Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:01, контрольная работа
Математическое образование играет исключительную роль во всей образовательной структуре. Математика является не только базой естественных наук и экономики, но и важнейшей компонентой интеллектуального развития. Формирование у учащихся элементарных математических представлений и логических структур мышления, подготавливающих детей к успешному усвоению знаний и способов рассуждений в области математики необходимо начинать с подготовительного класса. Развитие математических способностей учащихся надо сочетать с учетом психологических и индивидуальных особенностей детей шестилетнего возраста. Цель данной работы - выявить особенности преподавания математики для детей шестилетнего возраста в условиях современной школьной программы.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Возрастные особенности шестилетних детей.
§ 1. Психологические особенности развития детей шести лет………………...4
§2. Особенности физиологического развития шестилетних детей……………7
Глава 2.Особенности и принципы организации учебного процесса для детей шестилетнего возраста на уроках математики.
§1. Школьная программа для подготовительных классов и общие требования к знаниям, умениям, навыкам по математике к детям шести лет……………….10
§ 2. Особенности учебных пособий по математике для подготовительных классов……………………………………………………………………………..12
§ 3. Приемы организации умственных действий на уроках математики с детьми шестилетнего возраста……………………………………………………………19
§ 4. Обучение решению задач шестилеток………………………………………25
§ 5. Урок математики в подготовительном классе………………………………27
Глава 3. Дидактические игры в процессе обучения детей на уроках
математики.
§ 1. Роль игры ……………………………………………………………………..29
§ 2. Игры на уроках по темам: «Сложение и вычитание», «Величины и их
измерения»…………………………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы……………………………………………39
Мы грибочки собирали
И немножечко устали.
А сейчас мы дружно встанем
Отдохнем мы на привале.
Влево, вправо повернись,
Наклонись и поднимись.
Ручки вверх и ручки в бок.
И на месте прыг да скок.
А теперь бежим вприпрыжку:
Молодцы, мои зайчишки.
Замедляем, зайки, шаг
И на месте стой. Вот так
А сейчас мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.
V.Закрепление.
1) Работа по учебнику с. 40 № 80
-Расскажите, что делают Маша и Миша? (Из двух банок объединяют рыбок в одном аквариуме)
VI.Новый материал.
1)– Давайте
найдем результат действий
2)– Выложите слева 4 кружка, справа 2 квадратика.
-Сколько всего фигур? (считают справа налево и наоборот)
3)– Установите
соответствие между
-Результат сложения называется значением суммы.
(учитель показывает схему):
-Как вы
думаете, равны они между
-Для обозначения
равенства в математике
Найдите его в кассах
-Эта запись называется равенство.
-Запишите это равенство в тетради: 3 + 2 = 5
-Дайте название каждому числу.
4) –Запишите выражение и найдите значение:
1-ое слагаемое 4, 2-ое слагаемое 2; сумма чисел 5 и 3. (4 + 2 = 6; 5 + 3 = 8) – Придумайте свои равенства.
5) - Посмотрите на доску (по кодоскопу), что здесь записано? (равенства) 4 + 3 = 7 3 + 4 = 6 3 + 4 =7
-Нет ли здесь ошибок?
-Как это проверить? (По числовому лучу).
-Кто объяснить как? (показывает по лучу).
-Равенства,
у которых сумма чисел и
значение суммы равны,
-Какие бывают равенства? Как это проверить?
VII Закрепление.
1)Работа в тетради. Н.Б. Истоминой № 1
2)Игра «Собери грибы». (на магнитной доске)
Проведем соревнования
И проверим ваши знанья.
На каком ряду у нас
Грибники высокий класс?
VIII. Подведение итогов.
Наш урок к концу подходит,
Старичок итог подводит.
-С каким действием вы познакомились?
-Как называется числа при сложении?
-Как называется эта запись? (6 + 3 = 9)
-Какие бывают равенства?
IX. Оценка и анализ работы.
-(За полные,
правильные ответы дети
-Кто собрал больше всех грибов?
Вот пришел миг расставаться,
Очень хочет на прощанье
Старичок – моховичок
Всем вручить боровичок.
(Все дети
получают кондитерские грибки).
Описание методики работы над конкретными задачами из школьного учебника математики.
Дети
сначала учатся решать простые задачи,
а затем составные, включающие в
себя различные сочетания простых
задач. Процесс обучения решению
простых задач является одновременно
процессом формирования математических
понятий. В связи с этим, в зависимости
от тех понятий, которые рассматриваются
в курсе математики начальных
классов, простые задачи делятся
на три группы: · первая группа включает
простые задачи, при решении которых
дети усваивают конкретный смысл
каждого из арифметических действий
(сложение, вычитание, умножение, деление);
· вторая группа включает простые
задачи, при решении которых учащиеся
усваивают связь между
1)подготовительную работу к решению задач;
2)ознакомление с решением задач;
3)закрепление умения решать задачи.
Составная
задача включает в себя ряд простых
задач, связанных между собой
так, что искомые одних простых
задач служат данными других. Решение
составной задачи сводится к расчленению
ее на ряд простых задач и к
последовательному их решению. Таким
образом, для решения составной
задачи надо установить систему связей
между данными и искомым, в
соответствии с которой выбрать,
а затем выполнить
1.Ознакомление с содержанием задачи.
