Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:08, реферат
Четырнадцатый по счету российский император Александр I, или, как его называли в народе, Александр Благословенный, - одна из самых загадочных и противоречивых фигур в истории нашего государства.
Первенец наследника престола Павла родился 12 декабря 1777 г.
В довствовующая императрица Екатерина II нарекла его в честь Александра Невского -покровителя Санкт-Петербурга. Он был любимым внуком Екатерины, которая лично руководила его воспитанием, видя в мальчике не только будущего самодержца, но и продолжателя дела, начатого Петром Великим. Властная и волевая государыня была сентиментальной и нежной бабкой, находившей величайшее удовольствие и в стирке замаранной одежки юного Александра, и в его образовании (сама писала для него учебники), и в потакании его детским шалостям и капризам. Будучи еще ребенком, Александр отличался веселым нравом, послушанием, редким артистическим даром. Екатерина II писала, что в 14 лет ее воспитанник "овладел сердцами всех". Он проявил завидную способность к языкам. Например,по-английски начал говорить раньше, чем по-русски. Безусловно, в этом немалую роль сыграли наставники будущего царя.
ВВЕДЕНИЕ.
1. Дней Александровских прекрасное начало
1.1 Реформы начала XIX вв.
2.Либеральный период царствования Александра I..
3.Внешняя политика России в период правления Александра I,
появление консервативных взглядов.
4.Консервативный период царствования Александра I.
5. Внутренняя политика России при Александре I
5.1Аркачеевшина
5.2Движение декабристов
6.Заключение.
7.Литература.
ВВЕДЕНИЕ.
2.Либеральный период царствования Александра I..
3.Внешняя политика России в период правления
Александра I,
появление
консервативных взглядов.
4.Консервативный период царствования Александра I.
5.1Аркачеевшина
6.Заключение.
7.Литература.
Введение.
Четырнадцатый по счету российский император Александр I, или, как его
называли в народе, Александр Благословенный, - одна из самых загадочных и противоречивых фигур в истории нашего государства.
Первенец наследника престола Павла родился 12 декабря 1777 г.
В довствовующая императрица Екатерина II нарекла его в честь Александра Невского -покровителя Санкт-Петербурга. Он был любимым внуком Екатерины, которая лично руководила его воспитанием, видя в мальчике не только будущего самодержца, но и продолжателя дела, начатого Петром Великим. Властная и волевая государыня была сентиментальной и нежной бабкой, находившей величайшее удовольствие и в стирке замаранной одежки юного Александра, и в его образовании (сама писала для него учебники), и в потакании его детским шалостям и капризам. Будучи еще ребенком, Александр отличался веселым нравом, послушанием, редким
артистическим даром. Екатерина II писала, что в 14 лет ее воспитанник
"овладел сердцами всех". Он проявил завидную способность к языкам. Например,по-английски начал говорить раньше, чем по-русски. Безусловно, в этом немалую роль сыграли наставники будущего царя.
Но главным воспитателем был специально приглашенный для этого Екатериной II в Россию швейцарец Ф. Лагарп. Якобинец по убеждениям, он воспитывал Александра с пятилетнего возраста на протяжении одиннадцати лет, искренне и доходчиво передавая своему подопечному идеи французских мыслителей Ж.Ж. Руссо, Г. Мабли, английского историка Э. Гиббона.
Великий князь рос с романтической верой в идеалы Просвещения, сочувствовал полякам, лишившимся государственности после разделов Польши, симпатизировал Великой французской революции и критически оценивал политическую систему российского самодержавия. Екатерина II заставила его прочитать французскую Декларацию прав человека и гражданина и сама растолковала ему ее смысл.Вместе с тем в последние годы царствования бабки Александр находил все больше несоответствий между декларируемыми ею идеалами и повседневной политической
практикой. Свои
чувства ему приходилось
способствовало формированию в нем таких черт, как притворство и лукавство. Это отразилось и на взаимоотношениях с отцом во время посещения его резиденции в Гатчине, где царил дух военщины и жесткой дисциплины. Александру постоянно приходилось иметь как бы две маски: одну для бабки, другую для отца. В 1793 его женили на принцессе Луизе Баденской (в православии Елизавета Алексеевна), которая пользовалась симпатией русского общества, но не была любима мужем. Считается, что незадолго до своей смерти Екатерина II предполагала завещатьАлександру престол в обход сына. По-видимому, внук был в курсе этих ее планов, но принять престол не согласился. После воцарения Павла положение Александра еще более осложнилось, ибо ему приходилось постоянно доказывать подозрительному императору свою лояльность.
Отношение же Александра к политике отца носило резко критический характер. Именно эти настроения Александра способствовали его вовлечению в заговор против Павла, но на условиях, что заговорщики сохранят его отцу жизнь и будут добиваться лишь его отречения.
