Анализ национальной экономики России как субъекта процесса регионализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Национальная экономика — это структурированная в отраслевом и региональном пространствах экономическая деятельность в масштабах страны, регулируемая институциональной системой, отвечающей складывающимся в этой стране экономическому, политическому (государственному) и идеологическому (общественному) порядкам. Уровень развития национальной экономики, определяющий ее положение в мировой экономической системе, Актуальность темы исследования обусловливается следующими обстоятельствами и конкурентоспособности страны на международных рынках товаров, услуг и капиталов.

Файлы: 1 файл

1 глава Национальная экономика.docxч.docx

— 189.66 Кб (Скачать)

Мировой экономический кризис, тлевший  еще с начала века, благодаря тому, что причины кризиса старательно  замалчивались, а его далеко идущие последствия не оценивались как  серьезные, постепенно перерос в  финансовый кризис в России.

 Финансовый кризис в России все-таки привел страну на грань экономического шока, ввергнув в состояние растерянности простых граждан, не успевших адаптироваться к новым реалиям. Резкое падение мировых цен на товары традиционного российского экспорта, снижение доступности дешёвых кредитов в конце 2008 года и начале 2009 спровоцировали обвал на фондовом рынке России, девальвацию рубля, снижение промышленного производства, ВВП, доходов населения, а также рост безработицы. Антикризисные меры правительства потребовали трат значительной доли международных резервов.

По состоянию на 1 июля 2009 года международные (ранее — золотовалютные) резервы  Центрального банка составляли 412,6 млрд. долл. По сравнению с 1 июля 2008 года, когда объём международных  резервов России составлял 569 млрд. долларов, этот показатель снизился на 27,5 %5.

В мае 2009 года ВВП России снизился на 11 % по отношению к аналогичному месяцу прошлого года. Экспорт упал по сравнению с маем 2008-го на 45 процентов, составив 23,4 млрд. долл. Импорт снизился на 44,6 процента до 13,6 млрд. долл. Сальдо торгового баланса уменьшилось  в 1,8 раза. В целом же по прогнозам  Минэкономразвития РФ, Всемирного банка  в 2009 году ожидается сокращение экономики страны на 8 %.

Взаимодействие России со странами СНГ

Россия является крупнейшим государством-участником СНГ. Составляя более половины населения  и свыше 60% совокупного дохода Содружества, она занимает лидирующее положение  в реформировании экономики, обладая  наиболее емким рынком, оказывает  наиболее существенное влияние на развитие ситуации в СНГ. При сохраняющейся  взаимозависимости и прозрачных границах, считают эксперты, - любые  решения российских властей откликаются  усиленным эхом - от «шоковой» терапии  и обмена денежных купюр до удавшейся  и неудавшейся приватизации.

Несмотря на то, что Россия в 90-е  гг. не определяла тип политического  развития других стран СНГ, направленность движения, конституционные параметры, политические институты во многих постсоветских  государствах формировались не без  российского идейного влияния.

Если анализировать экономические  стратегии взаимодействия России со странами СНГ, то они развивались  крайне неравномерно. Наибольшим динамизмом отличались внешнеторговые связи с  Украиной и Белоруссией, тогда как  наименьшие показатели во внешней торговле наблюдались с Арменией и Грузией.

В течение 1992-1993 гг. Россия заключили  двусторонние соглашения о свободной  торговле с большинством независимых  государств. Для этих отношений было характерно доминирование вертикальных связей, замыкавшихся на Москве. Новым  этапом этих отношений стало подписанное  в апреле 1994 года соглашение «О создании зоны свободной торговли», которое  знаменует переход от двустороннего к многостороннему сотрудничеству.

Следующим важным шагом в реализации экономической стратегии России можно считать подписанное в  январе 1995 года соглашение о тройственном Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией, затем  к нему присоединились Киргизия и  Таджикистан.

В декабре 1998 года была подписана Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси. Особым направлением развития интеграционного  процесса можно считать подписанное  в апреле 1996 года Соглашение о глубоком политической и экономическом интегрировании Сообщества Белоруссии и России, а  в 1997 г. - об образовании Союза. В январе 2000 г. в ходе визита в Москву главы  Белорусского государства был подписан ряд новых документов, направленных на дальнейшее углубление сотрудничества.

Новым этапом многостороннего межрегионального сотрудничества стало учреждение 10 октября 2000 г. Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и  Республикой Таджикистан международной  организации «Евразийское экономическое  сообщество» (ЕврАзЭС). Эта организация была создана для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в соглашениях о Таможенном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

Целью создания интеграционного объединения  определено формирование субрегиональной  организации, отличающейся более глубоким, по сравнению с Содружеством Независимых  Государств, уровнем интеграции.

