Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:54, курсовая работа
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требовании рынка труда.
Введение
1 Теоретические  основы развития универсальных  учебных действий в начальной  школе
1.1 Понятие  и виды универсальных учебных  действий
1.2 Развитие  универсальных учебных действий  в вариативных программах на  уроках математики
1.3 Развитие  познавательных универсальных учебных  действий посредством моделирования
2 Описание  опытно-экспериментальной работы  по использованию моделирования  на универсальных учебных действий  в процессе учения математики
2.1 Диагностика  уровня развития познавательных  универсальных учебных действий  посредством моделирования
2.2 Содержание  и организация формирующей работы  по использованию моделирования  на познавательные универсальных  учебных действий на уроке  математики
2.3 Контрольный  этап эксперимента. Выводы и рекомендации.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
1 Теоретические основы развития универсальных учебных действий в начальной школе
1.1 Понятие и виды универсальных учебных действий
1.2 Развитие 
универсальных учебных 
1.3 Развитие 
познавательных универсальных 
2 Описание 
опытно-экспериментальной 
2.1 Диагностика 
уровня развития 
2.2 Содержание 
и организация формирующей 
2.3 Контрольный этап эксперимента. Выводы и рекомендации.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требовании рынка труда.
По сути, происходит 
переход от обучения как преподнесения 
системы знаний к работе (активной 
деятельности) над заданиями (проблемами) 
с целью выработки определенных 
решений; от освоение отдельных учебных 
предметов к 
На протяжении последнего десятилетия в нашей стране успешно развивается стратегия вариативного образования, раскрывающая пути перехода от обучения как дидактической технологии к развивающему образованию как институту социализации личности. В отличие от унифицированного образования, построенного в соответствии принципом школоцентризма и педагогикой знаний, умений и навыков (так называемы ЗУНов), стратегия вариативного образования основывается на детоцентризме и разработке пакета развивающих, коррекционных, компенсаторных психолого-педагогических программ, где центральное место отводится общеучебным умениям.
В последнее время в сферобразовательной политики и методологии развития образования рельефно обозначился переход от парадигмы «Знания, умения, навыки» к культурно-исторической системно-деятельностной парадигме образования. Он находит свое выражение в таких различных направлениях психолого-педагогической науки и практики как развивающее обучение (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), планомерно-поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), педагогика развития (Л.В.Занков), психопедагогика «Живого знания» (В.П.Зинченко), культурно-историческая смысловая педагогика вариативного развивающего образования (А.ГАсмолов, В.В.Рубцов, В.В.Клочко, Е.А.Ямбург), личностно ориентированное образование (В.Д.Шадриков, В.И. Слободчиков), школа диалога культур (В.С.Библер).
За этими 
направлениями выступает школа 
культурно-исторической психологии Л.С.Выготского, 
А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, которую все 
чаще называют школой культурнодеятельностной 
психологии. Долгое время идеи этой 
школы развивались в основном 
русле академической науки и 
имели лишь эпизодическое влияние 
на сферу образовательной 
Объект исследования 
– процесс формирования познавательных 
универсальных учебных 
Предмет исследования – моделирование для развития познавательных универсальных действий.
Цель исследования 
- выявить уровень влияния 
Гипотеза исследования – уровень познавательных универсальных действий повышается при целенаправленном системном использовании моделирования.
Методологическая основа исследования:
- анализ психологической, педагогической, методической литературы;
- изучения опыта работы учителей, наблюдения;
- анализ продуктивной деятельности;
- педагогический 
эксперимент и методы 
Опытно-эксперементальная 
1 Теоретические основы развития универсальных учебных действий в начальной школе
1.1 Понятие и виды универсальных учебных действий
Теоретико-методологической 
основой разработки концепции развитие 
универсальных учебных 
 Созданная 
на основе этого подхода 
В широком 
значении термин «универсальные учебные 
действия» означает умение учиться, 
т.е. способность субъекта к саморазвитию 
и самосовершенствованию путем 
сознательного и активного 
Способность 
учащегося самостоятельно успешно 
усваивать новые знания, формировать 
умения и компетентности, включая 
самостоятельную организацию 
Универсальные учебные действия обеспечивают возможности учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Создают условия дл гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию: обеспечивают успешное усвоение знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Реализация 
деятельностного подхода в 
К видам универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют 4 блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.
Личностные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных тношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
— нравственно_этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
— планирование — определение 
последовательности промежуточных 
целей с учетом конечного результата; 
составление плана и 
— прогнозирование — 
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия включают:
общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение 
необходимой информации; применение 
методов информационного 
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных
жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;