Оценка конкурентоспособности очковой оптики (на примере контактных линз)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Что в коррекции зрения нуждается значительная доля населения любой страны — примерно треть. Это обусловлено патологией органов зрения в детском и пожилом возрасте, большими зрительными нагрузками в среднем возрасте, нарушением рефракции глаза в пожилом и старческом возрасте. От правильного подбора средств коррекции зрения во многом зависят здоровье и работоспособность населения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Конкуренция и конкурентоспособность фармацевтических товаров в современных экономических условиях 4
1.1 Уровень развития конкуренции в условиях современного фармацевтического рынка очковой оптики 4
1.2 Обзор российского рынка очковой оптики 11
ГЛАВА 2. Оценка конкурентоспособности очковой оптики (на примере контактных линз) 22
2.1 Динамика рынка контактных линз и производители очковой оптики в России
22
2.2. Социологические исследования и анализ российского рынка потребителей контактных линз 28
2.3 Перспективы развития рынка контактных линз 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 4

Файлы: 1 файл

очковая оптика курсовая.doc

— 486.00 Кб (Скачать)

В 2011 г. первичных  пациентов, как обычно, было меньше, чем пришедших повторно: 36% (в 2010 г. – 42,5%). В 2009 г. первичных пациентов было 38%, а в 2008 г. – 40%, в 2007 г. – 25%, в 2006 г. – 32%, в 2005 г. – 38%. Таким образом, с учетом погрешностей анализа можно считать, что доля первичных пользователей контактными линзами в последние 3-4 года стабилизировалась и составляет около 40%. В мире доля первичных подборов оказалась примерно такой же – 36% (в США 22%, в Великобритании 50%, в Японии 41%).

Распределение между первичными и повторными пациентами сильно зависит от возраста. Так, среди тех, кому не исполнилось 17 лет, число первичных пациентов выше среднего уровня – 62% (65% и 57%). В диапазоне возрастов 17-30 лет (эти пациенты наиболее часто пользуются контактными линзами) число первичных уменьшается до 36% (42% и 39%). В более зрелом возрасте (старше 30 лет) первичных пациентов становится еще меньше - 31% (30% и 33%).

Дальнейший  анализ мы (как и Eurolens Research) будем проводить, в основном, раздельно для 2-х групп: первичных и повторных пациентов.

Среди всех упомянутых в анкетах этого года случаев подбора жесткие контактные линзы подбираются лишь в 2%. Напомним, что в мире жесткие линзы занимают более заметную долю рынка контактных линз - около 8% (как и в прошлом году). Особенно высок процент подборов жестких линз в таких странах, как Франция (16%), Нидерланды (20%), Япония (19%). Однако в США и в Англии жесткие газопроницаемые линзы распространены слабо (2% и 6%, соответственно). Небольшую долю в общем числе подборов в мире занимают ортокератологические линзы – около 2%. Однако разброс по странам здесь также очень большой – от 0% в Японии, США и Англии до 9% в Тайване и 7% в Италии.

В присланных нам  анкетах ортокератологические линзы, к сожалению, не упоминаются, хотя в России, как нам известно, их успешно подбирают.

В зависимости  от влагосодержания материала мягкие (гидрогелевые) линзы были разделены на 3 группы: с низким влагосодержанием (меньше 40%), средним – 40-60% и высоким – > 60%. 4-ю отдельную группу составили силикон-гидрогелевые (СГ) линзы.

В 2010 г. впервые  отечественные специалисты стали чаще всего назначать силикон-гидрогелевые (СГ) линзы. Их доля среди всех подборов составила около 50% (на втором месте были линзы среднего влагосодержания - 35%, дальше шли линзы низкого - 9% и высокого влагосодержания - 6%).

В 2011 г. доля СГ линз еще больше увеличилась - 63% среди всех подборов (25% линзы среднего влагосодержания, 9% низкого, 3% высокого).

Силикон-гидрогелевые контактные линзы в 2011 г. имели 70% среди первичных (53% в 2010 г.) и 58% (48%) среди повторных пациентов (Рис.2.1).

 

Рис.2.1. Распределение  назначенных контактных линз по типу материала (для гидрогелевых линз первым указано содержание воды)

Следует отметить, что в мире доля силикон-гидрогелевых линз после бурного роста в 2010 г. Чуть снизилась в 2011 г. - с 51% до 47%. СГ линзы по-прежнему часто назначают в США (68%), Канаде (70%), Австралии (70%). Значительно чаще стали назначать силикон-гидрогелевые линзы в Китае (17% в 2011 г. против 1% в прошлом году).

На этом фоне полученные нами данные показывают заметное уменьшение доли линз среднего влагосодержания - 23% (перв.) и 27% (повт.) в 2011 г. против 32% и 37% в прошлом и 46% и 37% в 2009 г., соответственно. Как видно, уменьшение доли этого типа линз произошло как в первичных, так и в повторных подборах.

Линзы с низким влагосодержанием (с содержанием воды меньше 40%) в последние годы подбирают довольно редко. В 2010 г. их число среди первичных пациентов оставалось на уровне 2009 г. – 7-8% (еще в 2007 г. их было 26%).

