Физическое развитие и состояния здоровья студенток 1 курса естественно-географического факультета по специальности ''биология''

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Особенно отрицательно сказываются на физическое развитие такие заболевания как пневмония, болезни уха, болезни зубов и полости рта. Большой интерес представляет вопрос соотношении физического развития и успеваемости.Однако,ясности в этом вопросе до сих пор нет.Многие авторы находят связь между нарушением геодинамики студентов и ухудшением успеваемости.На успеваемость могут сказываться и другие недостатки физического развития.

Файлы: 1 файл

физические развитие.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Основным занятием школьников и студентов является умственный труд.Знание того,как влияет он на физическое развитие юношей и  девушек,имеет большое значение для предупреждения возможных отклонений физического развития,для повышения работоспособности студентов.Умственный труд влияет на сердечно-сосудистую систему,что выражается в учащении сердечного ритма и повышении артериального давления,а умственные перегрузки вызывают неблагоприятные сдвиги в работе сердца и гемодинамике (Р.А.Калюжная 1975,Е.Б.Дешко и соавторы 1982) и могут оказывать отрицательное влияние на здоровье студентов,этот вывод подтверждается тем фактором,что артериальная гипертония широко распространена среди студентов ВУЗов(от 5% до 10%) и может достигать к концу учебного года до 25%(В.Н.Максимова и соатор.1977,А.С.Навакитян и соавтор.1979,Б.В.Задорожный 1982).

 По другим  данным,отличается разнонаправленность  изменений артериального давления:увеличение  к концу первого семестра сменяется  резким понижением к концу года(А.Г.Глущенко и совтор.1981).Студенты с повышенным артериальным давлением характеризуются более быстрой утомляемостю,головными болями,что очевидно должно сказываться на их работоспособности и успеваемости.В тоже время,при отсутствии перегрузки неблагоприятные функциональные изменения не превышают 2%(Э.Ю.Гринене 1974).Иная картина наблюдается в период экзаменов.По мнению С.Тамм с соавт.(1981) повышение работоспособности студентов идет за счет активизации высшей нервной деятельности (увеличение эксекреции катехоламинов,повышение частоты сердечных сокращений,повышение артериального давления).Большое влияние на работоспособность и деятельность всех органов и систем организма оказывает мышечная активность(А.А.Гуминский и соавт.,1971,В.Н.Сергеев с соавт.,1983).Однако в связи с интенсификацией учебной работы студентов,усложнением учебного процесса в режиме современных студентов преобладают статистические виды деятельности-до 83% суточного времени(Т.Ш.Минибеав 1980,С.Тамм с соавт.1981).Поэтому для поддержания здоровья и высокой работоспособности каждый студент должен за сутки делать 21-30 тыс.шагов или заниматься физкультурой в среднем от 1 до 1,5 часов в день(И.И.Пономаренко 1980,А.С.Сипарова и соавт. 1982).

 Систематически  проводимые комплексные занятия физическими упражнениями оказывают благоприятное влияние на гормональное развитие и обеспечивают высокое функциональное состояние студентов  в течение всего учебного года.Н.Д.Эшимян (1968) показал,что у студентов сочетание умственной работы (во время вечерней вне аудиторной подготовке) с физическими упражнениями на воздухе(в виде перерывов во время самоподготовки) повышает эффективность усвоения учебного материала.Существенным в улучшении здоровья студентов является оптимизация свободного времени путем совершенствования структуры,материальной базы и организационных форм его проведения(Н.Д.Рябава и соавтю,1982).Отсюда ясно,насколько важно знать динамику состояния здоровья и уровня физического развития студентов различных возрастных групп для нормирования учебной деятельности.Постоянное усложнение программ обучения в ВУЗах,применение разнообразных технических средств обучения и контроля уровня знаний приводит к интенсификации процесса обучения и,естественно,предъявляет повышенные требования к организму студентов.

 Было установленно,что  учебная нагрузка на младших  курсах составляет 42-45 часов в  неделю.С увеличением срока обучения,число  студентов затрачивающих на подготовку  к занятиям время более нормируется:с  10% на 1 до 17% на 3 курс.Продолжительность сна от 1 до 5 курса увеличивается.Режим питания у студентов с увеличением продолжительности обучения в ВУЗе упорядочивается:начиная с 3 курса,только 4-6% студентов получают 1 раз в день горячую пищу.

 Двигательная  активность студентов ниже физической потребности и составляет 11-12 тыс.шагов в сутки.Существующие формы физического воспитания не способствуют улучшению морфофункциональных показателей физического развития.Отмечается не достаточная пропорциональность и гармоничность физического развития. Дисгармония у мужчин обусловлена отставанием окружности грудной клетки, уже женщин - повышением массы тела.

