Решение управленческой задачи методами теории массового обслуживания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 22:18, курсовая работа

Краткое описание

В классической теории выделяют такие задачи теории массового обслуживания:
Максимальной длины очереди;
Необходимой скорости обслуживания;
Количества приборов обслуживания, которые работают параллельно.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Управленческое решение: сущность, классификация, методология. 5
1.1. Понятие и классификация решений. 5
1.2. Методы обоснования управленческого решения 6
Глава 2. Постановка задач массового обслуживания 10
2.1. Общее понятие теории массового обслуживания 10
2.2. Моделирование систем массового обслуживания 14
2.3. Графы состояний СМО 19
2.4. Случайные процессы 19
Глава 3. Модели систем массового обслуживания 23
3.1. Одноканальная СМО с отказами в обслуживании 23
3.2. Многоканальная СМО без очереди 26
3.3. Одноканальная СМО с ограниченной длиной очереди 28
3.4. Одноканальная СМО с неограниченной очередью. 30
3.5. Многоканальная СМО с ограниченной длиной очереди. 32
3.6. Многоканальная СМО с неограниченной очередью. 35
3.7. Практическое применение теории массового обслуживания 37
Заключение 43
Список источников и литературы 44

Файлы: 1 файл

Курсовик по РУРу.docx

— 240.15 Кб (Скачать)

Тсис = Lсис /  λ

 

Если в одноканальной  СМО с ожиданием интенсивность  поступления заявок больше интенсивности  обслуживания λ > µ, то очередь будет постоянно увеличиваться. В связи с этим наибольший интерес представляет анализ устойчивых СМО, работающих в стационарном режиме при λ < µ, Р < 1.

3.5. Многоканальная СМО с ограниченной длиной очереди.

 

Рассмотрим многоканальную СМО (n > 0), на вход которой поступает пуассоновский поток заявок с интенсивностью λ, а интенсивность обслуживания каждого канала составляет µ. Максимально возможное число мест в очереди ограничено величиной m. Дискретные состояния СМО определяются количеством заявок, поступивших в систему, которые можно записать.

S0 – все каналы свободны k=0,

S1 – занят только один канал (любой), k=1,

S2 – заняты только два канала (любых), k=2,

Sn – заняты все n каналов, k= n.

Пока СМО находится  в любом из этих состояний, очереди  нет. После того как заняты все  каналы обслуживания, последующие заявки образуют очередь, тем самым, определяя  дальнейшие состояние системы:

 

Sn+1 - заняты все n-каналов и одна заявка стоит в очереди,

K= n+1;

Sn+2 - заняты все n-каналов и две заявки стоят в очереди,

K= n+2;

Sn+m - заняты все n-каналов и все m мест в очереди,

K= n+m.

                

Рис. 7. Граф состояний n-канальной СМО с ограничением на длину очереди m

Переход СМО в состояние  с большими номерами определяется потоком  поступающих заявок с интенсивностью λ, тогда как по условию в обслуживании этих заявок принимают участие n одинаковых каналов с интенсивностью потока обслуживания равного µ для каждого канала. При этом полная интенсивность потока обслуживания возрастает с подключением новых каналов вплоть до такого состояния Sn, когда все n- каналов окажутся занятыми. С появлением очереди интенсивность обслуживания более увеличивается, так как она уже достигла максимального значения, равного nµ.

Запишем выражения для  предельных вероятностей состояний:

P0= [1+ ρ/1! + ρ/2! +…+ ρn/n!+ (ρn+1(1-(ρ/n)m))/ (n*n!(1-ρ/n)]-1

Образование очереди возможно, когда вновь поступившая заявка застанет в системе не менее n требований, т.е. когда в системе будет находиться n, n+1, n+2, … (n+ +m-1) требований. Эти события независимы, поэтому вероятность того, что все каналы заняты, равна сумме соответствующих вероятностей Pn, Pn+1, Pn+2,…, Pn+m-1. Поэтому вероятность образования очереди равна:

Вероятность отказа в обслуживании наступает тогда, когда все n каналов и все m мест в очереди заняты:

Относительная пропускная способность  будет равна:

Q = Pобс= 1- Pотк

Абсолютная пропускная способность:

A= λ*Q

 

Среднее число занятых  каналов:

Среднее число простаивающих каналов:

Коэффициент занятости (использования) каналов:

Коэффициент простоя каналов:

Среднее число  заявок, находящихся в очередях:

В случае если ρ/n=1, эта формула принимает другой вид:

 

Среднее время ожидания в  очереди определяется формулами Литтла:

Tоч= (Lоч/A)*(ρ/n ≠1)

Среднее время пребывания заявки в системе Тсис рассчитывается, как и для одноканальной СМО, поскольку заявка всегда обслуживается только одним каналом:

Tсис= Точ+ 1/μ *(ρ/n ≠1)

3.6. Многоканальная СМО с неограниченной очередью.