2.Поиск решения задачи.
3.Составление плана решения.
4.Запись решения и ответа.
5.Проверка решения задачи.
Сначала задачу читает учитель или кто-то из учеников (первое прочтение). Затем учащимся предлагается прочитать задачу про себя, так как не все могут сосредоточиться на ее содержании, когда один из учеников читает вслух (второе прочтение).
-Кто может повторить задачу? (Дети воспроизводят текст по памяти - третье прочтение).
-Выделите
условие и вопрос задачи (четвертое
прочтении). Фактически опять
-Что
нам известно? (пятое прочтение,
ученики воспроизводит условие)
-Что неизвестно? (Воспроизводится вопрос.)
Как видно, действия школьников сводятся к тому, что они пять раз воспроизводят текст: сначала читают вслух, затем про себя, потом по частям (условие и вопрос), выделяют известное и неизвестное.
Результатом этой работы, должно явиться осознание текста, т.е. представление той ситуации, которая нашла в нем отражение. Учитель пытается помочь детям, дополняя фронтальную беседу выполнением краткой записи. Используя такую запись, он организует целенаправленный поиск решения, применяя один из способов разбора задачи: синтетический или аналитический. Используя при решении каждой задачи аналитический или синтетический способ разбора, учитель в конечном итоге добивается, что дети сами задают себе эти вопросы в определенной последовательности и выполняют рассуждения, связанные с решением задачи. По мнению Истоминой Н.Б., Фридмана Л.М., Александровой Э.А., Аргинской И.И. - научить детей выполнять семантический, логический и математический анализ текстовых задач, выявлять взаимосвязи между условием и вопросом, данными и искомыми и представлять эти связи в виде схематических и символических моделей. Процесс решения задач (простых и составных) рассматривается как переход от словесной модели к модели математической или схематической. В основе осуществления этого перехода лежит семантический анализ текста (установление особенности словесной формулировки этих задач, выявление, какими языковыми средствами выражаются в них отдельные элементы, как можно на основе анализа словесной формулировки задачи распознать отдельные значения величин и их виды, а так же соотношения, связывающие значения величин и т.д.) [15, 89] и выделение в нем математических понятий и отношений (математический анализ текста). Естественно, учащиеся должны быть подготовлены к этой деятельности. Отсюда следует, что знакомству младших школьников с текстовой задачей должна предшествовать специальная работа по формированию математических понятий и отношений, которые они будут использовать при решении текстовых задач. Так как процесс решения задач связан с выделением посылок и построением умозаключений, необходимо также сформировать у младших школьников (до знакомства с задачей) те логические приемы мышления (анализ и синтез, сравнение, обобщение), которые обеспечивали бы их мыслительную деятельность в процессе решения задач. Таким образом, готовность школьников к знакомству с текстовой задачей предполагает сформированность:
1) умения
описывать предметные ситуации
и переводить их на язык
схем и математических
2) представлений о смысле действий сложения и вычитания, и взаимосвязи;
3) понятий «увеличить (уменьшить) на», разностного сравнения;
4) навыков чтения;
5) умения переводить текстовые ситуации в предметные и схематические модели и обратно и др.
Именно
второй подход позволяет в большей
степени формировать общее
· навыков чтения;
· представлений о смысле действий сложения и вычитания, их взаимосвязи, понятий «увеличить (уменьшить) на а», разностного сравнения;
· основных мыслительных операций: анализ и синтез, сравнение;
· умения описывать предметные ситуации и переводить их на язык схем и математических символов;
· умения чертить, складывать и вычитать отрезки;
· умения переводить текстовые ситуации в различные модели и обратно.
Например, детям предлагается практические задания [8, 154]:
Положите 5 морковок, затем еще 2. Сколько всего морковок вы положили?
Ответ
на вопрос (подчеркнем, что данное задание
учитель не называет задачей) может
быть получен как путем
-Каким математическим знаком (цифрой) это можно обозначить? (5.) К ним добавили 2 морковки.
-Каким знаком можно это обозначить? На доске и в кассах цифр появляется запись:
Теперь надо разъяснить смысл знака «+». (В математике применяется особый знак для обозначения увеличения числа предметов.) Учитель показывает место этого знака в записи, также место числа 7 и знака «=». Знакомство школьников с числовым равенством требует подробных разъяснений. Здесь не следует полагаться на тот опыт, который дети в том или ином виде приобрели до школы. Ведь для ребенка это фактически совсем новый, неизвестный математический язык. Ему, собственно, так и следует говорить об этом, объясняя смысл каждого нового значка и соотнося его с реальными ситуациями. Для овладения умением переводить предметные действия на язык математических знаков полезно использовать схемы вида:+ = .Которые сопровождают предметные действия или иллюстрации. Например:
В одной вазе 5 цветов, в другой -- 4. Сколько цветов в обеих вазах? Реальная ситуация соотносится со схемой: + =
Информация о работе Особенности обучения математике детей 6-летнего возраста