Трагические события 11 марта 1801 серьезно повлияли на душевное состояние Александра: чувство вины за смерть отца он испытывал до конца своих дней. Александр I относился к участникам заговора со смешанным чувством антипатии и боязни. Он ненавидел их и в то же время опасался, что они могут организовать заговор и против него, убить и его.
Александр
I царствовал с 1801 по 1825 г. Александру I
очень повезло с эпохой: в годы его правления
произошла война с Наполеоном, зародилось
декабристское движение, Россия обрела
мощный авторитет в Европе на несколько
десятилетий. Во многом из-за этого именно
эпоха Александра I подарила нам А.С.Пушкина
и А.С.Грибоедова (не говоря уже о В.А.Жуковском,
Е.А.Баратынском, И.А.Крылове…), а также
О.А.Кипренского, В.А.Тропинина, В.Л.Боровиковского.
Период царствования Александра I один
из самых ярких периодов в истории России.
Необходимость выбора встала перед Александром
сразу же после его восшествия на престол.
Как править в духе либерализма или консерватизма?
Вести самобытную политику или подражать
западным образцам? Давать населению больше
свобод или укреплять собственную власть?
Александр I правил и как либерал и как
консерватор. Чего же в нем было больше?
И какой из этих путей принес России больше
пользы?
Выбор пути очень часто стоял перед Россией.
Он стоит и сейчас. Одни политики предлагают
нам вернуться к недалекому прошлому,
когда государство планировало производство,
устанавливало цены, определяло зарплату;
другие считают, что наилучшим вариантом
для России будет возвращение к дореволюционным
устоям и даже восстановление монархии;
есть и такие люди, которые думают, что
будущее России – рынок, свободные выборы,
независимость СМИ. Однако невозможно
думать о будущем, не обращаясь к прошлому,
а оно в свою очередь преподает нам важные
уроки. Во-первых, пятиться назад невозможно
и противоестественно. Во-вторых, навязывать
новые реформы и законы людям, не понимающим
и не принимающим их, бессмысленно, потому
что это вызовет сопротивление, затем
ответную жестокость и в итоге превратит
государство в деспота. По-моему, лучше
всего, когда реформы принимаются большинством.
Для этого нужно не только разъяснять,
но и проводить их с таким учетом, чтобы
получающий многое, жертвовать многим.
Это будет справедливо.
Первая
четверть XIX в. - наиболее сложный, насыщенный
противоречиями и своеобразным драматизмом
период в истории императорской России.
Общую характеристику этого периода можно
было бы озаглавить: «Россия на распутье»
- между самодержавно-крепостническим
строем русской государственности и русских
общественных отношений и поисками новых
форм социально-политической организации
страны. В центре интереса к этой эпохе
стоит у историков личность императора
Александра I, независимо от того, преувеличивают
ли они роль личности властителя в судьбах
страны или ставят ее в надлежащие рамки
как создание условий данного времени,
как индивидуальную призму, сквозь которую
можно просмотреть скрещение, в определенном,
конечно, преломлении, тех или иных основных
жизненных тенденций данной эпохи.
Его нельзя назвать гениальным правителем
или полководцем. В годы его правления
было совершено много ошибок (например,
введение войск в Австрию, отказ поделить
Пруссию в Тильзите, малое количество
реформ для облегчения крестьянского
бытия и др.), но было и много положительных
моментов. Я считаю, что Александр - «прирожденный
государь» своей страны говоря по-старинному,
воспитанный для власти и политической
деятельности, поглощенный мыслью о ней
с детских лет. Он вырос и вступил в жизнь
для трудной, ответственной и напряженной
роли правителя в бурный и сложный момент
раскрытия перед сознанием правящей среды
глубоких и тягостных противоречий русской
действительности. Именно поэтому актуальность
данной темы очевидна – благодаря таким
этапам истории мы можем видеть положительные
и отрицательные моменты в деятельности
правителей и, учитывая этот опыт, строить
свое светлое будущее.
Личная психология Александра, которой
больше всего занималась наша историография,
представляется обычно крайне неустойчивой,
путанной и противоречивой; такой казалась
она и его современникам, даже близко его
знавшим, хотя не всем и не всегда. О личности
Александра I можно узнать из трудов О.В.Ключевского,
С.Ф....
Четырнадцатый по счету российский император Александр I, или, как его
называли в народе, Александр Благословенный, - одна из самых загадочных и противоречивых фигур в истории нашего государства.
Первенец наследника престола Павла родился 12 декабря 1777 г. Вдовствовующая императрица Екатерина II нарекла его в честь Александра Невского -покровителя Санкт-Петербурга. Он был любимым внуком Екатерины, которая личноруководила его воспитанием, видя в мальчике не только будущего самодержца, но и продолжателя дела, начатого Петром Великим. Властная и волевая государыня была сентиментальной и нежной бабкой, находившей величайшее удовольствие и в стирке замаранной одежки юного Александра, и в его образовании (сама писала для него учебники), и в потакании его детским шалостям и капризам. Будучи еще ребенком, Александр отличался веселым нравом, послушанием, редким
артистическим даром. Екатерина II писала, что в 14 лет ее воспитанник
"овладел сердцами всех". Он проявил завидную способность к языкам. Например, по-английски начал говорить раньше, чем по-русски. Безусловно, в этом немалую роль сыграли наставники будущего царя.
