Жизненный цикл товара и маркетинговая активность

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить само понятие жизненного цикла товара, проанализировать все его стадии и деятельность предприятия на каждой из них. Товар определяет результаты деятельности любого промышленного и коммерческого предприятия на развитом рынке, в силу чего вся совокупность мер, связанных с товаром - его созданием, производством, реализацией на рынке, сервисом, рекламой - занимает центральное место в маркетинговой политике и деятельности. Эта совокупность и является концепцией жизненного цикла товара. Так как в настоящее время в России развивается рыночная экономика и работает огромное количество самостоятельных предприятий, выпускающих свой товар, концепция жизненного цикла товара является очень актуальной для нашей страны.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 594.50 Кб (Скачать)

Стадия спада характеризуется очень резким снижением продаж и прибыли. Продолжение рекламной кампании нецелесообразно. На российском рынке многие стадии жизненного цикла товара слабо выражены, но знать их и пользоваться ими в рекламной практике необходимо. Это помогает правильно определить основные цели рекламных мероприятий, уровень затрат на рекламу, и в конечном счете, экономическую эффективность рекламных мероприятий. Так например, на стадии внедрения товара, когда основной целью становится ознакомление потребителей с новым товаром, затраты на рекламу могут превышать прибыль. Если при этом цель все-таки достигнута, то при некоторых дополнительных условиях, рекламу можно считать эффективной. С развитием рыночных отношений, увеличением выпуска товара в стадиях жизненного цикла в рекламе товара будет играть более значительную роль [14].

 

2.2 Влияние рекламы  на кривую жизненного цикла  товара

 

Так как реклама увеличивает объем сбыта, то она влияет и на жизненный цикл товара и его кривую. Используя рекламу и другие средства стимулирования, производители не только увеличивают объем продаж, но и продляют жизненный цикл своего товара. Влияние рекламы на жизненный цикл товара можно графически изобразить, нарисовав кривую жизненного цикла товара без рекламной поддержки и товара, который широко рекламируется (рис 2.1).

жизненный цикл товар маркетинговый

 

Рис. 2.1 Влияние рекламы на ЖЦТ

 

Заштрихованной площадью на этом рисунке является дополнительный объем товаров, который продается при проведении рекламной кампании.

Деформацию кривой жизненного цикла товара можно рассмотреть, изучая изменение длинны каждой стадии и объема проданного товара на ней:

Внедрение. На новой кривой сильно сокращается фаза внедрения товара на рынок. Большое количество потенциальных покупателей быстро узнают о новом товаре из его рекламы и часто совершают первую (часто пробную) покупку. В случае, если товар понравился покупателю, то он будет совершать и повторные покупки. При интенсивной рекламе товара эта фаза его жизненного цикла может сократиться с нескольких лет до считанных месяцев или недель. Эффект на кривой - смещение влево.

Рост. Эта фаза тоже сокращается во времени, однако не так сильно, как фаза выведения. За счет усиленной рекламы подавляющее большинство людей узнают о новом товаре и быстрее соглашаются на свою первую покупку. Фаза протекает с большей интенсивностью. С помощью о новом товаре узнают даже те, кто без рекламы мог вообще не узнать о товаре, поэтому фаза роста заканчивается на большем объеме проданных товаров. Эффект на кривой - смешается влево вверх.

Зрелость. Этот этап не только намного раньше начинается, но и за счет усиленной агитации задерживается на некоторое время. Кроме того, объем продаж на этом этапе также сильно превосходит объем продаж товара без рекламной поддержки. Реклама уговаривает многих покупателей еще раз купить предлагаемый товар. Эффект на кривой - смещение вверх и удлинение вправо.

Насыщение. Рекламе путем увещевания клиентов удается несколько отодвинуть этот этап. Насыщение наступает позже и фирме удается больше продать товаров и их запасы на складах. Эффект на кривой - удлинение кривой вправо.

Спад. На этом этапе фирмы обычно не дают рекламы своего товара и снимают товар с рынка. Сбыт падает намного стремительней, чем падал бы сбыт товара, который вообще не рекламировался. Видя постоянное падение спроса фирма перестает создавать миф о хорошем и полезном товаре и потребители быстрее начинают покупать другой товар (часто - модификацию первого). Сбыт падает очень быстро и только распродает остатки. Эффект на кривой - более пологий наклон на стадии спада.

 

 

3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА

Разработка нового товара.

Рожденный в воображении Фила Бэчлера «Бэби Джоггер» перевернул весь рынок складных детских колясок. «Бэби Джоггер» - это легкая прочная и гибкая детская коляска, которая дает возможность семье вместе проводить время и свободно передвигаться. Бечлер сконструировал первый опытный образец для того, что бы иметь возможность проводить время со своим новорожденным ребенком во время подготовки к марафону.

