Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:26, курсовая работа
Сахарный диабет — это заболевание, характеризующееся нарушением всех видов обмена веществ и, в первую очередь, углеводного, патологическими изменениями в различных органах, обусловленными абсолютной или относительной недостаточностью инсулина. Это одно из наиболее распространенных в мире хронических заболеваний.
Актуальность данной темы несомненна. В структуре эндокринных заболеваний сахарный диабет занимает около 60—70 %. На детский контингент приходится до 8 % больных диабетом. По последним данным экспертов ВОЗ, заболеваемость диабетом в промышленно развитых странах составляет 1,5— 4 % населения. С учетом не диагностированных случаев около 6 % населения страдает сахарным диабетом. Число больных во всем мире около 60 млн.
Перечень условных обозначений……………………………………………
Введение ……………………………………………………………………
Общая характеристика работы …………………………………………..
Глава 1 Анализ научно-методической литературы…………………….
1.1 Краткие анатомо-физиологические данные …………………..
1.2 Этиология сахарного диабета ………..
1.3 Патологическая анатомия и патогенез ……………………………
1.4 Патологическая физиология ……………………………………..
1.5 Классификация заболевания ……………………………………………
1.6 Клиническая картина …………………………..
1.7 Диагностика…………………………………….
1.8. Средства физической реабилитации, применяемые при сахарном
диабете…………………………………………………………
1.8.1.Лечебная гимнастика…………………………………………
1.8.2 Самостоятельные занятия ……………………………….
1.8.3 Дозированная ходьба………………………………..
1.8.4. Методика массажа при сахарном диабете …………….
1.8.5. Гидротерапия…………………………………….…………..
1. 9. Фитотерапевтическое лечение сахарного диабета………
Глава 2 Методы и организация исследования…………………………
2.1 Методы исследования……………………………………………
2.1.1 Анализ научно-методической литературы……………………
2.1.2 Педагогический эксперимент………………………………….
2.1.3 Медико-биологические методы исследования……………….
2.1.4 Методы математической статистики………………………….
2.2 Организация исследования………………………………………
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждения……………..
3.1 Комплексная программа физической реабилитации
при сахарном диабете………………………
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………
Заключение………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………….
Приложение 1……………………………………………………………..
Приложение 2 …………………………………………………………
Приложение 3…………………………………………………………..
Приложение 4……………………………………………………………..
1. 9 Фитотерапевтическое лечение сахарного диабета
1. Крапива двудомная. Для приготовления настоя 50 г листьев крапивы заливают 500 мл кипятка, при этом лучше использовать эмалированную посуду. Спустя 2 часа настой процедить и пить по 1 чайной ложке 3 раза в день до еды. Лучше заваривать свежие листья. Из молодой крапивы можно приготовить щи и разные витаминные салаты.
2. Стручки фасоли. Собирают в августе и используют в виде отвара: 15—20 г стручков варят в течение 3—4 часов в 1 л воды до половины объема. Полученный отвар следует остудить, процедить и принимать по 1/2 стакана за 30 минут до еды 3—4 раза в день в течение 3—4 месяцев.
3. Корень одуванчика. 1 чайную ложку мелко нарезанного корня заваривают как чай в стакане кипятка, настаивают 20 минут, охлаждают, процеживают. Принимают по 1/4 стакана 3—4 раза в день.
4. Листья ореха грецкого. Для приготовления настоя 1 столовую ложку измельченных листьев заливают стаканом кипятка, кипятят 20 —30 секунд, настаивают, процеживают и принимают в течение дня. Можно также использовать перегородки грецкого ореха. Для этого перегородки от 40 штук грецких орехов заливают стаканом кипятка и томят на водяной бане в течение 1 часа. Внутренняя кастрюля должна быть стеклянной или эмалированной. Затем следует остудить, процедить и принимать по 1 чайной ложке 3 раза в день до еды.
5. Осина, кора. Используется при начальная стадии диабета. 1 столовую ложку сухой измельченной коры осины кипятить 30 минут на малом огне в 2 стаканах воды. Настоять, укутав, 2—3 часа, процедить. Принимать по 1/5—1/4 стакана 3 раза в день до еды. Пить до 3 месяцев и более.
6. Черника, лист. 1 столовую ложку сухих листьев черники на стакан кипятка. Настоять, укутав, 30—40 минут, процедить. Принимать по стакану настоя 3 раза в день в охлажденном виде небольшими глотками. Применяется при начальной стадии диабета.
