Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 20:26, дипломная работа
Целью работы является исследование эффективности методик формирования понятий равенства, неравенства, уравнения в начальной школе в традиционной и развивающей системах обучения.
Реализация поставленной цели требует решения совокупности задач:
- выяснить, используя эмпирические методы анализа литературы, суть формируемых понятий;
- проанализировать методики формирования знаний и умений младших школьников по теме «равенства, неравенства, уравнения» в традиционной и развивающей системах обучения;
Введение………………………………………………………………..…………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы понятий равенство, неравенство, уравнение…………………………………………………………………….…6
1.1. Сущность понятий равенство, неравенство, уравнение……………………………………………………………….………..6
1.2. Сравнительный анализ методики ознакомления с равенствами, неравенствами, уравнениями в традиционной школе и системе развивающего обучения……………………………………………………….12
1.2.1. Непосредственное сравнивание предметов……………………………….13
1.2.2. Моделирование отношений равенства и неравенства……………………16
1.2.3. Подбор величин по формулам равенства и неравенства…………………22
1.2.4. Переход от неравенства к равенству и наоборот………………………….27
1.2.5. Как из части составить целое………………………….…………..…….….33
1.2.6. Что такое уравнение?........................................................................................37
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по выявлению уровня усвоения младшими школьниками понятий равенства, неравенства, уравнения в традиционной и развивающей системах обучения……………………..……………………………………………..…44
2.1. Диагностика уровня усвоения детьми равенств, неравенств, уравнений……………………………………………………………………..44
2.2. Система развивающих упражнений по теме «Равенства, неравенства, уравнения»……………………………………………………………..……..53
Выводы по главе 2
Заключение ……………………………………………………………………61
Литература…………………………………
На «5» работу написали 6 человек, на «4» - 10 человек, на «3» - 8.
Работа, написанная на «5», показывает, что ученик обладает необходимым багажом знаний, логическим мышлением и умением схематично определять математические ситуации. Такой уровень знаний – высокий.
При недостатке одного из перечисленных выше компонентов, уровень знаний достаточный, то есть – средний. К нему относятся работы, написанные на «4».
Если ученик допустил более двух ошибок, его работа оценивается на «3». Это показывает на недостаточное усвоение материала и низкий уровень знаний ученика.
Все выше сказанное позволяет сделать вывод о следующем уровне усвоения знаний в экспериментальном классе:
Высокий уровень – 25%
Средний уровень – 41,7%
Низкий уровень – 33,3%
Уровень сформированности знаний по теме «Равенства, неравенства, уравнения» в экспериментальном классе до эксперимента
В контрольном 2б классе работу также писали все ученики – 21 человек.
Результаты работ учащихся контрольного класса до эксперимента
№, имя ученика |
оценка |
|
4 |
|
3 |
|
3 |
|
3 |
|
5 |
|
5 |
|
4 |
|
3 |
|
3 |
|
3 |
|
5 |
|
4 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
3 |
|
3 |
|
3 |
|
5 |
|
4 |
|
4 |
На «5» написали – 5 человек, на «4» - 6, на «3» - 10. Таким образом, уровни успеваемости распределились так:
Высокий уровень – 23,8%
Средний уровень – 28,6%
Низкий уровень – 47,6%
Уровень сформированности знаний по теме «Равенства, неравенства, уравнения» в контрольном классе до эксперимента
При анализе работ, выполненных учащимися, стало очевидно, что большинство ошибок было допущено из-за непонимания основания выбора знаков «>», «<»; некоторые ученики не могут абстрагироваться от чисел и схематично нарисовать математическую ситуацию; в уравнениях многие учащиеся неверно определили неизвестный компонент действия.
Уровень усвоения темы «Равенства, неравенства, уравнения» в экспериментальном классе изначально выше, чем в контрольном. Большинство учеников экспериментального класса имеют средний уровень успеваемости (41,7%), а в контрольном – низкий (47,6%).
В экспериментальном классе была проведена коррекционная работа по устранению причин возникновения выше названных ошибок(см. 2.2.), после чего для проверки эффективности проведенных упражнений, детям была дана повторная самостоятельная работа (приложение 2).
Самостоятельную работу в обоих классах писали все ученики. Повторная проверка уровня успеваемости показала:
В экспериментальном классе на «5» написали 11 человек, на «4» - 11 человек, на «3» - 2 человека.
Результаты работ учащихся экспериментального класса после эксперимента
№, имя ученика |
оценка |
|
5 |
|
4 |
|
4 |
|
4 |
|
5 |
|
4 |
|
5 |
|
4 |
|
3 |
|
5 |
|
4 |
|
4 |
|
4 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
4 |
|
4 |
|
3 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
4 |
|
5 |
Критерии определения уровней успеваемости учеников остались прежними.
В экспериментальном 2а классе уровни распределились следующим образом:
Высокий уровень – 45,8%
Средний уровень – 45,8%
Низкий уровень – 8,3%
Уровень сформированности знаний по теме «Равенства, неравенства, уравнения» в экспериментальном классе после эксперимента
В контрольном классе 6 человек написали на «5», 7 человек – на «4», и на «3» - 8 человек
Результаты работ учащихся контрольного класса после эксперимента
№, имя ученика |
оценка |
|
3 |
|
3 |
|
4 |
|
3 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
3 |
|
3 |
|
3 |
|
5 |
|
4 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
4 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
4 |
|
4 |
Таким образом, уровни усвоения материала можно распределить так:
Высокий уровень – 28,6%
Средний уровень – 33,3%
Низкий уровень – 38,1%
Уровень сформированности знаний по теме «Равенства, неравенства, уравнения» в контрольном классе после эксперимента
Анализ работ учащихся показал, что в экспериментальном классе значительно меньшее количество учащихся написали слабые работы, уровень усвоения материала поднялся, теперь низкий уровень составляет только 8,3% всего класса. Тем временем в контрольном классе никаких принципиальных изменений не произошло. Сократилось количество ошибок, допущенных в первой работе из-за невнимательности. Таким образом, низкий уровень составил 38,1% всего класса, что гораздо больше, чем в классе, в котором была проведена коррекционно-развивающая работа.
Исследование показало, что при использовании упражнений из развивающей системы обучения достигается более высокий и устойчивый уровень знаний. В ходе эксперимента наблюдались существенные изменения по овладению учащимися умениями и навыками по теме «Равенства, неравенства, уравнения».