Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 14:29, реферат
Греческое слово epidemia обозначало массовое распространение инфекционных заболеваний, прежде всего чумы. Когда болезнь охватывала многие государства и даже континенты, речь шла о pandemia. Тогда в болезни прямо обвиняли бога природы всех вещей – Папа. «Epi» обозначает «сверх» (на русском языке – «массовость»). «Demi» от слова «demos» – народ. На Руси эпидемии называли мором, или повальной болезнью.
Греческое слово epidemia обозначало массовое распространение инфекционных заболеваний, прежде всего чумы. Когда болезнь охватывала многие государства и даже континенты, речь шла о pandemia. Тогда в болезни прямо обвиняли бога природы всех вещей – Папа. «Epi» обозначает «сверх» (на русском языке – «массовость»). «Demi» от слова «demos» – народ. На Руси эпидемии называли мором, или повальной болезнью.
Эпидемиями и эпидемиологическими процессами занимается такой раздел медицины как эпидемиология.
Эпидемиология – «наука, изучающая закономерности возникновения и распространения любых патологических состояний среди людей и разрабатывающая меры борьбы и профилактики».
«Эпидемиология – наука о распространении относящихся к здоровью (человека) состояний или событий в определенных популяциях и их детерминант, а также применение этих исследований в контроле над проблемами здоровья».
Эпидемиология – «наука, изучающая причины, условия и механизм формирования заболеваемости населения путем анализа ее распределения по территории, среди различных групп и коллективов, а также во времени и у субъектов с различающимися характеристиками».
Разный подход к объяснению термина «эпидемиология» вызван тем, что часть ученых-медиков склонна рассматривать только эпидемиологию инфекционных заболеваний, а другая часть говорит еще и о неинфекционной эпидемиологии.
Эпидемиология возникла как наука об эпидемиях. Под эпидемиями понималось примерно то, что и сегодня, — заболевание множества людей в относительно короткие сроки. Будучи частью медицины эпидемиология отличается от медицинской практики подходом к проблеме. Врач рассматривает особенности больного и помогает ему. Эпидемиолог изучает различия и общие свойства больных, что бы помочь большим группам людей. Соответственно диагноз эпидемиолога отличается от диагноза врача.
Наука и практика медицины и эпидемиологии постоянно обогащали друг друга. В рамках медицины и эпидемиологии возникли идеи, которые составили затем основу для понимания инфекционных болезней и дали толчок развитию микробиологии.
Экзогенное и эндогенное — основные подходы к пониманию болезней. Понимание болезней как экзогенных ведет к поиску внешнего начала. Такими были медицинские и эпидемиологические теории, связывавшие заболевания с «миазмами», особенностями местности, другими внешними причинами. Это направление послужило основой для выделения общих для заболевающих людей внешних агентов, таких как микроорганизмы, химические вещества, условия труда. Поскольку под очевидным действием одинаковых условий заболевают обычно не все люди, всегда остается место для внимания к различиям людей — «конституционального» подхода. На основе изучения различий людей были получены знания об иммунитете и, в более широком смысле, — об индивидуальной устойчивости к внешним воздействиям.
Современное понимание возникновения и течения болезней опирается на представление о взаимодействии экзогенных и эндогенных факторов. Соответственно в эпидемиологическом исследовании ставится вопрос не только о «главной причине», но и об условиях, изменяющих взаимодействие организма с внешним агентом. В результате не только достигается более полное понимание процесса, но и разрабатываются способы изменить течение болезни или распространение инфекции, воздействуя на «условия», а не только на «причину».
Эпидемиологический анализ явлений. Многие гипотезы о происхождении болезней, в том числе инфекционных, исходили из того, что их истинная причина неизвестна и может быть неизвестна еще долго. Это обычно означало сознательное согласие помогать отдельному пациенту или обществу на основе имеющихся знаний, которые необязательно правильны. В социальной и медицинской практике есть множество общепринятых вмешательств, полезность которых никто не проверял. В изучении распространения инфекционных болезней ученые исторически длительное время развивали теоретические представления о гипотетическом начале, вызывающем болезни, не зная о существовании микроорганизмов.
