Торговые сети РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

Программой развития внутренней торговли Республики Беларусь на2006- 2010 годы (в редакции постановления Совмина от 28. 01. 2009№ 107) определены цели и задачи современной торговли.
Торговля является одной из важнейших сфер деятельности, в которой пересекаются интересы многих отраслей, предприятий и населения. От ее эффективного функционирования зависят в значительной мере развитие производительных сил и благосостояние народа.

Файлы: 1 файл

Торговля является одной из вВОПРОС №!.docx

— 67.69 Кб (Скачать)

Развитие  формата дискаунтер связано с  инноватором и лидером рынка - немецкой компании Aldi , которая в 1962 году открыла первую подобную торговую точку.

Дискаунтер  устанавливает максимально полный контроль над товарооборотом. Дискаунтеры  обеспечивают  цены ниже по рынку  благодаря минимизации  издержек, в том числе, затрат на персонал и  на обслуживание помещений. При этом высокий товарооборот позволяет  при меньших площадях достигать большего оборота с квадратного метра, чем, например, в супермаркетах.

Доля удовлетворения потребности- это мера лояльности. Этот же показатель означает долю в процентах  в кошельке потребителя. По данным в  таблице 1 , покупатель 12.7% всех потребностей  в продукции удовлетворяет в  супермаркете, а 34.2% - в дискаунтере. Двадцать лет назад главенствовало мнение, что в дискаунтерах можно  будет удовлетворить лишь малую  долю потребностей, Но дискаунтеру  удалось перенять роль супермаркета.

Таблица 1:где покупатель удовлетворяет свои покупательские способности

 

Гипермаркет

Супермаркет

Дискаунтер

Количество актов покупки,млн шт.

2

2.2

5.4

Доля удовлетворения потребностей,%

24.4

12.7

34.2


 

Классическое  правило дискаунтера звучит так: »сервис вы не получите- для этого  существуют другие форматы»!!!

Однако  сегодня  шаг за шагом расширяется предложение  услуг, дискаунтеры становятся более  похожими на другие типы розничных  сетей. Дискаунтеры практически  вынудили производителей размещать  разные вкусовые варианты продукта в  одной коробке, так чтобы дискаунтерам удавалась оставаться  верными  своему принципу: число продуктов  низкое, а ширина ассортимента  по отношению к потребителю большая.

Интересен и  перспективен так еще один торговый формат- «супермаркет при заправке», учитывая, что большая часть бензоколонок работает по Франчайзингу и их владельцы  уже обладают опытом существования  в этом формате и, соответственно, могут развивать еще одно направление- торговое.

Супермаркет (от лат. super + mercatus — сверхторговля) — крупный универсальный магазин  самообслуживания по продаже полного  ассортимента продуктов питания  и напитков, а также бумажных изделий  для домашнего хозяйства, мыла, порошков для стирки и мойки посуды, предметов  санитарии и гигиены, книг в бумажных обложках, комнатных цветов и растений, продуктов для домашних животных (собачьего и кошачьего корма), автомобильных товаров, игрушек, поздравительных открыток, косметики, посуды, лекарств (продающихся без рецепта), бытовой техники и т. п. В некоторых супермаркетах есть свои хлебопекарни, предлагаются различные услуги (брокерские, страховые и др.). Супермаркеты часто являются отделениями крупных торговых сетей.

Супермаркеты  являются американским изобретением, которое принадлежит Майклу Каллэну  — администратору бакалейного магазина в г. Геррин (штат Иллинойс). В 1930 г. Каллэн открыл первый супермаркет в помещении  бывшего гаража, при котором для  удобства покупателей была бесплатная стоянка автомобилей. Через два  года Каллэн владел восемью такими магазинами с выручкой 6 млн долларов в год.

Огромным  стимулом развития супермаркетов послужило  изобретение в конце 30-х гг. владельцем супермаркета в Оклахоме Сильваном  Голдманом металлической тележки  на колёсиках для продуктов вместо ручной корзинки.

В послевоенный период в США из-за нехватки продуктов  питания опустевшие полки магазинов  стали заполнять предметами гигиены  и косметики. Покупатели приветствовали появление новых видов товаров, и впоследствии супермаркеты стали  продавать такие вещи, как хозяйственные  принадлежности, граммофонные пластинки, поздравительные открытки и даже одежду. В это время новые супермаркеты стали строить в предместьях  больших городов, где инициаторами выступали независимые предприниматели, связанные с кооперативами, снабжающими  торговый рынок пищевыми продуктами. Кооперативы поставляли им продукты по низким ценам, поэтому они могли  продавать их в своих магазинах  по тем же ценам, что и их большие  конкуренты — сети магазинов, предоставляя покупателю не меньше удобств. Многие из этих одиночных магазинов впоследствии разрослись в местные сети.

