Особенности обучения математике детей 6-летнего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:01, контрольная работа

Краткое описание

Математическое образование играет исключительную роль во всей образовательной структуре. Математика является не только базой естественных наук и экономики, но и важнейшей компонентой интеллектуального развития. Формирование у учащихся элементарных математических представлений и логических структур мышления, подготавливающих детей к успешному усвоению знаний и способов рассуждений в области математики необходимо начинать с подготовительного класса. Развитие математических способностей учащихся надо сочетать с учетом психологических и индивидуальных особенностей детей шестилетнего возраста. Цель данной работы - выявить особенности преподавания математики для детей шестилетнего возраста в условиях современной школьной программы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Возрастные особенности шестилетних детей.
§ 1. Психологические особенности развития детей шести лет………………...4
§2. Особенности физиологического развития шестилетних детей……………7
Глава 2.Особенности и принципы организации учебного процесса для детей шестилетнего возраста на уроках математики.
§1. Школьная программа для подготовительных классов и общие требования к знаниям, умениям, навыкам по математике к детям шести лет……………….10
§ 2. Особенности учебных пособий по математике для подготовительных классов……………………………………………………………………………..12
§ 3. Приемы организации умственных действий на уроках математики с детьми шестилетнего возраста……………………………………………………………19
§ 4. Обучение решению задач шестилеток………………………………………25
§ 5. Урок математики в подготовительном классе………………………………27
Глава 3. Дидактические игры в процессе обучения детей на уроках
математики.
§ 1. Роль игры ……………………………………………………………………..29
§ 2. Игры на уроках по темам: «Сложение и вычитание», «Величины и их
измерения»…………………………………………………………………………30

Заключение……………………………………………………………………….37

Список использованной литературы……………………………………………39

Файлы: 1 файл

Microsoft Word Document.docx

— 103.42 Кб (Скачать)

2) Сеть тяну, рыбу ловлю.  
Попало немало: 3 окунька, 3 карася.  
Один ершок – и того в горшок.  
Уху сварю, всех угощу.  
Сколько рыб я сварю?
 

3) 5 лодок было  у причала  
Волна их весело качала 
3 лодки взяли рыбаки,  
Чтоб переплыть простор реки.  
А сколько лодок у причала  
Волна по-прежнему качала?  

4)  Сколько маленьких утят 
Плавать и нырять хотят?  
Три уплыли далеко,  
Два нырнули глубоко.  
Сколько их всего в пруду?  
Сосчитать я не могу!
 

