Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:01, реферат
Гимнастика и общий массаж оказывают регулирующее влияние на функции центральной нервной системы, дыхания, кровообращения, пищеварения, кроветворения. Под их влиянием стимулируются окислительные, трофические, теплорегулирующие процессы, улучшается обмен веществ.
Ползание на животе
И. п. — на животе. Ваш помощник берет ребенка за руки, вы — за ноги. Помощник вытягивает вперед правую ручку малыша, расправляя пальчики и прижимая ладошку к поверхности стола. Вы сгибаете левую ножку ребенка и подтягиваете ее к животику. Затем то же проделываете с левой ручкой и правой ножкой младенца, после чего возвращаетесь к^ предыдущему движению. Так выполняют 10—20 «ползающих» движений. Если малыш плохо держит голову, вам понадобится еще один ассистент, который будет поддерживать ее ладонями с боков так, чтобы голова ребенка находилась по средней линии.
Начиная с 4 месяцев ребенок должен освоить следующие движения: присаживание, держась за палочку, стояние на четвереньках, приседания и наклоны на палочке.
Присаживание
И. п. — на спине. Ручки
малыша вытянуты вдоль туловища. Ваш
помощник прижимает ладошку правой
руки ребенка к столу в нескольких
сантиметрах от его тела. Вы одной
рукой придерживаете ножки
Присаживание с помощью палочки
И. п. — на спине. Пальцы обеих
рук малыша (большие — снизу, остальные
— сверху) охватывают палочку диаметром
2-3 см. Поскольку ребенок обычно держится
слишком слабо и в любой
момент может отпустить палочку,
придерживайте его кулачки
Стояние на четвереньках
И. п. — на животе. Подведите
свою ладонь под грудь малыша, приподнимая
его, а другой рукой согните его
ножки в коленных и тазобедренных
суставах. В это время помощник
прижимает расправленные
Приседание на палочке
Положите палочку на стол, накройте ее в несколько раз сложенной пеленкой. Возьмите ребенка под мышки. Пусть ваш помощник установит ножки малыша на ширине плеч так, чтобы палочка располагалась строго посередине между его носками и пятками. Во время приседаний стопы не должны смещаться. Повторите 10 раз.
Наклоны на палочке
Стопы малыша фиксируют, как в предыдущем упражнении. Левой рукой придерживайте спереди ножки ребенка, чтобы они не сгибались в коленях, а правую подведите под грудь и живот. Наклоните туловище ребенка. Повторите 10 раз.
Ползание на четвереньках
Выполняется с шестимесячного возраста. Если в полгода ребенок сам еще не стоит на четвереньках, нужно подождать делать упражнения до того момента, когда он научится этому. Методика ползания на четвереньках такая же, как ползания на животе.
Вращение
Оно благотворно влияет на
вестибулярный аппарат и
ВОЗРАСТНЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И МАССАЖА ДЛЯ ДЕТЕЙ от 1,5 месяцев до 3 лет (по К. Д. Губерт и М. Г. Рысс)
№ п/п |
Назначение |
Возраст |
Показания, физиологические обоснования и целевые установки |
Противопоказания |
1. |
Массаж рук |
1,5-4 мес. |
В связи с гипертонией конечностей для содействия своевременному уравновешиванию антагонистов |
Воспаление и раздражение кожи. |
2. |
Массаж ног |
1,5-6 мес. |
То же |
То же |
3. |
Выкладывание на живот |
1,5-4 мес. |
Для развития мышц спины |
Отсутствие защитного рефлекса. |
4. |
Массаж спины |
1,5 - 14 мес. |
Для укрепления и подготовки мышц спины к упражнениям |
Воспаление и раздражение кожи |
5. |
Массаж живота |
То же |
Для укрепления мышц живота и освобождения кишечника от газов |
То же |
6. |
Массаж стоп |
1,5 мес. -6 мес. |
Для укрепления мышц и связочного аппарата стопы и воспитания опорной функции |
То же |
7. |
Упражнения для стоп (движения рефлекторные) |
То же |
Для стимулирования активных движений стопы с использованием подошвенного рефлекса |
То же |
8. |
Разгибание позвоночника в положении на боку (рефлекторное) |
1,5-3 мес. |
Для укрепления мышц спины, используя спинной рефлекс Таланта |
То же |
9. |
Ползание рефлекторное |
1,5-3 мес. |
Для укрепления разгибателей
нижних конечностей с целью |
Исчезновение феномена Бауэра |
10. |
Охватывающее движение |
3-10мес. |
При отсутствии гипертонии мышц верхних конечностей, для укрепления мышц плечевого пояса |
Гипертония мышц сгибателей верхних конечностей |
11. |
Поворот со спины на живот при поддержке за руку |
3-6 мес. |
Воспитание навыка в изменении положения тела, используя рефлекс расположения частей тела |
Пассивность ребенка, откидывание головы |
12. |
Отклонение головы назад в положении на животе на вису |
3-4 мес. |
Для укрепления мышц спины в воспитании рефлекса равновесия, используя рефлекс положения |
Пассивность ребенка, свисание головы |
13. |
Вибрационный массаж грудной клетки |
3- 10 мес. |
Для стимулирования углубленного вдоха |
Воспаление и раздражение кожи |
14. |
Сгибание и разгибание рук |
Тоже |
При отсутствии гипертонии мышц верхних конечностей, для укрепления мускулатуры рук и плечевого пояса |
