Специфика организации режимных моментов в группах детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:49, реферат

Краткое описание

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства. Одним из условий успешного развития ребенка является продуманный распорядок дня, то есть правильно организованный режим.

Файлы: 1 файл

Наглядная информация.docx

— 157.13 Кб (Скачать)

 

 

 

 


Специфика организации режимных моментов

 

в группах  детей раннего возраста.







 

Физиологические и педагогические основы режима дня.

   Фундамент здоровья  человека закладывается в раннем  детстве. Поэтому для воспитания  здорового человека, правильного  формирования личности большое  значение имеют условия его  жизни, особенно в период дошкольного  детства.

       Одним  из условий успешного развития  ребенка является продуманный  распорядок дня, то есть правильно  организованный режим.

      Рациональному  режиму принадлежит одно из  ведущих мест среди условий,  обеспечивающих необходимый уровень  физического и психического развития  ребенка. Этому и способствует  правильно построенный режим,  который предполагает оптимальное  соотношение периодов бодрствования  и сна в течении суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе  бодрствования:

1. Определенная продолжительность НОД и рациональное сочетание ее с отдыхом;

      -    регулярное питание;

      -    полноценный сон;

2. Достаточное пребывание на воздухе.

     Значение режима  в том, что он способствует  нормальному функционированию внутренних  органов и физиологических систем  организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет  нервную систему от переутомления,  вырабатывается условный рефлекс  на время: есть, спать, гулять  в одно и тоже время. Своевременный отдых, правильная смена разных видов деятельности – главное и благоприятное условие нормального и своевременного развития ребенка.

 

 

 

 

 

 

Условия и особенности организации  режима в группах раннего возраста.

       Для укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режим дня выполнялся на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.

        Организуя  жизнь детей в группах раннего  возраста, взрослые должны руководствоваться  основными принципами:

1.Обеспечить единство  оздоровительной и воспитательной работы.

2. Обеспечить единство  подхода со стороны всех воспитывающих  лиц, а именно: детский сад,  семья, преемственность в работе воспитателей группы.

3. Необходимо обеспечить  также частое и преимущественно  индивидуальное общение ребенка  с взрослыми, особенно в период адаптации.

4.   Создать благоприятную  эмоциональную обстановку, т.к. в  поведении маленького ребенка  большую роль играет его настроение, его эмоциональность.

5.     Доброжелательное  общение взрослого с ребенком, которое должно быть преимущественно  ровным, спокойным, ласковым и  эмоциональным. Не следует бояться  ласковых обращений к детям,  но помнить при этом, чтобы шли они от чистого сердца.

6. Помнить золотое правило:  поведение взрослого – образец  для подражания ребенка.

Методические  приемы и правила организации  режимных процессов.

      При организации режима необходимо  соблюдать определенные правила:

1.Каждый из режимных  моментов  должен проходить на  фоне игры.

2.При проведении режимных  процессов вначале берем подгруппу  детей самых маленьких и самых  ослабленных, а также можем  взять легко возбудимых  детей, которые плохо владеют навыками, медлительных.

3.Осуществляя принцип  последовательности и постепенности,  предусматриваем единство требований  со стороны воспитывающих ребенка  взрослых в детском учреждении  и дома.

4.Создаем у детей определенный  настрой на проведение того  или иного процесса (не травмировать  нервную систему).

5.Осуществление любого  режимного процесса должно протекать  без суеты, не причиняя детям  неприятных ощущений. Взрослые должны  сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.

6.При проведении любого  режимного процесса формируем  уверенность ребенка в том,  что все получится, он сумеет  выполнить то или иное действие  до конца, необходимо  заметить  то новое, чему ребенок научился  и т.д.

7.Необходимо следить за  регулярностью физиологических  оправлений, но помнить при этом, что одновременно в туалетной  комнате должно находиться не  более 3-х –4-х детей и не  более 3-4  минут. Массовое высаживание  проводится перед началом прогулки, после ее окончания – перед  сном и после подъема (но  не одновременно, а постепенно  высадить всех детей).

8.Необходимо помнить о  гигиенических требованиях: к  помещениям (соблюдение графика  влажной уборки, проветривание); к  размеру мебели в соответствии  с ростом; к внешнему виду детей  и взрослых; к процессу кормления. 

9.При проведении режимных  моментов необходимо использовать  такой прием взаимоотношений  взрослого и ребенка, как маматерапия.

10. Необходимо соблюдать  индивидуальное общение и подход к детям.

Методика проведения режимных моментов

и их значение в воспитательном процессе.

 

В первую очередь необходимо воспитывать активность и  самостоятельность.

  • Большое внимание следует уделять формированию культурно-гигиенических навыков.

Какие же навыки мы должны формировать?

    Навык мытья  рук. До 1г.6 мес. – учим принимать  участие в умывании – подставлять  руки под струю воды. С 1г.6мес.- учим мыть руки, к 2-м годам  с помощью взрослого (который  засучивает рукава, подскажет, как  мылить руки, а также вытираться) ребенок может вымыть руки  сам. На 3-ем году этот навык  совершенствуется и ребенка начинаем приучать также с помощью и под контролем взрослого к самостоятельному умыванию: мыть руки, лицо, сухо вытирать полотенцем. Учим пользоваться салфеткой, носовым платком, индивидуальным полотенцем.

     Навык одевания  и раздевания. До 1г.6мес. – ребенок  должен принимать участие в  раздевании: снимать ботинки, носки,  шапку (по просьбе взрослого  малыш нагибает голову, протягивает  руку). К 2-м годам он должен  научиться снимать расстегнутые  взрослым части одежды (ботинки,  колготки) и с небольшой его  помощью надевать, (натягивать), отдельные  части своей одежды, понимать  назначение одежды, называть ее. К 3-м годам ребенок должен  одеваться и раздеваться с  небольшой помощью взрослых: снимать  и надевать одежду в определенной  последовательности, развязывать шнурки, расстегивать и застегивать спереди  пуговицы, складывать одежду , замечать неполадки (спущенный гольф, расстегнутую пуговицу и др.), и с помощью взрослого приводить себя в порядок.