В 2011 г. доля этих линз упала среди первичных подборов до 3%. Однако среди повторных пациентов доля линз с низким влагосодержанием по сравнению с прошлым годом почти не изменилась: 12% (в 2010 г. 11%).

В мире линз с  низким влагосодержанием в 2011 г. в целом (первичным и повторным пациентам) было подобрано около 9%. Однако разброс полученных для разных стран значений очень большой: от 1% в Англии, Франции и Италии до 26% в Китае и 19% в Тайване.

Мы предлагали врачам указать при анкетировании следующие типы дизайнов: сферический, торический, цветные, мультифокальные и ортокератологические линзы. ОК - линзы, в полученных нами анкетах не встречаются. Мультифокальные линзы назначались примерно в 1% случаев (почти все – силикон-гидрогелевые линзы AIR Optix Multifocal компании CIBA Vision). Распределение линз по дизайну представлено на рис. 2.2 (без учета мультифокальных линз).

Рис.2.2. Распределение  назначенных контактных линз по дизайну

 

Как и следовало ожидать, преобладающим типом дизайна является сферический – почти 75% (81% и 79%) среди первичных и 85% (87% и 89%) среди повторных подборов. Доля сферического дизайна по сравнению с прошлым годом немного уменьшилась.

Несколько уменьшилась  и частота подбора цветных линз среди первичных пациентов – 10% (15% и 17%); среди повторных пациентов она остается постоянной в течение последних трех лет 7% (7% и 8%) .

Обращает на себя внимание заметное увеличение в 2011 г. доли торических линз среди первичных подборов: 16% в 2011 г. против 8% в 2010 г. Среди повторных подборов торических линз в этом году было 8%, а в 2010 г. – 7%. Всего торических линз среди всех подборов в 2011 г. было около 10%. Как показывает анализ присланных анкет, врачи подбирают, в основном, торические линзы компаний Johnson & Johnson и CIBA Vision.

По-видимому, полученные нами данные свидетельствуют об эффективности практической работы указанных компаний по более широкому внедрению торических линз в практику контактной коррекции. Кроме того, полученная по нашим данным высокая доля торических линз может объясняться активным участием в нашем анкетировании региональных сетей, которые в своей работе ориентируются на самую «продвинутую» продукцию. В целом по России ситуация за год, вероятно, изменилась не столь заметно. Однако именно крупные оптические сети определяют политику на рынке средств контактной коррекции, и вслед за ними большее внимание подбору торики вскоре станут уделять и отдельные кабинеты.

Отметим, что  полученные нами в этом году данные по-прежнему значительно уступают европейским показателям распространенности торических линз. Так, в Великобритании доля торических линз в 2011 году составила 37%, а в США 23%. Так что в России имеется еще большой потенциал для увеличения числа подборов торических контактных линз.

Распределение МКЛ по частоте замены в 2011 г. показано на рис. 2.3. Сравнение с результатами анкетирования в 2010 г. (для первичных подборов) представлено в таблице 2.1.

 Как видно  из таблицы 2.1., за год произошло довольно заметное перераспределение рынка контактных линз. Уменьшилась доля линз самой частой замены (однодневных) и самой длительной (3 мес. и больше). Одновременно увеличилась доля линз среднего срока ношения (от 1 недели до 1 месяца).

Рис.2.3. Распределение назначенных контактных линз по частоте замены

 

Таблица 2.1.

Распределение линз по частоте замены (первичные  подборы)

 

2010 год

2011 год

Изменение

1 день

39%

14%

-25%

1-2 недели

22%

36%

+14%

1 месяц

32%

45%

+13%

3 месяца и  больше

7%

5%

-2%


 

Традиционные линзы (к ним на рис. 2.3. в этом году мы отнесли линзы, используемые в течение 6 месяцев и больше) в 2011 г. практически перестали назначать при первичных подборах (меньше 1%), среди повторных подборов они составляют около 2%. В 2010 г. их было всего около 4% (в целом). Налицо продолжение тенденции последних лет – назначать как первичным, так и повторным пациентам линзы с более частой заменой, обеспечивающей наиболее здоровый режим ношения контактных линз. Линзы с заменой через год в этом году у нас (и тем более в мире) представлены лишь жесткими газопроницаемыми (ЖГП ) линзами.

Частота подборов линз с заменой через 1 месяц, составляющая в прошлом году 36% подборов, в этом году возросла до 47%. При первичных назначениях она увеличилась с 32% до 45%, при повторных с 41% до 48%. Ежемесячные линзы по-прежнему занимают основную долю при подборах линз.

Популярность  линз, заменяемых через 3 месяца, стала чуть ниже уровня прошлых лет: у первичных пользователей в этом году было 5% (7% и 6%), у повторных – 15% (16%).

Частота назначения линз с заменой через 1-2 недели остается довольно высокой в последние 3 года. Среди первичных подборов наблюдается значительный рост – 36% в этом году против 22% в прошлом году. Среди повторных подборов наблюдается стабильность - 25% в этом и прошлом году. Видимо, это свидетельствует об активной пропаганде этого режима ношения среди специалистов и пациентов.

