Массаж и гимнастика ребенка до 1 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:01, реферат

Краткое описание

Гимнастика и общий массаж оказывают регулирующее влияние на функции центральной нервной системы, дыхания, кровообращения, пищеварения, кроветворения. Под их влиянием стимулируются окислительные, трофические, теплорегулирующие процессы, улучшается обмен веществ.

Файлы: 1 файл

Массаж и гимнастика для ребенка до года.docx

— 51.21 Кб (Скачать)

Комплекс  упражнений для детей в возрасте от 1,5 до 3 месяцев

2. Активные движения —  упражнения для стоп, рефлекторное  разгибание позвоночника, рефлекторное  ползание (д, е, ж).

Комплекс упражнений для детей в возрасте от 3 до 4 месяцев

В комплекс для этого возраста постепенно вводятся пассивные движения в связи с уменьшением мышечной гипертонии.

1. Массаж спины (разминание) (а).

2. Отведение рук в стороны  и скрещивание их на груди  (б).

3. Поворот на живот —  рефлекторный (в).

4. Отклонение головы назад  в положении на животе на  весу (г).

5. Сгибание и разгибание  рук (д).

Комплекс упражнений для детей в возрасте от 3 до 4 месяцев

6. «Скользящие» шаги (имитация  велосипедных движений) (е).

Комплекс упражнений для детей в возрасте от 4 до 6 месяцев

В период от 4 до 6 месяцев  необходимо ввести несложные активные движения. Особое внимание надо уделить  упражнениям в хватании, удерживании  предметов, размахивании и т. д. Для  этого во время занятий гимнастикой  упражнения для рук надо соединять  с воспитанием акта хватания. Вначале  ребенок сам должен держаться  за палец сестры-воспитательницы; в  дальнейшем (после 6 месяцев) для этой же цели используют кольца. В том  же возрасте надо стимулировать первые попытки ребенка к перемене положения  тела как подготовку к ползанию. Следовательно, система упражнений должна предвосхищать то новое, что  неминуемо возникает у ребенка.

Комплекс упражнений для детей в возрасте от 4 до 6 месяцев

1. «Парение» в положении  на животе (а).

2. Приподнимание верхней  части тела из положения на  животе при поддержке за отведенные  в стороны руки (б).

3. Ползание с помощью  (упражнения для стимуляции ползания) (в).

4. Сгибание и разгибание  ног (попеременно и вместе) (г).

Комплекс упражнений для детей в возрасте от 6 до 12 месяцев

Второе полугодие жизни  ребенка — это период массового  возникновения условных связей, которые  вырабатываются на базе безусловных  и условных рефлексов. Следовательно, если раньше упражнения осуществлялись по типу врожденного рефлекса в ответ  на безусловный раздражитель, то в  этом периоде упражнения осуществляются в ответ на условные раздражители. Такими сигналами могут быть легкое потягивание за ноги, зрительные сигналы (кольца, палочка), а затем и речевые  сигналы (сядь, топай, возьми кольца и  т. п.).

В возрасте от 10 до 12 месяцев  формируются стояние без опоры  и ходьба. Появляются новые элементы методики — сидение на корточках. В связи с этим вводятся соответствующие  упражнения в приседании. Вводится разнообразная речевая инструкция, которая вытесняет сигналы первой сигнальной системы (как потягивание  за ноги, повороты таза и др.).

Комплекс упражнений для детей в возрасте от 6 до 12 месяцев

1. Присаживание за отведенные  в стороны руки (а).

2. Присаживание (упражнение  для сгибателей рук) (б).

3. Наклон туловища (в).

4. Выпрямление туловища (г).

5. Присаживание при поддержке  за руки (д).

6. Приседание (е)

7. Напряженное выгибание  из положения сидя на коленях  у взрослых (ж).

8. Ходьба на четвереньках (з).