 

Рассмотрим многоканальную СМО с ожиданием и неограниченной длиной очереди, на которую поступает  поток заявок с интенсивностью λ и которая имеет интенсивность обслуживания каждого канала μ. Размеченный граф состояний представлен на рис. 8. Он имеет бесконечное число состояний:

S0 - все каналы свободны, k=0;

S1 - занят один канал, остальные свободны, k=1;

S2 - заняты два канала, остальные свободны, k=2;

Sn - заняты все n каналов, k=n, очереди нет;

Sn+1 - заняты все n каналов, одна заявка в очереди, k=n+1,

Sn+r - заняты все n каналов, r заявок в очереди, k=n+r,

Вероятности состояний получим  из формул для многоканальной СМО  с ограниченной очередью при переходе к пределу при  .Следует заметить, что сумма геометрической прогрессии в выражении для Р0 расходится. При уровне загрузки p/n>1, очередь будет бесконечно возрастать, а при p/n<1 ряд сходится, что определяет установившийся стационарный режим работы СМО.

                     

Рис. 8. Граф состояний многоканальной СМО с неограниченной длиной очереди.

Определим для данного графа выражения предельных вероятностей состояний:

Вероятность того, что СМО  находится в состоянии S0, когда нет заявок и не занято ни одного канала, определяется выражением:

; …

На этом основании можно  определить вероятность, или долю времени  занятости всех каналов обслуживанием:

 

Если же все каналы уже  заняты обслуживанием, то вероятность  состояния определяется выражением:

Поскольку отказа в обслуживании в таких системах не может быть, то характеристики пропускной способности  равны: Pотк=0;  Q=1;  А= λ *Q= λ

Среднее число заявок, находящихся  в очереди и ожидающих обслуживания, равно:

Lоч = (ρn+1 *P0)/ ((n-1)!(n-ρ)2)

Среднее время ожидания заявки в очереди: Tоч = Lоч / λ 

Среднее время нахождения заявки в системе: Тсис = Lсис/ λ 

Среднее число заявок в системе:

Lсис= Lоч + ρ

Среднее число занятых  каналов обслуживанием:

Nзан = λ / μ = ρ

Cреднее число свободных каналов:

Nсв = n-ρ

Важно заметить, что параметр характеризует степень согласования входного потока, например покупателей  в магазине с интенсивностью потока обслуживания. Процесс обслуживания будет стабилен при ρ<0. Если же ρ≥0, в системе будут возрастать средняя длина очереди и среднее время ожидания покупателями начала обслуживания и, следовательно, СМО будет работать неустойчиво.

3.7. Практическое применение теории массового обслуживания

 

Одной из важных задач коммерческой деятельности является рациональная организация  торгово-технологического процесса массового  обслуживания, например в магазине «Магнит» на улице Белинского. В частности, определение мощности кассового узла торгового предприятия является непростой задачей. Такие экономико-организационные показатели, как пропускная способность предприятия, время пребывания покупателей в магазине, а также показатели уровня технологического решения торгового зала во многом определяются пропускной способностью кассового узла.

Следует обратить внимание, что на вышеперечисленные показатели оказывает влияние местоположение магазина, а именно:

    • «Магнит» хорошо виден проходящим или проезжающим мимо гражданам и находится вблизи остановки ул.Ашхабадская;
    • продуктово- хозяйственных магазинов в радиусе 200 метров нет.

Поэтому интенсивность потока покупателей (λ) в среднем равна 81 чел/час. Среднее время обслуживания покупателя (tср) – 3 минуты. Число каналов обслуживания (n) – кассовых аппаратов – равно 5.

Опираясь на эти данные с помощью теории массового обслуживания, мы определим необходимость расширения кассового узла магазина или перепланировки торгового зала в целом.

Для начала, нам необходимо найти интенсивность потока покупателей в минуту:

λ = 81/60 ≈ 1,35 (чел/мин)

Исходя из этого, мы можем определить нагрузку канала обслуживания (кассы), умножив интенсивность потока покупателей в минуту на среднее время обслуживания заявки:

 ρ = λ* tср = 1,35 * 3 = 4,05

и среднее число свободных  касс как разность между общим  числом касс (n) и нагрузкой канала обслуживания (кассы):

Nсв = n-ρ = 5- 4,05 = 0,95

Как я уже отмечала в  п. 3.6 многоканальная СМО с неограниченной очередью имеет различные состояния. В нашем случае, когда число кассовых аппаратов (n) = 5, состояния системы будут выглядеть следующим образом:

S0 – все кассы свободны;

S1 – занята 1 касса, остальные свободны;

S2 – заняты 2 кассы, остальные свободны;

S3 – заняты 3 кассы, остальные свободны;

S4 заняты 4 кассы, 2 свободны;

S5 заняты все 5 касс, очереди нет;

Sn+1 - заняты все 5 касс, 1 заявка в очереди;

Sn+r - заняты все 5 касс, r заявок в очереди, при r =4. Данный вариант будем рассматривать в часы-пик.

