Оценка конкурентоспособности очковой оптики (на примере контактных линз)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Что в коррекции зрения нуждается значительная доля населения любой страны — примерно треть. Это обусловлено патологией органов зрения в детском и пожилом возрасте, большими зрительными нагрузками в среднем возрасте, нарушением рефракции глаза в пожилом и старческом возрасте. От правильного подбора средств коррекции зрения во многом зависят здоровье и работоспособность населения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Конкуренция и конкурентоспособность фармацевтических товаров в современных экономических условиях 4
1.1 Уровень развития конкуренции в условиях современного фармацевтического рынка очковой оптики 4
1.2 Обзор российского рынка очковой оптики 11
ГЛАВА 2. Оценка конкурентоспособности очковой оптики (на примере контактных линз) 22
2.1 Динамика рынка контактных линз и производители очковой оптики в России
22
2.2. Социологические исследования и анализ российского рынка потребителей контактных линз 28
2.3 Перспективы развития рынка контактных линз 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 4

Файлы: 1 файл

очковая оптика курсовая.doc

— 486.00 Кб (Скачать)

Среди перспективных  российских предприятий необходимо отметить: ООО «Комтез», ООО «АЛМ-Оптик» (Москва), «Лорнет-М» (Владимир), «Ликон» (Владимир), «Аргус» и другие. По мнению экспертов, очковые линзы, выпускаемые компанией «Аргус», а также рядом других отечественных компаний, сегодня сопоставимы по качеству с продукцией мировых фирм. Динамика развития российского производства очковых линз свидетельствует об актуальности обращения серьезного внимания со стороны зарубежных производителей к возможностям инвестиций в производственную сферу оптической индустрии России.

Несмотря на наметившийся в последние годы рост отечественного производства очковой оптики, российский рынок по-прежнему в значительной степени зависит от импорта. Общий объем ввезенных в Россию оптических товаров в 2010 году составил порядка 9,5 млн. единиц на сумму приблизительно 1,5 млрд. руб. (здесь помимо очковой оптики учтены также операционные и лабораторные микроскопы, офтальмологическое лабораторное оборудование, гистологическое оборудование). Наибольшая доля среди ввозимых в Россию оптических товаров принадлежит пластиковым очковым линзам (62,3% в натуральном выражении), также значительную долю занимают стеклянные очковые линзы. Однако в стоимостном выражении доля этих сегментов относительно невелика, составляя 32,5% (по данным, приводимым компанией «Информбюро»).

Лидирующее  положение на российском рынке очковой  оптики занимает продукция из Китая  и Италии. Также широко представлена оптика производства Франции, Германии, США, Японии, стран Юго-Восточной  Азии. В сегменте терапевтических  очков наиболее известны следующие производители: Cooper Vision, Johnson & Johnson (Великобритания), Bausch & Lomb, Karl Zeiss Corning Incorporated (США) и другие. В сегменте декоративной оптики на российском рынке представлена продукция следующих мировых лидеров: Metzler International, LVMH (Louis Vuitton, Christian Dior, Prada и Sephora).

Также широко распространена декоративная оптика таких производителей, как: Allison S.P.A. (Италия), Bushnell Performance Optics (Bushnell, Bolle, Serengeti, Browning Sports Optics и Tasco) (США), De Rigo, Ferdinand Menrad Group, Luxottica Group, Silhouette International Schmied AG (Silhouette, Daniel Swarovski Paris, Adidas).

В сегменте оправ  для очков продукция отечественных  производителей в своем большинстве  пока не составляет конкуренции зарубежным моделям. Большинство оправ, реализуемых на российском рынке, представлено импортной продукцией, при этом 86% импортируемых оправ поставляются из Юго-Восточной Азии, 8-11% - на страны Европы, США и Японию. Доля России составляет всего 5-6%.

В сегменте солнцезащитных очков основная часть импорта представлена продукцией китайских производителей (рис.1.3.). В 2010 году доля солнцезащитных очков китайского производства в общем объеме импорта в Россию составила 57,4% в натуральном выражении, в стоимостном же выражении – лишь 10,3%. Приведенные цифры ярко свидетельствуют об основном преимуществе китайских очков – их низкой цене. Также значительную долю импорта солнцезащитных очков составляет продукция итальянских производителей - 32,4% в натуральном выражении. Совокупная доля других стран-экспортеров солнцезащитных очков в Россию: Швейцарии, Малайзии, Южной Кореи, США, Австрии, составляет порядка 10%.

Российский  рынок контактной коррекции зрения (контактных линз) на сегодняшний день развит довольно слабо. Связано это главным образом с тем, что лишь незначительная часть россиян, нуждающихся в средствах коррекции зрения, предпочитает использовать контактные линзы. По данным, приводимым российским представительством компании Bausch & Lomb, в 2007 году лишь 1,5% от нуждающихся в средствах коррекции зрения россиян использовали контактные линзы (рис.1.4). Для сравнения, в США доля использующих контактные линзы составляет по разным оценкам от 12 до 28% от населения, нуждающегося в средствах коррекции зрения, в Европе это показатель составляет 10-15%.