5.Новая  тема.  
Плывем дальше на остров «Математических открытий» № 30, 31 с. 58 посмотрите на рисунок. Из скольких состоит целое? На сколько частей разделили целое? Если я от целого отниму одну и вторую часть, что у меня останется? Какой можно составить пример? Обведите это в тетрадях.  
Как получить целое? Какой можно составить пример? Обведите его. №32. Какая фигура изображена? Докажите. Какой буквой обозначим отрезок?  
Я его разделю на две части. Как получить целое? Как найти часть? Какие высказывания можно составить? Запишем это.  
6. Физкультминутка.  
Море волнуется раз,  
Море волнуется два,  
Море волнуется три  
Морская фигура на месте замри!  
Морской воздух гладит нам щеки, волосы, глаза. Яркое солнышко улыбается и посылает свои жаркие лучи (глаза поднимаем вверх, опускаем вниз). Галдят летящие за кораблем чайки (круговое движение глазами), указывают путь к острову (часто моргаем глазами).  
7. Закрепление.  
Следующий остров - «Остров пиратов».  
На нас хотят напасть пираты, они замаскировались, а мы должны их узнать. № 37 стр. 61.  
Вот перед нами «Остров скалистых берегов». Наша задача обогнуть все рифы и не разбиться о скалы. № 38 стр. 61 самостоятельная работа. Взаимоконтроль.  
Пора возвращаться назад на «Остров фантазеров».  
8. Подведение итогов урока.  
Урок по теме «Величины и их измерения»  
Тема урока: Измерение длин полосок с помощью условных мерок.  
Цели урока: 1. Открыть прием измерения полосок с помощью условных мерок.  
2.    Проводить сравнение длин полосок «на глаз» и с помощью измерения одной и той же меркой. Установит во множестве полосок отношения «длиннее на», «короче на», «одинаковой длины»  
3.    Воспитывать аккуратность, любознательность, интерес к изучению математики.  
Ход урока:  
I. Оргмомент.  
1.    Готовность детей к уроку.  
2.    Сообщение темы и целей урока.  
II. Устный счет.  
1) Игра «Сколько». Вставить в пропущенное окошко число. № 5 стр. 26.  
2) Найди закономерность в расположении чисел. № 5 стр. 24.  
3) Помоги муравью. (составить алгоритм) № 3 стр.25.  
4) Помоги карандашу нарисовать новый домик. №6 стр. 24.  
5) Игра «кто быстрее». Заполнить квадраты задания 7 стр. 24.  
III. Физкультминутка.  
Раз – подняться, потянуться,  
Два – согнуться, разогнуться,  
Три – в ладоши три хлопка,  
Головою три кивка. 
На четыре – руки шире,  
Пять – руками помахать,  
Шесть – за парту сесть опять.  
IV. Решение задач.  
Выполняем задание 3 стр. 24.  
Сливы заменим кружками. Выкладываются на парту 5 кругов и 4 круга. Это сливы на одной и второй тарелке. Затем устно проводят рассуждения. Пусть две сливы переложили с той тарелки, на которой лежало 5, на вторую тарелку. Какой будет ответ задачи? Если со второй тарелки переложить на первую две сливы, то что получится? Сколько решений имеет задача?  
Задание 4 стр. 24. Рыбак Петя поймал 4 рыбки  а рыбак Вова поймал еще 8 рыб. Объясните, как к 8 прибавить 4 (по рисунку).  
V. Изучение нового материала.  
1. Непосредственное сравнение длин отрезков.  
Сегодня мы будем учиться сравнивать и измерять длины отрезков. Как вы думаете, какая полоска самая длинная? (задание 1 стр. 24)  
Но почему-то кажется, что красная полоска длиннее. Как определить какая полоска длиннее?  
2. Опосредствованное сравнение длин отрезков помощью мерки.  
Цель учителя – подвести детей к установлению общего принципа измерения длин отрезков. Для этого предлагается сравнить два отрезка желтый и зеленый, которые нельзя наложить друг на друга.  
Как определили длину синей полоски (задание 2 стр. 24) ? 
3.Необходимость использования при сравнении отрезков одинаковой мерки.  
Аист и сорока прошли одинаковый отрезок. Сколько шагов сделал аист и сколько шагов сделала сорока? Почему ответы получились разные? Что надо сделать, чтобы при измерении отрезков не получались разные ответы?  
VII.         Физкультминутка.  
Солнце глянуло в кроватку…  
Раз, два, три, четыре, пять.  
Все мы делаем зарядку,  
Надо нам присесть и встать.  
Руки вытянуть пошире,  
Раз, два, три, четыре, пять.  
Наклониться – три, четыре,  
И на месте поскакать.  
На носок, потом на пятку,  
Все мы делаем зарядку.  
VII. Закрепление.  
Составьте задачу (задание 1 стр. 26) и решите ее.  
Как построить такой же прямоугольник? (задание 7 стр.26)  
VIII.     Итоги урока.  
Итак, для измерения длин отрезка надо выбрать единичный отрезок и узнать, сколько раз он содержится в измеряемом отрезке. С помощью измерения длины любых отрезков можно выразить числом и сравнить. Поэтому длину называют величиной.  
Что повторили сегодня?  
Что еще нового узнали на уроке?  
Заключение. 
При работе с шестилетками на уроках математики необходимо учитывать, прежде всего, психологические и физиологические особенности их развития. Поэтому уроки должны строиться с постоянной сменой деятельности. Задания необходимо чередовать. Необходимо учитывать особенности мышления шестилеток, их память и внимание. Использование разносторонних игровых приемов на уроке повышает познавательную активность ребенка. С первых минут урока ребенка необходимо заинтересовать, сконцентрировать его внимание.  
От того, насколько  грамотно учитель сможет владеть приемами организации познавательной деятельности детей, зависит в дальнейшем как легко и интересно будет учить математику  этим детям в следующих классах.  
Только используя методику развивающего обучения можно обеспечивать достаточный уровень интеллектуального развития младших школьников, их познавательных способностей и интересов.  
Есть много путей поддержания интереса к знаниям, это:  
- создание проблемной ситуации; 
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности;  
- составление и обсуждение плана урока;  
- создание атмосферы заинтересованности каждого;  
- стимулирование учащихся к высказываниям, используя различные  
способы выполнения их без боязни ошибиться; 
- использование дидактического материала, позволяет ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму;  
-  поощрение стремление ученика находить свой способ решения;      

