Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 22:18, курсовая работа
В классической теории выделяют такие задачи теории массового обслуживания:
Максимальной длины очереди;
Необходимой скорости обслуживания;
Количества приборов обслуживания, которые работают параллельно.
Введение 3
Глава 1. Управленческое решение: сущность, классификация, методология. 5
1.1. Понятие и классификация решений. 5
1.2. Методы обоснования управленческого решения 6
Глава 2. Постановка задач массового обслуживания 10
2.1. Общее понятие теории массового обслуживания 10
2.2. Моделирование систем массового обслуживания 14
2.3. Графы состояний СМО 19
2.4. Случайные процессы 19
Глава 3. Модели систем массового обслуживания 23
3.1. Одноканальная СМО с отказами в обслуживании 23
3.2. Многоканальная СМО без очереди 26
3.3. Одноканальная СМО с ограниченной длиной очереди 28
3.4. Одноканальная СМО с неограниченной очередью. 30
3.5. Многоканальная СМО с ограниченной длиной очереди. 32
3.6. Многоканальная СМО с неограниченной очередью. 35
3.7. Практическое применение теории массового обслуживания 37
Заключение 43
Список источников и литературы 44
Заявка, заставшая канал занятым, получает отказ и покидает систему. Обслуживание заявки продолжается в течение случайного времени Tоб, распределенного по показательному закону с параметром µ:
ƒ(t)=µе-µt (t >0) (1.1)
Из этого следует, что «поток обслуживания» — простейший, с интенсивностью µ .Чтобы представить себе этот поток, вообразим один непрерывно занятый канал, который будет выдавать обслуженные заявки потоком с интенсивностью µ.
Требуется найти:
1)абсолютную пропускную способность СМО (А);
2)относительную пропускную способность СМО (q).
Рассмотрим единственный канал обслуживания как физическую систему S, которая может находиться в одном из двух состояний: S0 — свободен, S1 — занят.
ГСП системы показан на рис. 3 (а).
Рис. 3. ГСП для одноканальной СМО с отказами (а); график решения уравнения (1.4) (б)
Из состояния S0 в S1 систем у, очевидно, переводит поток заявок с интенсивностью λ; из S1 в S0 — «поток обслуживания» с интенсивностью µ.
Вероятности состояний: P0 (t) и P1 (t). Очевидно, для любого момента t:
P0 (t) + P1 (t) = 1. (1.2)
Составим дифференциальные
уравнения Колмогорова для
(1.3)
Из двух уравнений (1.3) одно является лишним, так как P0 и P1 связаны соотношением (1.2). Учитывая это, отбросим второе уравнение, а в первое подставим вместо P1 выражение: (1- P0)
или
(1.4)
Поскольку в начальный момент канал свободен, уравнение следует решать при начальных условиях: P0(0) = 1, P1(0) =0.
Линейное дифференциальное уравнение (1.4) с одной неизвестной функцией P0 легко может быть решено не только для простейшего потока заявок (λ= const) , но и для случая, когда интенсивность этого потока со временем меняется.
Для первого случая решение есть:
Зависимость величины P0 от времени имеет вид, изображенный на рис. 3 (б). В начальный момент (при t = 0) канал заведомо свободен (P0(0) = 1). С увеличением t вероятность P0 уменьшается и в пределе (при ) равна . Величина, P1(t) дополняющая P0 (t) до единицы, изменяется так, как показано на том же рисунке.
Нетрудно убедиться, что
для одноканальной СМО с
В пределе, при , когда процесс обслуживания уже установится, предельное значение относительной пропускной способности будет равно:
Зная относительную пропускную
способность q, легко найти абсолютную
А. Они связаны очевидным
В пределе, при , абсолютная пропускная способность тоже установится и будет равна
Зная относительную пропускную способность системы q (вероятность того, что пришедшая в момент t заявка будет обслужена), легко найти вероятность отказа:
или среднюю часть необслуженных заявок среди поданных. При
, а общее число не обслуженных заявок равно
Примерами одноканальных
СМО с отказами в обслуживании
являются: стол заказов в магазине,
диспетчерская
В коммерческой деятельности примерами многоканальных СМО являются офисы коммерческих предприятий с несколькими телефонными каналами. Бесплатная справочная служба по наличию в авто магазинах самых дешевых автомобилей в Нижнем Новгороде имеет 7 телефонных номеров, а дозвониться и получить справку, как известно, очень трудно. Следовательно, авто магазины теряют клиентов, возможность увеличить количество проданных автомобилей и выручку от продаж, товарооборот, прибыль.
