Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 07:21, шпаргалка
исследователь теории информации Клод Шеннон) включает в себя 5 конструктивных элементов:
- отправитель
- сообщение
- получатель
- обратная связь.
Один деструктивный элемент – шумы в коммуникациях.
206
 
 
Нисходящие коммуникации являются обратными по отношению к восходящим.
Нисходящие коммуникации - вертикальные информационные потоки, которые формируются сообщениями, передаваемыми с высших уровней организации низшим.
Менеджеры, определяющие тематику нисходящих коммуникаций,
Взаимосвязь некоторых видов коммуникации представлена на рис. 4.4.
обычно формируют сообщения следующих типов
Организационные коммуникации
1
Внутренние коммуникации
Формальные коммуникации
Неформальные
Входящие
Исходящие | коммуникации
i коммуникации
коммуникации
Рис. 4.4. Взаимосвязь видов организационных коммуникаций
Дафт Р.Л. Менеджмент: 6-е изд., пер. с англ., Спб.. Питер, 2000. - С. 660.
207
 
Классификация организационных коммуникаций наглядно демонстрирует их большое разнообразие. Результатом этого является сложность в управлении коммуникативным процессом в организации. Некоторые из наиболее распространенных проблем возникающих на пути эффективной коммуникации и пути их решения приведем в следующем параграфе.
4.1.4. Управление коммуникацией в организации
Управление коммуникативным процессом в организации является сложным, но необходимым аспектом деятельности менеджера. Данный процесс управления можно разделить на два этапа:
Барьеры коммуникации
Барьеры коммуникации или коммуникативные барьеры, во многом, связаны с элементами коммуникативного процесса. Каждый из элементов составляющих коммуникацию может выступать источником искажений и быть барьером.
Наиболее существенными коммуникативными барьерами являются:
1. Межличностные барьеры - барьеры, возникающие из-за различий в личностных характеристиках участников коммуникации. Например:
 
 
2. Барьеры, связанные с сообщением - барьеры, источником которых является сообщение. Например:
ОБЪЯВЛЕНИЕ
Продается собака, ест все. Любит детей
Рис. 4.5. Пример сообщения с неоднозначным содержанием
Приведенные выше барьеры коммуникации относятся к индивидуальным барьерам коммуникации.
Кроме индивидуальных в организациях имеют место организационные барьеры, примерами которых являются:
сеть формальных коммуникаций, которая включает вертикальные и горизонтальные коммуникации. Если же такие каналы отсутствуют, то широкое развитие получают неформальные каналы коммуникации и с ними большая вероятность неверифицированных сообщений и слухов.
Индивидуальные и организационные барьеры коммуникации приводят к рассеиванию информации (т. е. искажению, изменению, потери первоначального смысла сообщения), информационной перегрузке одних отделов/сотрудников и информационному «голоду» других. Поэтому, после выявления существующих в организации коммуникативных барьеров приступают ко второму этану - выработке методов их преодоления.
Преодоление коммуникативных барьеров
Основные инструменты преодоления коммуникативных барьеров приведены в табл. 4.3.
Подводя итог рассмотрению коммуникативного процесса в организации, укажем, что коммуникация является связующим процессом и представляет «кровеносную» систему любой организации. Сложность и разнообразие существующих типов коммуникации приводит к необходимости управлять коммуникативным процессом. Основой управления коммуникацией в организации является выявление существующих барьеров коммуникации и затем выработки методов устранения выявленных барьеров.
 
Таблица 4.3
Коммуникативные барьеры и способы их преодоления
  
  | 
  Инструменты преодоления | 
  
  | |
| Межличностные барьеры |              Активное слушание 
  Мозг человека способен воспринимать 
  информацию в 4-е раза быстрее, чем воспроизводить 
  ее. Так, средняя скорость речи 100 175 слов/мин, 
  а скорость восприятия 600-800 слов/мин. Оставшееся 
  свободное время случающий использует 
  на посторонние предметы: обдумывает собственные 
  мысли, разглядывает обстановку и т. д. 
  В результате, отвлекаясь, часто теряет 
  нить разговора и перестает воспринимать 
  необходимую информацию. Поэтому для преодоления 
  межличностного барьера необходимо применять 
  активное слушанье. Слышать это осмысливать 
  то, что мы слушаем. Активное слушание 
  предполагает умение встать на точку зрения 
  говорящего и подразумевает выполнения 
  четырех главных требований. Необходимо 
  слушать:
   а) интенсивно, б) сопереживая, в) с готовностью принять информацию, г) с желанием полностью понять сообщение. Результатом применения активного слушания является более полное восприятие информации с ее наименьшими искажениями  | 
| Барьеры, связанные с сообщением | Избыточность сообщения Понятие избыточности было предложено Клодом Шенноном и Уорреном Уивером, которые изучали техническую сторону коммуникации. Избыточность предполагает повторение элементов сообщения для осуществления эффективной коммуникации, снижения шума и предотвращения коммуникативной неудачи160. Например, передача одного и того же сообщения посредством различных каналов - письменно, устно и т. д. | 
| Каналы и средства передачи информации | Выбор адекватном канала Капал должен соответствовать формату (кодировке) сообщения | 
| Невербальные барьеры | Восприятие и контроль невербальных сообщений Отправителю необходимо согласовать вербальные и невербальные сообщения, чтобы обеспечить эффективное восприятие информации. Получатель, в свою очередь, должен обращать внимание на невербальные сообщения, посылаемые ему отправителем | 
| Культурные барьеры | Культурная толерантность Принятие во внимание культурных различий, традиций коммуникации. Знание взглядов собеседника. Не давать стереотипам, суевериям, эмоциям «вмешиваться» в коммуникацию | 
Идея взята: Дафт P.Л. Менеджмент. СПб., 2006. 160 Информационное общество: [Сб. статей |. М., 2004.
 
Окончание табл. 4.3
  
  | |
| Различия в статусе и объеме власти | Создание атмосферы доверия и диалога Внедрения различных способов обмена информацией: совместные обсуждения рабочих задач и проблем, создание «ящиков доверия» и т. д. | 
| Неразвитость (отсутствие) формальных каналов коммуникации | Стимулирование использования (создание) формальных канате коммуникации Отладка формальных способов передачи информации, ускорение передачи информации по формальным каналам | 
| Несоответсвие коммуникативной сети рабочим задачам | Изменение структуры организации или группы для соответствия потребностям Включение/выключение из коммуникативной цепочки отделов/ сотрудников, не имеющих отношение к конкретным задачам | 
| Недостаточная координация | Обратная связь Демонстрирует насколько функциональная существующая сеть коммуникации в организации | 
Развитие средств связи, изменения технологии обработки документов оказало большое влияние на организационную коммуникацию, которая приобрела ряд особенностей и отличий, по сравнению с коммуникативной системой, существовавшей ранее. Данные изменения описаны во второй части учебного пособия «Современный менеджмент».
 
 
Классификация 
коммуникация в организации 
Существует несколько оснований для классификации управленческой коммуникации:
Управление 
коммуникацией в организации 
Управление коммуникативным процессом в организации является сложным, но необходимым аспектом деятельности менеджера. Данный процесс можно разделить на два этапа:
Информация о работе Управление процессами коммуникациями в организации