Впоследствии Бэчлер и его жена Мэри открыли компанию «Рэйсинг Строллерс», для того чтобы удовлетворить постоянно увеличивающийся спрос на их продукцию. За семь лет работы «Рэйсинг Строллерс» стала высокорентабельной процветающей компанией, обслуживающей как внутренний, так и внешний рынок. Большая часть колясок все еще продается в Соединенных Штатах, продолжает расти спрос за рубежом. По всем показателям «Рэйсинг Строллерс» небольшая компания с объемом продаж около 10 млн долл. в год. Но как бы то ни было, её успех показывает, как идея о новом продукте может выйти на мировой рынок.

От идеи к товару.

Существовало несколько препятствий на пути от первого опытного образца к законченному, готовому к серийному производству продукту. Создание конкурентно способного товара на раннем этапе столкнулось с проблемами поставок и конструирования. Например, каркас на опытном образце был выполнен из алюминиевых трубок, позаимствованных на близлежащем алюминиевом заводе. Сначала Бэчлер использовал как алюминиевые, так и стальные трубки. Для соединения стальных частей использовал сварку, но они были слишком тяжелым. Алюминиевые же трубки были легче, но их трудно было соединять, чтобы придать жесткость каркасу, а при гофрировании (для облегчения соединения) терялась прочность алюминия.

Решение проблемы было найдено во время случайной поездки Бэчлера с друзьями в лодочный магазин. Пластиковые детали для соединения частей лодочных ограждений обеспечивали крепкую, и в тоже время гибкую сцепку. Этот принцип отлично подходил для соединения алюминиевых трубок. Такое открытие сделало возможным изготовление легкой и прочной коляски. Бэчлер приступил к конструированию своих собственных узлов соединения, используя пластиковые матрицы. Впоследствии эти матрицы вошли в первый патент «Бэби Джоггера».

Фабричный «Бэби Джоггер», схожий по конструкции на свой первый опытный образец, был собран из алюминиевой рамы, 20-дюймовых велосипедных колес и сиденья, обтянутого нейлоновой тканью. Хотя детали покупались у поставщиков, основной процесс сборки, включая изгиб трубок, производился на непрерывной сборочной линии. Специально сконструированные пластиковые соединения облегчали этот процесс. У «Бэби Джоггера» имелся ремень для поддержания ребенка в безопасном положении. Его прочная конструкция позволяла передвигаться по снегу, песку, траве, гравию, чего не могли обычные коляски.

Внедрение.

Бэчлер обратил внимание на ранее не замечаемые потребности родителей, занимающихся спортом. Его изобретение дало им возможность одновременно заниматься спортом и проводить время с детьми.

Первые несколько лет он и его жена продолжали заниматься своей обычной работой, собирая коляски в своем гараже в свободное время.

Частично из-за недостатка опыта в бизнесе – в первые годы своей деятельности Бечлер не получал прибыли. Он устанавливал цену на коляски, исходя только лишь из стоимости материалов. По мере роста компании Бечлер нанял консультанта для помощи в организации работы.

Как и любые стремления начинающих предпринимателей, молодая компания Бечлера имела ограниченный доступ к финансовым средствам. 8 тыс. долл. сбережений Бечлера быстро закончились, а вкладывать средства в неизвестный продукт никто не хотел. Без средств на материалы и оборудование Бечлеров могли делать каждую новую коляску только после получения платежа за предыдущую поставку.

Рост.

В первые годы продажи росли медленно, но стабильно. В 1984 году Бечлер получил патент на свое изобретение и открыл компанию.

В результате компания получила доступ к текущим кредитам, а затем в 1988 году заем на 241 тыс. долл. От ассоциации малого бизнеса. Эти средства позволили Бечлерам расширить свое производство и перевести его из небольшого гаража в цех со всем необходимым оборудованием. Таким образом, Бэчлеры создали хорошую базу и были готовы для расширения компании.

Фил Бечлер был на вопросах дизайна, а Мари достались проблемы управления компанией. Она утверждала, что кредо компании заключается в одной фразе - «каждый должен хорошо знать свое дело», и это относится ко всем работникам фабрики, её дистрибьюторам, а так же этот принцип распространяется на взаимоотношения с клиентами. Обеспечивая пожизненную гарантию на все производимые товары, компания вызывает доверие у покупателей. Более того, она собирается ввести еще одну услугу, при которой ранее купленная коляска может быть по желанию заменена на более новую модель после её выпуска.

Во многих отношения «Рэйсинг Строллерс» вывела отрасль производства колясок из застоя, выявив ранее не замеченные потребности рынка и предложив продукт высокого качества. В течение многих лет рынок был заполнен громоздкими неустойчивыми колясками, которые были пригодны лишь для прогулок по парку или улице. Развитие нового продукта в отрасли было минимальным. Оно заключалось лишь в добавлении банальных аксессуаров к существовавшим моделям.

