Анализ национальной экономики России как субъекта процесса регионализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Национальная экономика — это структурированная в отраслевом и региональном пространствах экономическая деятельность в масштабах страны, регулируемая институциональной системой, отвечающей складывающимся в этой стране экономическому, политическому (государственному) и идеологическому (общественному) порядкам. Уровень развития национальной экономики, определяющий ее положение в мировой экономической системе, Актуальность темы исследования обусловливается следующими обстоятельствами и конкурентоспособности страны на международных рынках товаров, услуг и капиталов.

Файлы: 1 файл

1 глава Национальная экономика.docxч.docx

— 189.66 Кб (Скачать)

1-Национальная экономика России

Национальная экономика — это  структурированная в отраслевом и региональном пространствах экономическая деятельность в масштабах страны, регулируемая институциональной системой, отвечающей складывающимся в этой стране экономическому, политическому (государственному) и идеологическому (общественному) порядкам. Уровень развития национальной экономики, определяющий ее положение в мировой экономической системе, Актуальность темы исследования обусловливается следующими обстоятельствами и конкурентоспособности страны на международных рынках товаров, услуг и капиталов.

Структура национальной экономики

 Структура национальной экономики  – это совокупность исторически  сложившихся устойчивых, способных  к воспроизводству функциональных  взаимосвязей между различными  единицами национальной экономики.  Выделяют следующие виды структуры  национальной экономики:

1) домашнее хозяйство, подразумевающие  рассмотрение структуры национальной  экономики как взаимосвязи между  домашними хозяйствами. Выделение  этого вида структур связано  с тем, что домашние хозяйства  являются мощным экономическим  субъектом, производящим значительную  часть национального богатства,  влияющим на характер других  взаимосвязей;

2) социальная структура, исходящая  из деления национальной экономики  на определенные сектора, которые  находятся между собой в органичной  взаимосвязи. Деление производится  по различным критериям, например  группам населения, предприятий,  видам труда. Обычно выделяют  государственный и частный сектора  экономики; 

3) отраслевая структура, предполагающая  выделение отраслей экономики  и определение характера и  сущности взаимосвязи между ними. Отрасль национальной экономики  – это единицы национальной  экономики, в процессе общественного  производства, выполняющие схожие функциональные задачи. Этот вид структурирования национальной экономики имеет большое значение, так как позволяет реализовать качественное прогнозирование экономического развития;

4) территориальная структура, предполагающая  анализ географического распределения  производительных сил в рамках  национальной экономики – разделение  национальной экономики на различные  экономические районы;

5) инфраструктура национальной  экономики, исходящая из определения  рода и характера взаимодействия  сфер экономики;

6) структура внешней торговли, предполагающая анализ характера  соотношений различных товарных  групп, их импорта и экспорта.

Сущность национальной экономики  состоит в том, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда и т. д.

В. В. Леонтьев определяет национальную экономику как систему, способную  к саморегуляции, состоящую из различных видов деятельности.

Изучению национальной экономики  посвящен ряд смежных с ней  наук и учебных дисциплин:

1) экономика промышленности;

2) экономика строительства;

3) экономика сельского хозяйства;

4) экономическая теория.

Структурный анализ национальной экономики, по словам его основоположника Р. Бара, позволяет провести более полный и всесторонний анализ экономических  процессов. Исходит он из того, что  структура является способом упорядочения различных единиц в экономике  и формирования между ними органичного  взаимодействия. Существуют два вида структуры национальной экономики:

1) экономические структуры определяющие  функционирование экономических  единиц национальной экономики.  Изучение характера взаимосвязей  между ними представляет интерес,  так как они определяют сущность  национальной экономики;

2) неэкономические структуры, определяющие  функционирование неэкономических  единиц – культуру, образование  и т. д. Их анализ представляет  интерес только в той степени,  в которой эти единицы и  взаимосвязь между ними оказывают  влияние на функционирование  национальной экономики. Ф. Перу  полагает, что структура национальной  экономики отличается пропорциями  и отношениями между ее составляющими  частями. Пропорция – это значение  подвергнутой анализу единицы  национальной экономики по отношению  к другим. Отношения – это относительно  устойчивые связи между единицами  национальной экономики, способные  к изменению и сохранению.

Р. Тинбергенг считает важным проведение структурного анализа экономики, так как он позволяет определить ее сущность и сделать прогноз будущего состояния и развития, при этом исходит из следующих особенностей структурного анализа национальной экономики:

1) он позволяет более полно  объяснить протекающие в национальной  экономике процессы;

2) он дает возможность на основании  данных, полученных в результате  проведения структурного анализа,  выработать более эффективную  и результативную национальную  экономическую политику, которая  будет более гибкой, адаптированной  и актуальной.

