Сахарный диабет

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Сахарный диабет — это заболевание, характеризующееся нарушением всех видов обмена веществ и, в первую очередь, углеводного, патологическими изменениями в различных органах, обусловленными абсолютной или относительной недостаточностью инсулина. Это одно из наиболее распространенных в мире хронических заболеваний.

Актуальность данной темы несомненна. В структуре эндокринных заболеваний сахарный диабет занимает около 60—70 %. На детский контингент приходится до 8 % больных диабетом. По последним данным экспертов ВОЗ, заболеваемость диабетом в промышленно развитых странах составляет 1,5— 4 % населения. С учетом не диагностированных случаев около 6 % населения страдает сахарным диабетом. Число больных во всем мире около 60 млн.

Оглавление

Перечень условных обозначений……………………………………………

Введение ……………………………………………………………………

Общая характеристика работы …………………………………………..

Глава 1 Анализ научно-методической литературы…………………….

1.1 Краткие анатомо-физиологические данные …………………..

1.2 Этиология сахарного диабета ………..

1.3 Патологическая анатомия и патогенез ……………………………

1.4 Патологическая физиология ……………………………………..

1.5 Классификация заболевания ……………………………………………

1.6 Клиническая картина …………………………..

1.7 Диагностика…………………………………….

1.8. Средства физической реабилитации, применяемые при сахарном

диабете…………………………………………………………

1.8.1.Лечебная гимнастика…………………………………………

1.8.2 Самостоятельные занятия ……………………………….

1.8.3 Дозированная ходьба………………………………..

1.8.4. Методика массажа при сахарном диабете …………….

1.8.5. Гидротерапия…………………………………….…………..

1. 9. Фитотерапевтическое лечение сахарного диабета………

Глава 2 Методы и организация исследования…………………………

2.1 Методы исследования……………………………………………

2.1.1 Анализ научно-методической литературы……………………

2.1.2 Педагогический эксперимент………………………………….

2.1.3 Медико-биологические методы исследования……………….

2.1.4 Методы математической статистики………………………….

2.2 Организация исследования………………………………………

Глава 3 Результаты исследования и их обсуждения……………..

3.1 Комплексная программа физической реабилитации

при сахарном диабете………………………

3.2 Анализ результатов исследования…………………………………

Заключение………………………………………………………………..

Список использованной литературы……………………………………….

Приложение 1……………………………………………………………..

Приложение 2 …………………………………………………………

Приложение 3…………………………………………………………..

Приложение 4……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ1.doc

— 421.50 Кб (Скачать)

Рис. 3.3 Процентное соотношение показателей после исследования к аналогичным показателям до него в КГ и ЭК

В ходе эксперимента были получены следующие данные: уровень глюкозы в ЭГ улучшился на 5,11% по отношению к КГ, а ЧСС – улучшилась на 4,53%.

Коэффициент Стьюдента по глюкозе составил :

tнабл=2,13> tкрит=2,1,

по ЧСС:

tнабл=2,11> tкрит=2,1,

Это свидетельствует о том, что выборки достоверны. 
 
 
 

Заключение

           В наши дни проблема сахарного диабета широко распространена. Незаменимым оказывается сочетание регулярных занятий аэробной и другими видами двигательной активности, рациональное питание, для улучшения состояния больного. Ведь медикаментозной терапии недостаточно для того, чтобы чувствовать себя хорошо и жить полноценной жизнью.

       После изучения литературы, нами была разработана программа физической реабилитации для больных сахарным диабетом.

Работа  проводилась на базе 10-й клиники  эндокринонологического отделения  города Минска в период с 4 февраля  по 4 марта. В исследовании принимают  участие экспериментальная  и  контрольная группы  в количестве 20 человек. Средний возраст составил 50 лет.

Во время  занятий были проведены лечебная гимнастика, массаж на тренажерах,  лечебный массаж, гидротерапия.

Занятия проводились комплексно, ежедневно, групповым методом.

Вначале и по окончанию лечения были проведены тестирования.

Результаты  тестирования показали, что эффект лучше  от занятий, проводимых по программе  физической реабилитации, разработанной  нами. Об этом свидетельствуют выше представленные данные (см. табл.)

Исходя  из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что комплексная программа  физической реабилитации при регулярном и индивидуальном подходе улучшает состояние и не дает развиться осложнениям.  
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

      1. Анисонян, М. Сахарная болезнь/ М. Анисонян// Спортивная жизнь России.- 2007.- № 5.- С.28-29

      2. Архипов, Е.М. За здоровье на велосипеде/ Е.М. Архипов.- Москва: Советский спорт, 1989.- 46 с.

