Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:54, курсовая работа
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требовании рынка труда.
Введение
1 Теоретические  основы развития универсальных  учебных действий в начальной  школе
1.1 Понятие  и виды универсальных учебных  действий
1.2 Развитие  универсальных учебных действий  в вариативных программах на  уроках математики
1.3 Развитие  познавательных универсальных учебных  действий посредством моделирования
2 Описание  опытно-экспериментальной работы  по использованию моделирования  на универсальных учебных действий  в процессе учения математики
2.1 Диагностика  уровня развития познавательных  универсальных учебных действий  посредством моделирования
2.2 Содержание  и организация формирующей работы  по использованию моделирования  на познавательные универсальных  учебных действий на уроке  математики
2.3 Контрольный  этап эксперимента. Выводы и рекомендации.
Заключение
Список использованной литературы
— постановка и формулирование 
проблемы, самостоятельное создание 
алгоритмов деятельности при решении 
проблем творческого и 
Особую группу общеучебных 
универсальных действий составляют 
знаково-символические 
— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
— формулирование проблемы;
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по
общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация
проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии 
с задачами и условиями коммуникации; 
владение монологической и диалогической 
формами речи в соответствии с 
грамматическими и 
1.2 Развитие 
универсальных учебных 
1.3 Развитие 
познавательных универсальных 
В начальной 
школе предмет “Математика” является 
основой развития у учащихся познавательных 
универсальных учебных 
К общеучебным универсальным 
-самостоятельное 
выделение и формулирование 
-поиск и 
выделение необходимой 
-структурирование знаний;
-осознанное 
и произвольное построение 
-выбор наиболее 
эффективных способов решения 
задач в зависимости от 
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-определение 
основной и второстепенной 
-понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
-постановка 
и формулирование проблемы, самостоятельное 
создание алгоритмов 
Важно отметить 
такое общеучебное 
Особую группу 
общеучебных универсальных 
Моделирование в широком смысле этого слова - это замена действий с реальными предметами действиями с их уменьшенными образцами: моделями, муляжами, макетами, а так же с их графическими заменителями: рисунками, чертежами схемами и т.п. В роли моделей выступают не конкретные предметы, о которых идет речь в задачах, а их обобщенные заменители (круги, квадраты, отрезки, точки и т.п.). Показывая взаимоотношения величин с помощью отрезков с соблюдением масштаба мы используем чертеж. Если же взаимосвязи и взаимоотношения передаются приблизительно без точного соблюдения масштаба, то мы работаем со схематическим чертежом или схемой.
Как отмечает Л.Ш.Левенберг, «…рисунки, схемы и чертежи не только помогают учащимся в сознательном явлении скрытых зависимостей между величинами, но и побуждают активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения задач, помогают не только усваивать знания, но и овладевать умением применять их». [рисунки, схемы и чертежи в начальном курсе математики.-М,1978]
Моделирование – это один из ведущих методов обучения решению задач и важное средство познания действительности.
Модели являются 
эффективным средством поиска решения 
задачи. В процессе решения детям 
приходится переходить от одной формы 
записи к другой и находить среди 
них оптимальную. Однако не всякая запись 
будет являться моделью задачи. Для 
построения задачи и ее дальнейшего 
преобразования необходимо научиться 
выделять в задаче цель, данные величины, 
все отношения между 
Процесс моделирования текстовой задачи повышает мыслительную активность детей, способствует развитию вариативности мышления, а значит, делает решения задач более приятным и интересным.
Чтобы самостоятельно решить задачу, ученик должен усвоить различные виды моделей, научиться выбирать модель, соответствующую предложенной задачи и переходить от одной модель к другой.
Логическими универсальными действиями являются:
-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
-синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
-подведение 
под понятие, выведение 
-установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
-построение 
логической цепочки 
-доказательство;
-выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.
Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
-произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
-осуществлять 
поиск необходимой информации 
для выполнения учебных 
-использовать 
знаково-символические 
-ориентироваться 
на разнообразие способов 
-учиться основам 
смыслового чтения 
-уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
-уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
-уметь осуществлять 
сравнение, сериацию и 
-уметь устанавливать причинно-следственные связи;
-уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-уметь устанавливать аналогии;
-владеть общим приемом решения учебных задач;
-осуществлять 
расширенный поиск информации 
с использованием ресурсов 
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
-уметь осуществлять 
выбор наиболее эффективных 
Конкретизируем содержание познавательных УУД, которые формируются на уроках математики:
-осознание, 
что такое свойства предмета 
– общие, различные, 
-моделирование;
-использование 
знаково-символической записи 
-овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;
-использование индуктивного умозаключения;
-выведение 
следствий из определения 
-умение приводить контрпримеры.
Одно из важнейших познавательных универсальных действий: умение решать проблемы или задачи.
Усвоение общего приёма решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций – умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии. В силу сложного системного характера общего приема решения задач данное универсальное учебное действие может рассматриваться как модельное для системы познавательных действий. Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.
При обучении 
различным предметам 
Существуют различные подходы при анализе процесса (хода) решения задачи: логико-математический (выделяют логические операции, входящие в этот процесс), психологический (анализируют мыслительные операции, на основе которых он протекает) и педагогический (приемы обучения, формирующие у учащихся умение решать задачи). При всем многообразии подходов к обучению решению задач, к этапам решения можно выделить следующие компоненты общего приема.
А) Анализ текста задачи (семантический, логический, математический) является центральным компонентом приема решения задач
Б) Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств. В результате анализа задачи текст выступает как совокупность определенных смысловых единиц. Однако текстовая форма выражения этих величин сообщения часто включает несущественную для решения задач информацию. Чтобы можно было работать только с существенными смысловыми единицами, текст задачи записывается кратко с использованием условной символики. После того как данные задачи специально вычленены в краткую запись, следует перейти к анализу отношений и связей между этими данными. Для этого осуществляется перевод текста на язык графических моделей, понимаемый как представление текста с помощью невербальных средств – моделей различного вида: чертежа, схемы, графика, таблицы, символического рисунка, формулы, уравнений и др. Перевод текста в форму модели позволяет обнаружить в нем свойства и отношения, которые часто с трудом выявляются при чтении текста.
В) Установление отношений между данными и вопросом. На основе анализа условия и вопроса задачи определяется способ ее решения (вычислить, построить, доказать), выстраивается последовательность конкретных действий. При этом устанавливается достаточность, недостаточность или избыточность данных. Выделяются четыре типа отношений между объектами и их величинами: равенство, часть/целое, разность, кратность, – сочетание которых определяет разнообразие способов решения задач. Анализ практики обучения показывает, что особую трудность для учащихся представляют задачи с отношением кратности.
Г) Составление плана решения. На основании выявленных отношений между величинами объектов выстраивается последовательность действий – план решения. Особое значение имеет составление плана решения для сложных, составных задач.
Д) Осуществление плана решения.
Е) Проверка и оценка решения задачи. Проверка проводится с точки зрения адекватности плана решения, способа решения, ведущего к результату (рациональность способа, нет ли более простого). Одним из вариантов проверки правильности решения, особенно в начальной школе, является способ составления и решения задачи, обратной данной.