Анализ национальной экономики России как субъекта процесса регионализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Национальная экономика — это структурированная в отраслевом и региональном пространствах экономическая деятельность в масштабах страны, регулируемая институциональной системой, отвечающей складывающимся в этой стране экономическому, политическому (государственному) и идеологическому (общественному) порядкам. Уровень развития национальной экономики, определяющий ее положение в мировой экономической системе, Актуальность темы исследования обусловливается следующими обстоятельствами и конкурентоспособности страны на международных рынках товаров, услуг и капиталов.

Файлы: 1 файл

1 глава Национальная экономика.docxч.docx

— 189.66 Кб (Скачать)

Расширение экономического сотрудничества России с развивающимися странами тесно  связано с укреплением и развитием  экспортного сектора на основе диверсификации и облагораживания его структуры, как в плане расширения географии  экспорта, так и его реального  исполнения.

Наиболее перспективными для расширения российского экспорта выступают новые индустриальные страны. При этом возможно наращивание, как экспорта сырья, так и готовых изделий, в том числе продукции обрабатывающей промышленности: машин и оборудования. Совокупные закупки развивающимися  странами сырья выросли в 10 раз, а промышленных изделий даже более.

Важным направлением российского  экспорта стал вывоз высокотехнологичного комплексного оборудования и связанных  с ним  услуг, лицензий, научных  идей для их совместного практического  воплощения. С середины 90-х основной объем приходится на Иран, Индию, Китай, Марокко, Кубу. В этих странах запущено несколько энергетических, металлургических и других промышленных объектов.

Традиционным направлением экспорта России в развивающиеся страны остаются поставки вооружений и военной техники. В 90-ые годы объем экспорта вооружения и военной техники России составил 3 млрд. долл.

Большую роль в наращивании российского  экспорта играют инвестиции, направленные на создание и развитие производств, ориентированных на местные рынки  развивающихся стран, а также  на экспорт в третьи страны. Немаловажное значение в данном вопросе играют набирающие силу в последние годы российские финансово-промышленные группы. Данные инвестиции должны быть по большей части направлены в полюса экономического роста, в зоны с благоприятным инвестиционным климатом, как, например, разного рода свободные зоны.

Кроме того, следует отметить, что  при ориентации на экспортную экспансию  в развивающиеся страны существует возможность для расширения импорта  из них сырья, продовольствия, потребительских  товаров, техники и технологии и, конечно, капитала.

Проблемы, связанные с импортом из развивающихся стран, решаются увеличением  производства нужной нам продукции  путем создания в развивающихся  странах собственных или совместных предприятий с участием местного капитала (совместные и собственные  предприятия в Китае, например).

В развивающихся странах, прежде всего  в новых индустриальных странах, есть возможность приобретать широкий  ассортимент промышленных изделий: одежды, обуви, товаров повседневного  спроса, электроники и т. д. Кроме  того, нельзя забывать о том, что  именно новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии могут рассматриваться  как важный источник будущих капиталопотоков в экономику России. В Азиатско-Тихоакеанском регионе сосредоточено 60% мирового инвестиционного потенциала. Но доля азиатских инвестиций в Россию составила лишь 1,5% во всем объеме капиталовложений.

Азиатские банкиры давно присматриваются  к российским возможностям. Членами  Ассоциации банков Азии был проявлен интерес к 20 инвестиционным проектам в РФ, в частности, в нефтеперерабатывающей, лесной промышленности и энергетике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-Регионализации в современной России

Регионализация — процесс перераспределения  властных компетенций, передачи функций  от национального на наднациональный  региональный уровень, появление и  развитие новых институциональных  форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях.

Начало регионализации России

 В 1990-е годы Россия пережила  процесс  регионализации социо-культурного, экономического и административно-политического пространства страны. На базе индустриального в своей основе единого народнохозяйственного комплекса и однородного (гомогенного) государственно-правового пространства возникли восемьдесят девять субъектов федерации, каждый из которых получил в свое ведение большую часть экономических объектов, расположенных на его территории, и сформировал собственную политическую и правовую систему. Несомненным позитивным следствием прошедшей регионализации Российской Федерации стало то, что ее субъекты научились жить самостоятельно, породили новую волну социальных проектов, а также новую систему управленческих практик.

