Анализ и прогноз развития экономики Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Основные цели работы - общий анализ общее состояние экономики Республики Казахстан и перспективы развития, основанные на принципах, принятых государством в рамках экономического развития страны, характеристика проблем и перспектив Казахстана в связи с прошедшим мировым экономическим кризисом и его вступлением в ВТО и консолидацией СНГ - созданием Таможенного Союза.
Задачи данной курсовой работы заключаются в рассмотрении и анализе происходящих в настоящее время процессов в аспекте международных экономических отношений, анализ прогнозов как правительства Республики Казахстан, так и ведущих международных экспертов, при этом были использованы следующие методы исследования: метод анализа, сравнительный метод.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Анализ экономического развития Казахстана в 2011 году.
Глава 2. Экономическая политика и прогноз социально-экономического развития страны на 2012 – 2014 годы.
Глава 3. Перспективы вступления в ВТО в аспекте международных экономических отношений.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

Перспективы РК в мир экономике и межд..docx

— 114.94 Кб (Скачать)

Напомним, в минувшем году рост ВВП в Казахстане зафиксирован на уровне 7%. ЭСКАТО расположена в  Бангкоке и является крупнейшей из пяти региональных комиссий ООН по количеству членов, численности населения  стран-участниц и охватываемой территории [3].       

Макроэкономические  риски и механизмы реагирования. При реализации политики обеспечения сбалансированного и качественного экономического роста возможно наступление определенных макроэкономических рисков, которые, в зависимости от степени изменения ситуации, требуют различные механизмы реагирования.

Ухудшение экономической  ситуации, вследствие отсутствия признаков  выхода мировой экономики из кризиса, дальнейшего снижения мировых цен  на сырьевые ресурсы, закрытости внешних  рынков для заимствования, приведет к снижению поступлений и расходов государственного бюджета, сокращению притока иностранной валюты в  страну, оказывающему давление на тенге  в сторону девальвации, снижению деловой и потребительской активности и последующей рецессии экономики.

В целях дополнительного  стимулирования инвестиционной, деловой  и потребительской активности будут  предприниматься меры по дополнительному  поддержанию ликвидности секторов экономики через: 
        - привлечение дополнительных средств из Национального фонда; 

- привлечение дополнительных  ресурсов для поддержки кредитозависимых  отраслей, в том числе за счет  привлечения ресурсов государственных  компаний и институтов развития;

- поддержания ликвидности  банков второго уровня, в том  числе через пересмотр нормативов  минимальных резервных требований.

В случае улучшения ситуации – значительного роста мировых  цен на сырьевые ресурсы, открытия доступа  к внешним займам, произойдет увеличение притока иностранной валюты в  страну, поступлений и расходов бюджета, что, в свою очередь, может привести к повторному «перегреву экономики», повышению уровня инфляции, а также  будет оказывать давление на обменный курс тенге в сторону укрепления и способствовать снижению конкурентоспособности  несырьевого экспорта.

В данном случае необходимо принятие следующих мер:  
        - стерилизация избыточной ликвидности и денежной эмиссии;

    • увеличение накоплений в Национальном фонде;
    • ужесточение фискальной политики (сокращение расходов бюджета до уровня, ниже номинальных темпов роста ВВП);
    • ужесточение денежно-кредитной политики (через механизм минимальных резервных требований и регулирующие ставки);
    • увеличение международных резервов Национального банка; 
      ограничение рисков банковского сектора, связанных с внешними заимствованиями.

Ввиду вероятности повторного «перегрева» в секторах экономики, наиболее зависимых от банковского  кредитования, необходимо предусмотреть  меры по ограничению и диверсификации потоков капитала и структурному регулированию отраслей экономики [11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Перспективы вступления в ВТО в аспекте международных экономических отношений.

Борьба за свободу торговли - одна из главных тенденций мировой  экономики второй половины уходящего  века.

Это движение за свободу  торговли в последние годы получило название глобализации. Глобализация подразумевает мировую свободу  передвижения не только товаров, но и  капитала, а в конечном счете, даже квалифицированной рабочей силы. Друзья глобализации - это в основном политические деятели развитых промышленных стран, которые часто поддерживают собственную глобализацию в ущерб  чужой. Есть у глобализации и враги.