Основание эпидемиологии как науки относят к XVII веку, к тому же периоду, когда сформировались базовые принципы современной науки. Санитарное движение с его теорией миазмы, имеющей еще более раннее происхождение, определило особенности эпидемиологии начала XIX века. Бурное развитие микробиологии привело к надеждам на скорое разрешение медицинских проблем человечества, упрощенному пониманию причин инфекционных болезней и концентрации медицины на лабораторных исследованиях. Этот период — период расцвета эпидемиологии инфекционных болезней с ведущей теорией инфекционного агента. Лишь к середине XX века эпидемиология занимает современное место в структуре медицинских наук. Эпидемиология уже не концентрируется на распространении инфекционных болезней, а постепенно становится основной наукой медицины и общественного здоровья. Ее основным методом становится теория «черного ящика» — в терминах, заимствованных у кибернетики. Эпидемиологические исследования базируются в основном на наблюдении за развитием и распространением болезней человека, но их целью является установление причин болезней и способов влияния на развитие болезней. Логическим завершением исследований должен быть эксперимент, подтверждающий или отвергающий гипотезу исследователя. Это приложимо ко многим наукам, но не к изучению самого человека. По этическим соображениям экспериментирование на человеке ограничено даже в части, касающейся применения лечебных вмешательств. Экспериментирование с потенциально вредными воздействиями неприемлемо: человек не может быть средством, а может быть лишь целью любой деятельности. Поэтому основой эпидемиологического анализа является методически строгий анализ данных наблюдений. Структура медицинских наук непостоянна. С течением времени образуются новые направления исследовании, истощаются старые и формируются новые большие области со своим предметом исследований и своими методами, которые принято называть «наука ми». Основным принципом выделения медицинских наук является субстратный — отдельная наука изучает группу близких болезней. Таковы гастроэнтерология, дерматология, эндокринология. Этот принцип структурирования медицинского знания тесно связан с органоцентрическим подходом к классификации болезней. Одно временно в выделении медицинских наук действует функциональный принцип. В соответствии с ним хирургия была в Средние века отделена от медицины, и ею в Европе занимались цирюльники. Сегодня методы диагностики, например лучевой или лабораторной, представляют собой отдельные специальности врачей и от дельные области исследований. Столь же непостоянны содержание и положение эпидемиологии. Медицина как наука и как общественная практика занимается проблемами отдельно взятого человека. Эпидемиология представляет собой популяционный' уровень изучения медицинских проблем. Вместе с тем, поскольку проявления болезней у людей различны, медицинская наука и практика всегда опирались на обобщенные представления о том, как развивается болезнь у людей вообще, насколько действенно данное лекарственное средство у подобных больных. Поэтому эпидемиология с ее методами является универсальной наукой медицины и общественного здоровья (здравоохранения): эпидемиология располагает методами, которые неспецифичны для отдельного пациента, конкретной болезни или патогенного агента. Методы вирусологии, биохимии или физики могут использоваться для изучения отдельной болезни, но они не являются медицинскими методами. Медицинское исследование состоит в описании течения болезни у совокупности схожих пациентов, сравнении групп пациентов или работников разных производств, сопоставлении исходов болезней у пациентов, получающих разное лечение. Методы подобных исследований являются предметом эпидемиологии. Иными словами, методы медицинских исследований являются эпидемиологическими методами.