Советы родителям

  • Всегда считайтесь с настроением малыша во время занятий, его реакциями. Запомните: упражнения должны вызывать только положительные эмоции. Если ребенок капризничает (тем более плачет), не стоит настаивать. Выберите другое время!
  • Увеличивайте физическую нагрузку постепенно. Чтобы не переутомить малыша, занятие проводите в 2—3 приема в течение дня. Если он спокоен, гулит, не сердится, у него розовая кожа, теплые ручки и ножки, нагрузку можно увеличить. Ее можно и регулировать — делать занятия короче и длиннее, упражнения повторять большее или меньшее количество раз, разнообразить темп, размах движений, чередовать разные по сложности упражнения и отдых.
  • Занимайтесь с малышом ежедневно в одно и то же время за 30 минут до кормления или через 45-60 минут после него. Перед сном тренироваться не стоит.
  • Перед началом занятий, в конце и в течение дня поглаживайте и растирайте малышу пальчики и кисти рук. Очень полезно, играя с ребенком, вкладывать в его ладонь маленькую игрушку с неровной поверхностью и затем как бы отнимать ее.
  • Ваши руки во время занятий должны быть теплыми, сухими, чистыми.
  • Комната, в которой вы занимаетесь, должна быть хорошо проветренной, температура воздуха в ней +20...22°.
  • Занимаясь, все свое внимание сосредоточьте на ребенке. В комнате нежелательны другие люди и шум. Говорите негромко, спокойно, ласково.
  • Замечательно, если будет звучать тихая мелодичная музыка (Чайковский, Моцарт, Шуберт, Вивальди): все дети, а с нарушениями центральной нервной системы в особенности, очень восприимчивы к музыке.
  • Существенное влияние на психику и настроение младенца оказывают цвета, которые находятся в его окружении. Беспокойных, крикливых, с повышенной двигательной активностью детей успокаивают салатные, голубые тона. Для спокойных (тем более флегматичных и вялых) хороши яркие, контрастные цвета — цвет маминой одежды, игрушек, предметов мебели.
  • Чтобы малыш лучше и быстрее уснул, желательно неяркое освещение синего или голубого света, его включают при подготовке ко сну.

Массаж и гимнастика для младенца. Адаптированные методики

Как уже говорилось, не устраненный  вовремя гипертонус затормозит развитие двигательных навыков, а это - двигательная неловкость, неуклюжесть, нарушения  осанки и походки. Такой малыш  вряд ли станет желанным участником детских  игр, а значит, начнет чувствовать  себя отверженным, неполноценным; будет  страдать его психика... Вдобавок, он еще сильнее отстанет в двигательном развитии, ведь коллективные детские  игры никакими шведскими стенками и тренажерами не заменишь!

Не устраненная с помощью  массажа задержка двигательного  развития замедлит формирование интеллекта: малыш, который к полугоду не научился сидеть, вынужден часами обозревать квадрат  потолка, в то время как сидя рассматривал бы множество новых замечательных  вещей вокруг. Неумение ползать и  ходить, когда пришла пора, углубляет  этот «интеллектуальный» голод, задерживает  освоение ребенком окружающего мира.

Сам массажист?

«Массаж? Да я сама его  запросто сделаю!» Мам, склонных к  такой точке зрения, придется разочаровать. Чтобы стать массажистом (как  и пианистом!), нужно, чтобы опытный  «маэстро» «поставил» руки. И без  основательной медицинской подготовки часто не обойтись. Квалифицированно делают массаж врачи-методисты ЛФК, а также прошедшие специальную  подготовку средние медицинские  работники. Их лучше и пригласить.

Но если (бывает, к сожалению) родители и ребенок предоставлены  самим себе: в поликлинике полугодовая  очередь на массаж, а платного специалиста  семейный бюджет не осилит, или квалифицированного массажиста просто нет в вашем  поселке или деревне, придется заниматься с малышом самостоятельно. Вам  в помощь — адаптированные методики некоторых упражнений.

