Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 22:18, курсовая работа
В классической теории выделяют такие задачи теории массового обслуживания:
Максимальной длины очереди;
Необходимой скорости обслуживания;
Количества приборов обслуживания, которые работают параллельно.
Введение 3
Глава 1. Управленческое решение: сущность, классификация, методология. 5
1.1. Понятие и классификация решений. 5
1.2. Методы обоснования управленческого решения 6
Глава 2. Постановка задач массового обслуживания 10
2.1. Общее понятие теории массового обслуживания 10
2.2. Моделирование систем массового обслуживания 14
2.3. Графы состояний СМО 19
2.4. Случайные процессы 19
Глава 3. Модели систем массового обслуживания 23
3.1. Одноканальная СМО с отказами в обслуживании 23
3.2. Многоканальная СМО без очереди 26
3.3. Одноканальная СМО с ограниченной длиной очереди 28
3.4. Одноканальная СМО с неограниченной очередью. 30
3.5. Многоканальная СМО с ограниченной длиной очереди. 32
3.6. Многоканальная СМО с неограниченной очередью. 35
3.7. Практическое применение теории массового обслуживания 37
Заключение 43
Список источников и литературы 44
Поток Пуассона служит для
моделирования различных
Рассмотрим на оси времени некоторый промежуток времени t. Допустим, вероятность попадания случайного события на этот промежуток p, а полное число возможных событий — п. При наличии свойства ординарности потока событий вероятность р должна быть достаточно малой величиной, а п — достаточно большим числом, поскольку рассматриваются массовые явления. В этих условиях для вычисления вероятности попадания на промежуток времени t некоторого числа событий т можно воспользоваться формулой Пуассона:
Pm, n= am_e-a ; (m=0,n),
где величина а — среднее число событий, попадающих на промежуток времени t, которое можно определить через интенсивность потока событий X следующим образом: a= λ τ
Размерность интенсивности потока X есть среднее число событий в единицу времени. Между п и λ, р и τ имеется следующая связь:
n= λ t; p= τ/t,
где t — весь промежуток времени, на котором рассматривается действие потока событий.
Необходимо определить распределение интервала времени Т между событиями в таком потоке. Поскольку это случайная величина, найдем ее функцию распределения. Как известно из теории вероятностей, интегральная функция распределения F(t) есть вероятность того, что величина T будет меньше времени t.
F(t)=P(T<t).
По условию в течение
времени T не должно произойти ни одного
события, а на интервале времени t должно появиться
хотя бы одно событие. Эта вероятность
вычисляется с помощью вероятности противоположного
события на промежутке времени (0; t), куда не попало
ни одного события, т.е. m = 0, тогда F(t)=1-P0=1-(a0*e-a)0!=1-e-Xt,
Для малых ∆t можно получить приближенную формулу, получаемую заменой функции e-Xt, только двумя членами разложения в ряд по степеням ∆t, тогда вероятность попадания на малый промежуток времени ∆t хотя бы одного события составляет
P(T<∆t)=1-e-λ t ≈1-[1- λ Δt+1/2(λ Δt)2-1/6(λ Δt)3] ≈ λ Δt
Плотность распределения
промежутка времени между двумя
последовательными событиями
f(t)= λ e- λt , при t≥0
Пользуясь полученной функцией плотности распределения, можно получить числовые характеристики случайной величины Т: математическое ожидание М (Т), дисперсию D(T) и среднее квадратическое отклонение σ(Т).
М(Т)= λ ∞∫0 t*e-λt*dt=1/ λ ; D(T)=1/ λ2 ; σ(T)=1/ λ .
Отсюда можно сделать
следующий вывод: средний интервал
времени Т между любыми двумя
соседними событиями в
Pk(t)=( λt)k/ k! *e-λ t,
где λ - интенсивность поступления потока заявок, среднее число событий в СМО за единицу времени, например (чел/мин; руб./час; чеков/час; докум./день; кг/час; т./год).
Для такого потока заявок время между двумя соседними заявками Т распределено экспоненциально с плотностью вероятности:
ƒ(t)= λ e-λ t.
Случайное время ожидания в очереди начала обслуживания tоч тоже можно считать распределенным экспоненциально:
ƒ (tоч)=V*e-v tоч ,
где v — интенсивность потока прохода очереди, определяемая средним числом заявок, проходящих на обслуживание в единицу времени:
v=1/Точ ,
где Точ — среднее время ожидания обслуживания в очереди.
Выходной поток заявок связан с потоком обслуживания в канале, где длительность обслуживания tобс является тоже случайной величиной и подчиняется во многих случаях показательному закону распределения с плотностью вероятности:
ƒ(t обс)=µ*е µ t обс ,
где µ - интенсивность потока обслуживания, т.е. среднее число заявок, обслуживаемых в единицу времени:
µ=1/ t обс [чел/мин; руб./час; чеков/час; докум./день; кг./час; т./год] ,
где t обс - среднее время обслуживания заявок.