 Для успешного воспитания  культурно-гигиенических навыков  необходимо систематическое их  подкрепление.

 

 

Специфика организации режимных процессов.

    

 

    Организация проведения прогулки. Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм, всесторонне развивает детей , активизирует их  двигательную деятельность, познавательные возможности. Ребенок дошкольного возраста должен гулять ( даже в холодное время года) до 4-4,5 ч. в день. Летом же вся деятельность детей может проходить на воздухе.

     Прогулка проводиться  в любую погоду, за исключением  неблагоприятных условий ( до –15 градусов зимой). Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже –15 и скорости ветра более 15 м./сек. Важно помнить, что день, проведенный без прогулки, потерян для здоровья (Г.Н. Сперанский).

Сбор детей на прогулку (как и возвращение) представляет собой особую сложность в режиме дня. Ежедневно на одевание детей  персонал затрачивает около 15% рабочего времени. Поэтому важно рационально  организовать этот момент. В группах  раннего возраста занятия проводятся по подгруппам и  следовательно, сбор детей на прогулку также. Чтобы ускорить этот процесс, можно использовать так называемый фронтальный метод одевания детей, когда они одновременно надевают сначала рейтузы, обувь, кофты, шапки и в последнюю очередь пальто (куртки). Не следует при это забывать о соблюдении последовательности и постепенности, а также – индивидуальном подходе к детям.

     Особое значение  в режиме имеет методически  правильная организация процесса  кормления. Воспитатель во время еды сообщает детям знания и расширяет представления, и их словарный запас. Ласково обращаясь к детям он сообщает им названия блюд, их качество и состояние: сладкая, вкусная, горячая, соленая и др.

     Обращаем внимание  на нравственное воспитание, основываясь  на подражательности, развиваем  навыки детей в соответствии  с требованиями программы. С  раннего детства необходимо воспитывать  правильное поведение во время  еды: есть молча, не мешать  другим, быть аккуратными и др.

     Формируем  положительное отношение к процессу  еды, к еде. Детей нельзя  кормить насильно. Дети, которых  кормят насильно теряют аппетит.

     Большое значение  имеет положительный пример взрослого.  Ребенок – зеркало, в игре  копирует поступки взрослых, особенно  отрицательные стороны (так родители  узнают, что делается в д/саду).

    НОД в группах раннего возраста проводится 2 раза в день (утром и вечером), длительностью 10-15 минут по подгруппам. Большую роль здесь играет помощник воспитателя, т.к. остальные дети находятся под ее присмотром.

 

 

Режим  дня с учетом новых ФГТ

(Холодный период года)

Время

Режимные моменты 

Содержание 

7.30-8.00

Утренний прием детей  «Здравствуйте!» Минутки игры. Индивидуальная работа с детьми.

Прием детей. Взаимодействие с родителями. Игровая деятельность детей. Индивидуальные и подгрупповые дидактические, самостоятельные игры.

     

8.00- 8.30

«Художественная литература», чтение песенок, потешек.

Беседы: «Коммуникация», «Социализация», «Познание» Встреча с природой: «труд», «Познание»

     

8.30- 8.40

«На зарядку, как зайчата, по утрам бегут ребята»

Утренняя гимнастика «Физическая  культура», «Здоровье» коррегирующая гимнастика

8.40- 8.45

«Моем с мылом чисто-чисто»

Подготовка к завтраку: «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд»

8.45- 8.55

Приятного аппетита!

Завтрак: «Здоровье». «Социализация»

8.55- 9.00

Минутки игры

Игровая деятельность детей

     

9.00- 9.30

Непосредственная образовательная  деятельность

Образовательные ситуации на игровой основе: подгрупповые и фронтальные 

9.30- 9.45

Подготовка к прогулке

Обучение навыкам самообслуживания: «Здоровье», «Социализация», «Безопасность»

     

9.45-11.30

Прогулка «Это время –  для здоровья, закаляйся, детвора!»

«Труд», «Познание», «Социализация». «Безопасность», «Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация», индивидуальная работа.

11.30- 11.45

Возвращение с прогулки. «Умывай-

ся, не ленись – чистым за обед садись!»

Подготовка к обеду: «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд».

     

11.45-12.00

«Это время – для  обеда, значит нам за стол пора!» 

Обед: «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд»

12.00-12.10

Подготовка ко сну

«Художественная литература», «Социализация», «Музыка», «Здоровье».

     

12.10-15.10

«Это время - тишины –  все мы крепко спать должны!» 

Создание тихой, благоприятной  обстановки для сна 

     

15.10-15.30

«Это время – для  здоровья, закаляйся, детвора!»

«Здоровье», «Физическая  культура», «Труд», «Коммуникация», «Художественная  литература»

     

15.30- 15.40

«Это время – простокваш, в это время – полдник наш!» 

Полдник. «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд»

15.40-16.10

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции обра-зовательных областей, самостоятельная деятельность в центрах активности

Интеграция образовательных  областей (индивидуальная, подгрупповая, ситуативная, досуговая игровая  деятельность)

     

16.10- 16.30

Подготовка к ужину. Приятного  аппетита!

Ужин. «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд»

     

16.30-18.00

«Ну а вечером опять  мы отправимся гулять!»

Взаимодействие с родителями, «Познание», «Социализация». «Безопасность», «Коммуникация», индивидуальная работа.





Информация о работе Специфика организации режимных моментов в группах детей раннего возраста