Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:00, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических аспектов стратегий маркетинга  предприятия и путей их совершенствования.
Объектом исследования является ОАО «Хлебозавод 2».
Введение…………………………………………………………………….…...3
Глава I. Теоретические аспекты стратегии маркетинга……………………….5
        Сущность и виды стратегии маркетинга………………………. ....5
        Выбор и оценка  стратегии………………………………………..13
        Разработка программы маркетинга……………………………….15
Глава II. Анализ разработки маркетинговой стратегии на примере ОАО «Хлебозавод 2»……………………………………………………....19
            2.1. Общая и экономическая характеристика предприятия……........19
            2.2. Маркетинговая стратегия предприятия………..………………...22
Глава III. Рекомендации по совершенствованию маркетинговой стратегии ОАО « Хлебозавод 2»………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованной литературы…………
 
ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2» - одно из ведущих предприятий хлебопекарной отрасли Чувашской Республики, выпустило первую продукцию 11 февраля 1988 года.
С 20 января 1993 года предприятие зарегистрировано как акционерное общество открытого типа «Чебоксарский хлебозавод», затем предприятие перерегистрировано как открытое акционерное общество «Чебоксарский хлебозавод №2».
Основные цели общества:
- получение прибыли,
- удовлетворение спроса 
населения на разнообразные 
- удержание существующих 
и расширение новых рынков 
сбыта продукции, 
- выпуск только качественной конкурентоспособной продукции,
- реализация продукции предприятия через фирменную торговую сеть,
- увеличение товарооборота розничной торговли и общественного питания.
В составе хлебозавода имеются службы снабжения и сбыта, склады для хранения сырья (в том числе склад бестарного хранения муки), вспомогательных и упаковочных материалов, готовой продукции.
К службе технического обеспечения относятся отделы главного механика и главного энергетика, котельная, ремонтно-строительный участок.
Продукция предприятия доставляется 
покупателям собственным 
Качество сырья и готовой продукции контролирует лаборатория, в состав которой входит производственная и микробиологическая лаборатория.
Уставный капитал общества равен 831 тыс. руб.
ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2» имеет долю в размере 24% в ООО «Каравай Торг» и 100% капитала в ООО «Рыбное угодье».
В ОАО «Хлебозавод 2» валюта баланса за 2009 год составила 109132 тыс. руб., что на 5489 тыс. руб. меньше, чем в 2008 г., и на 13129 тыс. руб. меньше, чем в 2007 г. Как положительный факт, следует отметить снижение дебиторской задолженности на 165 тыс. руб., или на 0,85% по сравнению с предыдущим годом.
Таблица 2
Рентабельность выпускаемой продукции, %
2005 г.  | 
  2006 г.  | 
  2007 г.  | 
  2008 г.  | 
  2009 г.  | |
Хлебное производство  | 
  14,1  | 
  7,7  | 
  3,3  | 
  4,2  | 
  8,4  | 
В том числе продукция из ржаной муки и смеси разных сортов муки - хлеб «Новославянский» - хлеб «Крестьянский»  | 
  
   
 
 -1,8 -9,7  | 
  
   
 
 -4,9 -10,7  | 
  
   
 
 -5,7 -12,3  | 
  
   
 
 -4,2 -10,6  | 
  
   
 
