Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:35, курсовая работа
Программой развития внутренней торговли Республики Беларусь на2006- 2010 годы (в редакции постановления Совмина от 28. 01. 2009№ 107) определены цели и задачи современной торговли.
Торговля является одной из важнейших сфер деятельности, в которой пересекаются интересы многих отраслей, предприятий и населения. От ее эффективного функционирования зависят в значительной мере развитие производительных сил и благосостояние народа.
Торговый
комплекс — совокупность торговых
предприятий, реализующих универсальный
ассортимент товаров и
Если торговая фирма имеет более 10 магазинов, она считается цепной [5]. Главным признаком, объединяющим цепные супермаркеты, является принадлежность их одному и тому же владельцу; кроме того, все они обычно имеют одинаковый облик и применяют одинаковые методы торговли. Обследованием, которое проводилось в США в 1990 г., было охвачено 145 тыс. магазинов, в том числе 30 тыс. супермаркетов с оборотом более 2 млн. долл. в год. Из этого количества предприятий 13 тыс. супермаркетов считались независимыми, а 17 тыс. входили в цепи. На долю цепных супермаркетов приходилось 51,5% товарооборота.
Самая крупная группа гипермаркетов принадлежит компании «Каррефур», владеющей филиалами во Франции, Бельгии, Швейцарии, Италии, Велико-британии и в других странах. Величина этих предприятий различна — от 5000 кв. м торговой площади до гигантских гипермаркетов величиной 20 000 кв. м (г. Витрол около Марселя) и 23 000 кв. м (около Тулузы).
Цепные торговые фирмы можно классифицировать на локальные и общенациональные. Из общенациональных можно назвать компанию «Каррефур», владеющую самой крупной группой гипермаркетов в Бельгии, Швейцарии, Италии и Великобритании.
Цепные торговые фирмы внесли первое крупное изменение в существовавшую много лет систему товародвижения при торговле продовольственными товарами. Еще на ранних этапах развития цепных фирм было исключено звено оптовой торговли, а функции оптовика стали выполнять сами фирмы. Они не только выполняют все обычные функции оптового звена, но и располагают собственными складами, равно как и другими основными фондами и техническими средствами. Другим важным изменением, хотя и не столь широко распространенным, является исключение из системы товародвижения не только оптовой торговли, но и производителей пищевого сырья — и даже фирм обрабатывающей (перерабатывающей) промышленности. Цепные фирмы сами от начала до конца производят товары, которыми торгуют, — например «Грейт Атлантик энд Пасифик» одно время занимала по некоторым позициям до 10% всего производства США.
Сегодня можно
с уверенностью сказать, что рынок
розничной торговли в обозримом
будущем будет активно
4.Основные тенденции развития современных форм торговли в РБ
Внутренняя торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения и одним из основных источников поступления денежных средств для формирования основ финансовой стабильности государства. В связи с этим заинтересованность государства в увеличении масштабов торговой деятельности объективно обусловлена.
В целом в последнее десятилетие обеспечено стабильное развитие внутреннего потребительского рынка преимущественно за счет реализации товаров отечественного производства, высоких темпов развития розничного товарооборота, совершенствования материально-технической базы торговли, развития новых форм и методов продажи товаров, внедрения информационных технологий. Основными тенденциями развития современных форм торговли является создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения широким ассортиментом товаров и услуг, в первую очередь отечественного производства, на основе совершенствования методов управления товарными ресурсами, создания эффективной системы товародвижения, укрупнения розничной торговой сети и расширения ее инфраструктуры
В 2006 - 2010 годах в развитии потребительского рынка продолжились положительные тенденции, определившиеся еще в 2000 годах.
Производство потребительских
товаров (основной источник предложения
на внутреннем потребительском рынке)
за 2001 - 2005 годы выросло на 50,4 процента
против прогнозных 42 - 47 процентов, в
том числе продовольственных
товаров - соответственно на 51,1 процента
против 39 - 44 процентов и
Объем розничного товарооборота через все каналы реализации составил в 2005 году 25230 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2004 годом в сопоставимых ценах на 20 процентов при прогнозном показателе 13 - 14 процентов. За 2001 - 2005 годы его рост составил 211 процентов, что превышает прогнозные показатели Программы развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы (50 - 55 процентов).
Сохраняется достаточно высокий удельный вес покупок товаров на рынках, в киосках и другой мелкорозничной торговой сети из-за более низкого уровня цен на товары. В результате удельный вес рынков в общем объеме розничного товарооборота составил в 2005 году 36,8 процента против 36,5 процента в 2004 году (2000 год - 28,1 процента), но прогнозные показатели 2005 года - 27,4 процента не достигнуты.
В развитии розничного товарооборота
сохраняется тенденция
Стимулированию роста
объемов продаж товаров отечественного
производства способствует постоянно
осуществляемая торговыми организациями
работа по проведению, в том числе
и совместно с организациями-
Как результат, на внутреннем потребительском рынке удельный вес реализации товаров отечественного производства торговыми организациями составляет по мясу и птице 96,5 процента, колбасным изделиям и копченостям - 99,3, майонезной продукции - 93, кондитерским изделиям - 85,7, одежде и белью - 76, чулочно-носочным изделиям - 90,9, телевизорам - 99,3, холодильникам и морозильникам - 88,3 процента.