Характерной чертой супермаркетов стало увеличение ассортимента товаров и торговой площади. Если в 50-х гг. площадь супермаркета в США в среднем составляла 2000 кв.м. и 6000 наименований товаров, то в 60-70-х гг. — 2800 кв.м. и ассортимент  до 8000 наименований. В современном  супермаркете предлагается до 25000 наименований товаров, и ежегодно появляется 8 тысяч  новых товаров. Техника изменила внешний вид и характер супермаркета: были установлены системы кондиционирования  воздуха, входные двери автоматически открываются и закрываются, продукты продвигаются к кассиру по ленточному транспортёру.

Появление нового упаковочного материала помогло  введению самообслуживания в овощном  и молочном отделах; открытые морозильники способствовали расширению ассортимента замороженных продуктов; в хлебном  отделе расширился ассортимент хлебобулочных  изделий, выпекаемых на месте. Появился гастрономический отдел, где можно  купить готовые закуски. Последним  важным нововведением были компьютеры. Счётную кассу начал заменять компьютер, расшифровывающий специальный  штрихкод на этикетке продукта. Компьютеры повысили производительность, ускорив  работу кассиров и уменьшив количество ошибок, а также сократили расходы  магазина, регистрируя продвижение  продукта и проводя быструю инвентаризацию.

Покупки в  супермаркетах и гипермаркетах  обычно делаются на неделю вперёд, так  как выгоднее покупать продукты в  больших количествах.

Некоторые фирмы  стали открывать супермаркеты с  ограниченным ассортиментом товаров  и упрощённым обслуживанием (дискаунтеры): ассортимент таких магазинов  не превышает 500 видов непортящихся продуктов.

Другие предприниматели, стремясь увеличить сбыт, наоборот, предлагают клиентам ещё большие  удобства. Они увеличили размеры  супермаркетов почти до 5000 кв.м. и  обеспечили ещё более широкий  выбор продуктов питания, напитков и других товаров. Их цель — охватить большую территорию, чем это удавалось  сделать обыкновенным продуктовым  супермаркетам.

Появились комбинированные  магазины: супермаркеты и аптеки, которые  тоже должны привлекать покупателей  и повысить сумму отдельных операций.

Все больше людей отдают предпочтение экологически чистым продуктам. С 1990 г. в США производители  обязаны помещать на этикетках полную информацию о качестве продуктов (калорийность, общее количество жира, соли, холестерина, углеводов, сахара, протеина), а также  рекомендуемое количество продукта для разового потребления. На скоропортящихся  продуктах обозначается крайняя  дата потребления или продажи. Кассы  в супермаркетах оборудуются  лазерными сканирующими устройствами, мгновенно считывающими название и  цену расфасованного товара. Чтобы  не создавались очереди в «часы пик», многие супермаркеты искусственно «рассасывают» их, предоставляя пенсионерам скидки на покупки в будничные дни в определённые часы. На покупках в супермаркете можно сэкономить, если воспользоваться специальным талоном на скидку с обозначенным сроком действия. Эти талоны, поощряющие покупателя, могут быть приложены к находящемуся на стеллаже продукту, часто их присылают по почте постоянным или потенциальным клиентам. В ряде случаев присылаемый талон (купон) предполагает дополнительную покупку на конкретную сумму. Покупку продуктов можно осуществить по телефону или заказать на сайте интернет-супермаркета с доставкой на дом. В ряде случаев такое удобство не требует дополнительной оплаты.

Администрация супермаркетов обязана следовать  определённым правилам торговли,на каждом продукте должна быть чётко обозначена его цена, а в случае наличия нескольких ярлыков с разными ценами покупатель должен заплатить наименьшую из них;определённые виды продуктов, к которым относятся мясо и рыба, соки и прохладительные напитки, детское питание, масло, кофе, джемы, пища для домашних животных, макаронные изделия, а также стиральные и моющие средства должны иметь не только общую продажную цену за упаковку, но и цену за вес или объём;скоропортящиеся товары, к которым помимо молочных и мясных продуктов относятся также яйца, хлеб, кулинарные изделия, должны иметь чётко обозначенные даты последнего дня продажи или потребления;весы должны находиться между продавцом и покупателем, и их шкала должна быть ясно видна;на упаковке с мясным фаршем должны быть обозначены все сорта мяса, входящего в него;на всех продуктах в фабричной упаковке должны быть чётко указаны название продукта, вес нетто, содержащиеся в продукте ингредиенты, а также название компании-производителя и её адрес.

 

Дискаунты —  это универсальные магазины, работающие по методу самообслуживания и реализующие  в основном продовольственные и  частично непродовольственные товары повседневного спроса по низким ценам. Специалисты называют эти магазины «усеченным вариантом супермаркетов», где сохраняется тот же метод  продажи и похожий ассортимент, хотя и не такой широкий. Торговая площадь этих магазинов в среднем  составляет 600 кв. м, хотя известны магазины с площадью до 3000 кв. м. Низкие цены в  дискаунтах обеспечиваются за счет минимизации  расходов на обслуживание, невысокого качества оборудования, дешевой отделки магазинов. Характерная деталь дискаунтов — отсутствие в торговом зале продавцов. Это также позволяет снизить издержки, а значит, и розничную цену товара. Функцию информирования покупателей выполняют ценники, которые являются одним из важнейших элементов системы организации торговли. Как правило, эти магазины не размещаются в центре города, а строятся в жилых, так называемых «спальных» районах. Точка зрения о том, что дискаунт — это «магазин для бедных», является неверной. Дискаунт ориентирован на всех жителей близлежащих кварталов, не желающих платить лишние деньги за товары повседневного спроса. Сегодня дискаунты являются серьезным конкурентом уличным рынкам.

