Моделирование на уроках математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требовании рынка труда.

Оглавление

Введение
1 Теоретические основы развития универсальных учебных действий в начальной школе
1.1 Понятие и виды универсальных учебных действий
1.2 Развитие универсальных учебных действий в вариативных программах на уроках математики
1.3 Развитие познавательных универсальных учебных действий посредством моделирования
2 Описание опытно-экспериментальной работы по использованию моделирования на универсальных учебных действий в процессе учения математики
2.1 Диагностика уровня развития познавательных универсальных учебных действий посредством моделирования
2.2 Содержание и организация формирующей работы по использованию моделирования на познавательные универсальных учебных действий на уроке математики
2.3 Контрольный этап эксперимента. Выводы и рекомендации.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 447.82 Кб (Скачать)

Введение

1 Теоретические  основы развития универсальных  учебных действий в начальной  школе

1.1 Понятие  и виды универсальных учебных  действий

1.2 Развитие  универсальных учебных действий  в вариативных программах на  уроках математики

1.3 Развитие  познавательных универсальных учебных  действий посредством моделирования

2 Описание  опытно-экспериментальной работы  по использованию моделирования  на универсальных учебных действий  в процессе учения математики

2.1 Диагностика  уровня развития познавательных  универсальных учебных действий  посредством моделирования

2.2 Содержание  и организация формирующей работы  по использованию моделирования  на познавательные универсальных  учебных действий на уроке  математики

2.3 Контрольный  этап эксперимента. Выводы и рекомендации.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

За последние  десятилетия в обществе произошли  кардинальные изменения в представлении  о целях образования и путях  их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход  к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные  задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требовании рынка труда.

По сути, происходит переход от обучения как преподнесения  системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений; от освоение отдельных учебных  предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных  жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения  знаниями, к активному участию  последних в выборе содержания и  методов обучения. Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного   обучения.

На протяжении последнего десятилетия в нашей  стране успешно развивается стратегия  вариативного образования, раскрывающая пути перехода от обучения как дидактической  технологии  к развивающему образованию  как институту социализации личности. В отличие от унифицированного образования, построенного в соответствии принципом  школоцентризма и педагогикой знаний, умений и навыков (так называемы  ЗУНов), стратегия вариативного образования  основывается на детоцентризме и разработке пакета развивающих, коррекционных, компенсаторных психолого-педагогических программ, где центральное место отводится общеучебным умениям.

В последнее  время в сферобразовательной  политики и методологии развития образования рельефно обозначился  переход от парадигмы «Знания, умения, навыки»  к культурно-исторической системно-деятельностной парадигме  образования. Он находит  свое выражение  в таких различных направлениях психолого-педагогической науки и  практики как развивающее обучение (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), планомерно-поэтапное  формирование умственных действий и  понятий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), педагогика развития (Л.В.Занков), психопедагогика  «Живого знания» (В.П.Зинченко), культурно-историческая смысловая педагогика вариативного развивающего образования (А.ГАсмолов, В.В.Рубцов, В.В.Клочко, Е.А.Ямбург), личностно  ориентированное образование (В.Д.Шадриков, В.И. Слободчиков), школа диалога  культур (В.С.Библер).

За этими  направлениями выступает школа  культурно-исторической психологии Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, которую все  чаще называют школой культурнодеятельностной  психологии. Долгое время идеи этой школы развивались в основном русле академической науки и  имели лишь эпизодическое влияние  на сферу образовательной политики. Предлагаемая концепция развития универсальных  учебных действий направлена на изменение  сложившегося положения.

Объект исследования – процесс формирования познавательных универсальных учебных действий.

Предмет исследования – моделирование для развития познавательных универсальных действий.

Цель исследования - выявить уровень влияния моделирования  на развитие познавательных универсальных  действий.

Гипотеза  исследования – уровень познавательных универсальных действий повышается при целенаправленном системном  использовании моделирования.

Методологическая  основа исследования:

- анализ психологической,  педагогической, методической литературы;

- изучения  опыта работы учителей, наблюдения;

- анализ продуктивной  деятельности;

- педагогический  эксперимент и методы математической  обработки данных;

Опытно-эксперементальная работа по модлированию на развитие позновательных универсальных учебных действий проводилась в МБОУ «Лицей №11 им. Т.И. Александровой г.Йошкар-Ола» и  МБОУ «Средняя общеобразовательная  школа №19 с углубленным изучением  отдельных предметов». В качестве экспериментального  класса  был  выбран 4 «Б» МБОУ «Лицей №11 им. Т.И. Александровой г.Йошкар-Ола», где  классный руководитель Соловьева Марина Алексеевна. В качестве контрольного класса был выбран 4 «Б» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19 с  углубленным изучением отдельных  предметов», где классный руководитель Хорошавина Галина Германовна. Работа состоит  из введения, двух глав и  заключения.