Пожалуй, главная  особенность распределения по частоте замены линз в 2011 г. состоит в заметном уменьшении доли однодневных линз. При первичных подборах в этом году она упала до уровня 14% (в 2010 г. было 39%, в 2009 г. - 25%). Среди повторных подборов доля однодневных линз составила 11% в этом году против 17% в 2010 г. В целом, сегодня однодневные линзы подбирают в 12% случаев.

При первичных подборах назначают, в основном, однодневные линзы Acuvue (почти 90% подборов). Из них силикон-гидрогелевые линзы 1 Day Acuvue TruEye - 51%. В повторных подборах доля Acuvue составляет около 70%, силикон-гидрогелевых линз 1 Day Acuvue TruEye - 34%. Такие явные предпочтения, возможно, связаны со значительным вкладом в наши исследования анкет из крупных региональных сетей. Отметим, что в 2010 г. половину всех подобранных однодневных линз составляли силикон-гидрогелевые линзы.

7 дней в неделю мягкие контактные линзы (МКЛ) по-прежнему носят большинство пациентов (рис.2.4.) – 56% (50%) среди первичных и 66% (62%) среди повторных. Подавляющее большинство пациентов пользуются мягкими линзами 5 и более дней в неделю (больше 90%).

Рис.2.4. Распределение назначенных контактных линз по числу ношения в неделю

Подавляющее число  пациентов носят МКЛ в дневном режиме - 82% для первичных и повторных подборов. В 2010 г. доля дневного ношения была еще больше 92% среди первичных и 87% среди повторных подборов.

Соответственно, пролонгированное ношение стало назначаться чаще – в 18% случаев (было 8% и 13% для первичных и повторных подборов, соответственно).

Распределение по влагосодержанию при первичных подборах линз, назначаемых для дневного ношения, для последних трех лет показано на рис. 2.5.

Рис.2.5. Динамика изменения распределения линз, назначаемых  для дневного ношения, по влагосодержанию (первичные подборы)

Небольшая в  последние годы доля мягких контактных линз с содержанием воды менее 40% продолжает уменьшаться: 3% в этом году (8%). Доля мягких контактных линз со средним влагосодержанием также снижается: 28% в этом году против 33% в прошлом.

Доля линз с  высоким содержанием воды в последние 3 года остается стабильно низкой и продолжает падать: 5% (9%). Доля силикон-гидрогелевых линз в первичных подборах в 2011 г. еще больше выросла: с 50% в 2010 г. до 64% в текущем (30% в 2009 г. и в 2008 г.).

Полученные  нами данные для пролонгированного  ношения (т.е. для непрерывного ношения  в течение 7 дней), как и в предыдущие годы, не позволяют построить статистически достоверное аналогичное распределение. Можно лишь сказать, что в 97% случаев для пролонгированного ношения подбирают силикон-гидрогелевые линзы (первичные и повторные подборы вместе).

Распределение по влагосодержанию линз, назначаемых для дневного ношения при повторных подборах, показано на рис. 2.6. Доля силикон-гидрогелевых линз по сравнению с прошлыми годами постоянно увеличивается: 51% в 2011 г., 43% в 2010 г., 36% в 2009 г., 25% в 2008 г., 22% в 2007 г. и 11% в 2006 г. Для дневного ношения у повторных пациентов в 2011 г. МКЛ с влагосодержанием 40%-60% используются примерно в 30% случаях (40% в 2010 г.) (рис. 2.7). Доля гидрогелевых линз с высоким содержанием воды (>60%) осталась примерно такой же низкой, как и раньше: 4% (было 6%).

При анализе  полученных в 2011 г. данных и сравнении их с данными анкетирования прошлого года обращают на себя внимание два факта. Во-первых, очень высокая частота назначения в этом году силикон-гидрогелевых (СГ) линз, особенно при первичных подборах. В 2011 г. СГ линзы наши врачи назначали двум из трех первичных пациентов (первичным в 70% случаях). Сравнивая наши цифры с результатами глобального анкетирования, отметим, что полученные нами данные (64%) заметно превышают средне-мировую частоту (47%), и лишь немного уступают данным, полученным в США (68%).

Рис.2.6. Динамика изменения распределения линз, назначаемых  для дневного ношения, по влагосодержанию (повторные подборы)

Рис.2.7. Распределение  линз, назначаемых при повторных  подборах для дневного ношения, по влагосодержанию

По сравнению с прошлым годом доля СГ линз у нас выросла на 16%, особенно заметный рост среди первичных подборов (17%). Как мы уже отмечали ранее, в этом году в нашем анализе велика доля анкет, присланных из крупных сетевых оптик. Такие оптики предпочитают работать с самыми современными продуктами, которые обеспечивают максимальное удовлетворение запросов клиентов, здоровье их глаз и прибыль. Как видно из приведенных нами цифр, эти салоны практически не уступают американским оптикам по назначению СГ линз. Хотя, очевидно, что далеко не все российские салоны работают по мировым стандартам. Однако сетевые оптики в силу своего лидирующего положения определяют тенденции развития отечественного рынка.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности очковой оптики (на примере контактных линз)