Гипертония мышц-сгибателей верхних конечностей |
15. |
«Скользящие шаги» |
4-14 мес. |
При отсутствии гипертонии мышц нижних конечностей для воспитания опорной функции |
Гипертония сгибателей нижних конечностей |
16. |
«Парение» в положении на животе |
4-6 мес. |
Для воспитания рефлекса равновесия взамен упражнения №1 1 (как более спокойное) |
Пассивность ребенка |
17. |
Приподнимание верхних частей туловища из положения на спине за отведенные в стороны руки |
Тоже |
Воспитание навыка в изменении положения тела, используя возникновение движения ребенка в этом направлении |
Пассивность ребенка, запрокидывание головы назад |
18. |
Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно |
4- 10 мес. |
При отсутствии гипертонии мышц нижних конечностей для укрепления мускулатуры ног и воспитания навыка в ходьбе |
Гипертония сгибателей нижних конечностей |
19. |
«Парение» в положении на спине |
4-6 мес. |
Для укрепления мышц брюшного пресса и воспитания рефлекса равновесия, используя рефлекс положения |
Пассивность ребенка, запрокидывание головы |
20. |
Поворот со спины на живот при держании за ноги |
6 -10 мес. |
Взамен упражнения №1 1 (как более сложное) |
Пассивность ребенка, запрокидывание головы |
21. |
Упражнение для стимулирования ползания |
6 мес. - до освоения ползания |
При отсутствии гипертонии мышц нижних конечностей для воспитания навыка в передвижении тела |
Нарушение мышечного тонуса нижних конечностей (гипертонус) |
22. |
Присаживание при поддержке за обе отведенные в стороны руки |
6 -10 мес. |
Взамен упражнения №17 после предварительного укр'епления шейной мускулатуры и брюшного пресса другими упражнениями (№11 и 19) |
Пассивность ребенка, запрокидывание головы назад |
23. |
Круговые движения руками |
6- 14 мес. |
При отсутствии гипертонии мышц верхних конечностей и освоения упражнений №10 и 14 для укрепления мышц плечевого пояса |
Гипертония сгибателей верхних конечностей |
24. |
Поднятие выпрямленных ног |
6 -10 мес. |
При отсутствии гипертонии мышц нижних конечностей для укрепления брюшного пресса |
Гипертония сгибателей нижних конечностей |
25. |
Напряженное выгибание |
Тоже |
При нормальном тонусе мышц для развития координации в работе сгибателей и разгибателей позвоночника |
Нарушение мышечного тонуса, а также пассивность ребенка, запрокидывание головы назад |
26. |
Поднимание туловища из положения на животе при поддержке ребенка за руки |
Тоже |
Для укрепления мышц спины и воспитания навыка в изменении положения тела из горизонтального в вертикальное |
Пассивность ребенка, если голова отстает от движения рук |
27. |
Присаживание (упражнение для сгибателей рук) |
6- 14 мес. |
При активном участии ребенка (наличие сгибания в локтевом суставе) |
Пассивность ребенка, когда при подтягивании руки остаются выпрямленными |
28. |
Сгибание и разгибание сидя или стоя, с кольцами |
10- 14 мес. |
Взамен №14 после освоения сидения или стояния без опоры |
Отсутствие умения длительно сидеть или стоять без опоры |
29. |
Поднимание тела
из положения на животе до вертикального
положения при поддержке |
Тоже |
Если ребенок сам встает, цепляясь за предметы, взамен упражнения № 26 |
Отсутствие умения вставать, цепляясь за неподвижный предмет |
30. |
Наклон туловища и выпрямление |
10 -18 мес. |
При умении стоять без опоры, для укрепления мышц спины |
Отсутствие умения стоять без опоры |
31. |
Поднятие выпрямленных ног до палочки (по речевой инструкции) |
Тоже |
Взамен пассивного упражнения № 24 |
Тоже |
32. |
Приседание при держании ребенка за руки (с кольцами) |
10-14мес. |
При наличии умения стоять без опоры, для укрепления мышц нижних конечностей |
Тоже |
33. |
Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно с фиксацией нижних конечностей и возвращение к исходному положению |
10-18мес. |
Взамен упражнения № 22 как дальнейшее его усложнение * |
Пассивность ребенка |
34. |
Напряженное выгибание из положения сидя на коленях у матери |
10мес. -3 года |
Взамен упражнения №25, иак как ребенок слишком тяжел |
|
35. |
Сгибание и разгибание рук стоя, попарно |
14-18 мес. |
Взамен упражнения №28, для воспитания умения согласовывать свои движения с движениями товарища |
|
36. |
Напряженное прогибание позвоночника из положения на животе (с палочкой) |
14мес. -3 года |
Для укрепления плечевого пояса и межлопаточных мышц и воспитания осанки |
Список использованной литературы.
2. Антипкин Ю.Г. «Массаж и физкультура для детей в возрасте до трех лет» 1992 год
3. М. А. Корхин, И. М. Рабинович. "ЛФК в домашних условиях".
4. Бирюков В. А. "Массаж".
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.
Кафедра медицинской реабилитологии и спортивной медицины.
Зав. каф.: д.м.н., проф. Беляев А.Ф.
Преподаватель: к.м.н., асс. Вавилова И.И.
Реферат
Массаж и ЛФК у детей до года
лечебного факультета
Кускунова Е.А.
Владивосток, 2012