Теории структурных реформ национальной экономики.

Необходимость структурных реформ обычно связана с упадком национальной экономики, затяжным экономическим  кризисом. В ситуации, когда функционирование национальной экономики не отвечает требованиям достойного уровня жизни, под давлением населения правительство  страны вынуждено пойти на ряд  крайних мер по изменению состояния  национальной экономики – на структурные  реформы.

Проведение структурных реформ национальной экономики всегда входит в поле деятельности государственного аппарата.

Для того чтобы структурные реформы  были более эффективными, обычно они  оформляются в виде программ –  рассчитанных на долгосрочную реализацию, взаимосвязанных между собой  мероприятий. Программы могут быть различными по своему содержанию, целям, задачам, методам оформления и отражают конкретные особенности национальной экономики.

Реформа пенсионной системы является одним из наиболее действенных механизмов структурного реформирования национальной экономики. Здесь задача заключается  в том, чтобы перейти к системе  негосударственных пенсионных фондов, которые могут реализовать более  эффективное управление доверенными  им финансовыми средствами. Но полный уход государства не способствует установлению экономической стабильности – оно  должно сохранить за собой право  регулирования деятельности негосударственных  фондов. Реформирование пенсионной системы  наиболее сложная, но тем не менее необходимая часть структурных реформ, так как позволяет мобилизовать необходимые объемы финансовых ресурсов для развития национальной экономики.

Реформирование банковской сферы  вызвано тем, что она реализует  значительные экономические функции  – обеспечивает денежный поток для  целей экономического развития. Ее главная роль состоит в создании денег. Это задача центрального банка. Специфика конкретной банковской системы  зависит от реальных условий и  потребностей национальной экономики.

Главной проблемой банковской сферы  стал всеобщий и системный невозврат  кредитов, связанный с общим экономическим  спадом, снижением активности хозяйствующих  субъектов, уменьшением доходов  населения и общего уровня жизни.

Другой особенностью является снижение доверия населения к банковской системе, так как население переключилось  на использование в небанковских форм сбережений и стало негативно подходить к возможностям инвестирования денежных средств в национальную экономику.

Результаты реализации программ структурного реформирования показывают их эффективность  и результативность. Наметившаяся экономическая  стабилизация позволяет сделать  вывод о том, что страны с переходным типом экономики смогут в долгосрочной перспективе выйти на устойчивые показатели экономического роста.

Экономика России 2008—2009 годы

Валовый внутренний продукт за первые три квартала составил 30 759,8 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,3 % в реальном исчислении. Накопленная в январе — ноябре инфляция составила 12,5 %. В первом полугодии розничная торговля прибавила 15,2 %, строительство 22,4 % (построено 240,5 тыс. квартир общей площадью 21,7 млн квадратных метров (102,9 % к первому полугодию 2007 года). Рост сельскохозяйственного производства составил 4,3 %. Внешняя торговля в январе — мае 2008 года составила 303,4 млрд долларов США (147,6 % к аналогичному периоду прошлого года), в том числе экспорт — 193,8 млрд долларов США (150,7 % к аналогичному периоду прошлого года), импорт — 109,7 млрд долларов США (142,5 % к аналогичному периоду прошлого года). Денежные доходы (в среднем на душу населения) в июне 2008 года составили 15552 рубля (124,9 % к июню 2007 года, реальные располагаемые денежные доходы за этот период выросли на 6,6 %), среднемесячная номинальная заработная плата — 17808 рубля (к июню 2007 года номинально 128,6 %, реально (с учётом инфляции 111,7 %).

Промышленное производство в первом полугодии 2008 года по сравнению с  аналогичным периодом прошлого года выросло на 5,8 %, в том числе  в июне — на 0,9 %. В обрабатывающей промышленности рост составил 8,4 % (в  том числе в июне — 0,6 %), в добывающей промышленности рост составил 0,6 % (в  июне 0,5 %), в электроэнергетике производство выросло на 4,1 % (в июне на 4,0 %). Замедление роста обрабатывающей промышленности в июне 2008 года в основном обусловлено провалом в производстве машин и оборудования, где производство по сравнению с июнем 2007 года уменьшилось на 29,8 %.

В середине 2008 года Путин объявил  о необходимости создания в России международного финансового центра (МФЦ), для чего, по его мнению, нужно  провести значительные изменения в  ряде сфер для улучшения финансовой системы страны. Год спустя Путин  подписал указ, которым утвердил подробный  план действий по формированию МФЦ, после  этого началась активная реализация данного плана. Проект создания МФЦ  наряду с модернизацией экономики  стал одной из ключевых государственных  задач.