Обычная детская коляска стоит 100-200 долл., ее вес на 2/3 «Бэби Джоггера», а колеса диаметром 4-5 дюймов не позволяют развивать большую скорость и плавно катиться. Такая коляска может использоваться для передвижения в ограниченном пространстве. Другой способ ношения детей – это детский рюкзак, но, как правило, он неудобен и его сложно использовать во время занятий спортом.

Исключительное качество и многосторонность использования выделяют «Бэби Джоггера» из общей массы на рынке колясок. Это многоцелевая коляска во много превосходила традиционную. Хотя в основном ее использовали во время занятий бегом или катаний на роликовых коньках, тот факт, что она стала частью повседневной жизни для многих родителей, делает ее еще более ценной. При первоначальной цене в 200 долл. данная коляска нашла своего потребителя.

Продвижение продукта «Рэйсинг Сроллерс» в первую очередь зависит от того, что о нем говорят. В процессе использования данный товар оказывает определенное воздействие на целевую аудиторию. Яркие цвета и необычный дизайн коляски привлекают внимание. Компания не может позволить себе широкомасштабную рекламную кампанию, но регулярно помещает скромную рекламу в таких журналах, как «Раннерс Уолд» и «Померанте». Тем не менее, основная часть продаж приходится на людей, услышавших об этой коляске от друзей или увидевших ее на улице. В конце концов, оригинальность коляски сделала ее достойной внимания, и Бэчлеры извлекли из публикаций в журналах определенную выгоду.

Насыщение.

Первоначально для распространения «Бэби Джоггера» компания использовала заказы по почте. С расширением производства начинается представление товара через спортивные магазины и детские шоу. Участие в таких мероприятиях во многом было выгодно. Особенно в представлении товара крупным сетям розничной торговли для поддержания контроля качества «Бэби Джогтара» компания распространяла продукт через тщательно отобранных дистрибьюторов – 3000 торговых точек в США, Европе, Японии и Австрии.

Эффективность продаж «Бэби Джоггера» наглядно демонстрирует успех нового продукта. В 1987 г. объем продаж составил 500 тыс. долл. В 1989 г. они почти удвоились, еще не достигнув 1 млн., и к 1992 г. составили 5 млн. долл. В этом же году завод Якимае, штат Вашингтон, нанял 35 служащих для производства и распространения различных модификаций «Бэби Джоггера». На первую модель «Бэби Джоггера» приходится 60% продаж, но с увеличением числа модификаций продажи возросли.

Первая модель «Бэби Джоггера» явилась платформой для создания различных производных моделей, каждая из которых заняла нишу на рынке. Бэчлеры внимательно прислушивались к потребителям и использовали обратную связь для расширения числа новых моделей. Например, многие родители писали в компанию, восхваляя роль «Бэби Джоггера» в процессе воспитания первого ребенка, но в то же время появление второго ребенка затрудняло семейные прогулки. В ответ на это Фил Бэчлер сконструировал модель «Твиннерс», двухместную модель «Бэби Джоггера».

В ответ на запросы потребителей появились новые модели, такие как «Зиппер», «Супер Джоггер», «Спешиал Нидс». Наиболее доступной моделью стала «Зиппер», которая была сконструирована по многочисленным просьбам городских жителей, нуждающихся в коляске меньших размеров, подходящих для использования в условиях города.

Модель «Супер Джоггер» была сконструирована для людей, нуждающихся в более прочной коляске, которую можно использовать на снежных и горных дорогах и в которой можно перевозить более крупных детей. Модель «Спешиал нидс» была разработана для детей-инвалидов. Она не должна была полностью заменить обычное кресло-каталку, а лишь дать возможность таким детям увидеть ранее недоступные для них места.

Во время создания «Бэби Джоггера» Фил Бэчлер, возможно, и не осознавал, что принесет его творенье людям. На деле «Бэби Джоггер» помогает супружеской паре. С «Бэби Джоггер» родители не чувствуют больше вины за ежедневные пробежки вместо занятий с ребенком. Кроме того, родители не жертвуют своей полноценной активностью, не чувствуют возмущения по отношению к ребенку. «Бэби Джоггера» дает им возможность сохранить свободу и непосредственность. Во многих ситуациях не обязательно нанимать няню. Универсальный «Бэби Джоггера» довезет ребенка, если родители собрались идти по магазинам, на пляж или на прогулку по лесу. Это позволяет родителям продолжать свободную активную жизнь.

Сокращение лидирующих позиций. Спад.

Хотя в 1984 г. модель «Бэби Джоггера» была запатентована, на рынке быстро появились подобные прогулочные коляски. Конкуренты, такие как «Хафри», представили похожие по конструкции товары по цене ниже, чем «Бэби Джогтера». Бэчлеры верят в то, что имитация их товара – это лучший комплимент. Они верят, что улучшая качество товаров для наиболее полного удовлетворения потребителей, «Рэйсинг Строллерс» сохранит лидирующие позиции на рынке.

Информация о работе Жизненный цикл товара и маркетинговая активность