- оценивать не  только результат, но и процесс  деятельности;  
- но самое главное – любить то, чем ты занимаешься.  
 
Список использованной литературы:
 
1. Бескоровайная,  Л. С. Методика современного открытого урока математики / Л. С. Бескоровайная. – Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского университета,  2003. – 55 с.  
2. Бурменская,  Г. В. Проблемы психического развития детей / Г. В. Бурменская.  – М. : 1990. – 144 с.  
3. Истомина,  Н. Б. Методика обучения математики в начальных классах / Н. Б. Истомина. – М.: 2000. – 77 с.  
4.Катасонова,  А. Т. Математика в подготовительном классе / А. Т. Катасонова.-  Пособие для учителей. – Мн. : 1998. – 55 с.  
5. Коломинский,  Я. М. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я. М. Коломинский.   – М.: 1988. – 145 с.  
6. Люблинская, А. А. Детская психология / А. А. Люблинская. – М.:1971. – 65 с.  
7. Метельский, Н. В. Пути современного обучения математики / Н. В. Метельский. – Мн.: 1989.-49 с.  
8. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры/ Б. П. Никитин.  – М.: 1989.- 67 с. 
9. Попова, Н. М. Шестилетки в школе и дома / Н. М. Попова. – М.: 1988. – 98 с. 10.Программа двенадцатилетней образовательной школы с русским языком обучения. – Мн. -  1998.  
 
 

Конспект  урока математики в 1 классе

    Тема: Сложение

    Математика (1 класс. Н.Б. Истомина)

    Тема. Смысл сложения. Выражение. Равенство

    Цели: 1)Разъяснить смысл действий сложения и познакомить младших школьников с той терминологией, которая употребляется в математике при сложении (выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенство) на основе взаимосвязей сложения натуральных чисел с операцией объединения попарно непересекающихся конечных множеств, легко интерпретируется на действиях с предметами;

    2)развитие  мыслительных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;

    3)способствовать  воспитанию бережного отношения  к дарам природы.

    Оборудование:

    таблички со словами: выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенства; кодоскоп с  заданиями на пленке, таблица «Грибы», счетный материал (белки и грибы (30 шт.), наборное полотно, калькуляторы, корзинки, кондитерские грибы, на ватмане  рисунок Старичка - моховичка, схема  объединения множеств.

    Ход урока.

    I.Оргмомент.

    Прозвенел, друзья, звонок

    Начинается  урок.

    II.Устный  счет.

    Отдохнуть вы все успели?

    А теперь вперед –  за дело.

    Математика  нас ждет,

    Начинаем  устный счет.

    Приглашаю вас, друзья,

    По  грибы сегодня  я.

    Очень хочется узнать,

    Кто их может собирать

    И, конечно, различать.

    А в лесу нас с  вами ждет

    Старичок - моховичок.

    Приготовил  он заданья.

    На  смекалку и на заданья.

    1.По тропинке вместе с нами

    Идут  числа в два  ряда.

    Старичок  желает знать,

    Где здесь натуральный  ряд.

    (на пленке 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9…

    кодоскопа:9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1)

    -Почему этот  ряд № ? Что обозначают точки…?

    -Сравните  эти ряды, что вы заметили?

    (в 1-ом ряду  числа расположены в порядке  возрастания,

    в 2-ом ряду в  порядке убывания)

    2.Коля с мамой в лес ходил,

    Там грибы он находил,

    А когда домой пришел,

    Все грибы сложил на стол.