Туристические фирмы по продаже путевок имеют два, три, четыре и более каналов. Рассмотрим многоканальную СМО с отказами в обслуживании на рис. 4, на вход которой поступает пуассоновский поток заявок с интенсивностью λ.
Рис. 4. Размеченный граф состояний многоканальной СМО с отказами.
Поток обслуживания в каждом канале имеет интенсивность μ. Интенсивность входных заявок λ. По числу заявок СМО определяются ее состояния Sk, представленные в виде размеченного графа:
S0 – все каналы свободны k=0,
S1 – занят только один канал, k=1,
S2 – заняты только два канала, k=2,
Sk – заняты k каналов,
Sn – заняты все n каналов, k= n.
Состояния многоканальной СМО меняются скачкообразно в случайные моменты времени. Переход из одного состояния, например S0 в S1, происходит под воздействием входного потока заявок с интенсивностью λ, а обратно – под воздействием потока обслуживания заявок с интенсивностью μ. Для перехода системы из состояния Sk в Sk-1 безразлично, какой именно из каналов освободиться, поэтому поток событий, переводящий СМО, имеет интенсивность kμ, следовательно, поток событий, переводящий систему из Sn в Sn-1, имеет интенсивность nμ. Так формулируется классическая задача Эрланга, названная по имени датского инженера-математика – основателя теории массового обслуживания.
Случайный процесс, протекающий в СМО, представляет собой частный случай процесса «рождения -гибели» и описывается системой дифференциальных уравнений Эрланга, которые позволяют получить выражения для предельных вероятностей состояния рассматриваемой системы, называемые формулами Эрланга:
P0 = (1 + ρ +ρ2/2! + ρ3/3! + .... ρn/n!)-1;
Вычислив все вероятности состояний n – канальной СМО с отказами P0 , P1, P2, …,Pk,…, Pn, можно найти характеристики системы обслуживания.
Вероятность отказа в обслуживании определяется вероятностью того, что поступившая заявка на обслуживание найдет все n каналов занятыми, система будет находиться в состоянии Sn:
k = 1…n.
В системах с отказами события отказа и обслуживания составляют полную группу событий, поэтому Ротк + Робс=1
На этом основании относительная пропускная способность определяется по формуле:
Q = Pобс = 1-Ротк=1-Рn
Абсолютную пропускную способность СМО можно определить по формуле:
А=λ*Q
Среднее число заявок, находящихся под обслуживанием, или среднее число занятых обслуживанием каналов находим по формуле:
k = ρ(1- ρn/n! * P0)
В коммерческой деятельности чаще встречаются СМО с ожиданием (очередью). Рассмотрим простую одноканальную СМО с ограниченной очередью, в которой число мест в очереди – фиксированная величина. Следовательно, заявка, поступившая в тот момент, когда все места в очереди заняты, не принимается к обслуживанию, не встает в очередь и покидает систему. Граф этой СМО представлен на рис. 5.
Рис. 5. Одноканальная СМО с ограниченной длиной очереди.
Состояния СМО можно представить следующим образом:
S0 - канал обслуживания свободен;
S1 - канал обслуживания занят, но очереди нет;
S2 - канал обслуживания занят, в очереди стоит одна заявка;
Sk+1 - канал обслуживания занят, в очереди стоят три заявки;
Sm+1 - один канал занят и m-заявок в очереди.
Предельные вероятности возможных состояний системы имеют вид:
P0 = (1- ρ)/(1- ρm+2); P1= ρ*P0; P2= ρ2*P0; … Pk= ρk*P0
Определим основные характеристики одноканальной СМО с ожиданием: относительную и абсолютную пропускную способность, вероятность отказа, а также среднюю длину очереди и среднее время ожидания заявки в очереди.
