Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:54, курсовая работа
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требовании рынка труда.
Введение
1 Теоретические основы развития универсальных учебных действий в начальной школе
1.1 Понятие и виды универсальных учебных действий
1.2 Развитие универсальных учебных действий в вариативных программах на уроках математики
1.3 Развитие познавательных универсальных учебных действий посредством моделирования
2 Описание опытно-экспериментальной работы по использованию моделирования на универсальных учебных действий в процессе учения математики
2.1 Диагностика уровня развития познавательных универсальных учебных действий посредством моделирования
2.2 Содержание и организация формирующей работы по использованию моделирования на познавательные универсальных учебных действий на уроке математики
2.3 Контрольный этап эксперимента. Выводы и рекомендации.
Заключение
Список использованной литературы
Общий прием
решения задач должен быть предметом
специального усвоения с последовательной
отработкой каждого из составляющих
его компонентов. Овладение этим
приемом позволит учащимся самостоятельно
анализировать и решать различные
типы задач. Описанный обобщенный прием
решения задач применительно
к математике в своей общей
структуре может быть перенесен
на любой учебный предмет. По отношению
к предметам естественного
В период начального
образования основным показателем
развития знаково-символических
Аналогичные этапы (компоненты) входят в состав учебного моделирования:
-предварительный анализ текста задачи;
-перевод текста
на знаково-символический язык, который
может осуществляться
-построение модели;
-работа с моделью;
-соотнесение
результатов, полученных на
Каждый компонент
деятельности моделирования имеет
свое содержание со своим составом
операций и своими средствами, которые
согласно психологическим исследованиям
должны стать самостоятельным
Предварительный анализ. Одним из приемов анализа, который ведет к пониманию текста, является выделение смысловых опорных пунктов текста, которые способствуют построению структуры текста. В общей деятельности моделирования действие анализа является подготовительным этапом для осуществления действия перевода и построения модели.
Перевод текста на знаково-
Построение модели. Работа с моделью. Вынесение во внешний план элементов задачи и их отношений настолько обнажает связи и зависимости между величинами, что иногда перевод сразу ведет к открытию решения. Однако во многих задачах перевод текста на язык графики является только началом анализа, а для решения требуется дальнейшая работа со схемами. Именно здесь возникает необходимость формирования у учащихся умения работать с моделями, преобразовывать их. При этом необходимо иметь в виду, что уровень графической подготовки при построении модели и работе с ней (согласно психологическим исследованиям) определяется главным образом не степенью владения учеником техникой выполнения графического изображения, а тем, насколько он готов к мысленным преобразованиям образно-знаковых моделей, насколько подвижно его образное мышление.
Работу с моделью можно вести в двух направлениях:
А)достраивание схемы, исходя из логического выведения, расшифровки данных задачи;
Б)видоизменение схемы, ее переконструирование.
Соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстом). Моделирование осуществляется для того, чтобы получить новые данные о реальности или ее описании, поэтому необходимым моментом деятельности моделирования является соотнесение результатов с текстом. Из практики известно, что учащиеся после решения задачи так или иначе проверяют свои ответы для доказательства того, что они удовлетворяют условиям и требованиям задачи. Принципиально важным при проверке ответов решения задачи для деятельности моделирования является не столько выявление правильности (точности), сколько соотнесение данных, полученных на модели, с ее описанием в тексте. Поскольку перевод текста на знаково-символический язык, приводящий к построению модели, является важным этапом решения задач и вместе с тем вызывает наибольшие трудности у учащихся, рассмотрим его более подробно.
Существует два варианта построения моделей:
Материализация
структуры текста задачи с помощью
использования знаково-
Материализация логической схемы анализа текста задачи, начиная с символического представления вопроса и всех данных (известных и неизвестных), необходимых для ответа на него. В такой модели фиксируется последовательность действий по решению задачи. При первом варианте моделирования текста задачи могут быть использованы самые разные знаково-символические средства (отрезки, ионические знаки и др.).
При этом каждое из данных задачи представляется в виде отдельных конкретных символов. При втором варианте моделирования наиболее удобными являются графы (простейшие математические модели). Последовательность операций решения в виде графа вытекает из более общих схем, в которых отражаются основные отношения между данными задачи. Поскольку такого типа модели представляют конечный результат ориентировки в тексте задачи, то для их построения необходимо владение умением осуществлять полный анализ текста, выделять все компоненты (объекты, их величины, отношения между ними и др.). При создании различного типа моделей очень важно определить, какая информация должна быть включена в модель, какие средства (символы, знаки) будут употребляться для каждой выделенной составляющей текста, какие из них должны иметь одинаковую символику, а какие – различную. В процессе построения модели и работы с ней проводится анализ текста и его перевод на математический язык: выделяются известные и неизвестные объекты, величины, отношения
Важнейшей задачей
современной системы
В настоящее время, в век компьютеров и новых технологий, для достижения результатов, важно, в первую очередь, инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?” и "Как мне этому научиться”.
2 Описание
опытно-экспериментальной
2.1 Диагностика
уровня развития
2.2 Содержание
и организация формирующей
Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития ребенка.