АДАПТИРОВАННЫЕ МЕТОДИКИ НЕКОТОРЫХ  УПРАЖНЕНИЙ

Запомните правила

  • У новорожденного трудная задача — приспособиться к миру, в который он попал. Поэтому в первые 4 недели врачи не осложняют жизнь этих крох дополнительной нагрузкой. К ним приступают на втором месяце, причем после полугода значение массажа постепенно отходит на второй план, а все больше времени начинает занимать гимнастика.
  • Плохое самочувствие ребенка — абсолютное противопоказание к занятиям! Подождите, пока он окончательно не выздоровеет.
  • Обычно детям нравятся массаж и гимнастика. Они легко усваивают упражнения и, становясь старше, старательно «помогают» вам. Если же малыш поначалу проявит неудовольствие, не расстраивайтесь. Отвлеките его игрушкой, успокойте ласковым словом, возьмите на руки. Придется проявить терпение: ребенок войдет в ритм занятий и привыкнет к процедурам постепенно. А «невзлюбил» какое-то конкретное упражнение — делайте его последним или сократите число повторений. Не усердствуйте чрезмерно — неприятные ощущения, а тем паче боль, младенец запомнит надолго. Покраснение кожи, если оно возникает под вашими руками, должно быть умеренным и равномерным. Никаких красных пятен и уж, конечно, синяков на детском тельце оставаться не должно!
  • Занятия хороши ежедневно по утрам, за час до кормления или через два часа после него, при температуре 20-22°С, в светлой, хорошо проветренной комнате без сквозняков.
  • Делайте массаж и гимнастику на пеленальном столе, к которому можно свободно подойти с трех сторон.
  • Приступая к занятиям, тщательно вымойте руки с мылом. Снимите часы, кольца, браслеты — то, чем можно малыша поцарапать. На ваших руках не должно быть ран и ссадин, ногти следует коротко остричь.
  • Мази и кремы не используйте.
  • Ребенок остается голеньким во время массажа, первой части комплекса. А вот для гимнастики экипируйте его как настоящего спортсмена — в рубашечку или футболочку с короткими рукавами и трусики или памперсы.

Упражнения на мяче

Упражнение 1.

Исходное положение (и.п.) — ребенок лежит животом на надувном мяче; ноги согнуты в виде «лап лягушки» и прижаты к мячу. Ваш помощник удерживает ноги малыша в этом положении, а вы берете ладошки  ребенка в свои руки и тянете его  на себя, после чего возвращаете  в исходное положение. Повторите 10 раз. Не забудьте постелить на мяч пеленку!

Упражнение 2.

И. п., как в упражнении 1. Ваш помощник расправляет ладошки  ребенка, чтобы все пальчики стали  прямыми, и прижимает их к мячу. Вы держите малыша за голени и тянете их на себя, затем возвращаете его  в и. п. Повторите 10 раз.

Упражнение 3.

И. п., как в упражнении 1. Ладошки малыша прижаты к мячу вашим помощником, который удерживает его, а ваша задача — взять в  руки стопы ребенка и, поворачивая  его на мяче вниз, поставить стопы  на горизонтальную поверхность застеленного пеленкой стола. Тело малыша остается на мяче, вы же следите за тем, чтобы  опора была на всю стопу: поджатые пальчики нужно расправить. Нельзя ставить малыша на внутренний или  наружный края стоп. Соприкосновение  стоп с поверхностью стола кратковременно: не задерживаясь, переведите мяч в  исходное положение. Повторите 10 раз.

Упражнение 4.

И. п., как в упражнении 1. Возьмите руки ребенка в свои и  наклоняйте мяч, чтобы малыш коснулся поверхности стола раскрытыми ладошками. Следите, чтобы он не ударился лбом! Повторите 10 раз.

Упражнение 5.

Ребенок лежит спиной на мяче. Вы придерживаете его за бока и  плавно покачиваете из стороны в  сторону и вперед-назад — по 10 раз в каждом направлении. Упражнение способствует расслаблению мышц.

Если вы заметили, что малыш  постоянно выгибается вправо или  влево, лежа на животе или на спине, то есть тонус мышц с одной стороны  выше, чем с другой, выполняйте упражнение 6.

