Алесандр 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:08, реферат

Краткое описание

Четырнадцатый по счету российский император Александр I, или, как его называли в народе, Александр Благословенный, - одна из самых загадочных и противоречивых фигур в истории нашего государства.
Первенец наследника престола Павла родился 12 декабря 1777 г.
В довствовующая императрица Екатерина II нарекла его в честь Александра Невского -покровителя Санкт-Петербурга. Он был любимым внуком Екатерины, которая лично руководила его воспитанием, видя в мальчике не только будущего самодержца, но и продолжателя дела, начатого Петром Великим. Властная и волевая государыня была сентиментальной и нежной бабкой, находившей величайшее удовольствие и в стирке замаранной одежки юного Александра, и в его образовании (сама писала для него учебники), и в потакании его детским шалостям и капризам. Будучи еще ребенком, Александр отличался веселым нравом, послушанием, редким артистическим даром. Екатерина II писала, что в 14 лет ее воспитанник "овладел сердцами всех". Он проявил завидную способность к языкам. Например,по-английски начал говорить раньше, чем по-русски. Безусловно, в этом немалую роль сыграли наставники будущего царя.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.
1. Дней Александровских прекрасное начало
1.1 Реформы начала XIX вв.

2.Либеральный период царствования Александра I..

3.Внешняя политика России в период правления Александра I,
появление консервативных взглядов.
4.Консервативный период царствования Александра I.
5. Внутренняя политика России при Александре I
5.1Аркачеевшина
5.2Движение декабристов

6.Заключение.
7.Литература.

Файлы: 1 файл

Содержани1.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

приравнивая придворных званий к гражданским, позволявшая  сановникам

переходить с  придворной службы на высшие должности  в государственном

аппарате, а во-вторых, вводился обязательный образовательный ценз для

гражданских чинов. М.М. Сперанский, самородок, достигший энциклопедических знаний постоянным самообразованием, с гневом и тревогой констатировал чрезвычайно низкий образовательный уровень российского чиновничества. А потому он добился у царя принятия в 1809 г. указа об «экзамене на чин», по которому все чиновники, не имевшие университетского образования, должны были подготовиться и сдать специальным комиссиям достаточно серьезный экзамен по

вопросам права, экономики, истории, естествознания. Это должно было

упорядочить деятельность государственного аппарата, сделать  ее более

профессиональной. Проводились меры по облегчению положения  крепостных. Государственных крестьян запрещалось отныне передавать в частные руки.Крестьян уже нельзя было продавать, если при этом они разлучались с семьей. В 1801 - 1805 гг. Было отменено крепостное право в Прибалтике, но при этом крестьяне, получив личную свободу, не получали земли. Как и предполагалось Сперанским, 1 января 1810 года был создан

Государственный совет, заменивший совет Непременный. Деятельность

Государственного  совета регламентировалась специальными документами, также подготовленными Сперанским. Поскольку создание Государственного совета рассматривалось в качестве первого этапа преобразований и именно он должен был утверждать планы дальнейших реформ, то поначалу этому органу были приданы широкие полномочия, которыми он затем должен был поделиться с Государственной думой. При этом, однако, было установлено, что решения Совета входят в силу лишь после их утверждения государем. Вместе с тем, если по первоначальному плану Государственный совет должен был координировать деятельность всех других органов власти, то теперь он получал и законосовещательные функции, потому что желаемой системы органов власти попросту еще не было и ее только

предстояло создавать. В соответствии с намеченным уже в первые месяцы 1810 г. состоялось обсуждение проблемы регулирования государственных финансов. Сперанский составил «План финансов», который лег в основу царского манифеста 2 февраля. Основная цель документа заключалась в ликвидации бюджетного дефицита, прекращения выпуска обесценившихся ассигнаций и увеличении налогов, в том числе на дворянские

имения. Меры эти  дали результат, и уже в следующем  году дефицит бюджета

сократился, а  доходы государства возросли. Одновременно в течение 1810 г. Государственный совет обсуждал подготовленный