При этом, хотелось бы отметить, что в отличие от СНГ, объединение стран в ЕврАзЭС является в перспективе не только более прочным, но и, как нам представляется, более демократичным. Более того, ЕврАзЭС соответствует критериям и постулатам теории интеграции. Интерес в этом отношении представляет определение интеграции, данное К. Дойчем, как «взаимоотношений между субъектами, которые являются взаимозависимыми и совместно производят тот системный продукт, которого они порознь будут лишены. Иногда, однако, термин «интеграция» также используется с целью описания интегративного процесса, при котором такое взаимодействие или состояние дел между первоначально отделенными субъектами достигаются».

ЕврАзЭС будет эффективнее ранее существовавших совместных экономических формирований, так как страны-участники перешли на стандартную международную процедуру принятия решений: число голосов, принадлежащих той или иной стране, должно соответствовать той доле, которую она внесла в бюджет ЕврАзЭС. По согласованному мнению, Россия обладает – 40 голосами, у Белоруссии и Казахстана – по 20 голосов, у Киргизии и Таджикистана – по 10 голосов.

 Тенденции развития экономической  интеграции стран СНГ

Тенденции развития экономической  интеграции стран СНГ кажутся  очень перспективными. На заседании в Бишкеке в 1998 г. главы правительств утвердили программу первоочередных действий по формированию единого экономического пространства, в которой оговариваются действия по сближению законодательств, таможенных и транспортных тарифов, взаимодействие отраслей и предприятий трех республик. А в апреле 2001 года состоялась неделя СНГ, на которой обсуждались самые острые проблемы. Состоялись конференции и заседания на следующие темы:

1) "Транспортное обеспечение  внешнеэкономической деятельности  и транзит в СНГ";

2) Заседание Правления Лизинговой  Конфедерации "СНГ ЛИЗИНГ";

3) Заседание Межгосударственного  валютного комитета;

4) Совещание с представителями  Министерства промышленности и  науки Российской Федерации по  обсуждению направлений совместной  работы по развитию сотрудничества  в легкой промышленности и  потребительском рынке СНГ;

5) Международный семинар (конференция)  по экономическим вопросам с  повесткой дня: "Проблемы инвестиций  и пути повышения конкурентоспособности  продукции товаропроизводителей  Беларуси, России и других стран  СНГ".

Сегодня страны-участницы Содружества  независимых государств рассматривают  возможность создания в отдаленной перспективе валютного союза  и введения единого платежного средства. Об этом стало известно после состоявшегося  в Минске 24-25 февраля 2005 г. года заседания  рабочей группы представителей центробанков стран Содружества, на котором дорабатывался проект программы по реализации концепции сотрудничества и координации деятельности государств-участников СНГ в валютной сфере.

Возможность создания в перспективе  валютного союза в рамках СНГ  уже предусматривается, но это можно  рассматривать пока сугубо теоретически и без наличия каких-либо обязательств. В то же время, стратегические предпосылки  возврата единой валюты в рамках СНГ  имеются, и это соответствует  международной тенденции создания валютных зон и валютных союзов.

Отмечая разный уровень интеграции стран СНГ, специалисты уверены, что наиболее близок переход к  единой валюте в рамках Союзного государства  Беларуси и России. По их прогнозам, следующим этапом валютной интеграции может стать введение единой валюты на территории стран Единого экономического пространства (ЕЭП) Беларуси, России, Украины и Казахстана или же в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) Беларуси, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизстана.

В вопросах курсовой и валютной политики даже сама жизнь заставляет страны СНГ идти примерно в одинаковом направлении. За годы независимости созданы различные  экономические системы, но в плане  валютной политики есть оптимальное  направление, к которому страны СНГ  в той или иной степени приближаются. В частности, для всех стран СНГ  характерен "плавающий" курс национальной валюты и значительное снижение темпов девальвации. Таким образом, присутствует стихийное сближение механизмов валютной и курсовой политики, и  их введение в некое единое русло  принесет намного больший эффект.

Говоря о конкретных мероприятиях рассмотренной на заседании программы, необходимо отметить, что при их разноплановости в целом предусматривается постепенный переход к единой курсовой политике и оптимизации валютных режимов. Планируются также сближение платежных систем, увеличение доли использования национальных валют в расчетах, дедолларизация национальных экономик.

