Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:12, курсовая работа
Особенно отрицательно сказываются на физическое развитие такие заболевания как пневмония, болезни уха, болезни зубов и полости рта. Большой интерес представляет вопрос соотношении физического развития и успеваемости.Однако,ясности в этом вопросе до сих пор нет.Многие авторы находят связь между нарушением геодинамики студентов и ухудшением успеваемости.На успеваемость могут сказываться и другие недостатки физического развития.
Основным занятием школьников и студентов является умственный труд.Знание того,как влияет он на физическое развитие юношей и девушек,имеет большое значение для предупреждения возможных отклонений физического развития,для повышения работоспособности студентов.Умственный труд влияет на сердечно-сосудистую систему,что выражается в учащении сердечного ритма и повышении артериального давления,а умственные перегрузки вызывают неблагоприятные сдвиги в работе сердца и гемодинамике (Р.А.Калюжная 1975,Е.Б.Дешко и соавторы 1982) и могут оказывать отрицательное влияние на здоровье студентов,этот вывод подтверждается тем фактором,что артериальная гипертония широко распространена среди студентов ВУЗов(от 5% до 10%) и может достигать к концу учебного года до 25%(В.Н.Максимова и соатор.1977,А.С.Навакитян и соавтор.1979,Б.В.Задорожный 1982).
По другим
данным,отличается
Систематически проводимые комплексные занятия физическими упражнениями оказывают благоприятное влияние на гормональное развитие и обеспечивают высокое функциональное состояние студентов в течение всего учебного года.Н.Д.Эшимян (1968) показал,что у студентов сочетание умственной работы (во время вечерней вне аудиторной подготовке) с физическими упражнениями на воздухе(в виде перерывов во время самоподготовки) повышает эффективность усвоения учебного материала.Существенным в улучшении здоровья студентов является оптимизация свободного времени путем совершенствования структуры,материальной базы и организационных форм его проведения(Н.Д.Рябава и соавтю,1982).Отсюда ясно,насколько важно знать динамику состояния здоровья и уровня физического развития студентов различных возрастных групп для нормирования учебной деятельности.Постоянное усложнение программ обучения в ВУЗах,применение разнообразных технических средств обучения и контроля уровня знаний приводит к интенсификации процесса обучения и,естественно,предъявляет повышенные требования к организму студентов.
Было установленно,что
учебная нагрузка на младших
курсах составляет 42-45 часов в
неделю.С увеличением срока
Двигательная
активность студентов ниже
В процессе обучения в ВУЗе постепенно снижаются показатели внешнего дыхания. Показателем физического развития и функциональных проб лучше у студентов, дополнительно занимающихся спортом (Н.Ф. Борисенко, И.И. Слепушкина, А.Г. Глущенко и соавт.). Как показали итоги врачебного контроля 1996г., уровень соматического здоровья студента специальности "Физическая культура и спорт" - средний, морфофункциональные показатели следующие :длина тела юношей - первокурсников в среднем составила 175,6 + 0,5 см, масса тела 67,8 + 0,6 кг. Кистевая сила правой руки 45,2 + 0,7 кг, левой 42,3 + 0,8 кг, сила мышц разгибателей спины 138 + 12,2 кг, ЖЕЛ 3996,8 + 280 лл. Студенты второкурсники имеют несколько лучшие показатели физического развития. Их параметры соответственно равнялись : 176 + 0,4 см, 69+ 0,8 кг, 46,6 + 0,4 кг, 45,4 + 0,6 кг (Е.Г. Штода, П.А. Орлов).
Охрана здоровья должна рассматриваться как часть общей системы учебно-воспитательной работы в ВУЗе.
Учебно-воспитательную работу, осуществляемую деканатами и кафедрами, следует планировать с учетом охраны здоровья студентов.
Существуют
методические рекомендации по
совершенствованию вузовской
В наше время
не существует системы связи между
студенческими поликлиниками, деканатами,кафедрами,
т.е. внутренними подразделениями заинтересованными
в осуществлении лечебно - профилактического
наблюдения за студентами. Ректорами и
руководством поликлиник необходимо создать
действенную систему связи между поликлиникой,
деканатом, кафедрой. Систематически заслушивать
доклады врачей факультетов и ВУЗов о
заболеваемости студентов, проводить
необходимые мероприятия с целью решения
этих проблем .
1.3 Кардиореспираторная система.
Проблема психоэмоционального стресса в процессе обучения в ВУЗе привлекает большое внимание, поскольку ему принадлежит важная роль в генезисе заболеваний сердечно - сосудистой, нервной систем в студенческом возрасте (Андрияшин Д.Ю. ).
Современная биология и медицина связывают развитие сердечно - сосудистых заболеваний с тремя основными факторами : нерациональное питание, гиподинамией и напряженным ритмом жизни цивилизованного общества, предъявляющим к нервной системе человека повышенные требования.
