Организационные аспекты деятельности аптечных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 14:57, доклад

Краткое описание

В современных условиях, исходя из действующих нормативных и законодательных документов статус фармацевтических организаций можно рассматривать с трех позиций: как организации здравоохранения, как торговые организации и как самостоятельные хозяйствующие объекты. С одной стороны, фармацевтическая организация – это организация здравоохранения, основной задачей которой является лекарственное обеспечение, с другой – это торговая организация, нацеленная на увеличение объема продаж при соблюдении прав потребителей и установленных правил продажи.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 319.50 Кб (Скачать)

Перевязочные средства и вспомогательный материал

Перевязочные средства хранят в  сухом проветриваемом помещении  в шкафах, ящиках, на стеллажах и  поддонах, которые должны быть выкрашены  изнутри светлой масляной краской и содержаться в чистоте. Шкафы, где находятся перевязочные материалы, периодически протирают 0,2% раствора хлорамина или другими разрешенными к применению дезинфекционными средствами.

Стерильный перевязочный материал (бинты, марлевые салфетки, вата) хранятся в заводской упаковке. Запрещается их хранение в первичной вскрытой упаковке.

Нестерильный перевязочный материал (вата, марля) хранят упакованными в  плотную бумагу или в тюках (мешках) на стеллажах или поддонах.

Изделия медицинской  техники

Хирургические инструменты и другие металлические изделия надлежит хранить в сухих отапливаемых помещениях при комнатной температуре. Температура и относительная влажность воздуха в помещениях хранения не должны резко колебаться. Относительная влажность воздуха не должна превышать 60%. В климатических зонах с повышенной влажность относительная влажность воздуха в помещении хранения допускается до 70%. В этом случае контроль за качеством медицинских изделий должен проводиться не реже одного раза в месяц.

Хирургические инструменты и другие металлические изделия, полученные без антикоррозийной смазки, смазывают тонким слоем вазелина, отвечающим требованиям Государственной Фармакопеи. Перед смазкой хирургические инструменты тщательно просматривают и протирают марлей или чистой мягкой ветошью. Смазанные инструменты хранят завернутыми в тонкую парафинированную бумагу.

Хранение огнеопасных  веществ

К группе огнеопасных веществ, хранящихся в фармацевтических (аптечных) организациях, относятся легковоспламеняющиеся вещества, представляющие собой в основном жидкости и легкогорючие вещества. Хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должно осуществляться отдельно от других материалов.

Легковоспламеняющиеся жидкости (коллодий, спирт этиловый, скипидар, эфир и  другие) хранят в плотно укупоренной  прочной, стеклянной или металлической таре, чтобы предупредить испарение жидкостей из сосудов. Расстояние от стеллажа или штабеля до нагревательного элемента должно быть не менее 1 м.

Хранение взрывоопасных  веществ

К этой группе веществ относятся  взрывчатые вещества и вещества взрывоопасные, то есть способные к образованию взрывчатых смесей.

Вещества этой группы должны храниться  в отдельно стоящем складском  здании. Хранение серебра нитрата в аптеках и на складах в небольших количествах (в аптеках до 50 г) необходимо осуществлять изолированно в соответствии с правилами хранения ядовитых веществ. При хранении взрывоопасных веществ следует принимать меры против загрязнения их пылью, которая может служить причиной взрыва.

Калия перманганат при взаимодействии с пылью, серой, органическими маслами, эфирами, спиртом, глицерином, органическими кислотами и другими органическими веществами - взрывоопасен. Хранить его в аптеках - в штангласах с притертыми пробками отдельно от указанных выше средств. Не допускается совместное хранение с легковоспламеняющимися и горючими веществами.

Раствор нитроглицерина (относится  к взрывчатым веществам) следует  хранить в аптеках или аптечных складах в небольших хорошо укупоренных  склянках или металлических сосудах  в прохладном темном месте с соблюдением мер предосторожности от огня.

Категорически запрещается хранение всех взрывоопасных и огнеопасных  веществ с кислотами и щелочами. В помещении хранения взрывоопасных и огнеопасных веществ категорически запрещается входить с керосиновыми лампами и свечами, следует пользоваться только электрофонарями.

Приложением 4  Приказа МЗ РФ от 12.11.1997 г. N 330 утверждены правила хранения наркотических средств и психотропных веществ в аптеках:

1. Основной запас наркотических  средств и психотропных веществ должен храниться в сейфах, на внутренних дверцах которых должны быть списки высших разовых и суточных доз.