Сперанским проект «Уложения гражданских законов» и даже одобрил первые две его части. Однако осуществление следующих этапов реформы затянулось. Лишь летом 1810г. началось преобразование министерств, завершившееся к июню 1811 г.: было ликвидировано Министерство коммерции, созданы министерства полиции и путей сообщения, а также ряд новых Главных управлений. В начале 1811 г. Сперанский представил и новый проект реорганизации Сената. Суть этого проекта в значительной мере отличалась от того, что планировалось первоначально. На сей раз Сперанский предлагал разделить Сенат на два -правительствующий и судебный, т.е. разделить его административные и судебные функции. Предполагалось, что члены Судебного сената должны были частично

назначаться государем, а частично избираться от дворянства. Но и этот весьма умеренный проект был отвергнут большинством членов Государственного совета, и, хотя царь все равно утвердил его, реализован он так и не был. Что же касается создания Государственной думы, то о ней, как кажется, в 1810 – 1811 гг. И речи не было. Таким образом, едва ли не с самого начала реформ обнаружилось отступление о первоначального их плана, и не случайно в феврале 1811 г. Сперанский обратился к Александру I с просьбой об отставке. 

2. Либеральный период царствования Александра I.

 

       Приход к власти сына Павла I — Александра I  означал возвращение к идеалам эпохи Екатерины II. Новоиспеченный император обещал «управлять Богом  нам  врученный  народ по законам  и по сердцу в Бозе-почившей  Августейшей  Бабки  нашей  Государыни Императрицы  Екатерины Великия…»  
       
Александр был воспитан бабушкой в духе либерализма. Его учителем был швейцарец Лагарп, республиканец и демократ по убеждениям. Но Александр не восхищался бабушкой, а наоборот жестоко  и  насмешливо критиковал  екатерининский  двор и презирал  ее придворных. 
В юности он мечтал о свободных  учреждениях для страны  (constitution  libre) и даже отмены династического преемства власти; свою задачу он видел в том, чтобы привести государство к идеальному  порядку силой законной власти и затем от этой власти отказаться  добровольно. К началу XIX в. была полностью сформулирована  политическая программа европейского либерализма, в которой говорилось о свободе личности, деятельности, преобладании индивидуальных интересов над коллективными. Государство должно было лишь следить за соблюдением прав личности, закрепленных в законе. В  экономике  учение либерализма подразумевало свободу конкуренции и свободы договора работодателя и работника. Однако идеи либерализма все более расходились как с политической реальностью самодержавной России, так и с экономическим строем и культурными традициями жизни народа (господством натурального хозяйства и преобладанием коллективистских ценностей у населения). Попытки их внедрения в жизнь страны порождали множество противоречий, но и оставить все как есть было невозможно, потому что от этого зависел престиж страны в Европе.  
В 1801 г.  Александром I были восстановлены отмененные при его отце Жалованные грамоты дворянству и городам, было запрещено применение пыток в судопроизводстве и телесных наказаний к дворянам, купцам, священникам и дьяконам, были помилованы все подвергшиеся наказанию без суда. Разрешено было вновь открыть частные типографии, восстановлено право свободного ввоза иностранных книг и свободного выезда за границу. Здесь видно, что Александр не только не боялся распространения западных либеральных идей в обществе, но и приветствовал их. 
С этой же целью он провел реформу народного просвещения, по которой в 1804 г. были учреждены уездные училища, губернские гимназии и университеты. В 1805 г. в России было 3 университета. Страна была разделена на 6 учебных округов с попечителями во главе. По уставу 1804 г. университетам была предоставлена автономия в выборе руководства. Тем самым впервые в России появилась система народного образования, благодаря которой уже в первой половине XIX в. отмечался быстрый культурный рост российского общества. Прежде всего, это относилось к появлению широкого круга европейски образованного дворянства. Государь также считал, что у каждого человека должна быть своя, «внутренняя церковь», а уж каким путем человек придет к Богу, в каком храме, православном, католическом или ином, он будет ему молиться - вопрос менее существенный. Такой "либерализм" в вере был порожден не только влиянием новых идей того времени, но и отсутствием у императора каких-либо систематических религиозных знаний, прочных убеждений.          Был намечен план либеральных преобразований. В его составлении большую роль сыграл «Негласный комитет» либералов — единомышленников Александра I. В него входили граф П.А.Строганов, бывший член парижского Якобинского клуба, граф В.П.Кочубей, Н.Н.Новосильцев и польский патриот князь А.Чарторыйский. 
В результате деятельности комитета в 1802 г. устаревшая система петровских коллегий была заменена системой министерств (иностранных дел, военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции и  народного просвещения) 
Была проявлена политическая воля к ограничению крепостного права. В 1803 г. был объявлен «указ о вольных хлебопашцах». По этому указу помещики могли по своему желанию освобождать крепостных крестьян с землей за выкуп. Освобожденные крестьяне составляли особое сословие «вольных хлебопашцев». Однако большого практического значения указ не имел. Всего было отпущено на свободу около 50 тыс. крепостных «душ» (тогда как аграрную Россию в то время населяло 40 миллионов человек). 
 