Важной характеристикой СМО, объединяющей показатели λ и µ , является интенсивность нагрузки: ρ= λ / µ, которая показывает степень согласования входного и выходного потоков заявок канала обслуживания и определяет устойчивость системы массового обслуживания.
Поскольку моменты времени
t и интервалы времени
Перечисленные выше характеристики k, τ, λ, Lоч, Точ, v, tобс, µ, р, Рk являются наиболее общими для СМО, которые являются обычно лишь некоторой частью целевой функции, поскольку необходимо учитывать еще и показатели коммерческой деятельности.
При анализе случайных
процессов с дискретными
Рис. 2. Граф состояний одноканальной системы с неограниченной очередью
Система может находиться в одном из трех состояний: S0 — канал свободен, простаивает; S1 — канал занят обслуживанием; S2 — канал занят обслуживанием и одна заявка в очереди. Переход системы из состояния S0 в Sl происходит под воздействием простейшего потока заявок интенсивностью λ 01, а из состояния Sl в состояние S0 систему переводит поток обслуживания с интенсивностью µ. Граф состояний системы обслуживания с проставленными интенсивностями потоков у стрелок называется размеченным. Поскольку пребывание системы в том или ином состоянии носит вероятностный характер, то вероятность: pi (t) того, что система будет находиться в состоянии Si в момент времени t, называется вероятностью i-го состояния СМО и определяется числом поступивших заявок k на обслуживание.
Переход СМО из одного состояния в другое происходит случайным образом и представляет собой случайный процесс, т.е. процесс изменения во времени состояния какой-либо системы в соответствии с вероятностными закономерностями4.
Различают случайные процессы:
Случайный процесс X(t) называется процессом дискретным во времени, если система, в которой он протекает, меняет свои состояния только в моменты времени t1, t2,…,tn, число которых конечно или счетно5.
Случайный процесс называется процессом с непрерывным временем, если в моменты возможных переходов системы из состояния в состояние не фиксировано заранее, а случайно.
Случайный процесс называется процессом с непрерывными состояниями, если значением случайного процесса является непрерывная случайная величина6.
Случайный процесс называется случайным процессом с дискретными состояниями, если возможные состояния системы можно заранее перечислить, т.е. множество возможных состояний системы конечно, а переход системы из состояния в состояние проходит мгновенно7.
Если множество состояний системы более, чем тщетно, то такая система называется системой с непрерывными состояниями, а случайный процесс, протекающий в ней, называется непрерывным случайным процессом. Для таких процессов переход от состояния в состояние происходит непрерывно, плавно, постепенно.
Работа СМО — случайный
процесс с дискретными
Из множества разновидностей случайных процессов наибольшее распространение в коммерческой деятельности получили такие процессы, для которых в любой момент времени характеристики процесса в будущем зависят только от его состояния в настоящий момент и не зависят от предыстории — от прошлого. Например, возможность покупки в компании «Живая вода» бутилированной воды зависит от наличия ее на складе готовой продукции, т.е. его состояния в данный момент, и не зависит от того, когда и как получали и увозили в прошлом эту продукцию другие покупатели.
Такие случайные процессы называются процессами без последствия, или марковскими. В марковских процессах, для каждого момента времени (t0) вероятность любого состояния (t > t0) системы Si, в будущем (t >t0) зависит только от ее состояния в настоящем (при t = t0) и не зависит от того, когда и каким образом система пришла в это состояние, т.е. оттого, как развивался процесс в прошлом.
Марковские случайные
процессы делятся на два класса:
процессы с дискретными и непрерывными
состояниями. Процесс с дискретными
состояниями возникает в
Процесс, протекающий в
этой системе, состоит в том, что
система случайным образом
Процессы с непрерывными состояниями отличаются непрерывным плавным переходом из одного состояния в другое. Эти процессы более характерны для технических устройств, нежели для экономических объектов, где обычно лишь приближенно можно говорить о непрерывности процесса (например, непрерывном расходовании запаса товара), тогда как фактически всегда процесс имеет дискретный характер. Поэтому далее мы будем рассматривать только процессы с дискретными состояниями.
Марковские случайные процессы с дискретными состояниями в свою очередь подразделяются на процессы с дискретным временем и процессы с непрерывным временем. В первом случае переходы из одного состояния в другое происходят только в определенные, заранее фиксированные моменты времени, тогда как в промежутки между этими моментами система сохраняет свое состояние. Во втором случае переход системы из состояния в состояние может происходить в любой случайный момент времени.
На практике процессы с непрерывным временем встречаются значительно чаще, поскольку переходы системы из одного состояния в другое обычно происходят не в какие-то фиксированные моменты времени, а в любые случайные моменты времени.
Для описания процессов с непрерывным временем используется модель в виде так называемой марковской цепи с дискретными состояниями системы, или непрерывной марковской цепью.
Простейшей из всех задач теории массового обслуживания является модель одноканальной СМО с отказами (потерями).
При этом система массового обслуживания состоит только из одного канала (n = 1) и на нее поступает пуассоновский поток заявок с интенсивностью λ, зависящей, в общем случае, от времени: λ = λ(t)
Информация о работе Решение управленческой задачи методами теории массового обслуживания