Итак, для начала, нам необходимо найти вероятность того, что СМО находится в состоянии S0, когда нет заявок и все кассы свободны:

Р0 = [1 + 4,05/1! + 4,052/2! + 4,053/3! + 4,054/4! + 4,055/5! + 4,056/5!(5- 4,05)]-1 =

= [1 + 4,05 + 16,4/2 + 66,43/6 + 269,04/24 + 1089,62/120 + 4412,96/114]-1 =

= [1 + 4,05 + 8,02 + 11,07 + 11, 21 + 9,08 + 38,71]-1 = 83,14-1 = 0,012

То есть вероятность того, что все кассы свободны очень  маленькая и близкая к нулю.

Далее мы высчитываем все  остальные предельные вероятности:

Р1 = 4,05*0,012 ≈ 0,05;  Р2 = 8,2*0,012 ≈ 0,1; Р3 = 11,07*0,012 ≈ 0,13; 

Р4 = 11,21*0,012 ≈ 0,13;  Р5 = 9,08*0,012 ≈ 0,1;

Рn+1 = (4412,96/600)*0,012 ≈ 0,08; Рn+r = (293153,52/75000)*0,012 ≈ 0,04;

Они тоже близки к нулю. Это  объясняется тем, что интенсивность  потока достаточно большая.

Теперь нам нужно найти  среднее число покупателей, находящихся в очереди (т.е. длину очереди):

Lоч = (ρn+1 *P0)/ ((n-1)!(n-ρ)2) = (4412,96*0,012)/ (24*0,9) = 52,95/21,66 ≈ 2,44 (чел.)

На основе найденного мы сможем найти среднее время ожидания покупателем своей очереди. Для этого необходимо разделить среднее число покупателей, находящихся в очереди на интенсивность входного потока покупателей: 

Tоч = Lоч / λ = 2,44/ 1,35 = 1,8 (мин.)

Далее определим среднее  число покупателей, находящихся  в системе (прикассовой зоне). Для этого суммируем среднее число покупателей, находящихся в очереди и нагрузку канала обслуживания (касс):

Lсис= Lоч + ρ = 2,44 + 4,05 = 6,49 (чел.)

Находим среднее время нахождения покупателя в системе (прикассовой зоне) путем деления среднего числа покупателей, находящихся в системе (прикассовой зоне) на интенсивность входного потока покупателей:

Тсис = Lсис/ λ = 6,49/ 1,35 = 4,8 (мин.)

Как мы видим, существует небольшая  очередь, т.е. на 5 касс приходится 6,49 человек, которые одновременно прибывают  в прикассовой зоне в течение 4,8 минут. Это может устраивать покупателей, если они никуда не торопятся. Но, проанализировав  ситуацию данного филиала сети «Магнит», я пришла к выводу, что клиентами  в часы пик являются школьники, студенты Автотранспортного техникума, сотрудники фирм, находящихся в близлежащих домах, у которых ограниченный обеденный перерыв или которых ждут дома «голодные» члены семьи.

В связи с этим я считаю необходимым установить экспресс-кассу (для одной-двух покупок). Потенциальные  покупатели, зная о такой услуге, будут расставлять приоритеты в пользу магазина «Магнит» на ул.Белинского.

Смоделируем ситуацию, когда  в «Магните» все-таки установили экспресс-кассу. Предположим, что интенсивность потока покупателей λ составляет 0,4 чел./мин. Среднее время обслуживания покупателя (tср) – 1,2 минуты. Предположим, что очередь может быть неограниченной длины. Нам необходимо найти показатели эффективности работы экспресс-кассы и вероятность того, что ожидает своей очереди не более двух покупателей.

Для начала необходимо определить нагрузку канала обслуживания (кассы), умножив интенсивность потока покупателей  в минуту на среднее время обслуживания заявки:

 ρ = λ* tср = 0,4 * 1,2 = 0,48

В рассматриваемом случае, СМО является одноканальной с  неограниченной очередью. И разнообразие ее состояний будет выглядеть  следующим образом:

S0 – касса свободна;

S1 – обслуживается 1 покупатель, очереди нет;

S2 – 1 покупатель обслуживается, 1 покупатель в очереди;

S3 – 1 покупатель обслуживается, 2 покупателя в очереди;

Вероятность того, что СМО  находится в состоянии S0, когда нет заявок и все кассы свободны:

Р0 = 1/ 1-ρ = 1/ 1-0,48 = 1,92

Найдем также вероятность того, что СМО находится в состоянии S1, т.е. обслуживается 1 покупатель, и при этом нет очереди:

Информация о работе Решение управленческой задачи методами теории массового обслуживания