      3. Белая, Н.А. Лечебная физкультура и массаж: Учебно-методическое пособие для медицинских работников/ Н.А. Белая.- 2-е изд.- Москва: Советский спорт, 2004.- 272 с.

      5. Большая медицинская энциклопедия/ Гл. ред. Г.Н. Бакулев.- Москва: БСЭ, 1959.- Т.9.- 1168 с.

      6. Волшебная сила воды: Гидротерапия: Сборник.- Санкт-Петербург: Лейла, 1994.- 380 с.

         7. Васильева, В.Е. Лечебная физическая культура и/ В.Е. Васильева. – Москва: ФиС, 1970. – 356 с.

       8. Вон Кью-Кит Искусство цигун/ Вон Кью-Кит, пер. с англ. А. Дробышева.- Москва: ФАИР-ПРЕСС, 1999.- 320 с.

         9. Гинзбург, Г.И., Киселев В.Г. Расчетно-графические работы по спортивной метрологии: Учеб. пособие / Г.И. Гинзбург. – Москва: ФиС, 1982. – 109 с.

        10. Гордон, Н.Ф. Диабет и двигательная активность/ Нил Ф. Гордон.- Киев: Олимпийская литература, 1999.- 144 с.

        11. Граевская, Н.Д. Спортивная медицина: курс лекций и практические занятия/ Н.Д. Граевская, Т.И. Долматова.- Москва: Советский спорт, 2004.- Ч.2.- 360 с.

        12. Гудков, И.А. Тестирование в спортивной медицине / И.А. Гудков. – Москва : ФиС, 1988. – 208 с.

      13. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): учеб. для студ. высш. учеб. Заведений / В.И. Дубровский. – 2-е изд. – Москва: Медицина, 1996. – 202 с.

      14. Дубровский, В.И. Лечебный массаж / В.И. Дубровский. – Москва: Медицина, 1995. – 132с.

      15. Дубровский, В.И. Все виды массажа / В.И. Дубровский. – Москва : Молодая гвардия, 1992. – 432 с.

        16. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина: Учебник/ В.А. Епифанов.- Москва: Медицина, 1999.- 304 с.

      17. Ильяшенко, Г.В. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов пищеварения и болезнях обмена веществ: учеб. пособие по подготовке инструкторов леч. физ. культ./ Г.В. Ильяшенко. – Москва, 1978. – 35 с.

        18. Карпман, В.Л. Спортивная медицина: Уч. для ин-тов физ. культ. / В.Л. Карпман. – Москва: ФиС, 1987. – 304 с.

        19. Козлова, Л.В. Основы реабилитации: Учебное пособие для медицинских колледжей/ Л.В. Козлова, С.А. Козлов, Л.А. Семененко; Под общ. Ред. Б.В. Кабарухина.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.- 480 с.

      20. Коробков А.В. Физическая культура людей разного возраста / А.В. Коробков. – Москва : ФиС, 1962. – 252 с.

        21. Краткая медицинская энциклопедия: для среднего медицинского персонала/ [Отв. Ред. А.Н. Шабанов].- Т.1.- Москва: Сов. Энциклопедия, 1972.- 584 с.

        22. Латогуз, И.К. Внутренние болезни: Клинические лекции: Учеб. пособие для студ. мед. ин-тов/ И.К. Латогуз, Н.Д. Телегина, М.А. Михалин.- Харьков, 1994.- 584 с.

        23. Лепорский, А.А. Лечебная физическая культура при болезнях обмена веществ и заболеваниях суставов/ А.А. Лепорский.- Москва: Гос. Изд-во мед. лит., 1960.- 154 с.

      24. Лепорский, А.А. Лечебная физическая культура при болезнях обмена веществ и заболеваниях суставов / А.А. Лепорский. – Москва : МЕДГИЗ, 1960. – 157 с.

        25. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов пищеварения и болезнях обмена веществ: Учеб. пособие по подготовке инструкторов ЛФК.- Москва: ГЦОЛИФК, 1978.- 34 с.

        26. Лечение внутренних болезней. Справочник / Под. ред. Г.П. Матвейкова, - 4-е издание. – Минск: Беларусь, 200. – 750 с.

      27. Лисовский, В.А. Частная патология (внутренние болезни): учебное пособие / В.А Лисовский, В.Ю. Голофеевский. – Москва : Советский спорт, 2004. – 280 с.

        28. Лукомский, И.В. Физиотерапия. Лечебная физкультура. Массаж: Учеб. пособие/ И.В. Лукомский, Э.Э. Стэх, В.С. Улащик; под ред. Проф. В.С. Улащика.- Минск: Выш. шк., 1998.- 335 с.

