Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 07:21, шпаргалка
исследователь теории информации Клод Шеннон) включает в себя 5 конструктивных элементов:
- отправитель
- сообщение
- получатель
- обратная связь.
Один деструктивный элемент – шумы в коммуникациях.
Монохроническая модель времени (М-время). В рамках данной модели время есть важное основание жизни; оно линейно; особое значение имеют расписание и планирование; время может контролироваться человеком. Подобная модель характерна для стран Европы, США.
Полихроническая временная модель (Р-время). Человеческие взаимоотношения важнее временного планирования и расписаний. Время имеет разный характер - оно может быть цикличным, волнообразным и т. д. Данная модель распространена в странах Востока, Латинской Америки.
Различное восприятие времени, принадлежность к неодинаковым временным моделям может стать барьером коммуникации.
4. Сфера функционирования. Организация для своего существования обменивается с окружающей средой различными видами ресурсов. В силу этого коммуникации, по сфере функционирования, могут быть;
Внутренними, к которым относится передача информации внутри организации. Например, связи между отделами, отдельными сотрудниками организации.
Внешними - передача (или получение) информации во (из) экзогенной среды организации. Например, коммуникация с поставщиками, клиентами, государственными органами и т. д. Внешние коммуникации могут быть входящими (получение информации из экзогенной среды) или исходящими (передача информации в экзогенную среду).
5. Тип передаваемой информации. Информация в организации распространяется как по формальным, так и по неформальным каналам коммуникации, что образует формальный и неформальный типы информации.
Формальные каналы коммуникации пронизывают всю организацию и совпадают с формальной структурой организации. Данные каналы показывают, как информация должна распространяться.
Неформальные каналы - обязательно существующая в организации сеть слухов, сплетен, неформальных бесед (табл. 4.2).
Неформальная коммуникация не совпадает со структурой организации и может иметь различную направленность. Наиболее известным видом неформальных каналов является «виноградная лоза» - процесс передачи информации от одного человека к другому через сеть друзей и знакомых.
Неформальная коммуникация имеет три основные характеристики:
а) она не контролируется руководителем,
б) для большинства членов группы она предпочтительнее, так как более надежна и больше заслуживает доверия,
в) она шире используется для решения личных проблем членов группы.
Таблица 4.2
Виды слухов в организации133
Вид |
|
«Мечты и чаяния» | Отражают желания и надежды людей, инициирующих слухи. Это наиболее позитивные слухи, способствующие творчеству работников |
Слухи «путала» | Возникают на почве страхов и опасений работников, вызывая беспокойство в коллективе, могут нанести ущерб |
«Вбивание клиньев» | Продиктованы агрессивностью, порой и ненавистью; наиболее агрессивный тип. Наносят урон как репутации, так и отдельным работникам |
Финальный слух | Вызван предполагаемыми действиями в будущем, длительное время ожидаемыми |
6. Организационные
уровни. По
организационным уровням ком-
муникации в организации могут быть горизонтальными и
вертикаль-
ными.
Коммуникации горизонтальные - информационные потоки,
которые связывают отделы, сотрудников, находящихся на од-
ном уровне в организационной иерархии.
Горизонтальные
коммуникации выполняют функции
информационного
обмена между отделами, сотрудниками.
Кроме того, данный вид коммуни-
каций может быть использован для оповещения
сотрудников организации.
В укрупненном виде горизонтальные коммуникации
решают три типа задач:
Коммуникации вертикальные - информационные потоки,
пронизывающие все уровни организационной иерархии и свя-
зывающие высшие уровни с низшими.
Вертикальные
коммуникации, в свою очередь, но направлению
делятся на: восходящие и
нисходящие.
Восходящие
коммуникации формируются потоками
информации,
идущей с низших уровней организации к
высшим.
Восходящие коммуникации - вертикальные информацион-
ные потоки, которые формируются сообщениями, передавае-
мыми с низших уровней организации высшим.
Тематика
восходящих коммуникаций обычно включает
пять типов
сообщений157:
156 См.: Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб., 2006.
17 Там же.
Нисходящие
|
| Восходящие
Рис.. 4.4. Взаимосвязь видов организационных коммуникаций
Дафт Р. Л. Менеджмент: 6-е итд.; пер. с англ.. СПб.: Питер, 2006. - С. 660.
Нисходящие коммуникации являются обратными по отношению к восходящим.
Нисходящие коммуникации - вертикальные информационные потоки, которые формируются сообщениями, передаваемыми с высших уровней организации низшим.
Менеджеры, определяющие тематику нисходящих коммуникаций, обычно формируют сообщения следующих типов158:
Взаимосвязь некоторых видов коммуникации представлена на рис. 4.4.
Организанионные коммуникации
Внутренние коммуникации
" I I
Формальные Неформальные
коммуникации коммуникации
Вертикальные
коммуникации
Внешние коммуникации ,
Входящие коммуникации
Исходящие коммуникации
Горизонтальные коммуникации
6. Организационные уровни. По организационным уровням коммуникации в организации могут быть горизонтальными и вертикальными.
Коммуникации горизонтальные информационные потоки, которые связывают отделы, сотрудников, находящихся на одном уровне в организационной иерархии.
Горизонтальные коммуникации выполняют функции информационного обмена между отделами, сотрудниками. Кроме того, данный вид коммуникаций может быть использован для оповещения сотрудников организации. В укрупненном виде горизонтальные коммуникации решают три типа задач:
Коммуникации вертикальные - информационные потоки, пронизывающие все уровни организационной иерархии и связывающие высшие уровни с низшими.
Вертикальные коммуникации, в свою очередь, но направлению делятся на: восходящие и нисходящие.
Восходящие коммуникации формируются потоками информации, идущей с низших уровней организации к высшим.
Восходящие коммуникации - вертикальные информационные потоки, которые формируются сообщениями, передаваемыми с низших уровней организации высшим.
Тематика восходящих коммуникаций обычно включает пять типов сообщений157:
См.: Дафт Р.Л Менеджмент. СПб., 2006.
157 т.
Там же.
Информация о работе Управление процессами коммуникациями в организации