В Прибалтике крепостное право в 1804 —1805 гг. было ограничено, а в 1816 — 1819

гг. отменено, хотя земля осталась в собственности помещиков. Эти реформы мало облегчили жизнь крестьян, да и задумывались они больше с целью поддержания авторитета страны, поэтому и проводились в основном в Прибалтике – «витрине России». Положение крепостных крестьян несколько ухудшилось: для того, чтобы получать зерно для торговли помещики эксплуатировали крепостных. Барщина оставалась очень выгодной. Объем барщинных повинностей в 70-х гг. XVIII в. — 20-х гг. XIX в. вырос в два раза. Поэтому стремление части дворян к ликвидации крепостничества, проявившееся в конце XVIII в. в деятельности Вольного экономического общества, сменяется заботой  о рационализации существующего барщинного хозяйства, внедрении новых сельскохозяйственных культур, способов обработки земли, новых машин. 
Многие либеральные реформы связаны с деятельностью М.М.Сперанского. С 1810 г. предполагалось начать реализацию его программы реформ. Она развивала идеи разделения властей, заложенные Екатериной II. Эти реформы были настолько радикальны, что осуществить их в России удалось лишь в 1905 — 1917 гг. Высшая законодательная власть оставалась в руках императора. Предусматривалось создание представительных органов власти снизу доверху (волостных, уездных, губернских) и Государственной думы.    
Государственная дума обладала правом рассматривать и одобрять проекты законов и государственный бюджет, вносить предложения по поводу нужд народа и злоупотреблений местных властей. Избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей или капиталами, включая государственных крестьян. Сенат превращался в высшую судебную инстанцию, избираемую Думой и утверждаемую царем. Для координации действий Думы и правительства учреждался Государственный совет. Однако фактически в 1810 г. был создан лишь Государственный совет. Либеральные преобразования Александра I были непоследовательны, они затронули политической системы самодержавия. Напротив, они укрепили ее, способствуя централизации власти и ее упорядочению. Это была прежняя политика просвещенного абсолютизма, начатая при Екатерине II. Она была ориентирована прежде всего на создание «цивилизованного» образа России в глазах европейского общественного мнения и соответствовала интересам привилегированных слоев общества. Поэтому наиболее радикальные преобразования совершались не в центральной России, а в Прибалтике и присоединенной  в 1809 г.  Например, в  Финляндии был введен режим политической  автономии. Власть принадлежала сенату и сейму, состоявшим из местных жителей, хотя параллельно и действовала  власть  генерал-губернатора,  назначаемого царем.  
 Также продолжались попытки создания конституционных проектов и проектов ликвидации крепостного права в России. В отличие от европейской буржуазии, чьи экономические и политические интересы полностью совпадали с либеральными ценностями и идеалами, либерализм Александра I и верхов дворянства был непоследовательным. Либеральные ценности и экономические  интересы дворянства совпадали лишь частично. 
Российское дворянство все более европеизировалось, вступая в родственные отношения с европейским дворянством. Их экономические и духовные интересы совпадали. На землях Новороссии появились помещичьи хозяйства, работавшие на европейский рынок. В связи с этим богатейшие землевладельцы выступали против утвердившейся со времен Петра I протекционистской, т. е. защитительной по отношению к внутреннему рынку, таможенной политики правительства. Они ратовали за введение либерального принципа свободной торговли. Идя им навстречу, правительство в 1802 г. разрешило помещикам вести оптовую торговлю с заграницей. Важнейший южный торговый порт России — Одесса был объявлен местом беспошлинной торговли. 
В 1800 — 1806 гг. правительство разрешило беспошлинный ввоз из Европы паровых и сельскохозяйственных машин. Это была попытка решить проблему развития хозяйства техническим путем, не прибегая к ломке сложившихся общественных отношений. Тем самым проблема интенсификации хозяйства противопоставлялась проблеме модернизации общественного строя. 
Сословные интересы купечества и государственных крестьян стали учитываться более полно. К началу XVIII в. на предприятиях все шире распространялся вольнонаемный труд. И уже к 1825 г. более половины рабочих в промышленности были вольнонаемными. В хлопчатобумажной, шелковой и кожевенной промышленности они составляли большинство. Крепостные мануфактуры зачастую оказывались менее доходными. Особенно малопроизводительным был труд приписных крестьян. В связи с этим в 1803 г. часть из них была освобождена от заводских работ и переведена на положение государственных крестьян. Условия покупки рабочих для заводов в 1814 г. были снова ограничены, в том числе для помещиков. Права купцов расширялись. В 1801 г. купцы, мещане и государственные крестьяне получили право приобретать, завещать, продавать и дарить ненаселенные земли. Для богатейших купцов устанавливались льготы по наследованию имущества, переходу из губернии в губернию и из гильдии в гильдию. Купцов стали награждать медалями, занесением в книгу «знатных купеческих родов», они получали особые звания. Все это способствовало формированию сословного самосознания купечества, его сплочению в особую общественную группу.  Реализуя либеральные идеалы, правительство Александра I учитывало реальный баланс сил в обществе, способность каждого из сословий добиваться осуществления своих интересов. Поэтому его деятельность сближалась с практикой европейского абсолютизма.    Правда, основное внимание уделялось интересам и ценностям дворянства, в котором видели главного представителя общества. Недостаток его политики был в том, что он не обращал внимания на «непросвещенные» массы крестьянства. 
  Однако влияние либерализма резко ограничивалось влиянием имперского, великодержавного сознания. В конце XVIII- начале XIX в. эти ценности в общем совпадали. Однако кризис идеологии Просвещения в результате Великой  ранцузской революции и распространения  идеологии консерватизма в ходе борьбы с наполеоновской Францией все больше увеличивал противоречие между ними. Место либеральных ценностей постепенно замещали ценности национального сплочения под лозунгом незыблемости самодержавия. Этому способствовали внешнеполитические события. 
 
 
 

3.Внешняя политика России в период правления Александра I, появление консервативных взглядов.