    Тут сестренка его  Оля,

    Принялась считать их вскоре.

    Помогите, дети, Оле

    Сосчитать грибы у Коли.

    ( счет до 10 в прямом и обратном порядке)

    -Назову  я вам число,

    Всем  известное оно.

    Попрошу вас не зевать

    «Соседей» у числа назвать.

    У 4 ? 7 ? 9 ?

    3.Белочки грибы сушили,

    Ну, а посчитать забыли.

    Кто ответит быстро, детки,

    Хватит  ли грибов всем белкам?

    (на наборном  полотне 6 белок и 7 грибов)(Хватит)

    Как узнали, объясните?(установили соответствие)Свое мнение докажите. (у  доски показывают). Как сделать  поровну?

    Калькуляторы  возьмите,

    Число цифрой покажите.

    Сколько белок? (6)

    А грибов? (7)

    Белок 6, а грибов 7,

    Какой вывод  ясен всем (6<7, а 7>6)

    4.Вот на солнечной полянке

    Повстречались нам грибы.

    Поразмыслите, ребятки,

    Что за группы здесь даны?

    (1 группа –  съедобные и несъедобные

    2 группа –  большие и маленькие

    3 группа –  по 2 грибка и по одному)

    -Каких грибов  больше больших или маленьких?

    -Съедобных  или несъедобных? Назовите их.

    Вижу  можете, ребятки,

    Вы  грибочки различать,

    Ну, а кто же мне  подскажет,

    Как грибочки собирать?

    (срезать аккуратно,  не повреждая грибницу, брать  только хорошо известные грибы,  не сбивать ногой несъедобные  грибы – это вкусная и полезная  еда для лесных жителей)

    5.Вот  рисунок перед  вами,

    А задачу составьте  сами.

    -Как узнали? Почему прибавили?

    6.На  полянке у дубка

    Еж  увидел 2 грибка,

    Походил вокруг осин

    И нашел еще один.

    Ну-ка, кто считать готов,

    Сколько еж нашел грибов?

    III.Сообщение  темы и целей  урока.

    Нам решение  задач не составило затрудненья,

    Если выучим мы с вами действия сложения.

    Познакомимся  с названием компонентов при  сложении

    И научимся записывать математические выражения.

    Вы узнаете, друзья, что такое равенства

    И чем неверные от верных равенств отличаются.

    IV.Новый  материал.

    (Выходят мальчик  и девочка с корзинками).

    Дети  в лес пошли  гулять

    И грибочки собирать.

    Повезло вначале Саше.

    3 грибка нашел он  сразу.

    Даша  тоже не отстала,

    2 грибочка увидала

    И в корзиночку поклала.

    Стали дети их считать:

    1, 2, 3, 4, 5

    Ребятишкам  повезло

    Пять  хорошее число.

    Нам придется выяснять,

    Как же получилось пять?

    (К 3 прибавили  2)

    -Почему прибавили?

    Действия Саши и Даши, без сомнения, можно записать математическим выражением.

    -Откройте  кассы. Сколько грибов собрал  Саша? (3)

    -Сколько нашла  Даша? (2)

    (Учитель на  доске, а дети на наборном  полотне выставляют чиста 3 и  2)

    -Что мы  сделали с их грибами? (Объединили)(учитель  показывает схему)

    -Множество  Сашиных и Дашиных грибов объединили  в одно множество. Сложить - это значит объединить два  множества в одно.

    -Что значит  сложить?

    -В математике  для обозначения этого действия  используют знак сложения «+»  называется плюс.

    Найдите его  в своих кассах, поставьте между  числами 3 и 2. Получилась запись: 3+2 –  это выражение. Такие выражения  называются сумма, а числа, которые  складываются – слагаемые.

    -Как называется  эта запись? выражение? числа?

    -Эти выражение  читают по разному:

    3 плюс 2; к 3 прибавить 2; сумма чисел 3 и  2;

    I слагаемое  3, II слагаемое 2.

    -Кто сможет  прочитать по-разному выражение?

    5+3

    Физминутка.

Информация о работе Особенности обучения математике детей 6-летнего возраста