Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 22:18, курсовая работа
В классической теории выделяют такие задачи теории массового обслуживания:
Максимальной длины очереди;
Необходимой скорости обслуживания;
Количества приборов обслуживания, которые работают параллельно.
Введение 3
Глава 1. Управленческое решение: сущность, классификация, методология. 5
1.1. Понятие и классификация решений. 5
1.2. Методы обоснования управленческого решения 6
Глава 2. Постановка задач массового обслуживания 10
2.1. Общее понятие теории массового обслуживания 10
2.2. Моделирование систем массового обслуживания 14
2.3. Графы состояний СМО 19
2.4. Случайные процессы 19
Глава 3. Модели систем массового обслуживания 23
3.1. Одноканальная СМО с отказами в обслуживании 23
3.2. Многоканальная СМО без очереди 26
3.3. Одноканальная СМО с ограниченной длиной очереди 28
3.4. Одноканальная СМО с неограниченной очередью. 30
3.5. Многоканальная СМО с ограниченной длиной очереди. 32
3.6. Многоканальная СМО с неограниченной очередью. 35
3.7. Практическое применение теории массового обслуживания 37
Заключение 43
Список источников и литературы 44
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет очного обучения
Кафедра математики и системного анализа
Курсовая работа по теме:
«Решение управленческой задачи методами теории массового обслуживания»
Нижний Новгород
2012 г.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Управленческое решение: сущность, классификация, методология. 5
1.1. Понятие и классификация решений. 5
1.2. Методы обоснования управленческого решения 6
Глава 2. Постановка
задач массового обслуживания 1
2.1. Общее
понятие теории массового
2.2. Моделирование
систем массового обслуживания
2.3. Графы состояний СМО 19
2.4. Случайные процессы 19
Глава 3. Модели систем массового обслуживания 23
3.1. Одноканальная
СМО с отказами в обслуживании
3.2. Многоканальная СМО без очереди 26
3.3. Одноканальная СМО с ограниченной длиной очереди 28
3.4. Одноканальная
СМО с неограниченной очередью.
3.5. Многоканальная СМО с ограниченной длиной очереди. 32
3.6. Многоканальная
СМО с неограниченной очередью.
3.7. Практическое применение теории массового обслуживания 37
Заключение 43
Список источников и литературы 44
За последнее время в самых разных областях практики возникла необходимость в решении различных вероятностных задач, связанных с работой, так называемых систем массового обслуживания (СМО). Примерами таких систем могут служить: телефонные станции, ремонтные мастерские, билетные кассы, магазины самообслуживания и т.п.
Теория массового обслуживания опирается на теорию вероятностей и математическую статистику. На первичное развитие теории массового обслуживания оказали особое влияние работы датского ученого А.К. Эрланга (1878-1929). Теория массового обслуживания – область прикладной математики, занимающаяся анализом процессов в системах производства, обслуживания, управления, в которых однородные события повторяются многократно, например, на предприятиях бытового обслуживания; в системах приема, переработки и передачи информации; автоматических линиях производства и др.
Предметом данного курсового проекта является установление зависимостей между характером потока покупателей, числом каналов обслуживания (размером кассового узла), производительностью отдельного канала (кассы) и эффективным обслуживанием на примере магазина быстрого обслуживания «Магнит» на ул. Белинского с целью нахождения наилучших путей управления этими процессами.
Целью курсовой работы является разработка математических методов отыскания основных характеристик процессов массового обслуживания, протекающих в магазине «Магнит» для оценки качества функционирования системы в целом.
В связи с поставленной целью, в курсовой работе решается следующая задача: установить зависимость результирующих показателей работы магазина (вероятности того, что покупатель будет обслужен; математического ожидания числа обслуженных покупателей и т.д.) от входных показателей (количества касс в магазине, параметров входящего потока заявок (покупателей) и т.д.).