Разразившийся мировой экономический  кризис не обошёл стороной и Россию. По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными  заимствованиями частного сектора  в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований». Произошёл обвал на фондовом рынке России, девальвация рубля, снижение промышленного производства, ВВП, доходов населения, а также рост безработицы. Антикризисные меры правительства потребовали значительных трат. По состоянию на 1 июля 2009 года международные резервы Центрального банка составляли $412,6 млрд. По сравнению с 1 июля 2008 года, когда объём международных резервов России составлял $569 млрд, этот показатель снизился на 27,5 %. В мае 2009 года ВВП России снизился на 11 % по отношению к аналогичному месяцу прошлого года. Экспорт за этот месяц упал по сравнению с маем 2008 на 45 %, составив $23,4 млрд; импорт снизился на 44,6 % до $13,6 млрд. Сальдо торгового баланса уменьшилось в 1,8 раза. Во второй половине 2009 года экономический спад был преодолён, в III и IV кварталах этого года рост ВВП России с учётом сезонности составил 1,1 % и 1,9 % соответственно.[76] По итогам 2009 года ВВП России упал на 7,9 %.. Данные показатели позволили России выйти на третье место по ВВП на душу населения среди стран бывшего СССР, обогнав по этому показателю Латвию и уступив только Эстонии и Литве.

В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики  России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство.

1

 

Экономика России на 2010 год

По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9 %) и роста  промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран  «Большой восьмёрки», уступив только Японии. По итогам 2010 года рост ВВП России составил 4,3 %.Россия вышла на 6-е место  среди стран мира по объёму ВВП  по ППС.

Рост ВВП России в 2011 году составил 4,3 %, темпы роста не изменились по сравнению с предыдущим годом. По итогам 2011 года инвестиции в России достигли рекордного за последние 20 лет  уровня в 370 млрд долларов за год. Таким образом, каждый день в экономику России инвестируется более 1 миллиарда долларов. Темпы инфляции опустились до рекордно низкого уровня со времён распада СССР, за 2011 год индекс цен вырос только на 6,6 %. С 1 января 2012 года начало работу Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. 22 августа того же года Россия вступила во Всемирную торговую организацию.

Большое количество экспертов уверены, что экономика России будет подниматься выше, в отличие от некоторых других стран. Представитель Goldman Sachs согласен с тем, что Россия обгонит ведущие страны Европы через 20 лет. С таким ВВП встаёт вопрос о присоединении России к Евросоюзу. Аналитики Morgan Stanley считают, что Россия может стать в 2012 году единственной страной в регионе CEEMEA (Центральная и Восточная Европа, Ближний Восток и Африка), чья экономика ускорится по сравнению с 2011 годом. Согласно оценкам экспертов Morgan Stanley, в 2011 году экономика РФ вырастет на 4,5 %, а в 2012 году её рост составит уже 5 %. По прогнозам аналитиков Morgan Stanley, в 2012 году инфляция в России снизится до 6,4 %.

Национальная экономика России: современное состояние и перспективы  развития

В самом начале хочется сделать  краткий экскурс в историю. Любая  периодизация истории экономики, каким  бы методом она ни осуществлялась, всегда будет грешить условностью. Но, признавая эту условность, в  истории любой страны всегда можно  найти поворотные для ее судьбы вехи. К таким поворотным пунктам в  новой и новейшей истории нашей  страны относятся, несомненно, 1861, 1917 и 1992 годы. Начиная с этих пунктов, происходят глубинные процессы смены  социально-экономической системы. Были или не были эти процессы завершенными — другой вопрос. Главное — движение к новым системам не просто начиналось, новые системы с той или  иной степенью эффективности функционировали, выявляли свои потенции, и — сметались  с исторической сцены с очень  большими социальными издержками. В 1861 году Россия реально двинулась  к формированию рыночной социально-экономической  системы. В 1917 году в нашей стране был осуществлен потрясающий  по своему размаху эксперимент нерыночного  хозяйствования. В 1992 году страна попыталась вернуться к рыночной системе. Скажу  заранее: ни в одном из трех случаев  в России не было создано органической социально-экономической системы. Россия никогда не помещалась в рамки  экономических моделей. То ли ей в  них тесно, то ли модели не вполне адекватно  отражали российские реалии. Теперь рассмотрим наше время.

Информация о работе Анализ национальной экономики России как субъекта процесса регионализации