Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:00, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических аспектов стратегий маркетинга предприятия и путей их совершенствования.
Объектом исследования является ОАО «Хлебозавод 2».
Введение…………………………………………………………………….…...3
Глава I. Теоретические аспекты стратегии маркетинга……………………….5
Сущность и виды стратегии маркетинга………………………. ....5
Выбор и оценка стратегии………………………………………..13
Разработка программы маркетинга……………………………….15
Глава II. Анализ разработки маркетинговой стратегии на примере ОАО «Хлебозавод 2»……………………………………………………....19
2.1. Общая и экономическая характеристика предприятия……........19
2.2. Маркетинговая стратегия предприятия………..………………...22
Глава III. Рекомендации по совершенствованию маркетинговой стратегии ОАО « Хлебозавод 2»………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованной литературы…………
ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2» - одно из ведущих предприятий хлебопекарной отрасли Чувашской Республики, выпустило первую продукцию 11 февраля 1988 года.
С 20 января 1993 года предприятие зарегистрировано как акционерное общество открытого типа «Чебоксарский хлебозавод», затем предприятие перерегистрировано как открытое акционерное общество «Чебоксарский хлебозавод №2».
Основные цели общества:
- получение прибыли,
- удовлетворение спроса
населения на разнообразные
- удержание существующих
и расширение новых рынков
сбыта продукции,
- выпуск только качественной конкурентоспособной продукции,
- реализация продукции предприятия через фирменную торговую сеть,
- увеличение товарооборота розничной торговли и общественного питания.
В составе хлебозавода имеются службы снабжения и сбыта, склады для хранения сырья (в том числе склад бестарного хранения муки), вспомогательных и упаковочных материалов, готовой продукции.
К службе технического обеспечения относятся отделы главного механика и главного энергетика, котельная, ремонтно-строительный участок.
Продукция предприятия доставляется
покупателям собственным
Качество сырья и готовой продукции контролирует лаборатория, в состав которой входит производственная и микробиологическая лаборатория.
Уставный капитал общества равен 831 тыс. руб.
ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2» имеет долю в размере 24% в ООО «Каравай Торг» и 100% капитала в ООО «Рыбное угодье».
В ОАО «Хлебозавод 2» валюта баланса за 2009 год составила 109132 тыс. руб., что на 5489 тыс. руб. меньше, чем в 2008 г., и на 13129 тыс. руб. меньше, чем в 2007 г. Как положительный факт, следует отметить снижение дебиторской задолженности на 165 тыс. руб., или на 0,85% по сравнению с предыдущим годом.
Таблица 2
Рентабельность выпускаемой продукции, %
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | |
Хлебное производство |
14,1 |
7,7 |
3,3 |
4,2 |
8,4 |
В том числе продукция из ржаной муки и смеси разных сортов муки - хлеб «Новославянский» - хлеб «Крестьянский» |
-1,8 -9,7 |
-4,9 -10,7 |
-5,7 -12,3 |
-4,2 -10,6 |
-11,5 -5,5 |
Кондитерское производство |
9,4 |
4,8 |
5,3 |
3,7 |
6,5 |
Участок розлива безалкогольных напитков |
0,54 |
1,6 |
13,1 |
4,6 |
0,8 |
Всего производства |
11,9 |
6,7 |
3,7 |
4,2 |
7,9 |
Не смотря на то, что в общем объеме производимого хлеба и хлебобулочных изделий, выпуск хлеба из ржаной муки и смеси разных сортов муки достигает значительных объемов, на протяжении ряда лет производство хлеба «Крестьянский» и «Новославянский» является убыточным для предприятия.
До 2010 г., Республиканской
службой по тарифам предприятию
на продукцию из ржаной муки и смеси
разных сортов муки доводился коэффициент-
В 2009 г., как и
в прошлые годы, Республиканская
служба по тарифам не позволила ОАО
«Чебоксарский хлебозавод №2» воспользоваться
указанным коэффициентом в
Рис.2 Рентабельность выпускаемой продукции ,% [Табл.2, С.20 ].
Доходы в 2009 году меньше, чем в 2008 г. на 42317 тыс. руб. и составили 509558 тыс. руб.
На 9801 тыс. руб. по сравнению с 2008 г. выросла выручка от продажи продукции собственного производств и составила 267346 тыс. руб.
Выручка от торговой деятельности и общественного питания снизилась на 52110 тыс. руб.,
Доходы от сдачи имущества в аренду составили 6657 тыс. руб., или 108,4 % к уровню 2008 г.
Прибыль от реализации собственной продукции составила 15429,7 тыс. руб., что составило 178,06% к уровню 2008 г.
Прибыль от сдачи помещений в аренду (субаренду) составила 106,7% к уровню 2008 г.
Себестоимость продукции за отчетный год выше уровня прошлого года на 101,6%.
На увеличение затрат повлияло как увеличение цена на некоторые виды сырья и материалов, в частности сахара, масла всех видов, ореха, сухофруктов, так и увеличение тарифов на энергоносители и горюче-смазочные материалы, увеличение базовой ставки арендной платы с 33,00 руб. до 36,96 руб.
Основным
рынком сбыта продукции ОАО «
Основная доля продаж приходится на г. Чебоксары.
Несмотря на сбыт продукции в условиях жесткой конкуренции и необходимость преодолевать множество проблем, ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2» продолжает занимает одно из лидирующих мест по объемам продаж своей продукции среди хлебопекарных предприятий агропромышленного комплекса как Чувашской Республики, так и города Чебоксары.
