Особенности обучения математике детей 6-летнего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:01, контрольная работа

Краткое описание

Математическое образование играет исключительную роль во всей образовательной структуре. Математика является не только базой естественных наук и экономики, но и важнейшей компонентой интеллектуального развития. Формирование у учащихся элементарных математических представлений и логических структур мышления, подготавливающих детей к успешному усвоению знаний и способов рассуждений в области математики необходимо начинать с подготовительного класса. Развитие математических способностей учащихся надо сочетать с учетом психологических и индивидуальных особенностей детей шестилетнего возраста. Цель данной работы - выявить особенности преподавания математики для детей шестилетнего возраста в условиях современной школьной программы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Возрастные особенности шестилетних детей.
§ 1. Психологические особенности развития детей шести лет………………...4
§2. Особенности физиологического развития шестилетних детей……………7
Глава 2.Особенности и принципы организации учебного процесса для детей шестилетнего возраста на уроках математики.
§1. Школьная программа для подготовительных классов и общие требования к знаниям, умениям, навыкам по математике к детям шести лет……………….10
§ 2. Особенности учебных пособий по математике для подготовительных классов……………………………………………………………………………..12
§ 3. Приемы организации умственных действий на уроках математики с детьми шестилетнего возраста……………………………………………………………19
§ 4. Обучение решению задач шестилеток………………………………………25
§ 5. Урок математики в подготовительном классе………………………………27
Глава 3. Дидактические игры в процессе обучения детей на уроках
математики.
§ 1. Роль игры ……………………………………………………………………..29
§ 2. Игры на уроках по темам: «Сложение и вычитание», «Величины и их
измерения»…………………………………………………………………………30

Заключение……………………………………………………………………….37

Список использованной литературы……………………………………………39

Файлы: 1 файл

Microsoft Word Document.docx

— 103.42 Кб (Скачать)

4) Какова  масса пустой банки? 

5) На  сколько килограммов вишнёвого  варенья меньше, чем малинового?

4. Выбери  данные, которыми можно дополнить  условие задачи, чтоб ответить  на поставленный в ней вопрос:

На стоянке  стояло 5 красных машин, 6 зелёных. Сколько  машин осталось?

- Утром приехало ещё 2 синих машины, а вечером уехали 4 зелёных.

- Уехало на 3 зелёных машины больше, чем было.

- Уехало сначала 2 красных машины, потом 1 зелёная и приехало 12 чёрных.

5. Придумай  задачу про шары, чтобы к ней  подходила данная схема (см. приложение 1):

6. Что  обозначают выражения, составленные  по условию задачи? Найдите выражения,  не подходящие к этой задаче:

- В первом доме живёт 45 малышей, во втором доме на 14 больше, чем в первом, а в третьем на 12 меньше, чем во втором. Сколько всего малышей живут в домах?

45+1445+1259-1245+14+12

7. Реши  задачу разными способами (см. приложение 1).

- За 3 недели Зина записала в свой словарь 72 слова. Из них 12 слов она записала на первой неделе, на второй в 4 раза больше, чем на первой. Сколько слов она записала на третьей неделе?

На уроке  при решении составных задач  можно использовать все те методические приёмы, которые использовались на этапе решения простых задач:

1) выбор  схемы (см. приложение 2);

2) выбор  вопросов;

3) выбор  выражений;

4) выбор  условия к данному вопросу;

5) выбор  данных;

6) изменение  текста задачи в соответствии  с данным решением;

7) постановка  вопроса, соответствующего данной  схеме;

8) объяснение  выражений, составленных по данному  условию;

9) выбор  решения задачи и др.

Эти подходы  нашли своё отражение в различных  школьных учебниках математики. Необходимо, чтобы учитель в процессе обучения решению составных задач использовал  разнообразные методические приёмы. Итак, решению текстовых задач на уроке отводится большое место, т.к. они имеют огромное значение в развитии младшего школьника. Решая математические задачи, он постепенно готовится к решению жизненных задач. Изучение понятия «задача» и её решение в начальных классах может проходить в различной последовательности, например: введение понятия «задача», решение простых задач, введение понятия «составная задача», решение составных задач. Предшествует этому особая подготовительная работа. 
 

Заключение

В работе обозначены этапы изучения понятия задачи и её решения в начальных классах, раскрыто их содержание. Дана методико-математическая характеристика основных понятий исследования таких как «задача», «условие», «вопрос», «требование», «известное», «данное», «неизвестное» и др., приведены различные подходы к изучению этих понятий в начальной школе. Мы видим значимость решения задач сначала в начальной школе, а потом и на других ступенях образования. Сначала и до конца обучения в школе сюжетная задача неизменно помогает ученику глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей жизни, расширять свои представления о реальной действительности, учиться решать и другие математические и нематематические задачи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Бантова  М.А. Методическое пособие к  учебнику «Математика. 1 класс»: Пособие  для учителя / М.А. Бантова, Г.В., Г.В. Бельтюкова, С.В.Степанова. - 2-е  изд. - М.: Просвещение, 2002. - 63 с. - ISBN 5-09-011234-7

2. Бантова  М.А., Бельтюкова Г.В. Методика  преподавания математики в начальных  классах: Учеб. Пособие для учащихся  школ. отд-ний пед. уч-щ (спец. №  2001)/Под ред. М.А. Бантовой 3-е  изд., испр.-М.: Просвещение, 1984.-335 с., ил.