Однако созданные  в результате освоения индустриального, территориально-географического  и  социально-политического наследства Советского Союза новые регионы  России сформировались как административно-интегрированные  сообщества, главными действующими субъектами которых стали региональные органы власти, а главной управленческой практикой – администрирование. Если в индустриальную эпоху таким  образом организованные государственно - (административно) -территориальные сообщества еще могли быть конкурентоспособными, то уже в середине 1990-х годов явственно обозначились пределы их роста. В глобализирующемся мире, совершающем переход от индустриальной экономики к постиндустриальной и от административной интеграции к культурной, российские регионы оказались неконкурентоспособными. Началось «свертывание» пространства «административных» регионов России.

Вместе с тем  в России в  конце 1990-х годов развернулось строительство  новых «культурно-экономических» регионов. Последние формируются как сообщества, основанные на пространственной локализации  определенных видов экономической  деятельности, центром которой является управление финансами и собственностью, разработка новых технологий и продуктов, а также создание необходимой  для этого информационно-коммуникационной инфраструктуры и сферы социально-культурных услуг. Эти сообщества ориентированы  на переход к постиндустриальной экономике и культурной интеграции.

Новые «культурно-экономические» регионы  не покрывают всю карту страны как единое гомогенное пространство, вытесняющее все другие притязания на присвоение этого же пространства. Контуры разных экономических регионов пересекаются, образуют причудливые "узоры" новой политической, социальной, экономической  и культурной географии.

Ясно, что новые  экономические  регионы будут  развиваться за счет "свертывания" прежнего административного  пространства старых административных регионов, деконструируя его и высвобождая тем самым элементы и энергию для создания нового. Но столь же ясно, что сообщества, не влившиеся в новые экономические регионы, будут страдать. Часть регионов фактически признали поражение в этой конкуренции и отказались от дальнейшей борьбы. Они пребывают в сильнейшей депрессии: население, ведущее индустриальный образ жизни и не находящее применения своим силам в новых обстоятельствах, деградирует. Таким образом, новые регионы являются "лоскутными" по отношению к общему пространству России. Расширение их пространства требует освоения населением новых техник и типов деятельности, получения нового профессионального образования и пр., в том числе освоения новых техник государственного управления.

Российское  государство в состоянии  и  обязано сделать новую регионализацию страны управляемой и продуктивной. Если попытаться охарактеризовать процесс  пространственного развития России в последнее десятилетие, то суть его может быть выражена понятием "регионализация". В стране нарастает правовое, государственно-административное, социо-культурное и экономическое своеобразие отдельных территорий. Прежняя регионализация целенаправленно задавалась государством и опиралась на стратегию и практику размещения производительных сил, вырабатываемую Советом по размещению производительных сил при Госплане СССР. Формировавшиеся при этом регионы являлись частями единого народнохозяйственного комплекса, их границы, как правило, совпадали с государственно-административными. При этом однородная система государственного управления, единая правовая система делали существование этих регионов комплементарным друг по отношению к другу. Регионы не вступали в прямую экономическую и политическую конкуренцию между собой. Более того, за счет своей народнохозяйственной специализации они выступали в виде взаимодополняющих звеньев единых технологических и социокультурных цепочек. Главными принципами государственной региональной политики советского государства были комплексность социально-экономического развития (цель — самодостаточность регионов, страны, социалистического содружества) и выравнивание его уровня в различных регионах.

Процесс развития регионализации

К внутренним причинам, способствовавшим развертыванию у нас процессов  регионализации, необходимо, прежде всего, отнести слабость федерального центра, крах вертикально организованной системы  политического и хозяйственного контроля, «разгосударствление» общественной жизни, экономический кризис. Заметную роль сыграли также быстрое развитие и укрепление региональных элит, а  также само разнообразие российских территорий. Фактически, федеральный  центр оказался неподготовленным к  разворачивающимся в стране процессам  регионализации и отступал перед  ними. Прямые выборы глав регионов, изменение  порядка формирования Совета Федерации, массовое подписание двусторонних договоров  между федеральным центром и  регионами резко расширили границы  региональной автономии. Во второй половине 1990-х годов федеральный центр  потерял основные рычаги воздействия  на ситуацию в регионах, а уровень  неуправляемой регионализации достиг максимальной отметки. В регионах тогда  складывались автономно функционирующие  моноцентрические политические режимы, по отношению к которым центр играл роль внешнего актора (Гельман, Рыженков, Бри 2000).