         29. Медицинская реабилитация: Руководство для врачей/ Под ред. В.А. Епифанова.- Москва: МЕДпресс-информ, 2005.- 328 с.

         30. Милюкова , И.В. Лечебная физкультура: Новейший справочник / Под общей ред. проф. Т.А. Евдокимовой. – Санкт-Питербург.: Сова; Москва: Изд-во Эксмо, 2003. – 862 с.

          31. Окороков А.Н. Внутренние болезни. Т.2/ А.Н. Окороков.- Москва: Мед.лит., 2002

      32. Основы физиологии человека: Учебнк для высш. учебных заведений. Т.1/ Под ред. Б.И. Ткаченко.- Санкт-Петербург: Междунар. фонд истории науки, 1994.- 568 с.

       33. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: учеб. для ин-тов. физ. культ./ С.Н. Попова. – Москва : ФиС, 1988. – 271 с.

          34. Радкевич, В.Е. Сахарный диабет/ В.Е. Радкевич.- Москва: Грэгори, 1998.- 320 с.

          35. Сапин, М.Р. Анатомия человека: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений: В 2 кн. Кн.1/ М.Р. Сапин, Г.Л, Билич.- 5-е изд., перераб. и доп.- Москва: ОНИКС: Мир и Образование, 2006.- 512 с.

      36. Сапин, М.Р. Анатомия человека: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений: В 2 кн. Кн.2/ М.Р. Сапин, Г.Л, Билич.- 5-е изд., перераб. и доп.- Москва: ОНИКС: Мир и Образование, 2006.- 480 с.

      37. Смычёк, В.Б. Основы реабилитации: курс лекций/ В.Б. Смычёк.- Минск, 2000.- 132 с.

      38. Солодков, А.С. Воздействие аэробных фитнесс-нагрузок умеренной интенсивности на некоторые биомеханические показатели у больных гипотериозом и сахарным диабетом/ А.С. Солодков, И.Б. Маслова// Адаптивная физическая культура.- 2006.- № 2.- С.37-38

      39. Супотницкий, М. Сахарный диабет/ М. Супотницкий // Vita. Традиции. Здоровье.- 2002.- № 2.- С.9-13

      40. Топурия, Д.И. Эндокринные и метаболические эффекты минеральных вод при инсулиннезависимом сахарном диабете/ Д.И. Топурия, В.К. Фролков, Н.Д. Полушина// Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры.- 2005.- № 5.- С.5-8

      41. Турова, Е.А. Применение магнитолазеротерапии в коррекции метаболических нарушений у больных сахарным диабетом// Е.А. Турова, А.А. Миленков, Е.А. Теляева и др.// Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры.- 2005.- № 5.- С.45-46

       42. Улащик В.С. Физиотерапия. Лечебная физкультура. Массаж / В.С. Улащик. – 2-е изд. – Минск: Высш. шк., 1999. – 335 с.

       43. Ушаков, В. Сахарный диабет – как правильно питаться?/ В. Ушаков // Vita. Традиции. Здоровье.- 2002.- № 2.- С.42-46

        44. Физическая реабилитация: Учебник для студентов высших учебных заведений/ Под общ. Ред. С.Н. Попова.- 3-е изд, перераб.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.- 604 с.

          45. Фокин, В.Н. Полный курс массажа: учебное пособие / В.Н. Фокин. – 2-е изд. – Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 512 с. 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

                                       Методика САН

Предварительно  с помощью теста САН (самочувствие, активность, настроение) диагностировали  особенности психоэмоционального  состояния.

Эмоциональное состояние в период интенсивной  физической и психической нагрузок измеряют по методике САН, разработанной сотрудниками Ленинградской военно-медицинской академии. Она позволяет выявить актуальное состояние самочувствия, жизненную активность, настроение. Для этого на листе бумаги параллельно друг другу проводятся три отрезка, по 100 мм каждый. На первом отмечается состояние самочувствия, на втором- жизненная активность, на третьем- настроение. Слева на каждом из отрезков ставится знак  минус (-), справа- плюс(+). Это означает, что слева фиксируется плохие самочувствие, активность, настроение, справа- хорошее состояние каждого человека. До и после  проведения программы реабилитации больные сами оценивали свое состояние по этим трем качествам. О степени рассогласованности психоэмоционального состояния судят по разнице большого и меньшего показателей одного из трех качеств(либо самочувствия, либо активность, либо настроение). Считается, что низкая степень рассогласованности находится в пределах от 0 до 10мм, средняя- от11 до 25мм, высокая- от26 до 100 мм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2

                                   Велоэргометрия.