Торговая площадь магазинов в 2005 году составила 2587,7 тыс.кв. метров при прогнозе 2566 тыс.кв. метров. Торговая площадь магазинов и торговых центров достигла 2793,5 тыс.кв. метров. Прирост торговых площадей магазинов и торговых центров по сравнению с 2000 годом составил 151,8 тыс.кв. метров, или 5,7 процента.
Норматив государственного социального стандарта по обслуживанию населения в области торговли обеспечивается в целом по республике, всеми областями и г.Минском. Обеспеченность торговыми площадями в расчете на 1000 жителей составляет 286 кв. метров, или 109,6 процента к нормативу. Однако указанный показатель значительно ниже среднеевропейского (650 кв. метров), США (1200 кв. метров), г.Москвы (520 кв. метров).
Основным направлением развития розничной торговой сети является увеличение размеров торговых объектов и поддержание оптимального соотношения крупных и небольших магазинов в целях обеспечения их наличия в зоне пешеходной доступности. Однако этот процесс идет недостаточно высокими темпами, причиной которых является неустойчивое финансовое положение большинства торговых организаций, отсутствие внешних инвестиций.
В 2001 - 2005 годах в республике открыто 6 гипер- и супермаркетов с торговой площадью от 1700 до 6000 кв. метров. Количество магазинов с торговой площадью от 650 кв. метров увеличилось со 171 в 2000 году до 210 в 2005 году, с торговой площадью от 1000 кв. метров соответственно с 81 до 99.
С вводом в действие гипермаркетов созданы реальные предпосылки для дальнейшего развития в республике сетевой розничной торговли. В настоящее время ряд крупных торговых организаций республики использует в работе принципы сетевой торговли. К таким организациям можно отнести в г.Минске торговые структуры, работающие под торговой маркой "Рублевский", "Копилка", "Аксис", "Соседи", в г.Витебске - "Веста", "Витебские продукты", "Ника", в г.Бресте - "Продтовары".
Дальнейшее развитие получила сеть объектов быстрого обслуживания и придорожного сервиса, при этом приоритетным направлением было развитие общественного питания, основанного на традициях и рецептурах белорусской национальной кухни. Количество объектов быстрого обслуживания в 2005 году составило свыше 1,9 тыс. единиц. На автомобильных дорогах республики функционируют 334 объекта общественного питания, относящихся к придорожному сервису.
По данным Министерства статистики
и анализа, в республике насчитывается
около 10 тысяч организаций, основным
видом деятельности которых является
оптовая торговля. По оценке, в структуре
оптового товарооборота реализация
потребительских товаров
Расширяется сфера применения биржевой и электронной торговли, особенно с началом функционирования с середины 2005 года ОАО "Белорусская универсальная товарная биржа".
Министерством торговли в рамках региональных программ развития безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек на 2004 - 2005 годы реализуется программа по установке в торговых объектах соответствующего терминального оборудования. В настоящее время установлено около 3 тыс. единиц оборудования, предназначенного для осуществления безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек.
.Программой развития внутренней торговли Республики Беларусь предусмотрены следующие тенденции развития современных форм торговли:
обеспечение приоритетного
продвижения на внутренний рынок
товаров отечественного производства,
совершенствование мер
повышение влияния субъектов
торговли на производителей продукции
в целях обеспечения
совершенствование механизмов взаимодействия производителей товаров с оптовыми и розничными организациями, повышение эффективности работы оптовой торговли в товароснабжении розничной сети и индивидуальных предпринимателей;
совершенствование организационных структур управления торговлей, а также организационно-правовых форм субъектов торговли;
осуществление комплекса
мер по улучшению финансового
состояния и обеспечению
развитие конкурентной среды, в том числе за счет развития малого и среднего предпринимательства, и создания соответствующей инфраструктуры торговли и общественного питания (магазины-склады, оптовые рынки и т.п.);
проведение работы по концентрации розничной торговой сети на основе создания торговых объектов в формате гипер- и супермаркетов;
создание отечественных торговых сетей, в том числе на основе организаций государственной формы собственности либо с долей государства в их уставном фонде;
привлечение инвестиций, в том числе иностранных, для нового строительства торговых объектов, реконструкции действующих, внедрения прогрессивных технологий продажи товаров и оказания услуг;
увеличение количества магазинов, работающих по методу самообслуживания, оснащенных платежными терминалами для осуществления расчетов с применением банковских пластиковых карточек и автоматизированными комплексами, предусматривающими учет движения товаров и денежных средств;
развитие систем дисконтных продаж, внемагазинных форм торговли (электронная торговля, торговля по образцам и другие подобные формы);
продолжение благоустройства
рынков и создание на них необходимых
условий для осуществления
формирование стабильных правил торговли на них, упорядочение размещения и работы сети мелкорозничной торговли;
расширение сети объектов общественного питания, в том числе за счет открытия объектов быстрого обслуживания;
увеличение количества объектов придорожного сервиса;
обеспечение защиты прав потребителей, в том числе во взаимодействии с общественными объединениями;
создание отраслевой информационной системы, основанной на современных компьютерных технологиях;
совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы торговой деятельности.