Рис. 1.3. Структура  импорта солнцезащитных очков в  Россию в 2010 году, % от объема импорта  в натуральном выражении (по данным, приводимым компанией «Информбюро»)

Рис. 1.4. Доля россиян, пользующихся контактными линзами, от общего числа нуждающихся в средствах коррекции зрения в 2007 году, % (по данным компании Bausch & Lomb)

Слабость российского  рынка контактных средств коррекции  зрения весьма беспокоит отечественных  производителей контактных линз, рискующих  быть вытесненными с рынка импортной продукцией. В меньшей мере существующая ситуация беспокоит международные компании, импортирующие контактные линзы в Россию.

В настоящее  время на российском рынке представлены контактные линзы четырех ведущих  мировых производителей: CIBA Vision, Johnson & Johnson, Bausch & Lomb и CooperVision, а также двух ведущих отечественных производителей: «Конкор» и «Оптимедсервис». В совокупности же на российском рынке действуют порядка 15 отечественных и 12 зарубежных производителей контактных линз.

Как полагают эксперты, и отечественным, и зарубежным производителям контактных линз на российском рынке  в ближайшее время придется несладко – по сути, сегодня они толкаются  на «крохотном пятачке». Применительно к столь малой целевой аудитории сама постановка вопроса о конкуренции выглядит не совсем оправданной. Хотя потенциал российского рынка контактной коррекции зрения довольно велик, составляя 7-10% от числа нуждающихся в средствах коррекции зрения, фактический рост рынка происходит очень медленно. По имеющимся оценкам и в 2009 году доля россиян, использующих контактные линзы, составила лишь около 1,5% от населения, нуждающегося в средствах коррекции зрения.

В значительной мере слабость российского рынка  контактной коррекции зрения и медленные  темпы его развития связаны с недостаточной компетентностью врачей-офтальмологов в отношении специфики и преимуществ контактных линз. В частности, в России официально не существует специальности оптометриста, офтальмологов не обучают контактной коррекции зрения. В связи с недостаточной компетентностью врачей в области контактной коррекции зрения, отсутствует пропаганда контактной коррекции зрения как услуги, врачи в большинстве случаев не обладают навыками, необходимыми для индивидуального подбора контактных линз. Другим фактором, обусловливающим неразвитость рынка контактных линз, выступает недостаточная информированность и материальная обеспеченность российского потребителя, нуждающегося в средствах коррекции средства, вынужденного выбирать более дешевые и доступные варианты.

Стандарты потребления  на рынке очковой оптики в России на сегодняшний день сохраняют значительные отличия от западных стандартов потребления. Российский потребитель зачастую не нацелен на качественную услугу, не привык регулярно проверять свое зрение и покупать очки или линзы после медицинского обследования. Активность российского потребителя остается низка – так, если в странах Западной Европы и США «очкарики» меняют пару очков один-два раза в год, то в России потребитель посещает салон оптики в среднем раз в четыре года. Недостаточная сформированность потребительских предпочтений гасит конкуренцию и в целом негативно сказывается на развитии рынка очковой оптики в России. Основную долю розничного рынка в настоящее время продолжает занимать формат масс-маркет (ларьки на вокзалах, в метро или при аптеках, распространяющие дешевые очки без каких-либо консультаций), доля масс-маркет составляет до двух третей рынка в натуральном выражении. Российский рынок очковой оптики диверсифицирован, ни одна крупная сеть салонов оптики не владеет более чем 5% российского рынка. Одними из крупнейших розничных сетей оптики являются «Очкарик», годовой оборот которой составляет около 20 млн. долларов США, и сеть оптических салонов «Смотри» с годовым оборотом в 10 млн. долларов США. Рентабельность бизнеса составляет сегодня около 15% .

В то же время  в связи с ростом благосостояния россиян в настоящее время  отмечается тенденция к перераспределению  потребительских предпочтений от очковой  оптики класса масс-маркет в сторону более качественной и дорогой оптики. Развиваются розничные сети класса «премиум».

Система дистрибуции  очковой оптики в России включает в себя следующие основные форматы  продаж: 

- специализированные  салоны (специализация на терапевтической  оптике); 

- бутики и  магазины модной одежды (специализация  на декоративной оптике одноименных  марок); 

- небольшие  специализированные киоски; 

- прилавки в  метро, переходах и на рынках, где преобладает низкокачественная  продукция.

За последние десять лет розничная сеть по продаже оптики увеличилась примерно в шесть-семь раз. Сегодня только в Москве действует более 3 тыс. самостоятельных фирм, занимающихся продажей оптики, в 2000 году такое количество фирм насчитывалось на всю Россию. Будущее российского рынка очковой оптики связывается с развитием крупных сетей специализированных салонов или даже «супермаркетов для глаз».

Обзор российского рынка очковой оптики показал, что: 

В настоящее время российский рынок очковой оптики достаточно сформирован и поделен на сферы  влияния крупнейших мировых и отечественных производителей и оптовых фирм. Объем российского рынка оптики в 2010 году составил 10-12 млн. долларов США. 