Заявка получает отказ, если она поступает в момент времени, когда СМО уже находится в состоянии Sm+1 и, следовательно, все места в очереди заняты и один канал обслуживает. Поэтому вероятность отказа определяется вероятностью появления состояния Sm+1:
Pотк = pm+1 = ρm+1 * P0
Относительная пропускная способность, или доля обслуживаемых заявок, поступающих в единицу времени, определяется выражением:
Q = 1- pотк = 1- ρm+1 * p0
Абсолютная пропускная способность равна:
A = Q * λ
Среднее число заявок Lоч стоящих в очереди на обслуживание, определяется математическим ожиданием случайной величины k- числа заявок, стоящих в очереди:
Lоч = M(k) или по формуле:
Можно показать, что среднее время ожидания обслуживания заявки в очереди определяется по формуле:
Точ = (1/ λ)* Lоч
Такой результат, когда оказывается, что Точ ~ 1/ λ, может показаться странным: с увеличением интенсивности потока заявок как будто бы должна возрастать длина очереди и уменьшается среднее время ожидания. Однако следует иметь в виду, что, во-первых, величина Lоч является функцией от λ и μ и, во-вторых, рассматриваемая СМО имеет ограниченную длину очереди не более m заявок.
Заявка, поступившая в СМО в момент времени, когда все каналы заняты, получает отказ, и, следовательно, время ее «ожидания» в СМО равно нулю. Это приводит в общем случае (при р ≠ 1) к уменьшению Точ ростом λ, поскольку доля таких заявок с ростом λ увеличивается.
В качестве одной из характеристик СМО используют среднее время Тсис пребывания заявки в СМО, включающее интенсивность входного потока и среднее число заявок, находящихся в системе (Lсис):
Тсис = (1/ λ)* Lсис
В свою очередь Lсис можно найти по формулам: Lсис = Lоч + Lоб; Lоб = 1- Р0
В коммерческой деятельности в качестве одноканальной СМО с неограниченным ожиданием является, например, коммерческий директор. Он, как правило, вынужден выполнять обслуживание заявок различной природы: документы, переговоры по телефону, встречи и беседы с подчиненными, представителями налоговой инспекции, милиции, товароведами, маркетологами, поставщиками продукции и решать задачи в товарно-финансовой сфере с высокой степенью финансовой ответственности, что связано с обязательным выполнением запросов, которые ожидают иногда нетерпеливо выполнения своих требований. А ошибки неправильного обслуживания, как правило, экономически весьма ощутимы.
В то же время товары, завезенные для продажи (обслуживания), находясь на складе, образуют очередь на обслуживание (продажу). Длину очереди составляет количество товаров, предназначенных для продажи. В этой ситуации продавцы выступают в роли каналов, обслуживающих товары. Если количество товаров, предназначенных для продажи, велико, то в этом случае мы имеем дело с типичным случаем СМО с ожиданием.
Рассмотрим простейшую одноканальную
СМО с ожиданием обслуживания,
на которую поступает
Размеченный граф состояний такой системы приведен на рис. 6
Количество возможных состояний ее бесконечно:
S0 - канал свободен, очереди нет, k =0;
S1- канал занят обслуживанием, очереди нет, k =1;
S2- канал занят, одна заявка в очереди, k =2;
S3 - канал занят k-1, заявка в очереди.
Рис. 6. Граф состояний одноканальной СМО с неограниченной очередью.
Следует заметить, что для СМО с неограниченной длиной очереди в формуле
Р0 = [1+ λ / μ + (λ / μ)2 + (λ / μ)k + …] = [1+ρ + ρ2 + ρ3+… +ρk +…] = 1/ 1-ρ
имеет место геометрическая прогрессия с первым членом 1 и знаменателем ρ. Такая последовательность представляет собой сумму бесконечного числа членов при . Эта сумма сходится, если прогрессия, бесконечно убывающая при ρ< 1, что определяет установившийся режим работы СМО, с при ρ> 1очередь при с течением времени может расти до бесконечности.
Для определения других предельных вероятностей системы будем пользоваться следующими формулами:
P1= ρ*P0; P2= ρ2*P0; … Pk= ρk *P0
Поскольку в рассматриваемой СМО ограничение на длину очереди отсутствует, то любая заявка может быть обслужена, поэтому Pобс =1, следовательно, относительная пропускная способность Q = Pобс =1, соответственно Pотк =0, а абсолютная пропускная способность
A = Q * λ
Среднее число заявок в очереди:
Среднее число заявок в системе:
Cреднее время ожидания обслуживания заявки в очереди определяется по формуле:
Точ = Lоч / λ
А среднее время пребывания заявки в системе:
Информация о работе Решение управленческой задачи методами теории массового обслуживания