Работа над задачей включает в себя 3 этапа:
Очень важно научить ребенка приемам работы над задачей: анализировать задачу, устанавливать соответствующие связи, делать краткую запись задачи, в том числе в виде рисунка или схематического чертежа, составлять план решения задачи, решать задачу.
Работа велась по памятке:
При работе с составной задачей рассуждали, используя слова-помощники: «зная… и…, можно узнать…» или «чтобы узнать…, надо знать… и…».
Задачи на увеличение числа в несколько раз (Прямая форма).
Подготовительный этап:
№1. Положи в первый ряд 3 кружка, а во второй ряд – 2 раза по 3 кружка.
Говорят, что во втором ряду кружков в 2 раза больше, чем в первом ряду, а в первом ряду кружков в 2 раза меньше, чем во втором ряду
№2. Положи в первый ряд 2 квадрата, а во второй ряд – 3 раза по 2 квадрата.
Что можно сказать о количестве квадратов во втором ряду?
Их в три раза больше, чем в первом ряду, так как взяли 3 раза по столько квадратов, сколько их в первом ряду.
Что можно сказать о количестве квадратов в первом ряду?
Их в 3 раза меньше, чем во втором ряду, так как взяли 1 раз по 2 квадрата.
№3.Положи в первый ряд 4 треугольника, а во второй ряд – в 3 раза больше.
Что значит «в 3 раза больше»?
По 4 треугольника взять 3 раза
Что можно сказать о количестве треугольников в первом ряду?
Их в 3 раза меньше, чем во втором ряду.
№4. Положи в первый ряд 5 кружков, а во второй ряд – в 2 раза больше.
Что значит «в 2 раза больше»?
По 5 кружков взять 2 раза
Сколько кружков во втором ряду?(10)
Как это узнать?(5*2=10)
Ознакомление с задачей:
-Прочитай задачу
У Маши было 2 фломастера, а карандашей – в 6 раз больше, чем фломастеров. Сколько карандашей было у Маши.
В первом ряду
нарисуй столько
Что говориться о карандашах?
Их в 6 раз больше, чем фломастеров.
Что значит «в 6 раз больше»?
По 2 взять 6 раз.
Во втором ряду нарисуй по 2 прямоугольника 6 раз.
Это – условие задачи.
-Прочитай вопрос задачи
Обведи замкнутой линией те прямоугольники, которые обозначают количество карандашей.
-Рассуждай так: «Карандашей было по 2 штуки 6 раз; значит, надо 2 умножить на 6, получиться 12».
-Запиши решение задачи:
2*6=12(к.)
-Скажи ответ:
12 карандашей было у Маши.
Закрепление материала
№1.Составим задачу по краткой записи и решим её.
Дыня – 4 кг
Арбуз - ?, в 3 раза больше Дыни
Масса дыни 4 кг, а масса арбуза – в 3 раза больше дыни. Чему равна масса арбуза?
Решение:
4*3=12 (кг)
Ответ: 12 кг – масса арбуза.
№2Составим две задачи по их краткой записи и решим их. Сравним эти задачи.
а)Вишневое варенье – 3 кг
клубничное варенье - ?, в 4 раза больше.
б)Вишневое варенье – 3 кг
клубничное варенье - ?, на 4 раза больше.
а)Бабушка
сварила 3 кг вишневого варенья, а
клубничного – в 4 раза больше. Сколько
килограммов клубничного
Решение:
3*4=12 (кг)
Ответ: 12 кг клубничного варенья сварила бабушка.
б) Бабушка сварила 3 кг вишневого варенья, а клубничного – на 4 раза больше. Сколько килограммов клубничного варенья сварила бабушка?
Решение:
3+4=7 (кг)
Ответ: 7 кг клубничного варенья сварила бабушка.
В обеих задачах говорится о бабушке, которая варила варенье, одинаковый вопрос задачи, одинаковые числа.
Задачи различаются условием: «в 4 раза больше» и «на 4 раза больше», действием, которым их надо решать: «умножение» и «сложение», ответом.
№3. Даша купила 18 м синей ленты, а красной ленты – в 7 раз больше. Сколько метров красной ленты купила Даша?
Задачи на уменьшение числа в несколько раз.
Подготовительный этап
№1.Закончи фразы
«Если 12 больше 6 в 2 раза, то 6…»
Меньше 12 в 2 раза
«Если 5 меньше 15 в три раза, то…»
15 больше 5 в 3 раза
«Если первое число больше второго в несколько раз, то второе число…»
Меньше первого во столько же раз
«Если первых предметов больше, чем вторых, в несколько раз, то вторых предметов…»
Меньше, чем первых, во столько же раз.
№2. Положи в первый ряд 8 квадратов, а во второй ряд – 4 раза меньше, чем в первый.
Рассуждаем так: «Если во втором ряду в 4 раза меньше квадратов, чем в первом, значит в первом ряду в 4 раза больше квадратов, чем во втором, то есть 4 раза по столько, сколько их во втором, - 4 одинаковые части. Следовательно, во втором ряду – 1 такая часть. Надо разделить на 4 равные части и взять столько, сколько их в 1 части, то есть 2 квадрата».