Начало нового столетия было отмечено в России развертыванием противоположной  тенденции — новой волны централизации  и ослабления региональных элит. Такой  курс реализовывался федеральным центром  по инициативе президентской власти как через введение новых институтов (таких, например, как федеральные  округа), так и через трансформацию  уже существующих институтов (в частности, через изменение порядка формирования Совета Федерации, предоставление президенту права отрешать глав регионов от должности  и распускать региональные легислатуры). Заметно расширились основания  для федерального вмешательства  в региональные процессы. После двух президентских сроков Владимира  Путина можно, как представляется, говорить уже не о свертывании процессов  регионализации, но о фактическом  отказе от федеративного порядка  государственности.

Необходимо отметить, что выше речь шла о так называемой административной регионализации, главными агентами которой  выступали власти субъектов Российской Федерации. Между тем, некоторые  эксперты отмечают развитие в нашей  стране процессов регионализации иного  типа. Имеется в виду формирование - в результате объективных экономических, политических и культурных сдвигов, - новых территориальных целостностей, размывающих традиционные административнотерриториальные границы независимо от политической конъюнктуры. Иными словами, в России постепенно складывается новая пространственная организация, основой которой становятся «культурно-экономические» регионы, ориентированные на переход к постиндустриальной экономике (Княгинин, Щедровицкий 2003). Причем в данном аспекте наша регионализация не замыкается политическими границами страны, вполне вписываясь в общемировые тенденции (Sellers 2002).

Чем отличается новая регионализация от регионализации «традиционной», которую  Россия переживала в прошлом десятилетии? В 1990-е годы российские регионы оформились как административно-интегрированные  сообщества, в которых основной управленческой линией оставалось администрирование. Однако в мире, делающемся все более  глобальным, такая практика оказывается  не слишком конкурентоспособной. В  самом конце ХХ века наметилось «свертывание»  пространства административных регионов на фоне одновременного складывания  новых «культурно-экономических» регионов, упомянутых выше. Ключевыми элементами вызревающей конструкции становятся управление финансами и собственностью, разработка новых технологий, создание информационной инфраструктуры. При  этом внутренние административные границы  не фиксируют пространственную локализацию  отмеченных процессов. Важно учитывать, что «культурно-экономические» регионы  не ликвидируют старое административное деление, но «надстраиваются» над ним. Суть «нового региона» не в том, что  он очерчивает пространство без разрывов, но в наличии особого рода коммуникаций между его составными частями. К  чему приведет развитие нового регионализма, в настоящее время прогнозировать довольно трудно.

Не мешает ли регионализация экономической глобализации

Имея один и те же экономические движущие силы и общие технологические предпосылки, региональной интеграции и глобализация весьма схожи. Более того, они являются звеньями одного и того же процесса интернационализации хозяйственной жизни и тесно взаимодействует. Но есть и существенные различия. Прежде всего в пространственных масштабах. И не только в этом. Они различаются по соотношению частнопредпринимательских и политических компонентов. В создании региональных торгово - экономических группировок, обеспечении их функционирования и развития вглубь и вширь политический фактор, и межправительственное взаимодействие играют гораздо большую роль, чем в становлении глобализации. Последняя - детище главным образом рыночных факторов и предпринимательских инициатив, хотя здесь, конечно, присутствует двусторонние и многосторонние межгосударственные договоренности и согласованные ими правила игры. В наибольшей степени политический компонент присутствует в пределах национального государства, где он обеспечивает целостность станового экономического организма, меньше – в региональных блоках, еще меньше - на глобальном уровне. В этом смысле региональная интеграция является промежуточным звеном между национальным хозяйством и глобальным  экономическим пространством.

Но не является ли это промежуточное  звено препятствием на пути глобализации, размывающей государственность? Ведь, как уже сказано,  одна из причин озеленения государства в региональные блоки – это попытка совместно  противостоять рискам, сопряжённым  с нарастающей  глобализацией.

Информация о работе Анализ национальной экономики России как субъекта процесса регионализации