Первые дискаунты  появились в Германии почти 40 лет  назад. Первоначально они занимали небольшую долю в общем объеме товарооборота. Это было связано  с непривычностью данных магазинов  для покупателя и с ограниченностью  ассортимента. Сегодня в этих магазинах  продается практически полный ассортимент  продовольственных товаров повседневного  спроса. Номенклатура товаров —  в среднем 600 наименований, но может  доходить и до 1200. Однако есть предел количества наименований, при достижении которого схема «высокое качество по низкой цене» не работает. Поэтому  в типичном дискаунте вряд ли когда-нибудь будет более 1200 наименований товаров.

Сегодня в  Германии магазинов этого типа насчитывается  более 6 тысяч. Магазины-дискаунты получают широкое распространение во все  мире, особенно в Европе, и начинают распространяться в Беларуси.

Дисконтные  магазины осуществляют продажу товаров  со скидкой владельцам специальных  дисконтных карт, которые могут быть именными и на предъявителя. Финансовая схема работы с дисконтными картами  устанавливается продавцом: может  браться определенная авансовая  сумма, может оплачиваться стоимость  изготовления карты или карта  выдается бесплатно при покупке товара на большую сумму.

Магазины  «Кэш энд кэрри» предназначены для  мелких перекупщиков. Особенностью этих магазинов является совмещение в  одном помещении склада и торгового  зала, товар выложен на стеллажах  большими партиями. Покупатель, проходя  с тележкой мимо стеллажей, отбирает товар и оплачивает его при  выходе из магазина в едином узле расчета.

За рубежом  существуют магазины типа «Карго» с  площадью торгового зала более 4000 кв. м, ассортимент в которых более  универсальный, чем в супермаркетах, — например, включая бензин для  автомашин. Все товары продаются  по сниженным ценам за счет сокращения расходов на строительство, аренду участка  и эксплуатацию магазина.

За рубежом  известны и другие типы магазинов.

Суперсторы  специализируются на продаже определенных товаров, похожи на гипермаркеты, но торгуют  они не продовольственными, а потребительскими товарами. Разница между ними и  гипермаркетами становится в чем-то ощутимой только при площадях последних  свыше 5000 кв. м.

Суперетта —  магазин самообслуживания с площадью торгового зала от 120 до 400 кв. м. Торгует  широким ассортиментом продовольственных  товаров, включая фрукты и овощи, и ограниченным ассортиментом непродовольственных.

Кауфхалле —  магазин самообслуживания по торговле товарами повседневного спроса. В  торговом зале площадью 200—300 кв. м продаются  продовольственные и непродовольственные  товары, последние занимают в товарообороте  около 8%. Располагается в отдельно стоящих одноэтажных зданиях. В  настоящее время построены кауфхалле  с площадью торгового зала 1500 кв. м и более, приближающиеся по типу к супермаркетам. Распространены в  Германии.

Суперонтер  — магазин по торговле скоропортящимися товарами, располагающийся чаще всего  вне города.

Конвиннесонтер  — небольшой магазин с ограниченным ассортиментом продуктов высокой  степени готовности (как дополнение к крупному магазину).

Супертриадо — новая модель крупного магазина, имеющая современный торговый центр  с реализацией высококачественных дорогостоящих товаров, зону супермаркета-склада, зону продажи товаров улучшенного  качества.

Арагонтер —  розничное предприятие с высокой  степенью автоматизации операций, где  принимают кредитные и дебиторские  карточки.

Также еще  различают две формы интеграции:

*торговое  объеденение

*торговый  комплекс

Торговое  объединение — добровольное объединение, созданное торговыми предприятиями, сохраняющими свою самостоятельность  и права юридического лица, для  кооординации предпринимательской  деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов  и являющееся некоммерческой организацией. Примером торговых объединений в  России являются объединения на базе упраздненнных торгов. Так, акционерное  общество закрытого типа «Элита»  в г. Ростове образовано в 1991 г. на основе 24 магазинов из 47 бывшего  «Хозмебельторга» и его складской  базы (5 тыс. кв. м). В рамках акционерного общества централизованы основные, общие  для его учредителей функции  — закупка товаров и снабжение  ими магазинов, ведение учета  хозяйственной деятельности, подготовка кадров, юридическое обслуживание. Вместе с тем за магазинами сохранено  право осуществлять самостоятельные  товарные сделки. Заработная плата  работникам магазинов начисляется  в зависимости от результатов  деятельности каждого конкретного  предприятия. Акционерное общество выделяет значительные средства на реконструкцию, оборудование магазинов и поддерживает их в надлежащем состоянии.

Информация о работе Торговые сети РБ