Торговые сети РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

Программой развития внутренней торговли Республики Беларусь на2006- 2010 годы (в редакции постановления Совмина от 28. 01. 2009№ 107) определены цели и задачи современной торговли.
Торговля является одной из важнейших сфер деятельности, в которой пересекаются интересы многих отраслей, предприятий и населения. От ее эффективного функционирования зависят в значительной мере развитие производительных сил и благосостояние народа.

Файлы: 1 файл

Торговля является одной из вВОПРОС №!.docx

— 67.69 Кб (Скачать)

Торговый  комплекс — совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный  ассортимент товаров и оказывающих  широкий набор услуг, а также  централизовавших функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности (электроосвещение, тепло- и водоснабжение, канализация, средства связи, ремонт зданий, сооружений и оборудования, уборка мусора, охрана торговых объектов, организация питания  служащих и т.п.). За рубежом крупнейшие из таких компаний — «Америкэн  сторз» (1181 магазин, товарооборот 22 млрд. долл.), «Крогер» (2245 магазинов,товарооборот 19,1 млрд. долларов), «Сей-фуэй» (1118 магазинов  — 14,3 млрд. долларов), «ГрейтАтлан-тик  энд Пасифик» (1304 магазина — 11,1 млрд. долл.)

 

Если торговая фирма имеет более 10 магазинов, она  считается цепной [5]. Главным признаком, объединяющим цепные супермаркеты, является принадлежность их одному и тому же владельцу; кроме того, все они  обычно имеют одинаковый облик и  применяют одинаковые методы торговли. Обследованием, которое проводилось  в США в 1990 г., было охвачено 145 тыс. магазинов, в том числе 30 тыс. супермаркетов  с оборотом более 2 млн. долл. в год. Из этого количества предприятий 13 тыс. супермаркетов считались независимыми, а 17 тыс. входили в цепи. На долю цепных супермаркетов приходилось 51,5% товарооборота.

 

Самая крупная  группа гипермаркетов принадлежит  компании «Каррефур», владеющей филиалами  во Франции, Бельгии, Швейцарии, Италии, Велико-британии и в других странах. Величина этих предприятий различна — от 5000 кв. м торговой площади  до гигантских гипермаркетов величиной 20 000 кв. м (г. Витрол около Марселя) и 23 000 кв. м (около Тулузы).

 

Цепные торговые фирмы можно классифицировать на локальные и общенациональные. Из общенациональных можно назвать  компанию «Каррефур», владеющую самой  крупной группой гипермаркетов  в Бельгии, Швейцарии, Италии и Великобритании.

 

Цепные торговые фирмы внесли первое крупное изменение  в существовавшую много лет систему  товародвижения при торговле продовольственными товарами. Еще на ранних этапах развития цепных фирм было исключено звено  оптовой торговли, а функции оптовика стали выполнять сами фирмы. Они  не только выполняют все обычные  функции оптового звена, но и располагают  собственными складами, равно как  и другими основными фондами  и техническими средствами. Другим важным изменением, хотя и не столь  широко распространенным, является исключение из системы товародвижения не только оптовой торговли, но и производителей пищевого сырья — и даже фирм обрабатывающей (перерабатывающей) промышленности. Цепные фирмы сами от начала до конца  производят товары, которыми торгуют, — например «Грейт Атлантик энд  Пасифик» одно время занимала по некоторым  позициям до 10% всего производства США.

Сегодня можно  с уверенностью сказать, что рынок  розничной торговли в обозримом  будущем будет активно развиваться.По мнению специалистов , именно перечисленные  выше формы торговли станут самыми эффиктивными и востребованными. Безусловно, нельзя утверждать, что все другие торговые форматы сойдут на нет или  перестанут существовать, однако их доля на рынке значительно сократиться.

 

 

4.Основные тенденции развития современных форм торговли в РБ

 

Внутренняя торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения и одним из основных источников поступления денежных средств  для формирования основ финансовой стабильности государства. В связи  с этим заинтересованность государства  в увеличении масштабов торговой деятельности объективно обусловлена.