Но главным воспитателем был специально приглашенный для этого Екатериной II в Россию швейцарец Ф. Лагарп. Якобинец по убеждениям, он воспитывал Александра с пятилетнего возраста на протяжении одиннадцати лет, искренне и доходчиво передавая своему подопечному идеи французских мыслителей Ж.Ж. Руссо, Г. Мабли, английского историка Э. Гиббона.
Великий князь рос с романтической верой в идеалы Просвещения, сочувствовал полякам, лишившимся государственности после разделов Польши, симпатизировал Великой французской революции и критически оценивал политическую систему российского самодержавия. Екатерина II заставила его прочитать французскую Декларацию прав человека и гражданина и сама растолковала ему ее смысл. Вместе с тем в последние годы царствования бабки Александр находил все больше несоответствий между декларируемыми ею идеалами и повседневной политической
практикой. Свои
чувства ему приходилось
способствовало формированию в нем таких черт, как притворство и лукавство. Это отразилось и на взаимоотношениях с отцом во время посещения его резиденции в Гатчине, где царил дух военщины и жесткой дисциплины. Александру постоянно приходилось иметь как бы две маски: одну для бабки, другую для отца. В 1793 его женили на принцессе Луизе Баденской (в православии Елизавета Алексеевна), которая пользовалась симпатией русского общества, но не была любима мужем.
Считается, что незадолго до своей смерти Екатерина II предполагала завещать Александру престол в обход сына. По-видимому, внук был в курсе этих ее планов, но принять престол не согласился. После воцарения Павла положение Александра еще более осложнилось, ибо ему приходилось постоянно доказывать подозрительному императору свою лояльность.
Отношение же Александра к политике отца носило резко критический характер.Именно эти настроения Александра способствовали его вовлечению в заговорпротив Павла, но на условиях, что заговорщики сохранят его отцу жизнь и будут добиваться лишь его отречения.Трагические события 11 марта 1801 серьезно повлияли на душевное состояние Александра: чувство вины за смерть отца он испытывал до конца своих дней. Александр I относился к участникам заговора со смешанным чувством антипатии и боязни. Он ненавидел их и в то же время опасался, что они могут организовать
заговор и против него, убить и его. В первые месяцы своего правления Александр I выслал многих участников заговора, а опору нашел в небольшом кругу друзей своей юности. Среди них — графы Павел Строганов, участник "Великой" французской революции, член якобинского клуба "Друзей Закона". Во время принятия Строганова в члены клуба, он воскликнул: "Лучшим днем в моей жизни будет тот, когда я увижу Россию возрожденной в такой же революции", Виктор Кочубей, князья Адам Чарторыйский, Николай Новосильцев. Именно с ними молодой император обсуждал
важнейшие вопросы необходимых преобразований в стране. Этот кружок стали называть «Негласным комитетом». Его члены были молоды, энергичны, исполнены благих намерений, но очень неопытны.
На заседаниях этого комитета снова, обсуждался вопрос о введении в России
конституции, правах гражданина и других мероприятиях в духе идей "Великой" французской революции. Гр. Строганов составил проект конституции, которая по его характеристике "есть законное признание прав народа и тех форм, в которых он может осуществлять эти свои права". В июле 1801 года в Негласном Комитете обсуждался проект Грамоты российскому народу. Негласный Комитет занимался обсуждением различных реформ в течение всего 1801 года, вплоть до мая 1802 года. Потом он не собирался полтора года. Затем члены его собрались несколько раз в 1803 году, а потом Негласный Комитет перестал существовать. Да и необходимость в нем по существу отпала. Первые годы царствования Александра I оставили наилучшие воспоминания у современников. «Дней Александровых прекрасное начало» - так обозначил эти годы А.С. Пушкин. Наступил короткий период «просвещенного абсолютизма». Открывались университеты, лицеи, гимназии. 25 февраля 1803 года Александр I
издал указ "О свободных землепашцах". По этому указу помещики, желавшие освободить крестьян, могли освобождать крестьян целыми селениями, на основании договоренности с крестьянами. Идеи, заложенные в указе 1803 г., впоследствии легли в основание реформы 1861 г.
Желание Александра I освободить крестьян наталкивалось на сложную
политическую игру слоев враждебных монархической власти и на материальные интересы ее убежденных сторонников.
Претворение плана Сперанского в жизнь началось уже в 1809 г. В апреле и
октябре появились указы, по которым, во-первых, прекратилась практика