На рынке очковой оптики выделяются два крупных сегмента: очковые линзы и контактные линзы, отдельную группу составляют аксессуары. Рынок очковых линз в России активно растет и совершенствуется – на смену минеральным линзам приходят линзы из органических материалов, потребителю предлагается продукция все более высокого качества, учитывающая специфику индивидуальных потребностей. Российский рынок контактной коррекции зрения на сегодняшний день развит относительно слабо и фактически пребывает в стагнации. Лишь 1,5% от нуждающихся в средствах коррекции зрения россиян пользуются контактными линзами. 

Основную долю розничного рынка очковой оптики в России в настоящее время продолжает занимать формат масс-маркет, доля которого составляет до двух третей рынка в натуральном выражении. Однако одной из ключевых тенденций современного рынка является постепенное движение к предложению потребителю более высококачественной продукции, замещающей товары нижней ценовой категории и контрафактную импортную продукцию. Развиваются розничные сети класса «премиум». Будущее российского рынка очковой оптики связывается с развитием крупных сетей специализированных салонов.

В последние годы отмечается значительное улучшение качества очковых  линз и оправ для корригирующих  очков, поставляемых отечественными производителями, а также устойчивый рост объемов  отечественного производства очковой  оптики. Динамика развития российского производства свидетельствует об актуальности обращения серьезного внимания со стороны зарубежных производителей к возможностям инвестиций в производство очковой оптики на территории России. Несмотря на наметившийся рост отечественного производства очковой оптики, российский рынок во многом остается зависимым от импорта. Среди стран-экспортеров очковой оптики в Россию ведущее положение занимают Китай и Италия. 

Стандарты потребления на рынке очковой оптики в России на сегодняшний день сохраняют существенные отличия от западных стандартов потребления. Активность российского потребителя остается низкой, в среднем он посещает салон оптики раз в четыре года, тогда как потребители стран Западной Европы и США делают это ежегодно. Кроме того, российский потребитель зачастую не нацелен на качественную услугу. Недостаточная сформированность потребительских предпочтений в целом негативно сказывается на развитии рынка очковой оптики в России, сдерживая процессы формирования конкурентных отношений и консолидации рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ОЧКОВОЙ ОПТИКИ (НА ПРИМЕРЕ КОНТАКТНЫХ ЛИНЗ)

2.1 Динамика рынка контактных линз и производители очковой оптики в России

 

Контактные  линзы с каждым годом становятся все более популярными как во всем мире, так и в России: увеличивается процент подбора контактных линз сложного дизайна – торических и мультифокальных, расширяется возрастной диапазон пользователей контактной коррекции. 

Рынок контактной коррекции в России сравним с  мировым: доминирующее положение занимают четыре крупнейшие компании: практически  половину объема (более 40%) составляет продукция компании Johnson&Johnson. Доля CIBA Vision и Cooper Vision (с влившейся в нее компанией Ocular Sciences) составляет примерно 15-18% у каждой. Фирма Bausch & Lomb - всего около 10%. На долю всех остальных компаний, включая российского производителя, приходится менее 20% поставок контактных линз. 

На протяжении последних 10 лет основным направлением, по которому двигалась розничная торговля очковой оптики, был постепенный переход от торговых точек и уличных стендов на рынках и ярмарках к цивилизованным формам торговли - салонам и бутикам оптики.

В розничном ритейле очковой  оптики различают четыре основных формата  точек продаж.

- Сегмент масс-маркет: стенды  и торговые точки на улицах, в метро, магазинах, на рынках  и т. п., а также не большие специализированные киоски/магазины с готовой продукцией;

- Салоны оптики и Центры  коррекции зрения. Главным отличительным  признаком салона оптики является наличие офтальмолога;

- Пункты выдачи интернет-магазинов  очковой оптики;

- Бутики и магазины модной одежды.

Что касается сегмента масс-маркета, то за десять лет количество ларьков  и палаток в России не уменьшилось. На сегодня 60% всех торговых точек очковой оптики – это стенды, лотки и киоски. На салонную торговлю оптики приходится 40%.

Около 1/3 населения России нуждается в коррекции зрения, 40 миллионов человек уже пользуются средствами коррекции зрения, таковы данные Минздравсоцразвития. Около миллиона детей уже рождается с плохим зрением. А к 15 годам их количество увеличивается в три раза.

По данным официального общественного  опроса Минздравсоцразвития России, 23,6% россиян страдают близорукостью/дальнозоркостью, но не испытывают при этом дискомфорта, 22,5% считают, что с их глазами все в порядке, 20,2% жалуются на регулярную усталость и сухость глаз в конце рабочего дня, а 18,1% считают, что с их зрением не все хорошо[11].

Что же касается социально-демографических  особенностей населения, то, по статистике, доля женщин, нуждающихся в коррекционной  оптике, превышает долю мужчин. С одной стороны, это вызвано биологическими факторами, а с другой стороны - факторами моды: декоративные очки и контактные линзы можно отнести к элементам украшения, которые традиционно пользуются намного большим спросом у женщин, нежели у мужчин.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности очковой оптики (на примере контактных линз)