Анализ национальной экономики России как субъекта процесса регионализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Национальная экономика — это структурированная в отраслевом и региональном пространствах экономическая деятельность в масштабах страны, регулируемая институциональной системой, отвечающей складывающимся в этой стране экономическому, политическому (государственному) и идеологическому (общественному) порядкам. Уровень развития национальной экономики, определяющий ее положение в мировой экономической системе, Актуальность темы исследования обусловливается следующими обстоятельствами и конкурентоспособности страны на международных рынках товаров, услуг и капиталов.

Файлы: 1 файл

1 глава Национальная экономика.docxч.docx

— 189.66 Кб (Скачать)

Поэтому первоначальной задачей при  разработке региональных таблиц распределения  товаров и услуг является оценка региональных объемов выпуска в  отраслевом разрезе. Она актуальна  не только в целях разработки таких  таблиц, но имеет и самостоятельную  ценность. Ввиду отсутствия прямых данных здесь приходится использования  определенные шипорезы, на которых  основаны процедуры перехода от наличных данных к полным показателям выпуска.

В настоящее время наиболее полное совпадение ежегодно публикуемых объемов  производства (выпуска) с показателями системы национальных счетов должно иметь место для сельского  хозяйства. По существующим методичкам оценки сельскохозяйственного производства в него включают результаты деятельности всех занимающихся сельским хозяйством, в том числе натуральный сектор. К сожаленью в последних данных Росстата этот показатель «испорчен» объединением с охотой и предоставлением  услуг в области сельского  хозяйства и охоты. Поэтому данные об  объёмах выпуска такого агрегата превышают показатели сельскохозяйственного  производства (примерно на 10%).4

Доля охоты и услуг в агрегате составляет около  6 %, и если предложить, что доля крупных и средних  организаций в общем выпуске  еще меньше, чем в самом сельском организации   в общем выпуске  еще меньше, чем в самом сельском хозяйстве, то можно считать данные об объемах сельскохозяйственного  производства полным. Таким образом , для сельского хозяйства применим наиболее простой способ объемов выпуска – прямое использования ежегодного публикуемых статистических данных. К сожаленью, для других видов деятельности невозможно прямое использование ежегодных статданных.

Региональная идентичность в контексте глобализации

За последние десять лет изучение отечественными политологами темы регионального  развития проблема региональной идентичности претерпевает заметную эволюцию. В  конце 90-х годов прошлого века, в  контексте разворачивавшейся между  центром и регионами борьбы за раздел сфер юридического и правовой компетенции, региональная идентичность естественным образом  «обтянутых»  региональными элитами на себя экономических, административных и юридических  полномочий. Интерес к этому ракурсу  анализа региональной политики и  региональной идентичности со всей очевидностью подогревался своеобразными «эсхатологическими» ожиданиями конца техпроцессов, начало которым началом которым было положено распадом СССР. Как писал один из отечественных политологов: «Тяга регионов к полному суверенитету, к максимальн6ой независимости от слабеющего центра создает предпосылки для постепенной трансформации федеративных отношений в конфедеративные. В условиях России с её обширными территориями, социокультурным многообразием и деградирующей экономической конфедерация очень скоро превратится в конгломерат самостоятельных «удельных княжеств».

Скоро, правда выяснилось, что интерфиксация  регионов по месту, занимаемому на «параде  суверенитетов», кое-что говорит  о характеристики политического  участия региональных элит, но мало что дает для понимания специфики жизни региона как сложноорганизованного политического сообщества. Справедливое замечание А.В. Качкина в отношении общей логики сравнительных региональных исследований того периода: «Казалось бы, такие исследования целиком должны быть построены на вычленении именно региональной специфики, сопоставлении между собой своеобразия, своеобычности регионов. Понятно, что критерии сравнения должны быть сопоставимы между собой, то есть в определенной мере универсальны. Как правило, за универсальность, почему то  берется пресловутый механизм взаимоотношений с центром. Вопрос, “почему все складывается именно так, а в другой области по–другому?” либо ответ на него ищется в политической сфере, в сфере деятельности властвующих элит. Анализ почти ни когда не “опускается в низ”».5 

Проблема состоит в том, что  научно определенной идентичности формируются  исследователями как раз намереньем подчеркнуть уникальность политического, экономического, культурного правового  пространства и времени данного  региона, несводимость динамики региональных процессов к какому бы то ни было линейному описанию.

Коллективная идентичность, а именно таковой является. по сути, любая региональная идентичность0, конечно, основана на отчуждении данной группы субъектов, связанных с данной политической или культурной реальностью от всех других субъектных групп. Она основана на подчеркивании субъектами собственной уникальности. Но речь идет о том, что такие уникальности должны иметь качество сопоставимости по каким либо фундаментальным основаниям, что бы их можно было включить в единый контекст.

Встает вопрос о корректности отнесения  региона (существенного например, в  соответствии такого федерального государства, как современна Россия ю и не имеющего самостоятельных внешнеполитических и внешнеэкономических интересов  и контактов с субъектами мировой  политики) к той реальности, которая  будет затронута глобализационными процессами на уровне административных, политических идеологических и правовых институтов. Затронуто на столько , что политологам, экономистам , юристам необходима будет исследовать именно этот уровень реальности в соотношении с реальностями глобализацией.