Глобализация не обошла стороной и Казахстан. С января 1996 г. республика имеет статус наблюдателя во Всемирной  Торговой Организации (ВТО), которая  пришла на смену Генеральному Соглашению по Тарифам и Торговле (ГАТТ).

Бросается в глаза разница  в подходе к вступлению в ВТО  Китая и Казахстана. Китай 13 лет  вел переговоры с ВТО, добиваясь  для себя приемлемых условий, обеспечивающих интересы китайских производителей. На долю Китая приходится 12% мирового ВВП, но только 3% мировой торговли. В  конечном счете, Пекин пошел на серьезные  уступки, поняв, что вступление в  ВТО приведет к существенному  росту роли Китая в мировой  торговле в начале следующего века. После того как Китай согласовал с Соединенными Штатами условия  своего вступления, правилами ВТО  будет определяться экономическое  поведение 90% населения мира, на долю которых приходится 95% глобальной торговли.

Часто задается такой вопрос, не является ли вхождение Казахстана в ВТО преждевременным актом? Существуют разные мнения на этот счет. Для России, например, английскими  экономистами было подсчитано, что  при вступлении в ВТО она сэкономит  более миллиарда долларов. Конечно  же, вхождение во Всемирную торговую организацию тоже стоит недешево, нужно провести немалую подготовительную работу.

Казахстан придерживается жесткой  позиции в вопросе вступления в ВТО. Как заявил председатель агентства  по стратегическому планированию и  реформам ЕржанУтембаев: "Стратегическая цель Казахстана - вступить во всемирную  торговую организацию (ВТО) на "достаточно хороших для страны условиях". С одной стороны эта позиция  правильная - речь, в частности, идет о практической идее: не менять правила  игры на внутреннем рынке дважды - сейчас и еще раз после присоединения  к ВТО. Однако трудно представить, как  это можно сделать, если пока нет  сближения позиций по многим вопросам.

Глобальный рынок формируется  прежде всего через создание региональных коалиций, которые созданы ведущими торговыми державами. Для стран  Европейского союза на долю внутриблоковой торговли приходится 62% экспорта, а  для стран НАФТА - 51%.

На сегодняшний момент в ВТО преобладают голоса высокоразвитых стран, таких как США, Япония и ЕС, которые и ведут переговоры с целью получения наибольшей выгоды. Возможно, вступление Китая немного изменит эту ситуацию, но голоса остальных стран все еще не слышны - среди развивающихся стран нет силы, которая могла бы уравновесить их влияние. Ситуацию может изменить координация переговорной политики вступающих в ВТО стран СНГ. Создав такую общую политику, возможно, удастся добиться каких-то лучших условий по вступлению, дополнительных привилегий в этой организации и т. д. Об этом высказался и Президент 24 сентября в Астане, после заседания Совета глав правительства Таможенного союза. По его словам, вступать в ВТО собираются все страны Таможенного союза. "Но мы договорились, что все будем вступать согласовано", - сказал президент. "ВТО заставляет открывать внутренние рынки, без ограничения ввозить иностранные товары, в результате этого останавливаются все предприятия внутри Таможенного союза", - отметил он [12].

Но, думаем, будет крайне сложно достичь согласованной политики, - хотя страны СНГ и унаследовали от СССР сильную экономическую взаимозависимость, интересы стран во многих аспектах не совпадают. Подобные попытки могут затянуть процесс вступления в ВТО, поскольку взаимного согласия нет даже в рамках зоны свободной торговли. Поэтому Грузия, к примеру, посчитала для себя более целесообразным воздержаться от такой всеобщей переговорной политики и вести переговоры самостоятельно, решив, что затягивание процесса вступления, вероятно, будет связано с еще более сложными требованиями со стороны ВТО.  
    Но все же гармонизация законодательно-нормативной базы и торговой практики стран СНГ с нормами ВТО необходима, т.к. она будет одновременно способствовать их сближению и развитию взаимовыгодной торговли. Соблюдение единых подходов и правил в таких сферах, как стандарты, санитарно-фитосанитарные меры, применение субсидий и государственной поддержки, определение страны происхождения, лицензирование, осуществление государственных закупок и т. д., позволит развивать как международную торговлю в целом, так и торговлю между странами СНГ [13].

Во вступлении в ВТО  есть как положительные, так и  отрицательные стороны.

