 10
1.4 Особенности франчайзингового договора 11
2 АНАЛИЗ ФРАНЧАЙЗИНГА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ 14
2.1 Особенности франчайзинга в США 14
2.2 Особенности франчайзинга во Франции 16
2.3 Особенности франчайзинга в России 18
2.4 Особенности франчайзинга в Республике Беларусь 21
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ Кафедра международных отношений
Специальность: Государственное управление и экономика
|
Курсовая работа |
Франчайзинг в международной торговле |
|
Автор работы
ГРВЭД-3, 4 курс _______________ М.Ю. Шарапа
Руководитель
старший преподаватель _______________ А.И. Войтович
МИНСК 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФРАНЧАЙЗИНГА 4
1.1 Сущность и понятие франчайзинга 4
1.2 Виды франчайзинга 9
1.3 Правовое регулирование франчайзинговых отношений 10
1.4 Особенности франчайзингового договора 11
2 АНАЛИЗ ФРАНЧАЙЗИНГА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ 14
2.1 Особенности франчайзинга в США 14
2.2 Особенности франчайзинга во Франции 16
2.3 Особенности франчайзинга в России 18
2.4 Особенности
франчайзинга в Республике
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
На сегодняшний день в мировой практике практически во всех сферах деятельности широко используется франчайзинг как эффективный механизм развития и продвижения своего бренда для франчайзера, а также как возможность покупки сразу готового бизнеса для франчайзи.
К сожалению, в Республике Беларусь данный формат ведения бизнеса находится лишь в стадии зарождения, что связано в первую очередь с неосведомлённостью белорусских бизнесменов с данным механизмом ведения бизнеса, а также с нежеланием иностранных франчайзеров выходить на белорусский рынок из-за неблагоприятного законодательства.
По данным 2009 года в Республике
Беларусь было зарегистрировано лишь
49 договоров франчайзинговой
Объектом изучения курсовой работы является франчайзинг в международной торговле.
Предметом изучения – франчайзинг в Республике Беларусь и его анализ на основе международного опыта.
Цель курсовой работы: рассмотреть понятие франчайзинга, как современного метода международной торговли и предложить пути его совершенствования в Республике Беларусь.
Задачи:
Мировые тренды восстановления
экономик ведущих стран мира показывают
возрастающую роль франчайзинга как
одной из эффективнейших форм ведения
бизнеса и массового
Современный франчайзинг является относительно новым явлением в экономике, хотя его корни уходят в Средневековье. До сих пор юридический термин "франшиза" в США и Австралии обозначает передачу кому-либо прав государственной властью, а в Великобритании – передачу прав от имени короля. [1, с.29]
Слово «франчайзинг» происходит от старого французского термина, определяющего право на свободное ведение какой-либо деятельности: на проведение ярмарок, организацию базаров, эксплуатацию паромов и переправ, строительство дорог и т.д. Хотя некоторые авторы приписывают этому термину английские корни.
В Средневековье привилегиями обладали короли, которые предоставляли разрешения на коммерческую деятельность любого типа. Другие источники свидетельствуют, что и Папы Римские, чтобы улучшить сбор налогов, предоставляли определенным лицам право собирать подати в конкретных географических зонах. Этим «сборщикам» было позволено удерживать у себя некоторую часть сборов. [2]
В конце 19 века по «франчайзинговой» схеме действовали немецкие пивовары. Они предоставляли разрешения только определенным тавернам эксклюзивно продавать их пиво. Не отставали от пивоваров и городские власти, предоставляя монопольные «франшизы» уличным перевозчикам, а также на эксплуатацию систем канализации, водо- и газоснабжения, а позднее – электроснабжения. [2]
Родоначальником франчайзинга в его современном виде считается американский производитель швейных машин – компания «Зингер». Развернутое серийное производство позволило этой компании торговать своей продукцией по самым конкурентным ценам.
В 2000 году Международная ассоциация франчайзинга (МАФ) признала титул «первого франчайзера» за Мартой Матильдой Харпер, присужденный ей за создание методики Харпер при построении сетевого франчайзинга. Специалист по уходу за волосами Марта Матильда Харпер вместо того, чтобы продавать шампуни и лаки собственного изобретения, решила торговать лицензиями на открытие парикмахерских, носящих её имя и сделанных по единому образцу. [3, с.16]
В 1950 году началась эра современного франчайзинга, когда появилась одна из наиболее известных в мире франчайзинговых сетей – сеть ресторанов быстрого питания «McDonald’s». [2]
Наибольший рост франчайзингового бизнеса пришелся на 1960-1970 годы – период, когда франчайзинг проник в сферу услуг. Вместе с этим, в то же самое время прошла волна скандалов, которые могли скомпрометировать саму идею франчайзинга. Причиной послужило существование огромного числа франчайзинговых компаний-однодневок, которые собирали деньги и исчезали. Другой причиной являлось наличие фирм-франчайзеров с отсутствием достаточного стартового капитала и слабыми управленцами. [2]
Таким образом, для обеспечения справедливых франчайзинговых взаимоотношений были созданы Международная ассоциация франчайзинга (1960 год) и Европейская ассоциация франчайзинга (1972 год). Из бывших республик СССР в эти организации входят Казахстан, Латвия, Российская Федерация и Украина. Также во многих странах появились национальные франчайзинговые ассоциации.
В СССР франчайзинг стали использовать только с конца 1980-х годов. Первым иностранным франчайзером, пришедшим в Советский Союз, стала американская компания «PepsiCo». [2]
За последние 50 лет франчайзинг обрел такую популярность, что в США в объеме розничного товарооборота он составляет более 40%, а в странах Европы – от 5 до 30%. [4]
Согласно Руководству по франчайзингу Всемирной организации интеллектуальной собственности, франчайзинг представляет собой форму отношений между независимыми компаниями и/или физическими лицами, в рамках которой одна сторона (франчайзер), располагающая разработанной системой ведения бизнеса, известной торговой маркой, фирменным стилем, ноу-хау, торговыми и/или производственными секретами, знаниями, опытом, репутацией и прочими нематериальными активами, разрешает другой стороне (франчайзи) использовать эту систему на оговоренных условиях. [5, с.15]
Следует различать понятия франшиза и франчайзинг, которые в некоторых странах являются синонимами, однако в большинстве стран данные понятия немного отличаются оттенками значения. Франчайзинг – это система продажи товаров или услуг, которая заключается в непрерывном сотрудничестве двух юридически и финансово независимых друг от друга предприятий. Франшиза в свою очередь является сформулированным и четко определенным бизнес-предложением от компании-франчайзера, которое и содержит ноу-хау, торговую марку, сетевые стандарты и нормы. [6]
В соответствие с определением Британской ассоциацией франчайзинга, под франшизой понимается контрольная лицензия, выданная одним лицом (франчайзером) другому лицу (франчайзи), которая:
Так как договор франчайзинга подразумевает наличие двух сторон: франчайзера и франчайзи – то и минусы, и плюсы от франчайзинга получает каждая из сторон. Кроме того, необходимо помнить также о покупателях, на которых и нацелены старания франчайзера и франчайзи.
Плюсы для франчайзи:
Плюсы создания франшизы для франчайзера:
Плюс для потребителя:
Потребитель имеет возможность пользоваться продуктами (услугами) известной ему торговой марки определенного качества и по единой цене. [8]
Минусы для франчайзи:
Минусы для франчайзера: