Моделирование на уроках математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требовании рынка труда.

Оглавление

Введение
1 Теоретические основы развития универсальных учебных действий в начальной школе
1.1 Понятие и виды универсальных учебных действий
1.2 Развитие универсальных учебных действий в вариативных программах на уроках математики
1.3 Развитие познавательных универсальных учебных действий посредством моделирования
2 Описание опытно-экспериментальной работы по использованию моделирования на универсальных учебных действий в процессе учения математики
2.1 Диагностика уровня развития познавательных универсальных учебных действий посредством моделирования
2.2 Содержание и организация формирующей работы по использованию моделирования на познавательные универсальных учебных действий на уроке математики
2.3 Контрольный этап эксперимента. Выводы и рекомендации.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 447.82 Кб (Скачать)

На основе построенной модели целесообразно  включать задания на разнообразные  преобразования задач:

    • Преобразование текстов, не являющихся задачами,  в задаче
    • Изменение вопроса так чтобы действий в решении стало больше(меньше)
    • Изменение условий атак, чтобы действий в решении больше(меньше)
    • Изменение вопроса(условия, данных) так, чтобы задача стала не решаемой;
    • Внесение в задачу таких изменений чтобы в ней появились лишние (недостающие) данные
    • Внесение в задачу таких изменений, чтобы в ней исчезли лишнее(недостающие) данные
    • Изменение текста задачи так, чтобы в решении появилось обратное действие.

Помимо заданий, требующих преобразований текста задач  на основе модели, следует выделять внимание обучению детей:

    • Подбору и самостоятельному составлению обратных задач;
    • Сравнению задач с одинаковой фабулой, но различным математическим содержание.
    • Сравнению задач с разной фабулой и одинаковым содержанием.

Постоянное  использование всех аспектов работы с задачами дает хорошие результаты, способствует формированию умению их решать.

К сожалению, в целях экономии времени мало уделяется внимание решению задач  разными способамию Это может  быть объяснено тнм, что такие  задания в школьных учебниках  встречаются от случая к случаю и  в силу этого не воспринимаются как  важные. Однако практиак показывает, что  постоянная работа в этом направлении  очень важно с точки зрения развития школьников, так и с точки зрения формирования умения решать задачи. Наяряду с этим необходимо отметить, что решение задач разными способами - чрезвычайно увлекательное занятие для учащихся младших классов. Составление моделей к задаче - незаменимый этап в поиске различных способов ее решения.

 

 

 

Модели являются эффективным средством поиска решения задач. Они позволяют сформировать у каждого ученика умение решать задачи не за счёт «натаскивания» на основе решения большого числа задач определённого вида, а за счёт разнообразной творческой деятельности каждого ученика.

    Ребёнок должен научиться:

по ходу чтения текста задачи изображать на схеме величины и обозначать связи между ними;

по схеме составлять математическое выражение или уравнение;

  устно в словесной  форме дать ответ на вопрос, записывая выражение или его  числовое значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3Контрольный  этап эксперимента. Выводы и рекомендации.

 

 

Среди  с существующих методических подходов к формированию умение решать задачи, таких как : 1) формирование умения решать задачи определенного вида; 2) применение семантического и математического анализа, когда задача разбирается от данных к цели и от цели к данным, моделирование является наиболее эффективны методом. Моделирование позволяет выйти на обобщенные способы решения различных видов задач. Формирование действий моделирования, общих методов решения задач предполагает качественно иной подход к формированию умения решать задачи, так как моделирование является и способом познания, позволяющим видеть любой предмет, в том числе и задачу, как объект исследования, определять действия с ним задолго до того, как будет получен конечный результат. А это значит, с начального момента должен быть символ, который позволит ориентироваться в задаче и анализировать её, будет служить средством продвижения в её решении.

       Текст  любой сюжетной задачи можно  представить по-другому (предметно,  графически, с помощью таблиц, формул  и т. д.). Это и есть переход  от словесного моделирования  к другим формам моделирования.

       В своей  работе по формированию у учащихся  умения решать текстовые задачи  я использую прием моделирования  задачи при помощи графов, где  вершинами являются данные задачи, а рёбрами - обозначаются  отношения  между данными и искомым.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются  основные структурные компоненты учебной  деятельности. Их сформированность является одной из составляющих успешности обучения в школе. Модель оценки уровня сформированности учебной деятельности включает оценку всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий, котроля  и оценки. При оценки сформированности учебной деятельности учитывается  возрастная специфика, которая заключается  в постепенном переходе  от совместной деятельности учителя и ученика  к совместно-раздельной(в младшем  школьном и младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной  с элементами самообразования и  самовоспитания деятельности(младшем  подростковом и старшем подростковом возрасте).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перемены, происходящие в современном  обществе, требуют ускоренного совершенствования  образовательного пространства, определения  целей образования, учитывающих  государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи  с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как  “научить учиться”. Важнейшей задачей  современной системы образования  является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а  не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в  рамках отдельных дисциплин.

Развитие личности в системе  образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных  учебных действий (УУД), которые выступают  инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение  учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность  к саморазвитию и самосовершенствованию  путем сознательного и активного  присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая  организацию усвоения, то есть умения учиться.

В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию  путем сознательного и активного  присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом  значении) термин “универсальные учебные  действия” можно определить как  совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков  учебной работы), обеспечивающих его  способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных  действий включают:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и  структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также  построения целостного образовательно-воспитательного  процесса.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте  разных учебных предметов и, в  конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно  усваивать новые знания, умения и  компетентности, включая самостоятельную  организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные  действия – это обобщенные способы  действий, открывающие возможность  широкой ориентации учащихся, –  как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной  деятельности, включая осознание  учащимися ее целей, ценностно-смысловых  и операциональных характеристик. Таким образом, достижение “умения  учиться” предполагает полноценное  освоение всех компонентов учебной  деятельности, которые включают:

  • учебные мотивы,
  • учебную цель,
  • учебную задачу,
  • учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны также  занять так называемые метапредметные учебные действия. Под метапредметными (т. е. “надпредметными” или “метапознавательными”) действиямипонимаются умственные действия учащихся, направленные на анализ и  управление своей познавательной деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Моделирование на уроках математики