Эпидемиология как наука возникла из изучения распространения инфекционных болезней. Это объясняется тем, что инфекционным болезням присуще быстрое внезапное распространение, привлекающее внимание и, очевидным образом, ставящее проблемы популяции впереди проблемы отдельного больного. Катастрофические эпидемии чумы, проказы, холеры оказали глубокое влияние на все аспекты человеческой культуры, а не только на медицину. Успехи вакцинации, антимикробной терапии и улучшение условий жизни уже в первой половине XX века привели к снижению смертности от основных инфекционных болезней в экономически благополучных странах. Неинфекционные болезни (сердечнососудистые болезни, рак, язвенная болезнь) после Второй мировой войны прочно заняли 1-е место в структуре смертности-Распространению неинфекционных болезней обоснованно дали на звание эпидемий. Так, эпидемиология включила в круг изучаемых вопросов неинфекционную и неэпидемическую заболеваемость-Эпидемиология определяется как наука, изучающая причины, условия и механизм формирования заболеваемости населения путем анализа ее распределения по территории, среди различных групп и коллективов, а также во времени и у субъектов с различающимися характеристиками. Эпидемиологи последовательно разделяют болезнь как явление, наблюдаемое у индивидуального организма, и заболеваемость. Под заболеваемостью понимают совокупность заболеваний в популяции. Заболеваемость проявляется в статистических показателях, используемых эпидемиологами, — показателях частоты, отражающих различные стороны распространения болезней в популяции. Как болезнь отражает состояние здоровья чело века, так показатели заболеваемости отражают состояние здоровья популяции.
эпидемиология интенсивно использует статистические методы. Это
объясняется тем, что все явления в популяции людей или животных воспроизводимы в деталях, а каждый случай не идентичен другому. Соответственно, использование статистических методов позволяет открыть в наблюдаемом разнообразии закономерности и использовать эти закономерности в новых условиях. Методы статистики были привнесены в медицину и эпидемиологию из сельскохозяйственного эксперимента и технического контроля качества. Это наложило отпечаток на применение статистических методов. Сегодня врачу доступны не только более широкий круг статистических методов, но и мощные средства вычислений — компьютеры. Появилась возможность сделать акцент на правильном применении более широкого круга статистических методов, отказаться от большей части вычислительных упражнений при изучении эпидемиологии. У изучающих медицину и эпидемиологию специалистов общественного здоровья и организаторов медицинской помощи появились новые информационные инструменты — огромные массивы информации в Интернете. Это не толь ко электронные версии документов, ранее доступных только в виде книг, но и базы данных по заболеваемости, данные о геноме человека и других живых существ, статистические программы и мн. др. Хотя доступ в Интернет еще не стал возможным для каждого, в этом учебнике приводятся ссылки на наиболее надежные и важные источники информации, программы и алгоритмы. Упоминание в учебнике компьютерных программ и иных продуктов не означает, что именно они рекомендуются для использования, если об этом не сказано специально.
Врач применяет разные методы анализа ситуации и разные способы действий. Традиционным для изучения медицины и практики является дедуктивный метод. Применяющий дедукцию врач основывает свои конкретные действия на теоретических знаниях о механизмах болезней и механизмах действия лекарства или операции. Так, в начале XX века хирурги лечили ишемическую болезнь сердца шейной симпатэктомией, объясняя страдание сужением сосудов под действием симпатических нервов. Эмпирический метод основан на использовании! опыта - личного или чужого. Обычно врач действует с пониманием механизмов заболевания и действия лекарств, но обосновывает свои действия результатами клинических испытаний, подтвердивших действенность лекарственного средства. Именно на основании исследований эффективности вмешательств из практики лечения язвенной болезни почти исчезла ваготомия, а антибиотики прочно утвердились как наиболее эффективное средство. Дедуктивный и эмпирический методы анализа составляют естественнонаучный компонент медицинской практики. Не менее важным является гуманистический компонент медицинской практики, состоящий в понимании пациента как дружественного человеческого существа. Этот компонент тесно связан с этическим компонентом медицинской деятельности, состоящим в применении принципов и норм этики. Эпидемиологические методы позволяют анализировать не только естественнонаучные, но и многие гуманистические и этические аспекты медицинской деятельности, поскольку действия врача, их субъективные основания и по следствия, страдания пациента и исходы болезней могут быть зарегистрированы и изучены.