Упражнение 6.

Ребенка положите боком на мяч: если он выгибается вправо — на правый бок, если влево — на левый. Плавно покачивайте мяч вдоль  оси тела ребенка. Повторите 10 раз.

Упражнения на мяче помогают малышу расслабиться и облегчают  дальнейший массаж.

Массаж спины

Застелите стол сложенным  в несколько раз байковым одеялом  и поверх него положите пеленку. Скатайте валик из плотной пеленки и  подложите под грудь ребенка. Ваш помощник вытягивает вперед руки малыша, прижимая их к поверхности  стола расправленными ладошками.

1. Поглаживание выполняют тыльной стороной сомкнутых пальцев снизу вверх по спине, начиная с ягодиц, которые тоже массируют. Повторите 5-6 раз.

2. Растирание выполняют тыльной стороной сомкнутых пальцев, их средними фалангами, круговыми движениями вверх по спине, начиная с ягодиц. Повторите 4 раза.

3. Поглаживание (см. упр. 1).

4. Разминание. Костяшками сомкнутых пальцев делайте спиралеобразные движения снизу вверх по спине. Повторите 3-4 раза.

5. Завершите массаж спины поглаживанием (см. упр. 1).

Массаж рук

Массируют только наружную поверхность  рук — сначала плеч (между локтевым и плечевым суставами), затем предплечий (между лучезапястным и локтевым суставами).

1. Поглаживание выполняют снизу вверх ладонной поверхностью сомкнутых пальцев. Повторите 5-6 раз.

2. Растирание — в том же направлении и порядке. Повторите 5-6 раз.

3. Поглаживание (см. упр. 1).

4. Разминание, как при массаже спины, делают снизу вверх. Повторите 3-4 раза.

5. Поглаживание (см. упр. 1).

Дыхательная гимнастика

И. п. — на спине. Возьмите ребенка за кисти рук и скрестите  его руки у него на груди, попеременно  располагая сверху то левую, то правую. Повторите 4 раза. Затем одновременно поднимите обе руки малыша вверх, заведите их за голову ребенка так, чтобы они легли на поверхность  стола параллельно друг другу. Затем  опустите руки, вытяните их вдоль бедер. Повторите V ^>----—<_i 4 раза.

Массаж живота

Ладонью правой руки делайте  круговые поглаживания живота по часовой  стрелке 10-12 раз.

Массаж ног

Методика и последовательность те же, что и при массаже рук. Массировать нужно только передненаружные  поверхности бедер и голеней.

Упражнения для ног

И п. — на спине.

1. Согните ножки малыша  в тазобедренных и коленных  суставах, сомкните их, сблизив голени. Ваш большой палец придерживает  колено, а четыре пальца сбоку  обхватывают таз ребенка. Расположив  таким образом свои руки на  ножках малыша, выполните повороты  таза в стороны. Повторите по 10 раз в каждую сторону.

2. Левую руку и правую  ногу младенца поочередно сгибайте  и разгибайте 10 раз. Затем проделайте  то же самое с его правой  рукой и левой ногой.

3. Разведение ног в тазобедренных  суставах. Повторите 10 раз. Ваши  усилия, преодолевающие сопротивление  ребенка, должны быть умеренными. У детей это упражнение —  не из любимых.

Внимание! Детям с дисплазией тазобедренных суставов выполнять упражнения для ног можно только с разрешения врача-ортопеда.

Повороты со спины на живот

И. п. — на спине. Ваш помощник поднимает вверх правую ручку  ребенка и удерживает ее в таком  положении.

Вы берете левую ручку  малыша в свою левую руку, а правой держите правое бедро ребенка. Помощник прижимает к столу ладонь правой вытянутой руки ребенка, расправляя пальчики. Вы перекидываете его левую  ножку через правую, и малыш  поворачивается на животик. Сделайте по 10 поворотов вправо и влево.

Информация о работе Массаж и гимнастика ребенка до 1 года