В целом в последнее  десятилетие обеспечено стабильное развитие внутреннего потребительского рынка преимущественно за счет реализации товаров отечественного производства, высоких темпов развития розничного товарооборота, совершенствования  материально-технической базы торговли, развития новых форм и методов  продажи товаров, внедрения информационных технологий. Основными тенденциями развития современных форм торговли является создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения широким ассортиментом товаров и услуг, в первую очередь отечественного производства, на основе совершенствования методов управления товарными ресурсами, создания эффективной системы товародвижения, укрупнения розничной торговой сети и расширения ее инфраструктуры

 

В 2006 - 2010 годах в развитии потребительского рынка продолжились положительные тенденции, определившиеся еще в 2000 годах.

Производство потребительских  товаров (основной источник предложения  на внутреннем потребительском рынке) за 2001 - 2005 годы выросло на 50,4 процента против прогнозных 42 - 47 процентов, в  том числе продовольственных  товаров - соответственно на 51,1 процента против 39 - 44 процентов и непродовольственных  товаров - соответственно на 50,4 процента против 46 - 52 процентов по прогнозу. Реальные денежные доходы населения  повысились на 76,7 процента против 58 - 63 процентов по прогнозу. Это способствовало росту платежеспособного спроса населения на товары и услуги, динамичному  развитию внутреннего потребительского рынка.

Объем розничного товарооборота  через все каналы реализации составил в 2005 году 25230 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2004 годом в сопоставимых ценах на 20 процентов при прогнозном показателе 13 - 14 процентов. За 2001 - 2005 годы его рост составил 211 процентов, что  превышает прогнозные показатели Программы  развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы (50 - 55 процентов).

Сохраняется достаточно высокий  удельный вес покупок товаров  на рынках, в киосках и другой мелкорозничной торговой сети из-за более  низкого уровня цен на товары. В результате удельный вес рынков в общем объеме розничного товарооборота составил в 2005 году 36,8 процента против 36,5 процента в 2004 году (2000 год - 28,1 процента), но прогнозные показатели 2005 года - 27,4 процента не достигнуты.

В развитии розничного товарооборота  сохраняется тенденция увеличения доли частной торговли, отражающая результаты приватизации объектов государственной  собственности.

Стимулированию роста  объемов продаж товаров отечественного производства способствует постоянно  осуществляемая торговыми организациями  работа по проведению, в том числе  и совместно с организациями-изготовителями, выставок-продаж, расширенных продаж товаров, а также различных рекламных  мероприятий - призовых акций, покупательских конференций, демонстраций моделей  и других. Практикуется проведение распродаж товаров по сниженным  ценам, приуроченных к окончанию  сезона, а также в предпраздничные  и праздничные дни.

Как результат, на внутреннем потребительском рынке удельный вес реализации товаров отечественного производства торговыми организациями  составляет по мясу и птице 96,5 процента, колбасным изделиям и копченостям - 99,3, майонезной продукции - 93, кондитерским изделиям - 85,7, одежде и белью - 76, чулочно-носочным изделиям - 90,9, телевизорам - 99,3, холодильникам  и морозильникам - 88,3 процента.

Торговая площадь магазинов  в 2005 году составила 2587,7 тыс.кв. метров при прогнозе 2566 тыс.кв. метров. Торговая площадь магазинов и торговых центров достигла 2793,5 тыс.кв. метров. Прирост торговых площадей магазинов  и торговых центров по сравнению  с 2000 годом составил 151,8 тыс.кв. метров, или 5,7 процента.

Норматив государственного социального стандарта по обслуживанию населения в области торговли обеспечивается в целом по республике, всеми областями и г.Минском. Обеспеченность торговыми площадями в расчете  на 1000 жителей составляет 286 кв. метров, или 109,6 процента к нормативу. Однако указанный показатель значительно  ниже среднеевропейского (650 кв. метров), США (1200 кв. метров), г.Москвы (520 кв. метров).

Основным направлением развития розничной торговой сети является увеличение размеров торговых объектов и поддержание  оптимального соотношения крупных  и небольших магазинов в целях  обеспечения их наличия в зоне пешеходной доступности. Однако этот процесс  идет недостаточно высокими темпами, причиной которых является неустойчивое финансовое положение большинства торговых организаций, отсутствие внешних инвестиций.

В 2001 - 2005 годах в республике открыто 6 гипер- и супермаркетов  с торговой площадью от 1700 до 6000 кв. метров. Количество магазинов с торговой площадью от 650 кв. метров увеличилось  со 171 в 2000 году до 210 в 2005 году, с торговой площадью от 1000 кв. метров соответственно с 81 до 99.