Это происходит благодаря высокому качеству и широкому ассортименту производимой продукции, а также эффективной организации сбыта продукции.
Широкий ассортимент продукции, не смотря на сравнительно небольшие объемы продаж, пользуется заслуженным спросом в соседних регионах – Татарстане и Республике Марий Эл.
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Предприятие постоянно работает над улучшением качества и расширением ассортимента выпускаемой продукции, рекламирует и своевременно информирует покупателей о новинках с целью увеличения продаж и расширения рынка сбыта, используя печатную продукцию.
Постоянно идет работа по выявлению основных потребностей покупателей, изучению претензий к качеству и ассортименту, сезонного спроса, проводятся опросы и консультации потребителей.
Анализируется ценовая политика конкурентов, изучаются образцы продукции, а также зарубежные аналоги.
Большое внимание уделяется продукции в упаковке, которая позволяет длительное время сохранять свежесть и качество продукта, соответствие санитарно-гигиеническим нормам.
В 2009 году коллектив ОАО "Чебоксарский хлебозавод № 2» справился с поставленными перед ним задачами по обеспечению хлебобулочными, бараночными, кондитерскими, сухарными изделиями, минеральной водой, безалкогольными напитками майонезом и другими товарами народного потребления населения.
Сбыт продукции ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2» производится предприятиям торговли, частным предпринимателям, районным потребительским обществам, бюджетным организациям республики, предприятиям общественного питания.
ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2» расширяет круг потребителей продукции за счет улучшения и расширения ассортимента, вырабатываемой продукции, за счет предоставления услуг по оперативной доставке продукции, а также используя различные способы реализации выпускаемой предприятием продукции, а также расширения рынка сбыта за счет привлечения оптовых покупателей из других регионов России.
Таблица 3
Структура производства ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2»
В % |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Хлебное производство |
52,1 |
52,1 |
34,8 |
47,8 |
45,4 |
Кондитерское производство |
48,5 |
52,5 |
54,5 |
55,2 |
62,5 |
Продолжение таблицы 3
Майонезный участок |
29,3 |
26,6 |
21,4 |
18,1 |
16,8 |
Участок розлива безалкогольных напитков |
85,3 |
60,1 |
64,7 |
46,3 |
32,1 |
Заключены договор на поставку продукции с федеральными торговыми сетями «Перекресток», «Магнит», «Евроспар», «Карусель».
Значительная доля продукции продается через широкую сеть фирменной торговли.
В настоящее время действуют десять магазинов, таких как «Каравай», «Лакомка», «Звездный», «Перче», «Сывлах» и другие, несколько киосков.
В виду отрицательной рентабельности продаж, принято решение о расторжении договора аренды с ООО «Волжанка» и закрытии магазина «Лакомка 2»
Сеть общественного питания насчитывала девять столовых, бары и кафе «Шупашкар» и «Пицетта».
Для оперативного решения вопросов снабжения школьных столовых продуктами питания организована служба снабжения школьных столовых.
С сентября 2009 г. закрыты столовые при школах №№ 52 и 53.
Таблица 4
Система сбыта по основным видам продукции, %
Наименование продукции |
Схема реализации |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
Прямые продажи |
81,3 |
78,7 |
86,9 |
84,7 |
Собственная торговая сеть |
18,7 |
17,2 |
13,1 |
15,3 | |
Кондитерские изделия |
Прямые продажи |
70,0 |
62,1 |
71,4 |
61,4 |
Собственная торговая сеть |
30,0 |
37,9 |
28,6 |
38,6 | |
Напитки |
Прямые продажи |
65,6 |
59,8 |
67,4 |
42,3 |
Собственная торговая сеть |
34,4 |
40,2 |
32,6 |
57,7 | |
Майонез, кетчуп, горчица |
Прямые продажи |
36,2 |
17,1 |
54,3 |
27,0 |
Собственная торговая сеть |
63,8 |
82,9 |
45,7 |
73,0 |
На основании проведенного анализа во второй главе работы можно отметить успешную деятельность рассмотренного предприятия.
Вся реализуемая продукция сопровождается документом качества и безопасности.
Производственный контроль выпускаемой продукции на определение токсичных элементов, пестицидов, микотоксинов и радионуклидов проводился в АИЛ «Чувашский ЦСМ».
В отчетном году было проведено 10 проб, 15 проб в 2008 г., в 2007 году - 20, в 2006 году – 26.
Управлением Роспотребнадзора РФ по ЧР была проведена проверка с 02 по 14 декабря 2009 г.
В результате указанных
проверок подтверждено качество сертифицированной
продукции и условия ее производства
установленным нормативным
Производственный контроль качества выпускаемой продукции по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям проводился согласно объему и графику работ лаборатории.
В 2009 году в производственной лаборатории исследовано по микробиологическим показателям 1914 проб, в т.ч. готовой продукции - 347, из них нестандартных 7, воды – 40, из них нестандартных 7, смывов с оборудования, инвентаря, одежды и рук работников – 1268, из них нестандартных 29.
В 2008 году в производственной лаборатории исследовано по микробиологическим показателям 1352 пробы, в т.ч. готовой продукции - 270, из них нестандартных 9, воды – 40, нестандартных не было, смывов с оборудования, инвентаря, одежды и рук работников – 1042, из них нестандартных 10.
В 2009 г. по физико-химическим показателям исследовано 239 проб, в том числе нестандартных 20.
В результате проверок сертифицированная продукция и условия ее производства установленным требованиям нормативных документов соответствовали.
Таким
образом, предприятие
Снижение
затрат на производство