Результирующими показателями
или интересующими нас
В классической теории выделяют такие задачи теории массового обслуживания:
В практической части моей работы я проанализирую факторы, влияющие на длину очереди и на входной поток заявок в магазине. По результатам анализа будет ясно: нужно ли расширять кассовый узел или пока в этом нет необходимости.
Для меня и членов моей семьи
этот вопрос является актуальным, т.к.
мы ежедневно пользуемся услугами данного
филиала сети магазинов «Магнит»,
и, порой, приходится тратить драгоценное
время на простой в очередях. Поэтому
я решила заняться этой проблемой
и найти оптимальное
В общей теории принятия решений существуют различные определения понятия решения и признаки классификации управленческих решений.
Понятие решения носит
двойственный характер и рассматривается
в широком и узком смысле этого
слова. Под решением понимается и
процесс, и результат выбора (одна
из возможных альтернатив выбора).
Процесс подготовки, принятия и реализации
решения развернут во времени
и состоит из следующих основных
этапов: информирования, анализа, оценивания,
прогнозирования, выбора наилучшего решения,
планирования и программирования, реализации
и контроля. В управленческом процессе
решение выполняет важнейшую
связующую функцию между
Решение как результат
выбора представляет собой одну из
возможных конкурирующих
В зависимости от того, в какой руководящей инстанции принимается решение, оно бывает высшего, среднего или низшего уровня.
По решаемым задачам
различают информационные, организационные
и оперативные решения. Информационные
решения имеют целью оценить
получаемую информацию, ответить на вопрос:
«Что правда?» Организационные
Решения по принципам их выработки делятся на алгоритмические и эвристические. Алгоритмические решения – такие, выполнение которых производится по определенным правилам – алгоритмам. Эти решения допускают строгую формализацию. Эвристические решения – такие, которые выполняются неформальным, творческим путем, без каких-либо строгих правил.
По методам обоснования
решения бывают аналитические, статистические,
математического
Наиболее полно классификация
решений по типам и классификационным
признакам представлена в учебном
пособии «Разработка
Средством, инструментом для выработки решений является исследование операций. Под исследованием операций понимают комплекс научных математических методов, применяемых для обоснования наилучших, правильных решений в любой области человеческой деятельности. Под операцией при этом понимается любое целенаправленное действие. Исследование операций широко применяет такие разделы современной математики, как теория вероятностей, теория массового обслуживания, математическое программирование (линейное, нелинейное, динамическое), метод динамики средних, сетевое планирование, теория игр, теория статистических решений.
Методы исследования операций
не представляют собой единого универсального
аппарата, пригодного для выработки
решений на все случаи жизни. Исследование
операций – это набор различных
математических методов, объединенных
общей задачей обоснования
Аналитические методы характерны
тем, что устанавливаются
Статистические методы
основаны на сборе, обработке и анализе
статистических материалов, полученных
как в результате фактически действий,
так и выработанных искусственно
путем статистического
Математическое
Сюда же обычно относят и методы сетевого планирования. Сетевое планирование, предназначено для составления и реализации рационального плана ведения операции, предусматривающего решение задачи в кратчайший срок и с наилучшими результатами.
Теоретико-игровые методы предназначены для обоснования решений в условиях неопределенности (неполноты, неясности) данных обстановки. К теоретико-игровым методам относятся:
Принципиально важной особенностью применения методов исследования операций является то, что выработка и реализация решений, как правило, не мыслятся без применения электронно-вычислительной техники. С другой стороны, и ЭВМ не могут функционировать без исследования операций. Причем ЭВМ не только, как это иногда считают, облегчает проведение расчетов и освобождает от сложных вычислений. Главное в том, что исследование операций и электронно-вычислительные машины придают выработанным решениям новое качество. Они способны производить такие расчеты и в такой срок, которые без них оказываются принципиально невыполненными.
Информация о работе Решение управленческой задачи методами теории массового обслуживания