Отрицательные стороны. Какие же существуют негативные моменты вступления в ВТО? Ясно, что мы имеет конкурентоспособный сектор только в области выработки первичных продуктов переработки и добычи природных ресурсов. Другие отрасли нашей экономики неконкурентоспособны, в особенности это касается сельского хозяйства и легкой промышленности. Вступив в ВТО, Казахстан столкнется с большими проблемами, т.к. потеряет возможность прибегать к таким методам защиты отечественных производителей, как количественные ограничения во внешней торговле: квоты, лицензии и т.д. Также от Казахстана требуют снижения уровня таможенных тарифов с потерей права в дальнейшем их повышать. Понятно, что это будет сильнейшим испытанием для бюджета нашей страны. Но либерализация торговли товарами - это еще полбеды. Согласно Всеобщему соглашению по торговле услугами, будут отменены таможенные барьеры примерно на 100 различных видов услуг.В декабре 1997 г. было также подписано соглашение о либерализации рынка финансовых услуг, участниками которого стали 102 государства. Этот глобальный рынок охватывает 38 трлн. банковских кредитов, 18 трлн. долл. ценных бумаг и 2 трлн. долл. страховых вкладов. И мы тоже будем вынуждены снять все преграды в сфере услуг, в первую очередь финансовых.Но отечественные финансовые институты весьма нестабильны и неконкурентоспособны., что показал недавний финансовый кризис, А страховой бизнес у нас только начинает зарождаться.

До нас еще толком не дошло, что вступление в ВТО может  грозить полной ликвидацией некоторых  отраслей народного хозяйства. Во многих странах эту опасность чувствуют  острее, особенно в странах Восточной  Европы, чья сельхозпродукция оказывается "вдруг" не нужна. Поэтому необходимо принимать соответствующие меры до того, как политики приняли решения  и подписали документы. Для Республики Казахстан не может считаться  справедливым, если обязательства по вступлению в ВТО будут основаны на сокращении уровня внутренней поддержки, оказываемого государством аграрному  сектору. В 1990 г. сельское хозяйство  занимало 34% в ВВП, но за годы реформ уровень сельскохозяйственного  производства сократился в 2,5 раза, и  теперь его доля в ВВП составляет лишь 8,4%.

Уровень правительственной  поддержки сельскохозяйственных производителей в Казахстане значительно отличается от сложившегося в развитых странах. Так, отношение размера дотаций  к размерам агропродукции составляет 80% в Швейцарии, средний уровень  в странах Европейского Союза - около 45%. В Казахстане же его среднее  значение по данным за 1995-1997 гг. было ниже 20%. Страны же ЕС и Япония продолжают защищать свои продовольственные рынки  от американских товаров. Европейский  Союзтратит половину госбюджета на субсидию сельскому хозяйству, в том числе 7 млрд. долл. на поощрение сельскохозяйственного  экспорта. В этих условиях Казахстану также необходимо добиваться специальных  мер защиты внутреннего производства сельского хозяйства. Но требования ВТО таковы, что если страна хочет  применить подобные меры, нужны серьезные  исследования, чтобы доказать, что  производителю будет нанесен ущерб импортом [14].

По мнению противников  ВТО - эта организация поддерживает интересы транснациональных корпораций и не проявляет заботы о простых  людях. США активно использует посредничество ВТО для защиты своих интересов. Из 24 случаев, когда Вашингтон обращался  за помощью к ВТО, в 22 эта организация  поддерживала американскую позицию. Соединенные  Штаты получили поддержку ВТО  и в вопросе генетически измененных продуктов. США также намерены добиваться установления общемировых стандартов в сфере трудовых отношений. Не трудно догадаться, что, например, установление минимума зарплаты резко подорвет конкурентоспособность  слаборазвитых стран на мировых  рынках. Не случайно против этого решительно выступает Китай. Одновременно администрация  США выступает за активизацию  ВТО в сфере охраны окружающей среды, что также будет играть ей на руку, т.к. в США установлены  более высокие стандарты, чем  в большинстве стран мира, которые  не способны удовлетворить американские экологические требования.