7.Свекла красная. Свежий сок свеклы пьют при диабете по 1/4 стакана 4 раза в день.
8. Черника. Настой пьют при нетяжелых формах сахарного диабета. Находящийся в листьях неомертиллин значительно понижает содержание сахара в крови (1 чайную ложку измельченных листьев заварить стаканом кипятка, настоять 30 минут на горячей плите, процедить. Пить по 1/3 стакана 3 раза в день).
9. Сбор. Лопух (корни) — 1 часть, фасоль стручковая, сухие створки — 1 часть, черника (лист) — 1 часть. 60 г сбора настаивать в литре холодной воды 12 часов. Затем кипятить 5 минут, настоять, укутав, 1 час, процедить. Принимать по 3/4 стакана 5 раз в день через час после еды.
10. Брусника обыкновенная. При диабете благотворное действие оказывают свежие ягоды брусники.
11. Голубика болотная. В народной медицине применяют отвар молодых побегов и листьев. 1 столовую ложку травы заварить стаканом кипятка, кипятить 10 минут на слабом огне, охладить, процедить. Принимать по столовой ложке 3 раза в день.
12. Сбор. Черника (лист)—1 часть. Фасоль стручковая, сухие створки— 1 часть. Лен (семена)— 1 часть. Овсяная солома - 1 часть. 3 столовые ложки сбора на 3 стакана воды. Кипятить 10 минут, настоять, укутав, 30—40 минут, процедить. Принимать по 1/4 стакана 6—8 раз в день.
13. Сбор. Трава хвоща полевого — 20 г, трава горца птичьего — 20 г, трава земляники — 20 г. Столовую ложку сбора залить стаканом кипятка, кипятить 3—5 минут, настаивать 10— 15 минут. Процедить. Принимать по столовой ложке за 20-30 минут до еды 3—4 раза в день.
14. Сбор. Листья черники — 25 г, листья одуванчика — 25 г, трава галеги лекарственной — 20 г. Столовую ложку сбора залить 300 мл кипятка, прокипятить 5 минут, настоять, процедить. Принимать по 1/2 стакан а 2— Зраза вдень перед едой за 20 минут.
При диабете 2—3 измельченные луковицы залить 2 чайными чашками теплой воды, выдержать 7—8 часов, процедить и пить настой по кофейной чашке 3 раза в день перед едой.
15. Сбор. Листья черники — 25 г, трава галеги лекарственной -25 г, листья крапивы двудомной — 25 г. Одну столовую ложку сбора залить 300 мл кипятка. Прокипятить 15 минут, настоять 5 минут, процедить. Принимать по 2—3 столовые ложки 3—4 раза в день перед едой за 20 минут.
16. Хвощ полевой. Для приготовления отвара берут 30 г хвоща полевого, заливают 1 стаканом кипятка, кипятят 5—7 минут, затем настаивают 2—3 часа. После процеживания через марлю принимают по 2—3 столовые ложки 3—4 раза в день перед едой.
Хвощ полевой можно использовать в свежем виде (салаты, начинка для пирогов), а также в виде настоя.
Салат из хвоща полевого: 2 стакана мелко порезанных листьев полевого хвоща смешать с 50 г зеленого лука, щавелем 20 г, можно добавить 40—50 г листьев одуванчика. Заправить либо растительным маслом, либо сметаной. По вкусу посолить. Пестики полевого хвоща можно добавлять в окрошку.
18. Шиповник. Для приготовления отвара берут 10 измельченных плодов шиповника, заливают 1 стаканом кипятка, кипятят 3—5 минут, настаивают 4—5 часов, после процеживания отвара принимают по 1/2 стакана 3—4 раза в день.
19. Сбор. Листья пустырника
— 10 г, листья земляники — 15 г, листья шелковицы
— 20 г. Столовую ложку сбора залить стаканом
кипятка, кипятить 3—5 минут, настоять
в течение часа. Процедить, принимать по
2
столовые ложки 3 раза в день после еды.
ГЛАВА 2
Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
2.1.1 Анализ научно-методической литературы
Нами были изучены литературные источники отечественных и зарубежных авторов, анализ которых позволил изучить теоретический и практический опыт по изучаемому вопросу, обосновать актуальность темы исследования, разработать задачи и программу для проведения экспериментальной работы. Обобщение научно-методической литературы способствовало конкретизации задач настоящей работы, разработке комплексной программы физической реабилитации для больных сахарным диабетом.