 
В 1804 г. возник союз России и Англии против захватнической политики Наполеона, провозгласившего себя «императором французов». К нему присоединились Австрия, Швеция, Неаполитанское королевство и даже Османская империя, опасавшаяся агрессии Франции на Востоке. Это была коалиция феодальных государств, объединенных консервативной идеологией, противостоящая революционной армии Франции, которую Наполеон использовал в своих имперских целях. В сражении при Аустерлице союзная австро-русская армия была разбита, потеряв около 30 тыс. человек. Наполеон расширил свои владения за счет Италии, Австрии и юго-западной Германии. Затем в 1806 г. ему удалось разгромить прусскую армию. 
В июне 1807 г. русская армия потерпела поражение под Фридландом. Летом 1807 г. был подписан Тилъзитский мир. Россия была вынуждена присоединиться к Континентальной блокаде Англии (т. е. прервать всякую торговлю с ней). Однако союз с Францией был непрочным. Летом 1812 г. Наполеон с 640-тысячной армией вторгся в Россию. Армия такого масштаба впервые участвовала в европейских войнах. В русских войсках насчитывалось менее 200 тыс. человек. Нашествие «двунадесяти языков» вызвало в России взрыв патриотических чувств и осознание национального единства, каких страна не знала с 1612 г. С радостью в народе было принято известие о назначении  главнокомандующим М.И.Кутузова, ставшего народным героем. В стране было создано земское ополчение, ибо рекрутчина не могла дать достаточного количества солдат, развернулось широкое партизанское движение. В ходе войны исчезли противоречия между народом и властью, дворянами и крепостными. Битвы под Смоленском и Бородиным, Тарутинский маневр, бой под Малым Ярославцем, изгнание французских войск из России стали не только частью летописи славы русского оружия, но и национальной гордостью русского народа. Поэтому война 1812 г. вошла в историю как Отечественная война.     
 

4.Консервативный период царствования Александра I.