3. Бантова  М.А. Методическое пособие к  учебнику «Математика 1 класс»: Пособие  для учителя / Бантова М.А., Бельтюкова  Г.В., Степанова С.В. - 2-е изд. - М. : Просвящение, 2002. - 63 с.

4. Белошистая  А.В. Обучение решению задач  в начальной школе. Книга для  учителя. - М.: «ТИД «Русское слово  - РС», 2003. - 188 с.

5. Боровик  С.С. Курсовые и выпускные квалификационные  работы. Методические рекомендации. - М., 2001. - 32 с.

6. Демидова  Т.Е., Тонких А.П. Теория и практика  решения текстовых задач: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр  «Академия», 2002. - 288 с.

7. Истомина  Н.Б. Методика обучения математике  в начальных классах. - М.: ЛИНКА  - ПРЕСС, 1997 - 288с., ил.

8. Истомина  Н.Б. Методика обучения математике  в начальных классах. Москва, 1992 - 251с.

9. Истомина  Н.Б. Методические рекомендации  к учебнику «Математика. 1 класс». - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1995 -79с.

10. Истомина  Н.Б., Нефёдова И.Б. Математика. 2 класс:  Учебник для четырёхлетней начальной  школы. - Смоленск, Издательство «Ассоциация  XXI век», 2001. - 176 с.

11. Зайцев  В.В. Математика для младших  школьников: Метод пособие для  учителей и родителей. - М.: Гуманит.  изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 72 с.: ил.

12. Левитас  Г.Г. Нестандартные задачи в  курсе математики начальных классов  // Начальная школа №5, 2001.

13. Стойлова  Л.П. Математика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.П.Стойлова. - М.: Издательский центр «Академия» 2007. - 432 с.

14. Стойлова  Л.П., Пышкало А.М. Основы начального  курса математики6 Учеб. пособия  для учащихся пед. уч-щ по  спец. № 2001 «преподавание в нач.  классах общеобразоват. шк.» - М.: Просвещение, 1988. - 320 с.: ил.

15. Фридман  Л.Д. Психолого-педагогические основы  обучения математике в школе. - М.: Просвещение, 1983. - 160с., ил.

16. Фридман  Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика: учебное  пособие для учителей и студентов  педагогических ВУЗов, колледжей  - М: школьная пресса, библиотека  журнала «Математика в школе», №15, 2002.

17. Эрднеев  П.М. Теория и методика обучения  математике в начальной школе  - М: Педагогика, 1988. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

Решение задачи во 2 классе

Цели: уметь  дополнять, изменять схему;

уметь составлять задачи по схеме;

уметь по схеме воспроизводить задачу;

развивать основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение);

воспитывать ценностное отношение к процессу решения задачи ;

 
Деятельность  учителя Деятельность  учащихся  
В парах составьте задачу к данной схеме, первый ряд про конфеты, второй - про цветы, третий - про воздушные  шарики:

Г 20

К 5

Ж 3

Проверим.

Кто хочет  начать? Все внимательно слушают. Поднимите руку, кто считает, что  задача правильно составлена и подходит к нашей схеме.

2)Назовите  ответ. Спрашиваю 1, 2, 3 ряд.

Почему  ответы одинаковые?

Как искали ответ?

Задачу  можно решить по-другому. Подумайте  в парах, как это сделать?

Что мы найдём действием 5-3?

Хорошо, тогда какое будет 2ое действие?

У Маши было 20 голубых шариков, красных  на 5 меньше, чем голубых, а жёлтых на 3 больше, чем красных . Сколько  у Маши было жёлтых шариков?

1)20-5=15(ш.)

2)15+3=18(ш.)

Ответ: 18 жёлтых шариков.

18 .

Потому  что одинаковые числа.

Использовали  действие вычитание, сложение. Вычли  из 20 5 и к ответу прибавили 3.

На столько  в 3ем отрезке меньше, чем в1ом.

20-2=18

 
     

Приложение 2

Решение задачи в 3классе

Цели: знать, что обозначают отрезки на схеме;

знать, как обозначать отношения «равно», «больше» (меньше) на несколько единиц»;

иметь представление о различных формах схематических чертежей (схем);

уметь соотносить схему с задачей;

 
Деятельность  учителя Деятельность  учащихся  
Прочитайте  задачу про себя.

Подумайте, какая из данных схем подходит к  этой задаче? Кто считает что 1ая, кто считает, что 2ая?

Докажите, что первая.

1. 16 р.

3 р. (3.2) р. 

Докажите, что вторая.

2. 3 р.

Ин.

Ил. 16 р.

Авг.

Какой вывод можно сделать?

Решите  эту задачу самостоятельно.

За 3 месяца летних каникул Вася ходил на рыбалку 16 раз. В июне он рыбачил 3 раза, а  в июле - в 2 раза больше, чем в июне. Сколько раз ходил Вася на рыбалку  в августе?

Обе схемы  подходят к задаче.

К одной  и той же задаче можно составить  несколько схем.

1) 3 . 2=6 (р.) - рыбачил в июле.

2) 6+3=9 (р.) - рыбачил в июне и июле.

3) 16-9= 7 (р.) - рыбачил в августе.

Ответ: 7 раз.

 
     

Информация о работе Особенности обучения математике детей 6-летнего возраста