Проблемы профилактики
сердечно сосудистых заболеваний теснейшим
образом переплетаются с
Многие изменения
обусловлены нарушением
Эмоциональный стресс в настоящие время является одной из важнейших причин развития сердечно -сосудистых заболеваний (Судаков К.В. 1987).
Во второй
половине ХХ века основную
опасность для здоровья
Значительный удельный вес среди сердечно-сосудистых поражений занимает гипертоническая болезнь.Почти 5% всего населения земного шара, а это составляет внушительную цифру 165 млн. чел., страдает гипертонической болезнью (Реммер М.Е., Малкин Б.А. 1968). В России от гипертонии страдает, по самым скромным подсчетам, 25-30% населения. Ежегодно выявляется приблизительно 500 тыс. больных, у которых гипертоническая болезнь ведущее и сопутствующие заболевание. Каждый третий из них не знает о наличии у него этого недуга. Заболевания связанные с гипертонической болезнью занимают в России 1место по летальному исходу.
В возникновении
гипертонической болезни
Данные исследования
АД у студентов с повышенным АД
составляют 7,8%; A.Е. Цикулин (1983) обнаружил
повышения АД у 18,2 % студентов.По
сравнению с данными Е.П.Федоровой и соавторов
(1955),процент лиц с повышенным АД среди
населения увеличивается.Так,М.А.
Нарушение ритма сердца называется изменения нормальной частоты регулярности и источника возбуждения сердца,а также нарушение связи между активацией предсердий и желудочков(Куршаковский М.С.,Журавлева Н.Б. 1984).Такие нарушения достаточно часто встречаются не только у больных людей, но и у здоровых, причем в последние годы частота их существенно увеличивается.
Известно,что умственный труд влияет на сердечно сосудистую систему.Так,действие умственных нагрузок выражается в учащении сердечного ритма,временном повышении артериального давления,а умственные перегрузки вызывают неблагоприятные сдвиги в работе сердца и гемодинамике (Р. А. Калюжная, 1975; Е. Б. Дешко и др., 1982; О. К. Евдокимова, 1983). Повышенное артериальное давление в сочетании малоподвижным образом жизни способствует переходу в стабильные нарушения регуляции сосудистого тонуса, что может привести к развитию артериальной гипертонии. Исследования Р.В.Силла(1985) показали, что уровень артериального давления крови коррелируется с ростом тела, более тесно с массой тела и с показателями внешнего дыхания. С ростом и развитием организма изменяются не только общая емкость легких и ее компоненты (остаточный объем), но и жизненная емкость, включающая резервный объем вдоха, дыхательный объем и резервный объем выдоха (А. З.Кольчинская, 1973). С возрастом резервные объемы выдоха и вдоха относительно общей емкости увеличивается, а дыхательный и остаточные объемы уменьшаются. По исследованиям В.И.Кардашенко (1968) относительные показатели ЖЕЛ у своевременно и гармонично развитых подростков с возрастом постепенно увеличиваются в пересчете на единицу длины тела как у юношей, так и у девушек, в пересчете на единицу массы тела остаются относительно стабильными. Таким образом, у подростков отмечены более высокие показатели дыхательного объема, легочной вентиляции, потреблении кислорода, более эффективна доставка кислорода к работающим тканям, более высокая производительность функции дыхания и кровообращения.
Величина максимального
потребления кислорода (МПК) зависит
главным образом от развития систем
дыхания и кровообращения. По этому
Всемирная организация
Оценка физической работоспособности человека по показателям относительного МПК (МПК/кг).
МПК/кг | ОЦЕНКА | |
Мужчины | Женщины | |
55-60 | 45-50 | Отлично |
50-54 | 40-44 | Хорошо |
45-49 | 35-39 | Удовлетворительно |
44 и ниже | 34 и ниже | Неудовлетворительно |
При систоле желудочка выбрасывается не вся кровь,а лишь около половины.У тренированных спортсменов эта величина больше,чем у людей,не занимающихся физическими упражнениями.При легкой работе МОК возрастает за счет увеличения систолического выброса и учащения сердцебиений.С повышением мощности работы показатель систолического выброса остается постоянным и минутный объем увеличивается лишь за счет дальнейшего учащения сердцебиения.Однако и это происходит лишь до определенных границ.Очень частый сердечный ритм сопровождается уменьшением кровенаполнения полостей сердца,это снижает систолический выброс и ограничивает дальнейшее увеличение МОК (В.В.Васильева и др.,1973).Сведения о систолическом и минутном объемах крови в процессе мышечной деятельности очень важны при оценки степени тренированности человека.По данным Р.А.Калюжной(1975) эта дискоординация усиливается при увеличении продольных размеров тела.Эти факты составляют анатомическую предпосылку повышения артериального давления у современных студентов.