 
Победа в Отечественной войне и успех заграничного похода русской армии, взятие Парижа не привели, как в 1613 г., к национальному согласию после войны. Напротив, каждый сделал свои выводы.  
Крепостные крестьяне, воевавшие в ополчении и партизанских отрядах, считали, что справедливый царь, освободитель Европы, масть которого они защищали, должен дать им свободу от крепостной зависимости. Дворянские офицеры, многие из которых и до войны были либералами, укрепились в идее необходимости ликвидации царской власти и введения в России демократических свобод. Александр I, в свою очередь, считал, что народ сплотил в войне идеал самодержавия, который сильнее либеральных идей. Общность интересов объединила его с европейскими консерваторами, боровшимися против революционного движения, за сохранение, вопреки воле народов, феодально-абсолютистских режимов. 
В 1814 г. в Вене был созван конгресс для решения вопроса о послевоенном устройстве. По венским соглашениям в состав России перешла значительная часть Польши вместе с Варшавой. Александр I предоставил Польше конституцию и созвал сейм. 
В 1815 г. европейские монархи заключили между собой «Священный союз». Фактически он превратился в оплот европейской реакции. В течение 1818 — 1822 гг. собирался ряд конгрессов «Священного союза», принимавших решения о подавлении вооруженной силой революций в Испании и Италии. Главным идеалом «Священного союза» стало сохранения в странах Европы монархического строя. Смена направления внешней политики сопровождалась изменениями во внутренней политике. Главной их приметой стал принципиальный отказ от либеральных реформ, попытка опереться на консервативные силы и идеалы общества. Александр I стал расценивать либеральные реформы как гибельную политику, как путь к революции. 
Страх перед реформами стал особенно характерен для Александра I после солдатских волнений 1820 г. в гвардейском Семеновском полку. Заранее настроенный против революционных идей, царь приписал причину выступления их влиянию.  
 Александр I занимался делами международной политики, решая задачу предотвращения распространения революционных идей.  
Большое внимание царь уделял организации военных поселений, идея создания которых принадлежала А.А.Аракчееву. Главной целью их создания было уменьшение государственных расходов на содержание армии. Для этого деревни с государственными крестьянами передавались в ведение военного министерства. Крестьяне освобождались от податей, но должны были содержать военные части. Население деревень составляли женатые солдаты с семьями. У них по квартирам распределялись холостые солдаты, которые работали как батраки. Жизнь крестьян в военных поселениях была подчинена военной дисциплине: на работы ходили строем, работали под надзором начальников. Дети военных поселян с 7 лет обучались военному делу, а с 12 лет отбирались у родителей. Браки заключались по предписанию начальства. 
К концу царствования Александра I в военных поселениях жило около 400 тыс. крестьян. Восстания поселенцев стали одними из основных форм крестьянского движения в первой трети XIX в. Особенно сильными были восстания 1819 г. на Украине, в Чугуеве, и 1831 г. в Новгородской губернии. 
В области культуры и просвещения Александр I стремился восстановить традицию влияния церкви на светское образование. Фактически это явилось предлогом для борьбы против идей просвещения и либерализма. Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с А.Н.Голицыным, обер-прокурором Синода, за  «вольномыслие» увольняло лучших университетских профессоров. Все, что казалось несогласным с содержанием Библии, изгонялось из образования. Тем самым было искажено преподавание естественных наук. Свирепствовала цензура, запрещавшая обсуждать политические вопросы, печатать сведения о судебных процессах. Результатом  всего этого стал новый этап раскола между властью и населением страны, самодержавием и дворянской интеллигенцией в России. Фактически потерпела крах политика просвещенного абсолютизма, стремившаяся к единению власти и общества. Неудачи политических реформ в России стали приобретать систематический характер. Если в XVI — XVIII вв. это объяснялось традиционным характером общества, невозможностью опереться в деле реформ на архаические идеалы крестьянства, то в XIX в. все большую роль в отказе от реформ начинает играть консервативная позиция власти, сознательно противопоставлявшей себя либеральным идеалам. В этих обстоятельствах надежды на реформу «сверху» стали покидать либеральное дворянство.  