В результате региональное развитие в России как мы его сегодня  видим, представляет собой не только культурный текст, естественным порядком конструируемый массовой сознанием . но в гораздо большей степени , текст сконструированный усилиями науки . Представляется символичной в этой связи, что каждый новый подход к проблем «идентичности региона в политическом и экономическом пространстве современной России» начинается, особенно, если речь идет о диссертационном исследовании . с подробного выяснения исходных теоритических позиций, имеющих часто весьма отдельное отношение к основному предмету исследования. все начинается , как правило, с выяснения смысла, вложенного разными исследователями и в разное время в самом понятии регион» , с доказательства принципиальной правомерности разговор о «региональных институтов» и «региональных процессах».

В принципе, региональное развитие России в период демократических реформ было не чем иным, как попыткой, отказавшись  от идеологических императивов, заняться «сборкой» местных «хороших обществ» из наличного социального, культурного, политического или экономического материала. «Сборкой» одновременно в направлении реализации интересов  самых разных авторов региональной и федеральной политики, что  и  придало российскому регионализму как реальности нелинейность. А как  культурному тексту – многосмысленность и сложность знакового выражения.

В вязи с этим представляется перспективным  для придания отечественной политической региона листики ново творческого  импульса, попытаться посмотреть на особенности  российского регионального развития именно как  на ситуацию формирования в условиях глобализации российского  варианта текста «хорошего общества».

Региональной идентичности в этом случае могут быть представлены в  качестве тех самых элементов, из которых в годы российских демократических  реформ регионы конструировали собственные  модели «хороших обществ». Причем не только в современном их состоянии, но и  в исторической ретроспективе. Потому что на современный процесс аккумуляции экономических функций в центре российской политической системы и его перспективу также можно посмотреть ка на очередную реформаторскую попытку унифицировать региональные идентичности с тем, чтобы в дальнейшем с большей эффективностью осуществить из них (при помощи, в том числе, национальных проектов) сборку «хорошего общества» уже в масштабах всего государства.

Россия и ВТО

 Главной торгово-политической проблемой для России сегодня является нахождение приемлемых условий присоединения к ВТО, которое открывает пути к равноправному участию нашей страны в международной торговле. В ходе переговоров со стороны наиболее влиятельных членов этой организации, так называемых квадро, т.е. США, ЕС, Японии и Канады, к России предъявляются требования, которые не обязательны для вступающих стран:

- снижение или полная отмена импортных пошлин на широкую гамму товаров;

- отказ от регулирования внутренних цен (тарифов) на энергоносители и их повышение до уровня мировых;

- масштабная либерализация сектора услуг, т.е. допуск иностранных компаний на внутренний рынок услуг и к конкурсам на проведение государственных закупок;

- ограничение государственной поддержки сельского хозяйства и субсидий для экспортеров аграрной продукции.

Эти требования говорят о стремлении принять Россию на условиях, отличных от «стандартных», т.е. на условиях, которые  ВТО обычно применяет к странам, имеющим слабые конкурентные позиции. Но, вместе с тем, по словам торгового  представителя США Сьюзан Шваб, присутствие России в ВТО нужно не только самой России, но и США, и всему миру и само вступление в ВТО технически возможно осуществить уже в конце 2007 г.

Отрицательными последствиями  вступления России в ВТО могут  оказаться нижеследующие:

Снижение импортных пошлин при  кризисном состоянии многих отраслей отечественной промышленности создаст  для страны ещё большие трудности. Сведение среднего уровня импортных  пошлин страны с нынешнего российского  уровня на 13 – 14% до уровня среднемировых 3 – 5%, предусмотренных последними раундами ВТО для промышленно развитых стран, может означать серьезный  удар для национальных производителей.

Существенно сократятся поступления  в федеральный бюджет страны в  связи со значительным снижением  импортных пошлин, а, учитывая напряженное  состояние бюджета и трудности  с пополнением его доходной части, придется компенсировать эти потери с помощью повышения акцизов, НДС и других внутренних налогов.

Членство в ВТО существенно  ограничит свободу государства  в области применения тех или  иных эффективных мер регулирования  внешнеэкономической деятельности, особенно ограничивающих импорт. Так, сегодня в ограничениях импорта  в РФ используются различные методы – квоты, нетарифные меры ограничения  импорта, технические барьеры. Однако при вступлении в ВТО Россия будет  вынуждена применять только те методы регулирования, которые установлены  в ВТО.

Вступление в ВТО может осложнить  продвижение России по пути интеграции со странами СНГ в рамках таможенного  союза пяти стран и союза с  Белоруссией.

Однако, кроме минусов, существуют ещё и положительные стороны  вступления РФ в ВТО:

1)Россия получит недискриминационные условия доступа для российских товаров и услуг на зарубежные рынки. В отношении российского экспорта действует около 60 антидемпинговых законов в США, Канаде, странах ЕС. Россия дискриминируется по 58 позициям, в основном в области химической, металлургической, текстильной промышленности. По оценкам МЭРТ РФ, внешнеторговые санкции наносят экономике России ущерб в 1,5 – 2 млрд. долл. ежегодно.

