Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 07:21, шпаргалка
исследователь теории информации Клод Шеннон) включает в себя 5 конструктивных элементов:
- отправитель
- сообщение
- получатель
- обратная связь.
Один деструктивный элемент – шумы в коммуникациях.
Коммуникации
в организации
Гос.экзамен.
Вопрос:
Управление процессами
коммуникациями в организации.
Для начала немного статистики:
80% своего
рабочего времени менеджер
20% рабочего времени тратится на составление, чтение документов.
48 минут \ часа руководители проводят на встречах, переговорах, совещаниях.
Таким
образом, современный менеджер –
своеобразный информационный центр, в
который поступает информация из
внешнего окружения организации, из
внутренней сферы организации, менеджер
перерабатывает информацию и отправляет
ее во внутренне пространство организации
для своих подчиненных и во внешнее окружение
организации. Отдельная работа связана
с получением обратной связи и от подчиненных,
и из внешнего окружения организации.
До сих пор точного, устоявшегося определения термина «коммуникация» нет. Понятие «коммуникация» и «информация» - различные, но связанные между собой понятия: этимологически термин «коммуникация» восходит к латинскому «communis» = «общее». Передающий информацию пытается установить общность с получающим информацию. В силу этого коммуникация включает в себя информацию и процесс передачи информации.
Коммуникация
(коммуникативный процесс) – процесс
обмена информацией, ее смысловым значением
между двумя или более людьми.
Общая модель организационных коммуникаций (автор модели – исследователь теории информации Клод Шеннон) включает в себя 5 конструктивных элементов:
- отправитель
- сообщение
- получатель
- обратная связь.
Один деструктивный элемент – шумы в коммуникациях.
См.
лекции – схема коммуникации
Отправитель, источник информации, адресант:
Сообщение
– закодированная тем или иным
образом информация, подготовленная
ля передачи ее по каналу коммуникации.
Канал, как элемент коммуникативного процесса, выполняет функцию передачи сообщения от отправителя к получателю (место назначения, адресат).
Получатель (место назначения, адресат) лицо или группа лиц, которым предназначено сообщение и которые декодируют его.
Основными функциями получателя являются:
Обратная связь - процесс обратной коммуникации от получателя к отправителю, показывающий насколько эффективно состоялась коммуникация.
Налаживание корректно работающей системы обра гной связи (ящики отзывов, журнал предложений и т. д.) одно из средств повышения эффективности коммуникации в организации.
Деструктивным элементом любой коммуникации является шум. Шум - элемент коммуникативного процесса, вызывающий искажения передаваемого сообщения и препятствующий эффективной коммуникации.
Шум присутствует в любых коммуникациях и может иметь различную природу, например физические шумы: громкость музыки, разговоров, температура в помещении (слишком холодная/жаркая); семантические шумы - смысловые, например использование слов с неоднозначным значением, жаргонизмов, профессионального сленга и т. д.
Подводя итог, нужно указать, что основной целью коммуникативного процесса является обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения, т. е. сообщения. Понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности невозможно без представления об участниках, стадиях и элементах коммуникационного процесса. Кроме того, рассмотрение элементов коммуникативного процесса помогает увидеть «точки» искажений в коммуникациях и, соответственно, определить методы управления ими в организациях, несмотря на разнообразие видов и типов коммуникации, которые будут выделены ниже.
4.1.3. Классификация коммуникаций в организациях
Существует
множество оснований для
4.1.3. Классификация коммуникаций в организациях
Существует
множество оснований для
Достаточно часто коммуникации могут носить смешанный характер, например, выступление руководителя перед группой подчиненных, такая форма коммуникации называется «один-многим».
Наиболее емкий канал
Наименее емкий канал
Преимущества (личное общение,
двухстороняя направленность, быстрая обpaтная связь)
Недостатки (не ведется запись, спонтанность, сложность распространения информации)
Формальные отчеты, доски обьявлений
Преимущества (ведется запись.
текст написан заранее, легкость распространения информации)
Недостатки (безликость, односторонняя направленность,
медленная обратная связь)
Рис. 4.3. Классификация каналов коммуникации по пропускной способности
Традиционными
каналами коммуникации в организациях
являют-
ся: личное взаимодействие, телефонное
общение, документы (записки,
письма и т. д.).
3. Форма
коммуникации. По данному признаку коммуникации
классифицируются на две большие группы:
вербальные и невербальные.
Вербальная
коммуникация является основным видом
коммуника-
ции для человека в жизни и в организации
в частности.
Вербальная коммуникация - вид передачи информации посредством языка (устная и письменная речь, диалог, беседа и т. д.).
Вербальная
коммуникация занимает главное место
в организации
по частоте использования. Этот вид общения
характеризуется универсальностью -любое
сообщение может быть преобразовано в
вербальное
сообщение.
Невербальные средства коммуникации составляют вторую группу.
153 Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб., 2006. С. 652.
202
Невербальная коммуникация процесс коммуникации, который осуществляется посредством отправления и получения бессловесных сообщений'34.
Важность невербальной коммуникации подтверждается многими исследованиями, в результате которых было выявлено, что вербальное сообщение воспринимается адресатом на 7 %, тогда как оставшиеся 93 % приходятся на невербальную коммуникацию (38 % - тональность голоса и 55 % выражение лица). В случае если вербальное сообщение противоречиво или непонятно получатель информации больше полагается па невербальную его часть.
Основными характеристиками невербальной коммуникации являются:
1. Физическая среда коммуникации, включает такие факторы, как дизайн помещения, мебели, уровень освещенности, температуру в помещении, шум и т. д.
Изучением влияния и использования физической среды на человека занимается проксемика. В коммуникации, например, большое значение имеет расстояние между отправителем и получателем. Традиционно выделяют четыре вида расстояний между коммуникантами:
Расстояние зависит от ряда факторов, например пола, статуса, социальной роли, культурной и религиозной принадлежности.
Кроме расстояния между отправителем и получателем, по исследованиям проксемиков, значение имеет также территориальность, т. с. вид территории, на которой происходит общение. Всего выделяют 4 вида территории:
154 Nonverbal communication [Электр. ресурс]. Режим доступа: http://en. wikipcdia.org/vviki/ Сomnuсation
203
Информация о работе Управление процессами коммуникациями в организации