В России зародился революционный либерализм. Его приверженцами стали представители дворянской интеллигенции, прежде всего офицеры, участники Отечественной войны 1812 г. и заграничного похода. Пребывание в Европе позволило им убедиться в преимуществах общественного и политического строя европейских государств. Первоначально в 1816 — 1820 гг. общества будущих декабристов, такие, как «Союз спасения» и «Союз благоденствия», носили полулегальный характер и ставили перед собой мирные задачи повышения нравственности в делах управления государством и просвещения общества. Лишь с открытым переходом Александра I в консервативный лагерь с 1821 г. деятельность обществ становится тайной и они начинают ставить перед собой цели революционного свержения самодержавной власти. Образуются Северное и Южное общества декабристов, а затем и Общество соединенных славян.    Во главе северного общества в Петербурге первоначально стояли Н.М.Муравьев, С.П.Трубецкой, Е.П. Оболенский, затем поэт К.Ф.Рылеев. В программе Северного общества  («Конституции»), составленной Н.М.Муравьевым, предполагалась отмена самодержавной власти царя и крепостного права. Власть царя ограничивалась. Россия должна была стать конституционной монархией с императором во главе исполнительной власти и двухпалатным Народным вечем. Страна превращалась в федерацию 14 держав и двух областей с назначаемой исполнительной и выборной законодательной властью. Чтобы избирать или быть избранным, надо было владеть значительной собственностью. Крестьяне при освобождении получали землю — по две десятины на двор. 
Гораздо более радикальной была программа Южного общества, центр которого находился на Украине, в Тульчине. Во главе него стояли П.И.Пестель, А.П. Юшневский, позже С.И.Муравьев-Апостол. Автором этой программы («Русской Правды») был П.И.Пестель. Целью революции считалось создание революционного правительства с диктаторской властью. Немедленно упразднялись крепостное право и сословный строй, устанавливалось равенство граждан перед законом. Россия провозглашалась единой и неделимой республикой. Устанавливалось всеобщее избирательное право для мужчин. Верховным законодательным органом становилось Народное вече, правительством — Державная дума. Крестьяне получали землю в двух формах: в форме коллективной, неотчуждаемой собственности и в форме частной, отчуждаемой собственности. 
К Южному обществу в 1825 г. примкнуло Общество соединенных славян, ставившее задачей создание демократической федерации стран со славянским и неславянским населением: России, Польши, Чехии, Сербии, Венгрии, Молдавии и Валахии. 
Выступление декабристов произошло 14 декабря 1825 г., сразу после смерти Александра I, во время путаницы с присягой. Революционерам не удалось добиться своих целей, пятеро декабристов (П.И.Пестель, К.Ф.Рылеев, П.Г.Каховский, С.И.Муравьев-Апостол, М.П. Бесстужев-Рюмин) по приговору суда были повешены, более 100 человек осуждены на каторгу, на заключение в крепостях и разжалованы в солдаты.  
Идеи декабристов стали знаменем российского либерализма, на протяжении XIX и начала XX в. пытавшегося воплотить их в жизнь. Кровь декабристов навсегда разделила в России интеллигенцию и государство. При этом выступление декабристов увеличило раскол между дворянством и крестьянством. Крестьянство не ждало от дворян ничего, кроме зла. Поэтому разгром восставших декабристов был воспринят крестьянами как справедливое наказание «барам», пытавшимся воспрепятствовать освобождению крепостных. На протяжении долгого времени крестьяне связывали свои надежды на социальную справедливость только с царем. Все выступления дворян, а затем и разночинской демократической интеллигенции воспринимались ими неверно. Крестьяне не могли признать, что врагом их интересов является царь, а союзниками – либералы и демократы. Поддержка со стороны крестьянства расширяла базу  консервативной политики самодержавия, которое, опираясь на традиционные идеалы, могло бороться с либеральным и революционным движением.
 