С вводом в действие гипермаркетов  созданы реальные предпосылки для  дальнейшего развития в республике сетевой розничной торговли. В  настоящее время ряд крупных  торговых организаций республики использует в работе принципы сетевой торговли. К таким организациям можно отнести  в г.Минске торговые структуры, работающие под торговой маркой "Рублевский", "Копилка", "Аксис", "Соседи", в г.Витебске - "Веста", "Витебские  продукты", "Ника", в г.Бресте - "Продтовары".

Дальнейшее развитие получила сеть объектов быстрого обслуживания и придорожного сервиса, при этом приоритетным направлением было развитие общественного питания, основанного  на традициях и рецептурах белорусской  национальной кухни. Количество объектов быстрого обслуживания в 2005 году составило  свыше 1,9 тыс. единиц. На автомобильных  дорогах республики функционируют 334 объекта общественного питания, относящихся к придорожному сервису.

По данным Министерства статистики и анализа, в республике насчитывается  около 10 тысяч организаций, основным видом деятельности которых является оптовая торговля. По оценке, в структуре  оптового товарооборота реализация потребительских товаров занимает порядка 30 процентов.

Расширяется сфера применения биржевой и электронной торговли, особенно с началом функционирования с середины 2005 года ОАО "Белорусская  универсальная товарная биржа".

Министерством торговли в  рамках региональных программ развития безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек на 2004 - 2005 годы реализуется программа  по установке в торговых объектах соответствующего терминального оборудования. В настоящее время установлено  около 3 тыс. единиц оборудования, предназначенного для осуществления безналичных  расчетов с использованием банковских пластиковых карточек.

.Программой  развития внутренней торговли Республики Беларусь предусмотрены следующие тенденции развития современных форм торговли:

обеспечение приоритетного  продвижения на внутренний рынок  товаров отечественного производства, совершенствование мер тарифного  и нетарифного регулирования  в сфере оборота потребительских  товаров;

повышение влияния субъектов  торговли на производителей продукции  в целях обеспечения производства востребованных на потребительском  рынке товаров, расширения и обновления их ассортимента, повышения качества;

совершенствование механизмов взаимодействия производителей товаров  с оптовыми и розничными организациями, повышение эффективности работы оптовой торговли в товароснабжении  розничной сети и индивидуальных предпринимателей;

совершенствование организационных  структур управления торговлей, а также  организационно-правовых форм субъектов  торговли;

осуществление комплекса  мер по улучшению финансового  состояния и обеспечению эффективной  деятельности субъектов торговли;

развитие конкурентной среды, в том числе за счет развития малого и среднего предпринимательства, и  создания соответствующей инфраструктуры торговли и общественного питания (магазины-склады, оптовые рынки  и т.п.);

проведение работы по концентрации розничной торговой сети на основе создания торговых объектов в формате  гипер- и супермаркетов;

создание отечественных  торговых сетей, в том числе на основе организаций государственной  формы собственности либо с долей  государства в их уставном фонде;

привлечение инвестиций, в  том числе иностранных, для нового строительства торговых объектов, реконструкции  действующих, внедрения прогрессивных  технологий продажи товаров и  оказания услуг;

увеличение количества магазинов, работающих по методу самообслуживания, оснащенных платежными терминалами  для осуществления расчетов с  применением банковских пластиковых  карточек и автоматизированными  комплексами, предусматривающими учет движения товаров и денежных средств;

развитие систем дисконтных продаж, внемагазинных форм торговли (электронная торговля, торговля по образцам и другие подобные формы);

продолжение благоустройства  рынков и создание на них необходимых  условий для осуществления торговли физическими лицами и индивидуальными  предпринимателями;

формирование стабильных правил торговли на них, упорядочение размещения и работы сети мелкорозничной торговли;

расширение сети объектов общественного питания, в том  числе за счет открытия объектов быстрого обслуживания;

увеличение количества объектов придорожного сервиса;

обеспечение защиты прав потребителей, в том числе во взаимодействии с общественными объединениями;

создание отраслевой информационной системы, основанной на современных  компьютерных технологиях;

совершенствование нормативной  правовой базы, регулирующей вопросы  торговой деятельности.

 

Информация о работе Торговые сети РБ