2. В рабочее время ключ от  сейфа с наркотическими средствами  и психотропными веществами, находящегося в рецептурном отделе должен быть у провизора-технолога. Сейфы после окончания рабочего дня опечатываются или пломбируются, а ключи от них, печать и пломбир должны находиться у материально ответственного лица, уполномоченного на то приказом по аптеке.(в ред. Приказа Минздрава РФ от 16.05.2003 N 205)

На окнах материальных комнат, в которых хранятся наркотические средства и психотропные вещества, должны быть металлические решетки, а двери - обиты железом. После окончания работы эти комнаты запираются и опечатываются материально ответственным лицом. (в ред. Приказа Минздрава РФ от 16.05.2003 N 205)

3. Материальные комнаты и сейфы,  в которых хранятся наркотические  средства и психотропные вещества, должны иметь охранную светозвуковую сигнализацию.(в ред. Приказа Минздрава РФ от 16.05.2003 N 205)

Доступ в комнату, где хранятся запасы наркотических средств и психотропных веществ, разрешается лицам, непосредственно работающим с ними, что оформляется допуском из органов УВД и приказом по аптеке. Допуск оформляется вторично при смене одного из сотрудников.(в ред. Приказа Минздрава РФ от 16.05.2003 N 205)

5. Запас наркотических средств  и психотропных веществ в аптеках  независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и ведомственной подчиненности не должен превышать месячной потребности. Для аптек, удаленных от баз снабжения, запас этих средств устанавливается органами управления фармацевтическими (аптечными) организациями в субъектах Российской Федерации.(в ред. Приказа Минздрава РФ от 16.05.2003 N 205)

7. В дежурных аптеках во время  ночного дежурства фармацевт при необходимости использует наркотические средства и психотропные вещества, которые находятся в опечатанном и опломбированном сейфе. После окончания дежурства он отчитывается перед материально ответственным лицом, отвечающим за учет и хранение наркотических средств и психотропных веществ.(в ред. Приказа Минздрава РФ от 16.05.2003 N 205)

8. Наркотические средства и психотропные  вещества подлежат предметно-количественному  учету в специальном журнале  регистрации операций, связанных  с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - журнал регистрации), пронумерованном, сброшюрованном и заверенном подписью руководителя аптеки и скрепленном печатью аптеки.

10. Наркотические лекарственные  средства и психотропные вещества  с истекшим сроком годности, бой, брак, сданные родственниками умерших больных подлежат списанию согласно положению о списании наркотических лекарственных средств и специальных рецептов, неиспользованных онкологическими больными и уничтожению в установленном порядке. До уничтожения указанные наркотические средства и психотропные вещества подлежат хранению на отдельной полке или в отдельном отделении сейфа.(п. 10 в ред. Приказа Минздрава РФ от 16.05.2003 N 205)

 

 

3.3. Организация работы  сотрудников.

Требования к персоналу аптечных  организаций.

Согласно закону «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» право  на занятие фармацевтической деятельностью в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ).

ФЗ от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 29.11.2010) "Об обращении лекарственных средств" (статья 52) определил, что «физические лица могут осуществлять фармацевтическую деятельность при наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, высшего или среднего ветеринарного образования и сертификата специалиста, а также высшего или среднего медицинского образования, сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами при условии их работы в обособленных подразделениях медицинских организаций» (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

В положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ №416 от 06.07.2006г в качестве лицензионных требований установлены требования к персоналу (см. пункт 2.3.Лицензирование фармацевтической деятельности)

ОСТ «Правила отпуска (реализации) лекарственных  средств в аптечных организациях» устанавливает следующие требования к персоналу аптечных организаций:

  • Фармацевтические должности в аптечных организациях занимают специалисты - провизоры или фармацевты в соответствии с установленным порядком.
  • Руководство аптечной организацией осуществляет провизор, имеющий сертификат специалиста и стаж работы по специальности не менее 3 лет. В аптечных организациях, расположенных вне города, руководство аптечной организацией может осуществлять фармацевт, имеющий сертификат специалиста.
  • В отделах аптечных организаций с открытой формой выкладки товаров и реализующих товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций, допускается привлечение лиц со средним или средним медицинским образованием или высшим медицинским образованием, в качестве консультантов.
  • Специалисты аптечных организаций должны повышать свою квалификацию в соответствии с действующими требованиями.
  • Персонал аптечных организаций должен соблюдать правила личной гигиены, включая использование специальной одежды.
  • С целью обеспечения санитарных требований сотрудники аптечных организаций должны проходить медицинское освидетельствование в установленном порядке.
  • Не допускаются к работе лица с признаками заболевания, открытыми ранами, пока состояние их здоровья может быть причиной риска контаминации товаров, реализуемых в аптечной организации.
  • Не разрешается на рабочих местах в торговом зале курение, прием пищи, хранение личных лекарственных препаратов, продуктов питания, напитков, табачных изделий.
  • В своей производственной деятельности сотрудники аптечных организаций руководствуются действующими документами в области фармацевтической деятельности, правилами внутреннего трудового распорядка, требованиями техники безопасности и отраслевым стандартом.

Согласно Главы 11 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ трудовые отношения оформляются:

Документы, предъявляемые при заключении трудового договора:

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет  работодателю:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.

В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи  с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку. (часть пятая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Трудовой договор заключается  в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Трудовой договор, не оформленный  в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Информация о работе Организационные аспекты деятельности аптечных организаций