2)Появятся благоприятные предпосылки включения РФ в международную производственную кооперацию и другие формы международного делового сотрудничества.

3)Став членов ВТО, российские экспортеры и импортеры обретут международно-правовую защиту.

4)Страна получит доступ к механизму ВТО по разрешению торговых споров, возможность влияния  на определение торговой политики в глобальных масштабах. В данный момент Россия не имеет практически никаких рычагов влияния на мировую торговлю товарами и услугами.

5)Вступив в ВТО, Россия сможет получать информационно-консультативные услуги.

6)Цивилизованные правила будут внедрены на внутреннем российском рынке.

Вместе с тем, следует учитывать, что степень либерализации российского  импорта и так уже довольно высока. Так, среднеарифметический уровень пошлин в России в 2001 г. составил 11,8%. Для ЕС этот показатель равен 3,9%, а для США – 4%. Но известно, что более высокий уровень таможенной защиты по сравнению с российским уже имеют Индия, Китай, Вьетнам, Румыния, Болгария, Мексика, Бразилия - стран относительно недавно ставших членами ВТО.

Суть дискуссии в нашей стране по вопросу участия в ВТО сводится к тому, что оно не должно быть самоцелью и не может быть достигнуто любой ценой. Главная выгода для  страны, если она присоединиться к  ВТО, состоит в «добровольно-принудительном»  формировании действительно рыночной, конкурентной среды, где все участники  внешнеэкономической деятельности должны будут соблюдать установленные  правила в мире. В результате, постепенно, в течение заранее  оговоренного переходного периода  будет создана предсказуемая  и надежная организационно-правовая основа для устойчивого и уверенного дальнейшего экономического роста  России.

Россия в мировом экономическом  пространстве

На современном этапе значение России в мировом экономическом пространстве и в между народных экономических отношениях заметно меньше ее экономического и научно-технического потенциала, а также ее ро ли на мировой политической арене. По оценке Госкомстата Российской Федерации, процентное отношение валового внутреннего продукта России по паритету покупательной способности в расчете на душу населения достигло в 1996 г. лишь 24,1% к такому же показателю США, со ставив 6,7 тыс. против 27,8 тыс. долл. В целом по объему ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности, Рос сия заметно отстает от ведущих промышленно развитых государств (от США — в 7 лишним раз). Еще более разительно отставание России по показателю ВВП, рассчитанному по текущему курсу. Составив в 2000 г. 290 млрд долл., он был примерно в 33 раза меньше, чем у США, и в 3,3 раза по сравнению с КНР. По объему экспорта Россия оказывается позади таких стран, как Нидерланды, Бельгия, Испания, Республика Корея, КНР и ряд других. Она занимает 17-ое место в мировом экспорте и 29-ое место в импорте (1,7% и 0,7%, соответственно). Уступает Россия широкому кругу стран и по такому показателю, как интенсивность внешнеэкономических связей. Вместе с тем процесс глобализации отчетливо проявляет себя в сотрудничестве зарубежных стран с Россией в сфере прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. Выражается это в активной роли, которая принадлежит в таких инвестициях транснациональным компаниям и банкам. В результате анализа фирменной структуры иностранных инвесторов обнаруживается, что из 100 ТНК, выступающих в качестве крупнейших в ми ре инвесторов за рубежом, на территории России в настоящее время имеют свои дочерние компании и филиалы, а также участвуют в совместных предприятиях около 90 компаний, таких, как "Роял Датч Шелл", "Бритиш Петролеум", АМОКО и др. В целом по России на предприятиях с иностранным капиталом, согласно данным Госкомстата России, работает более 0,5 млн человек. Прогнозные оценки показывают, что к концу первого пятилетия XXI века на таких предприятиях может быть занято до 4 млн человек. Для сравнения отметим, что в середине 90-х гг. в США на подобных предприятиях работало чуть более 3 млн человек. Появление и активизация в России крупнейших в мире ТНК и банков совпадают с развитием в стране процесса концентрации и централизации отечественного капитала, который охотно идет на сотрудничество, вплоть до сращивания с мировыми титанами. Процесс глобализации проявляется и в формировании неблагоприятной специализации России в международном разделении труда, в развитии ряда ассиметричных тенденций. Как указывалось выше, Россия занимает весьма скромное место в системе международных экономических отношений. На территории России нет центров мировых товарных рынков, где формировались бы конъюнктурные факторы развития таких рынков. Крайне мал перечень товаров, по экспорту которых России принадлежит ведущее место. Это природный газ, алмазы, платина, никель и аммиак. Российский экспорт не эластичен. Слишком высока степень его концентрации. Гипертрофированное место в нем принадлежит топливно-энергетической товарной группе (до 50%). Развитие экспорта нефти стало определяющим фактором не толь к экономической, но и политической ситуации в стране.

Информация о работе Анализ национальной экономики России как субъекта процесса регионализации