В процессе обучения в ВУЗе постепенно снижаются показатели внешнего дыхания. Показателем физического  развития и функциональных проб лучше  у студентов, дополнительно занимающихся спортом (Н.Ф. Борисенко, И.И. Слепушкина, А.Г. Глущенко и соавт.). Как показали итоги врачебного контроля 1996г.,  уровень соматического здоровья студента специальности "Физическая культура и спорт" - средний, морфофункциональные показатели следующие :длина тела юношей - первокурсников в среднем составила  175,6 + 0,5 см, масса тела 67,8 + 0,6 кг. Кистевая сила правой руки 45,2 +  0,7 кг, левой 42,3 + 0,8 кг, сила мышц разгибателей спины 138 +  12,2 кг, ЖЕЛ 3996,8 + 280 лл. Студенты второкурсники имеют несколько лучшие показатели физического развития. Их параметры соответственно равнялись : 176 + 0,4 см, 69+ 0,8 кг, 46,6 +  0,4 кг, 45,4 + 0,6 кг (Е.Г. Штода, П.А. Орлов).

Охрана здоровья должна рассматриваться как часть  общей системы учебно-воспитательной работы в ВУЗе.

Учебно-воспитательную работу, осуществляемую деканатами и  кафедрами, следует планировать  с учетом охраны здоровья студентов.

 Существуют  методические рекомендации по  совершенствованию вузовской системы  лечебно оздоровительной работы. Признано необходимым внедрение комплексной системы медико-социальных мероприятий, направленных на улучшение здоровья студентов.

В наше время  не существует системы связи между  студенческими поликлиниками, деканатами,кафедрами, т.е. внутренними подразделениями заинтересованными в осуществлении лечебно - профилактического наблюдения за студентами. Ректорами и руководством поликлиник необходимо создать действенную систему связи между поликлиникой, деканатом, кафедрой. Систематически заслушивать доклады врачей факультетов и ВУЗов о заболеваемости студентов, проводить необходимые мероприятия с целью решения этих проблем . 

1.3 Кардиореспираторная  система.

Проблема психоэмоционального  стресса в процессе обучения в  ВУЗе привлекает большое внимание, поскольку ему принадлежит важная роль в генезисе заболеваний сердечно - сосудистой, нервной систем в студенческом возрасте (Андрияшин Д.Ю. ).

Современная биология и медицина связывают развитие сердечно - сосудистых заболеваний с тремя  основными факторами : нерациональное питание, гиподинамией и напряженным ритмом жизни цивилизованного общества, предъявляющим к нервной системе человека повышенные требования.

Проблемы профилактики сердечно сосудистых заболеваний теснейшим  образом переплетаются с задачами воспитания молодежи и студенчества. Вряд ли у кого вызывает сомнения тот факт, что предупреждение каких-либо нарушений в деятельности функциональных систем организма есть одновременно и борьба за здоровую жизнь взрослого человека. Состояние физического развития и в частности сердечно - сосудистой системы во многом определяет физическую и умственную работоспособность студентов.

 Многие изменения  обусловлены нарушением нервной  деятельности возникновением неврозов, депрессией.

  Эмоциональный  стресс в настоящие время является одной из важнейших причин развития сердечно -сосудистых  заболеваний (Судаков К.В. 1987).

 Во второй  половине ХХ века основную  опасность для здоровья населения  и проблему для здравоохранения  стали представлять в первую  очередь болезни сердечно- сосудистой системы, которые в настоящее время являются ведущей причиной заболеваемости, смертности взрослого населения. Каково же положение с сердечно-сосудистыми заболеваниями в настоящее время? В Европе ежегодно умирают от сердечно - сосудистых заболеваний приблизительно 3млн. чел., в США - 1 млн., это составляет половину всех смертей,  в 2,5 раза больше чем от всех злокачественных новообразований вместе взятых (Органов Р.Г. 1984).

Значительный  удельный вес среди сердечно-сосудистых поражений занимает гипертоническая болезнь.Почти 5% всего населения земного шара, а это составляет внушительную цифру 165 млн. чел., страдает гипертонической болезнью (Реммер М.Е., Малкин Б.А. 1968). В России от гипертонии страдает, по самым скромным подсчетам, 25-30% населения. Ежегодно выявляется приблизительно 500 тыс. больных, у которых гипертоническая болезнь ведущее и сопутствующие заболевание. Каждый третий из них не знает о наличии у него этого недуга. Заболевания связанные с гипертонической болезнью занимают в России 1место по летальному исходу.

 В возникновении  гипертонической болезни большую  роль играют нервно-эмоциональные  факторы, пол,возраст, наследственность, уровень труда и другие факторы,  особенно отрицательные эмоции, оказывают очень большое влияние  на уровень артериального давления. О гипертонии у студентов в связи с экзаменами писали Л.С. Гизинберг (1947), Л.И.Сигал (1955), А.А. Ильин (1973).