В число приоритетов США  входит также всемирное соглашение о транспарентности в государственных  закупках. Этот рынок ежегодно поглощает  свыше 3 трлн. долл. Под видом борьбы с коррупцией американская администрация  стремится обеспечить доступ на этот рынок. Но экономические соперники  Вашингтона не собираются сдаваться  без боя. Особое раздражение у  многих вызывают американское антидемпинговое  законодательство и практика санкций  под надуманными предлогами ("защита дельфинов и черепах").

Другой аргумент противников  глобализации: она нивелирует культурное своеобразие стран, превращая их всех в бледную копию Запада. Во многом это справедливо, но здесь, прежде всего, следует спросить самих жителей  стран, что для них важнее: повышение  уровня жизни или возможность  жить в живописных юртах и исполнять  на голодный желудок народные танцы?

Положительные стороны. Главный положительный фактор - открытие новых возможностей по доступу на мировые рынки. Разительный пример - город Бангалор в Индии, выросший на контрактах американских корпораций в один из крупнейших в мире центров разработки программного обеспечения.  
    Не секрет, что членство в ВТО существенно повышает инвестиционную привлекательность страны, т.к. одним из основных принципов этой организации является принцип "транспарентности", т.е. полной открытости страны, прозрачности законодательной базы. Естественно, что иностранцы, уверенные в защищенности своих инвестиций, более охотно будут вкладывать свои деньги в экономику данной страны [15].

Острое соперничество  между региональными блоками  приводит к регулярным "банановым  войнам". Но ВТО стала инструментом, благодаря которому торговые войны  не приводят к настоящим военным  конфликтам. Это особенно важно в  сегодняшнее неспокойное для  Казахстана и многих стран СНГ  время.

Без вступления в ВТО Казахстан  неизбежно будет подвергаться разного  рода экономической дискриминации. Ведь правила игры на мировом рынке  устанавливаются без нас, а нередко - и против нас. Санкции, квоты, поправка Джексона-Веника и прочие меры, ущемляющие интересы Республики Казахстан, будут  продолжаться, пока мы не станем полноправным участником международного разделения труда. Но сегодня Казахстан не готов  полностью открыть свой рынок  для более сильных конкурентов. Наша промышленность, сельское хозяйство, финансовый сектор нуждаются в протекционистской  защите.

Оппозиция свободной торговле базируется на двух противоположных  идеях - и что характерно, неверны  обе. Первая заключается в том, что  свободная торговля понижает уровень  жизни в развитых странах, стимулируя утечку рабочих мест и создавая торговый дефицит. Вторая - в том, что свобода  торговли расширяет экономическую  пропасть между богатыми и бедными  странами. Для того, чтобы и то, другое было правдой, богатые страны должны терять рабочие места и  одновременно становиться еще богаче, тогда как развивающиеся страны должны приобретать рабочие места, развиваться быстрее и одновременно становиться еще беднее. Предположим, что вы свободно торгуете с другими  странами, то есть без тарифов и  ограничений. Наибольшим спросом будет  пользоваться именно тот продукт  страны, который она производит лучше  и дешевле, чем все остальные. В результате потребители всех стран-партнеров  имеют самые лучшие товары по самой  сходной цене. Но это самая простая  и понятная ситуация. А что произойдет, если все остальные страны введут высокие тарифы на импорт, и только вы останетесь без таможенных барьеров? Не получится ли так, что ваша промышленность, не имея возможности экспортировать, захиреет под наплывом дешевого и  качественного импорта? Парадокс свободной  торговли состоит в том, что даже в этом случае ваша страна окажется в самом выгодном положении. Прежде всего, теперь только ваши потребители  будут иметь доступ ко всем самым  дешевым и качественным товарам  на рынке. А ваша собственная промышленность под максимальным давлением конкурентов  перестроится настолько, что в конечном счете станет эффективнее и рентабельнее, чем конкуренты. Примером может служить  Новая Зеландия, которая являясь  страной-импортером сельхозпродукции и, имея очень низкие тарифы, породила внутреннюю конкуренцию, и сейчас эта  страна является примером громадного роста. А вот дела в других странах  будут обстоять гораздо хуже. Их население теперь должно за все платить  больше, в том числе за отечественные  товары - ибо в отсутствие конкурентного  стимула цены неизбежно поднимутся. Их промышленность будет обречена на застой.

Информация о работе Анализ и прогноз развития экономики Казахстана