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  основы развития универсальных  учебных действий в начальной  школе

 

1.1 Понятие  и виды универсальных учебных  действий

 

 

Теоретико-методологической основой разработки концепции развитие универсальных учебных действий  для начальной школы в рамках создания Государственных стандартов общего образования может стать  культурно-исторический системно-деятельностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин и др.), раскрывающий основные психологические условия и механизмы  процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру  учебной деятельности учащихся. [Как  проектировать Универсальные учебные  действия,26]

 Созданная  на основе этого подхода концепция  развития универсальных учебных  действий позволяет выделить  главные результаты обучения  и воспитания, выраженные в терминах  универсальных учебных действий  как показатели гармоничного  развития личности, обеспечивающие  широкие возможности учащихся  для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к  познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и развитию.

В широком  значении термин «универсальные учебные  действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем  сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более  узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как  совокупность способов действий учащегося (а так же связанных с ним  навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность учащегося самостоятельно успешно  усваивать новые знания, формировать  умения и компетентности, включая  самостоятельную организацию этого  процесса, т.е. умения учиться, обеспечивается тем, что  универсальные учебные  действия как обобщенные действия открывают  учащимися возможность широкой  ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой  учебной деятельности, включающей осознание  ее целевой направленности, ценностно-смысловых  и  операционных характеристик.  Таким образом, достижение умения учиться  предполагает освоение школьниками  всех компонентов учебной деятельности, включая: познавательные и учебные  мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и  оценка). Умение учиться существенный фактор повышения эффективности  освоения учащимися предметных знаний, формирование умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых  оснований личностного морального выбора. [Как проектировать Универсальные  учебные действия,2

Универсальные учебные действия обеспечивают возможности  учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные  цели, искать и использовать необходимые  средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс  и результаты деятельности. Создают  условия дл гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию: обеспечивают успешное усвоение знаний, формирования умений, навыков и компетентностей  в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется  в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Реализация  деятельностного подхода в образовании  осуществляется в ходе определения  основных результатов обучения и  воспитания в зависимости от сформированности личностных качеств и универсальных  учебных действий; построение содержания учебных предметов и образования  и образования в целом с  ориентацией на сущностные знания в  соответствующих предметных областях; определение функций, содержания и  структуры универсальных учебных  действий для каждого возраста или  ступени образования; выделение  возрастно-специфической формы и  качественных показателей сформированности универсальных учебных действий в отношении познавательного  и личностного развития учащихся, определение круга учебных предметов, в рамках которого оптимально могут  быть сформированы конкретные виды учебных  действий; разработка системы типовых  задач для диагностики сформированности универсальных. учебных действий на каждом этапе образовательного процесса, разработка системы задач и организация  ориентировки учащихся в их решении, обеспечивающем формирован

К видам универсальных  учебных действий, соответствующих  ключевым целям общего образования, выделяют 4 блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных тношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью  учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом  учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое  значение и какой смысл имеет  для меня учение? — и уметь  на него отвечать;

— нравственно_этическая  ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения  того, что уже известно и усвоено  учащимся, и того, что еще неизвестно;

— планирование — определение  последовательности промежуточных  целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временныˆх характеристик;

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения  отклонений и отличий от эталона;

— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив  в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального  действия и его результата;

— оценка — выделение  и осознание учащимся того, что  уже усвоено и что еще нужно  усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

— саморегуляция как способность  к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в  ситуации мотивационного конфликта) и  к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные  действия включают:

общеучебные, логические, а  также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные  действия:

— самостоятельное выделение  и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение  необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; — структурирование знаний;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в  устной и письменной форме;

— выбор наиболее эффективных  способов решения задач в зависимости  от конкретных условий;

— рефлексия способов и  условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— смысловое чтение как  осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных

жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная  ориентация и восприятие текстов  художественного, научного, публицистического  и официально-делового стилей; понимание  и адекватная оценка языка средств  массовой информации;

Информация о работе Моделирование на уроках математики