Данные исследования АД у студентов с повышенным АД составляют 7,8%; A.Е. Цикулин (1983) обнаружил  повышения АД  у 18,2 % студентов.По сравнению с данными Е.П.Федоровой и соавторов (1955),процент лиц с повышенным АД среди населения увеличивается.Так,М.А.Ахметенко и соавтор (1985)  нашли среди мужчин в 20-29 лет с повышенным АД в 19.2%,а в 30-39 лет в 26,5%.

Нарушение ритма сердца называется изменения нормальной частоты регулярности и источника возбуждения сердца,а также нарушение связи между активацией предсердий и желудочков(Куршаковский М.С.,Журавлева Н.Б. 1984).Такие нарушения достаточно часто встречаются не только у больных людей, но и у здоровых, причем в последние годы частота их существенно увеличивается.

Известно,что  умственный труд влияет на сердечно сосудистую систему.Так,действие умственных нагрузок выражается в учащении сердечного ритма,временном  повышении артериального давления,а умственные перегрузки вызывают неблагоприятные сдвиги в работе сердца и гемодинамике (Р. А. Калюжная, 1975; Е. Б. Дешко и др., 1982; О. К. Евдокимова, 1983). Повышенное артериальное давление в сочетании малоподвижным образом жизни способствует переходу в стабильные нарушения регуляции  сосудистого тонуса, что может привести к развитию артериальной гипертонии. Исследования Р.В.Силла(1985) показали, что уровень артериального давления крови коррелируется с ростом тела, более тесно с массой тела и с показателями внешнего дыхания. С ростом и развитием организма изменяются не только общая емкость легких и ее компоненты (остаточный объем), но и жизненная емкость,  включающая резервный объем вдоха, дыхательный объем и резервный объем выдоха (А. З.Кольчинская, 1973). С возрастом резервные объемы выдоха и вдоха  относительно общей емкости увеличивается, а дыхательный и остаточные объемы уменьшаются. По исследованиям В.И.Кардашенко  (1968) относительные показатели ЖЕЛ у своевременно и гармонично  развитых подростков с возрастом  постепенно увеличиваются в пересчете на единицу длины  тела  как у юношей, так и у девушек, в пересчете на единицу массы тела остаются относительно стабильными. Таким образом, у подростков отмечены  более высокие показатели дыхательного  объема, легочной вентиляции, потреблении кислорода, более эффективна доставка кислорода к работающим тканям, более высокая производительность  функции дыхания и кровообращения.        

Величина  максимального  потребления кислорода (МПК) зависит  главным образом от развития систем дыхания и кровообращения. По этому  Всемирная организация здравоохранения  признала МПК наиболее объективным и информативным показателем функционального состояния кардиореспираторной системы. Поскольку основным  источником энергии при мышечной работе являются процессы, происходящие с участием кислорода, то по величине  МПК судят о физиологической работоспособности человека (А. А. Гуминский, 1990). Величина МПК изменяется с возрастом и неодинакова  у лиц разного пола. Наиболее объективным показателем работоспособности человека является величина относительного МПК (МПК/кг). На основании экспериментальных данных, исходя из относительных величин МПК,исследователи разработали критерий условной оценки работоспособности человека( В.В.Васильева и др.,1973;А.А.Гуминский,1990).

Оценка  физической работоспособности  человека по показателям  относительного МПК (МПК/кг).      

    

МПК/кг ОЦЕНКА
Мужчины Женщины
55-60 45-50 Отлично
50-54 40-44 Хорошо
45-49 35-39 Удовлетворительно
44 и ниже 34 и ниже Неудовлетворительно
 

При систоле  желудочка выбрасывается не вся  кровь,а лишь около половины.У  тренированных спортсменов эта величина больше,чем у людей,не занимающихся физическими упражнениями.При легкой работе МОК возрастает за счет увеличения систолического выброса и учащения сердцебиений.С повышением мощности работы показатель систолического выброса остается постоянным и минутный объем увеличивается лишь за счет дальнейшего учащения сердцебиения.Однако и это происходит лишь до определенных границ.Очень частый сердечный ритм сопровождается уменьшением кровенаполнения полостей  сердца,это снижает систолический выброс и ограничивает дальнейшее увеличение МОК (В.В.Васильева и др.,1973).Сведения о систолическом и минутном объемах крови в процессе мышечной деятельности очень важны при оценки степени тренированности человека.По данным Р.А.Калюжной(1975) эта дискоординация усиливается при увеличении продольных размеров тела.Эти факты составляют анатомическую предпосылку повышения артериального давления у современных студентов.

Информация о работе Физическое развитие и состояния здоровья студенток 1 курса естественно-географического факультета по специальности ''биология''