Прогноз развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве в рамках СНГ

Можно сказать, что на постсоветском  пространстве в настоящее время  выстроена многоуровневая система  интеграции по степени близости тех  или иных стран. Самая большая  из них - это СНГ, союз 10 независимых  государств. В рамках СНГ действует  ЕврАзЭС, куда входят только пять стран, и в рамках ЕврАзЭС существует Союзное государство двух стран. В обозримом будущем туда не смогут войти еще какие-то страны.

Однако, сложность и противоречивость развития СНГ требует внимательного и всестороннего анализа пройденного пути. От объективной оценки неудач первых лет интеграции и накопленного позитивного опыта, правильного выбора дальнейшей стратегии хозяйственного и политического развития стран Содружества будет зависеть их экономическое положение и роль на мировой арене в будущем. Если не будут внесены серьезные коррективы, то в условиях накопления существующих в настоящее время между странами СНГ негативных моментов и противоречий, Содружество может расколоться на ряд конкурирующих субрегиональных блоков, а страны, входящие в них, - стать сырьевыми придатками промышленно развитых держав.

Возможность реализации такой перспективы  непосредственно связана с особенностями  развития мировой экономики на пороге XXI века, опытом хозяйственной интеграции в Западной Европе и в других регионах мира. Межгосударственная экономическая  интеграция, создание и развитие все  новых региональных образований - неотъемлемая черта современных мирохозяйственных  связей, составная часть процессов  их глобализации и регионализации.

Источником многих проблем являются слабые, «недореформированные» государственные структуры, унаследованные от советского прошлого. Но их слабость не означает, что у государства не хватает властных полномочий в отношении граждан и экономических субъектов. Наоборот, их слишком много. Продолжая советскую практику, государственные органы в странах СНГ пытаются вмешиваться в детали деловой активности предприятий и повседневной жизни своих граждан. Именно паразитическое поведение государственных органов является главной причиной плохого предпринимательского климата и низкой инвестиционной активности в странах СНГ.

Политическая неорганизованность среднего класса и слабость институтов гражданского общества препятствует эффективной  борьбе с этими отрицательными явлениями. Если малый и средний бизнес остается в своей массе беззащитным, крупные  предприниматели пробуют входить  в симбиоз с политикой и  государственным аппаратом.

В таких условиях развитие и укрепление интеграционных процессов на постсоветском  пространстве не может проходить  динамично и тем более порождать  конкурентоспособные стратегии, реализовывать  перспективные взаимовыгодные инвестиционные проекты. Партнеры не уверены друг в  друге и стараются, поддерживая  связи с Россией, параллельно  и порой более активно налаживать взаимодействие с США, ЕС и другими  странами, создавать новые межгосударственные образования.

Необходима разработка программ согласованных  мер, учитывающих новые реалии сложных  процессов, происходящих в переходных экономиках стран СНГ, с их одновременной  интеграцией в систему мирохозяйственных  связей, а также между собой  в субрегиональные союзы. Выполнение таких мер будет зависеть от того, в какой мере будут учтены и  согласованы интересы партнеров  по Содружеству.

В настоящее время наиболее устойчивые тенденции укрепления сотрудничества наблюдаются лишь в сфере коллективной безопасности, поскольку территориальная  целостность и внутренняя стабильность волнует лидеров постсоветских  республик ничуть не меньше экономического благополучия.

Полагаем, что СНГ как межгосударственная структура еще имеет потенциал  развития, хотя уже сейчас мы наблюдаем  ее постепенную трансформацию в  новые образования. В ближайшее  десятилетие произойдет окончательное  определение бывших союзных республик  в выборе своих стратегических партнеров. Часть из них уже сделала свой выбор в пользу России (Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия). Не исключено более тесное взаимодействие с Арменией, Украиной и Узбекистаном. Относительно Азербайджана, Молдовы, Туркменистана  в настоящее время трудно сказать  что-то определенное.

Экономические связи с  развивающимися странами

Внешнеэкономические связи с развивающимися странами предстают как необходимое  звено в механизме её внешних  отношений со странами мира.

Сложившаяся взаимодополняемость экономик России и ряда развивающихся стран, сравнительно невысокая требовательность их рынков, взаимные интересы и другие факторы превращают эти страны по многим позициям в наиболее вероятных потребителей российской продукции. В свою очередь, многие развивающиеся страны рассматривают товарообмен с РФ как дополнительный и альтернативный источник в торгово-экономических связях с Западом.

Информация о работе Анализ национальной экономики России как субъекта процесса регионализации