Специфика эпидемиологической деятельности
Эпидемиология — одна из наиболее быстро развивающихся областей медицины. С одной стороны, в ней появляются новые гипотезы и теории, призванные объяснить вновь накапливаемые факты. С другой стороны, намечается тенденция к расширению границ эпидемиологии и вовлечению в её сферу новых объектов. Так, в последние годы в разных странах мира интенсивно развивается популяционный подход в частных медицинских науках: онкологии, кардиологии, эндокринологии, психиатрии и др. Сумму таких подходов стали называть неинфекционной эпидемиологией. Несколько лет назад эпидемиологию неинфекционных болезней рассматривали как некую совокупность методических приёмов, заимствованных из традиционного опыта эпидемиологии. Сегодня термин «не инфекционная эпидемиология» прочно вошёл в обиход не только за рубежом, но и у нас в стране, и ни у кого не вызывает возражений.
Эпидемиологический метод, сформировавшийся в недрах эпидемиологии инфекционных болезней, применён и оказался эффективным при изучении закономерностей распространения среди населения болезней неинфекционной природы.
Эпидемиологический подход, выявляющий закономерности распределения заболеваний во времени, территориально и среди различных групп населения, позволяет сконцентрировать профилактические мероприятия на времени, пред шествующем подъёму заболеваемости, на территории, где вероятность её возникновения наиболее высока, и, наконец, на группах населения, подверженных наибольшему риску заболевания. Многие авторы вполне обоснованно называют эпидемиологию диагностической дисциплиной общественного здравоохранения.
Эпидемиологическую информацию следует использовать для укрепления и охраны здоровья общества. Основные цели каждой из существующих на сегодня систем здравоохранения — охрана, укрепление и восстановление здоровья населения с учётом влияющих на него факторов. Новая концепция развития здравоохранения в России также подчёркивает сохранение и восстановление здоровья населения страны.
Различают индивидуальное здоровье (здоровье личности, отдельного человека), здоровье отдельных групп людей, объединённых каким-либо признаком (возрастом, профессией, местом проживания и т.д.), и общественное здоровье — понятие более высокого (социального) уровня, характеризующее состояние здоровья населения страны, региона, определённой административной территории.
ПОКАЗАТЕЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
• Индекс здоровья населения — соотношение болевших и неболевших лиц (или доля неболевших лиц за определённый период времени в общей численности населения).
•Потенциал здоровья — мера количества и качества здоровья, измеряемых комплексом показателей. Прежде всего к ним относят уровень заболеваемости — инфекционной, неинфекционной, онкологической, профессиональной, внутрибольничной, травматизма. Помимо этого, каждую из названных категорий заболеваемости оценивают по тяжести течения (и исхода) как заболеваемость с временной утратой трудоспособности, заболеваемость со стойкой утратой трудоспособности, или инвалидность, и заболеваемость со смертельным исходом, или летальность.
•Наряду с заболеваемостью важнейшими показателями, характеризующими общественное здоровье, служат демографические и медико-демографические коэффициенты: рождаемость, смертность, естественный прирост (убыль) на селения, а также младенческая смертность и смертность по причинам и возрастно-половым группам.
В последние годы, помимо названных критериев, для оценки здоровья населения используют частоту и характер состояний, предшествующих развитию патологии. Донозологическая диагностика как метод исследования и оценки адаптации организма к негативному воздействию различных факторов среды должна стать основой прогнозирования здоровья населения, базирующейся на изучении иммунного, психического статуса, функционального состояния систем биохимической защиты, состояния сердечнососудистой и респираторной систем, желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и др. Для выявления людей с ранними стадиями заболеваний (до обращения за медицинской помощью) предназначены скрининговые исследования.