2.1.2 Педагогический эксперимент
Педагогический
эксперимент проводится с целью определения
эффективности разработанной комплексной
программы физической реабилитации. Сущность??????????????????????
2.1.3 Медико-биологические методы исследования
1) определение уровня глюкозы в крови;
2) опросник САН (см. приложение 1);
3)
подсчет ЧСС при работе на
велоэргометре при пороговой
мощности (см. приложение 2).
2.1.4 Методы математической статистики
Методы математической статистики использовались нами для обработки цифрового материала, полученного в результате педагогического эксперимента. Определялись следующие параметры:
1) Среднее арифметическое:
, где n – количество испытуемых.
2) Среднее квадратическое отклонение:
,
где s
- среднее квадратическое отклонение.
3) Коэффициент Стьюдента:
,
где t - коэффициент Стьюдента;
- среднее арифметическое до эксперимента;
- среднее арифметическое после эксперимента;
S1 – стандартная ошибка среднего арифметического до эксперимента;
S2 – стандартная ошибка среднего
арифметического после эксперимента.
2.2 Организация исследования
Педагогический эксперимент проводился на базе 10-й клиники эндокринонологического отделения города Минска в период с 4 февраля по 4 марта. В исследовании принимают участие экспериментальная (ЭГ) и контрольная группы (КГ) в количестве 20 человек. Занятия в экспериментальной группе проводились по разработанной нами комплексной программе физической реабилитации, а контрольная группа занималась по программе 10-й клиники. Новшество нашей программы заключалось в том, что она включала:
1-й день: комплекс лечебной гимнастики, содержащий круговую тренировку на тренажерах;
2-й
день: круговая тренировка на
тренажерах и комплекс
Занятия чередовались через день, под контролем ЧСС и уровня глюкозы.
Также было включено в самостоятельные занятия дыхательные упражнения по методике Филатова-Бюргеса.
К занятию не допускались больные сахарным диабетом, имеющие хотя бы одно из следующих нарушений:
- уровень глюкозы крови выше 300 мг% (16,6 ммоль);
-
недавнее значительное
- почечная недостаточность при отсутствии адекватного контроля;
- нестабильная стенокардия;
-
тромбофлебит или
- активный или предполагаемый миокардит или перикардит;
-
острая или недостаточно
- значительный стеноз аорты;
- наличие или подозрение на наличие аневризмы;
-
неконтролируемая аритмия
-
острое инфекционное заболевание или
повышенная температура.
ГЛАВА 3
Результаты исследования и их обсуждения
3.1 Комплексная программа физической реабилитации при сахарном диабете
Программа реабилитации должна преследовать следующие задачи:
Для реализации
поставленных задач была разработана
программа физической реабилитации
на основе изученной научно-методической
литературы, которая представлена в таблице
3.1.
Таблица
3.1 – Программа физической реабилитации
при сахарном диабете.
содержание | дозировка | ОМУ |
Лечебная гимнастика | 35-45 мин. | Упражнения для всех мышечных групп. Движения выполняются с небольшой амплитудой, в медленном и среднем темпе, а для мелких мышечных групп — в быстром. |
Дозированная ходьба | С 5 до 10-12 км. | Постепенно увеличивая расстояние. Можно использовать спортивно-прикладные упражнения (ходьбу на лыжах, катание на коньках, плавание, греблю, бег), игры (волейбол, баскетбол, бадминтон, теннис) при строгом врачебно-педагогическом контроле в процессе занятий. |
Массаж | 30—40 мин,
курс — 12—15 сеансов, лучше через день. |
Общий массаж с сегментарно-рефлекторным воздействием. Приемы осуществляют с незначительной силой и интенсивностью, |
Гидротерапия | от 1-2 до 3-5 мин.
15-20 процедур. |
Душ Шарко. В начале курса температура 32-350 ,в конце -20-150. |
Самостоятельные занятия | 4—5 упражнений с повторением каждого упражнения по 4—6 раз. | Простые комбинированные
упражнения для туловища и конечностей
в чередовании с дыхательными упражнениями,
упражнения для брюшного пресса и упражнения
с сопротивлением.
Использование дыхательных упражнений по методике Филатова-Бюргеса |
Фитотерапевтическое лечение |
в соответствии с рецептом (см. 1.9.1.) | Индивидуально, назначается врачом |