Позволяет оценить функциональное состояние  больного и назначить ему адекватно  подобранную точно дозированную и стандартную нагрузку.

Чаще  всего используют следующий алгоритм выполнения непрерывной ступенчетовозрастной физической нагрузки:

1 ступень  - 25 ват (150 кг метров в минуту )

2 ступень  - 50 ват (300 кг метров в минуту )

3 ступень  - 100 ват (600 кг метров в минуту )

4 ступень  – 200 ват (1200 кг метров в минуту )

Продолжительность каждой ступени нагрузки 3 минуты. Измеряются показатели ЧСС.

Если  нет признаков непереносимости  нагрузки ступень освоена и тогда повышают мощность нагрузки. Если ступень не освоена, то пороговая мощность – мощность предыдущей освоенной ступени.

Признаки  непереносимости - субъективные и объективные.

Субъективные  признаки: бледность, синюшность носогубного  треугольника, либо сильное покраснения, тремор (дрожание), сильная одышка, отказ  от проведения пробы.

Объективные признаки: это достижение максимальной для здоровых людей, а для больных субмаксимальной  ЧСС. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 3.             

                           Комплекс лечебной  гимнастики

Содержание Дозировка ОМУ
-1- -2- -3-
И.п.- сидя на стуле, руки внизу

1 – руки через  стороны вверх, вдох

2 – и.п, выдох

3-4 раза Медленно
И,п.- то же

1-поднять руки  вверх

2-3 – тянуться  вверх

4- и.п.

4-5 раз Руки прямые, ладони смотрят друг на друга.
И.п. –  то же

1 – свести  плечи вперед, руки скрестить  перед грудью

2- соединить  лопатки, руки в стороны

4-5 раз Стараться соединить  лопатки
И.п. –  то же

1 – поднять  левое плечо

2- поднять правое

3 – поднять  оба плеча

4 – и.п.

5-6 раз Смотреть вперед
И.п. -  то же

1 –поднять руки  через стороны, вдох

2 – и.п., выдох

3-4 раза Выполнять плавно, руки прямые, следить за дыханием
И.п.- то же

1 – наклон влево, правая рука скользит вверх

2 – и.п.

3 – вправо, левая рука скользит вверх

4 – и.п.

4-5 раз Не наклоняться  вперед
И.п. – сидя на краю стула, с опорой на руки, стопы прижаты к полу

1 – «оторвать»  пятки от пола

2- и.п. 

3 – поднять  носки

4- и.п.

4-5 раз Спина прямая 
И.п.- то же

1-4  - имитация  ходьбы вперед

5-8 - назад

4-5 раз Спина прямая, смотреть вперед
И.п. – то же

1-4 – отведение  стоп в стороны, с носка на  пятки

5-8 - сведение

5-6 раз Спина прямая, пальцы не поджимать
И.п.- сидя ноги свободно вытянуты

1 –руки в  стороны, вдох

2 – обхватить  себя, выдох

3-4 раза Вдох через  нос, выдох через рот, губы сложенный  в трубочку
И.п. –  стоя ноги врозь

1- правая рука  вперед, левая назад

2- смена рук

8-10 раз Свободные  маховые  движения
И.п. –  то же, руки перед грудью

1- повернуть  корпус вправо,  развести руки  в стороны, вдох

2 – и.п ., выдох

3-4 – то же  в другую сторону

4-5 раз Смотреть перед  собой
И.п. –  то же, руки на поясе

1- поднять правую  руку, правую ногу назад на  носок

2- и.п.

3-4 то же с левой

5-6 раз Рука прямая нога, на носок
И.п. -  широкая стойка, руки на поясе

1- перенос центра  тяжести на правую ногу

2 – и.п.

3-4 – в другую  сторону

4-5 раз Медленно
И.п. –  стоя, руки  внизу в замок

1 – поднять  вверх, вдох

2- и.п. ,выдох

3-4 раза Подняться на носки, потянуться
И.п.- сидя на стуле, стопы на полу

1 – подтянуть  правое колено к груди

2 – и.п.

3-4 – то же  с другой ноги

4-5 раз Стараться максимально прижать к груди, носок натянут
И..п. – то же

1-2- скользящими  движениями вытянуть ноги вперед

3-4 – носки  на себя

5-6 -  носки  от себя

7-8 – и.п.

4-5раз Ноги  выпрямлены, спина прямая
И.п. – то же

1 - соединить  лопатки назад, вдох

2 – плечи  вперед , выдох

3-4 раза Спокойное дыхание

Информация о работе Сахарный диабет