 -11,5 -5,5  | 
Кондитерское производство  | 
  9,4  | 
  4,8  | 
  5,3  | 
  3,7  | 
  6,5  | 
Участок розлива безалкогольных напитков  | 
  0,54  | 
  1,6  | 
  13,1  | 
  4,6  | 
  0,8  | 
Всего производства  | 
  11,9  | 
  6,7  | 
  3,7  | 
  4,2  | 
  7,9  | 
Не смотря на то, что в общем объеме производимого хлеба и хлебобулочных изделий, выпуск хлеба из ржаной муки и смеси разных сортов муки достигает значительных объемов, на протяжении ряда лет производство хлеба «Крестьянский» и «Новославянский» является убыточным для предприятия.
До 2010 г., Республиканской 
службой по тарифам предприятию 
на продукцию из ржаной муки и смеси 
разных сортов муки доводился коэффициент-
В 2009 г., как и 
в прошлые годы, Республиканская 
служба по тарифам не позволила ОАО 
«Чебоксарский хлебозавод №2» воспользоваться 
указанным коэффициентом в 
Рис.2 Рентабельность выпускаемой продукции ,% [Табл.2, С.20 ].
Доходы в 2009 году меньше, чем в 2008 г. на 42317 тыс. руб. и составили 509558 тыс. руб.
На 9801 тыс. руб. по сравнению с 2008 г. выросла выручка от продажи продукции собственного производств и составила 267346 тыс. руб.
Выручка от торговой деятельности и общественного питания снизилась на 52110 тыс. руб.,
Доходы от сдачи имущества в аренду составили 6657 тыс. руб., или 108,4 % к уровню 2008 г.
Прибыль от реализации собственной продукции составила 15429,7 тыс. руб., что составило 178,06% к уровню 2008 г.
Прибыль от сдачи помещений в аренду (субаренду) составила 106,7% к уровню 2008 г.
Себестоимость продукции за отчетный год выше уровня прошлого года на 101,6%.
На увеличение затрат повлияло как увеличение цена на некоторые виды сырья и материалов, в частности сахара, масла всех видов, ореха, сухофруктов, так и увеличение тарифов на энергоносители и горюче-смазочные материалы, увеличение базовой ставки арендной платы с 33,00 руб. до 36,96 руб.
Основным 
рынком сбыта продукции ОАО «
Основная доля продаж приходится на г. Чебоксары.
Несмотря на сбыт продукции в условиях жесткой конкуренции и необходимость преодолевать множество проблем, ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2» продолжает занимает одно из лидирующих мест по объемам продаж своей продукции среди хлебопекарных предприятий агропромышленного комплекса как Чувашской Республики, так и города Чебоксары.
Это происходит благодаря высокому качеству и широкому ассортименту производимой продукции, а также эффективной организации сбыта продукции.
Широкий ассортимент продукции, не смотря на сравнительно небольшие объемы продаж, пользуется заслуженным спросом в соседних регионах – Татарстане и Республике Марий Эл.
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Предприятие постоянно работает над улучшением качества и расширением ассортимента выпускаемой продукции, рекламирует и своевременно информирует покупателей о новинках с целью увеличения продаж и расширения рынка сбыта, используя печатную продукцию.
Постоянно идет работа по выявлению основных потребностей покупателей, изучению претензий к качеству и ассортименту, сезонного спроса, проводятся опросы и консультации потребителей.
Анализируется ценовая политика конкурентов, изучаются образцы продукции, а также зарубежные аналоги.
Большое внимание уделяется продукции в упаковке, которая позволяет длительное время сохранять свежесть и качество продукта, соответствие санитарно-гигиеническим нормам.
В 2009 году коллектив ОАО "Чебоксарский хлебозавод № 2» справился с поставленными перед ним задачами по обеспечению хлебобулочными, бараночными, кондитерскими, сухарными изделиями, минеральной водой, безалкогольными напитками майонезом и другими товарами народного потребления населения.
Сбыт продукции ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2» производится предприятиям торговли, частным предпринимателям, районным потребительским обществам, бюджетным организациям республики, предприятиям общественного питания.
ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2» расширяет круг потребителей продукции за счет улучшения и расширения ассортимента, вырабатываемой продукции, за счет предоставления услуг по оперативной доставке продукции, а также используя различные способы реализации выпускаемой предприятием продукции, а также расширения рынка сбыта за счет привлечения оптовых покупателей из других регионов России.
Таблица 3
Структура производства ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2»
В %  | 
  2005 г.  | 
  2006 г.  | 
  2007 г.  | 
  2008 г.  | 
  2009 г.  | 
Хлебное производство  | 
  52,1  | 
  52,1  | 
  34,8  | 
  47,8  | 
  45,4  | 
Кондитерское производство  | 
  48,5  | 
  52,5  | 
  54,5  | 
  55,2  | 
  62,5  | 
Продолжение таблицы 3
Майонезный участок  | 
  29,3  | 
  26,6  | 
  21,4  | 
  18,1  | 
  16,8  | 
Участок розлива безалкогольных напитков  | 
  85,3  | 
  60,1  | 
  64,7  | 
  46,3  | 
  32,1  | 
Заключены договор на поставку продукции с федеральными торговыми сетями «Перекресток», «Магнит», «Евроспар», «Карусель».
Значительная доля продукции продается через широкую сеть фирменной торговли.
В настоящее время действуют десять магазинов, таких как «Каравай», «Лакомка», «Звездный», «Перче», «Сывлах» и другие, несколько киосков.
В виду отрицательной рентабельности продаж, принято решение о расторжении договора аренды с ООО «Волжанка» и закрытии магазина «Лакомка 2»
Сеть общественного питания насчитывала девять столовых, бары и кафе «Шупашкар» и «Пицетта».
Для оперативного решения вопросов снабжения школьных столовых продуктами питания организована служба снабжения школьных столовых.
С сентября 2009 г. закрыты столовые при школах №№ 52 и 53.
Таблица 4
Система сбыта по основным видам продукции, %
Наименование продукции  | 
  Схема реализации  | 
  2006 г.  | 
  2007 г.  | 
  2008 г.  | 
  2009 г.  | 
Хлеб и хлебобулочные изделия  | 
  Прямые продажи  | 
  81,3  | 
  78,7  | 
  86,9  | 
  84,7  | 
Собственная торговая сеть  | 
  18,7  | 
  17,2  | 
  13,1  | 
  15,3  | |
Кондитерские изделия  | 
  Прямые продажи  | 
  70,0  | 
  62,1  | 
  71,4  | 
  61,4  | 
Собственная торговая сеть  | 
  30,0  | 
  37,9  | 
  28,6  | 
  38,6  | |
Напитки  | 
  Прямые продажи  | 
  65,6  | 
  59,8  | 
  67,4  | 
  42,3  | 
Собственная торговая сеть  | 
  34,4  | 
  40,2  | 
  32,6  | 
  57,7  | |
Майонез, кетчуп, горчица  | 
  Прямые продажи  | 
  36,2  | 
  17,1  | 
  54,3  | 
  27,0  | 
Собственная торговая сеть  | 
  63,8  | 
  82,9  | 
  45,7  | 
  73,0  | 
На основании проведенного анализа во второй главе работы можно отметить успешную деятельность рассмотренного предприятия.
Вся реализуемая продукция сопровождается документом качества и безопасности.
Производственный контроль выпускаемой продукции на определение токсичных элементов, пестицидов, микотоксинов и радионуклидов проводился в АИЛ «Чувашский ЦСМ».
В отчетном году было проведено 10 проб, 15 проб в 2008 г., в 2007 году - 20, в 2006 году – 26.
Управлением Роспотребнадзора РФ по ЧР была проведена проверка с 02 по 14 декабря 2009 г.
В результате указанных 
проверок подтверждено качество сертифицированной 
продукции и условия ее производства 
установленным нормативным 
Производственный контроль качества выпускаемой продукции по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям проводился согласно объему и графику работ лаборатории.
В 2009 году в производственной лаборатории исследовано по микробиологическим показателям 1914 проб, в т.ч. готовой продукции - 347, из них нестандартных 7, воды – 40, из них нестандартных 7, смывов с оборудования, инвентаря, одежды и рук работников – 1268, из них нестандартных 29.
В 2008 году в производственной лаборатории исследовано по микробиологическим показателям 1352 пробы, в т.ч. готовой продукции - 270, из них нестандартных 9, воды – 40, нестандартных не было, смывов с оборудования, инвентаря, одежды и рук работников – 1042, из них нестандартных 10.
В 2009 г. по физико-химическим показателям исследовано 239 проб, в том числе нестандартных 20.
В результате проверок сертифицированная продукция и условия ее производства установленным требованиям нормативных документов соответствовали.
          Таким 
образом, предприятие 
          Снижение 
затрат на производство