5. Внутренняя политика  России при Александре I

 5.1     Аркачеевшина

Отечественная война 1812годаизаграничныйпоходрусской армии (1813—1815) тяжелоотразились на экономике  России. Материальные убытки составили 1 млрд рублей(годовой доход казны — 100 млн рублей). Пришлось взять крупный кредит у Англии и уничтожить тарифный устав (преобладание вывоза над ввозом). Война нанесла тяжелый удар по крестьянскому хозяйству Помещики усиливали эксплуатацию крестьян. В России наступил экономический кризис. Во главе департамента государственной экономики был поставлен реформатор Н. С. Мордвинов (друг Сперанского). Было принято решение сжечь бумажные ассигнации на сумму 38 млн рублей, ввести винно-водочную монополию, снизить пошлины на некоторые виды товаров фабричного производства. Кризисные явления в экономике стали слабее. В 1811 г. прибалтийские помещики обратились к царю с предложением освободить крестьян от крепостной зависимости, но без земли. Лишь в 1816—1819 гг. Александр I утвердил этот закон в отношении крестьян в Эстляндни, Лифляндии и Курляндии. Такие же предложения поступили от белорусских, псковских, петербургских помещиков. Апександр 1 поручил разработать проект аграрной реформы военному сановнику графу А. А. Аракчееву. Он отличался безупречной честностью, преданностью царю, беспощадностью и бесчеловечностью в своей исполнительской деятельности. Вначале 1818 г. Аракчеев представил царю проект, в основе которого лежало предложение покупать в казну поступающие в продажу имения. Для этого потребовалось бы ежегодно 5 млн рублей. Вы купленные земли предполагалось распределять между крестьянами, которые должны были арендовать их у помещиков. По проекту Аракчеева освобождение крестьян могло бы растянуться на 200 лет. Но лаже эти весьма выгодные для помещиков условия освобождения крестьян встретили сопротивление реакционного дворянства. Александр I не решился на проведение этой реформы. Наиболее реакционным мероприятием во внутренней политике Александра I явилось учреждение военных поселений. Рекрутская система в России не позволяла резко увеличивать численность армии в военное время и сокращать — в мирное; содержание армии стоило огромных денег. Граф Аракчеев разработал план так называемых военных поселений, суть которых состояла в следующем: в избранном регионе крестьян обращали в военных поселенцев, в селение вводились воинские части, которые должны были помогать крестьянам н сельскохозяйственных работах. Таким образом, путем перевода части солдат на «самоокупаемость» решались вопросы комплектования армии н снижения расходов на ее содержание. Дети поселенцев зачислялись на службу с 7 лет и переводились в части с 18

Информация о работе Алесандр 1