Технология исследования маркетинговой среды предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

основной целью данной работы будет являться анализ и совершенствование технологии исследования маркетинговой среды
Согласно поставленной цели определены следующие задачи:
1. Изучить и определить теоретические и методологические основы маркетинговой среды, на основе научной, нормативной и юридической литературы.
2. Рассмотреть порядок и последовательность исследования
3. Выявит экономические проблемы жилищно-коммунального хозяйства, и выработать рекомендации по повышению её эффективности и результативности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Маркетинговая среда и суть её изучения………………………...…….5
1.1. Маркетинговая среда и её составляющее……………………….………..5
1.1.1. Внешняя среда маркетинга. Анализ макро- и микросреды……..6
1.1.2. Внутренняя среда маркетинга…………………………………….9
1.2. Маркетинговые исследования и их виды………………………………..10
Глава 2. Порядок и последовательность изучения маркетинговой
среды ……………………………………………………………………….…………12
2.1. Выявление проблем и формулирование целей изучения……………….12
2.2. Отбор источников, сбор и анализ вторичной маркетинговой
информации…………………………………………………………………….13
2.3. Планирование и организация сбора первичной информации………….14
2.3.1. наблюдение……………………………………………………….16
2.3.2. эксперимент……………………………………………………….17
2.3.3. имитация…………………………………………………………..17
2.3.4. опрос……………………………………………………………....18
2.3.5. анкета……………………………………………………………...20
4. Систематизация и анализ собранной информации………………………..22
5. Представление полученных результатов исследования…………………..22

Глава 3. Изучение маркетинговой среды на примере ОАО «Сибирьтелеком»……………………………………………………………….……24
3.1 Предприятие ОАО «Сибирьтелеком» и её деятельность……….….…….24
3.2. Анализ макросреды предприятия…………………………………..……..25
3.3. Анализ микросреды………………………………………………………..28
3.4. Возможности и возможные угрозы ОАО «Сибирьтелеком»…………..32
Заключение…………………………………………….……………………………...34
Список использованной литературы………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

     Культурные факторы во многом определяют индивидуализацию запросов потребителей по отношению к товарам и услугам. Они связаны с такими характеристиками, как уровень образования и профессия, степень приверженности основным традиционным культурным ценностям, религиозные представления, отношение к мирозданию, природе, обществу, отношение к самим себе, подверженность влиянию субкультурных факторов и референтных групп, жизненная позиция, стиль и образ жизни и т.д.

     Микросреда маркетинга. Микросреда характеризует параметры и ситуацию деятельности на отдельно взятом рынке, представляющем для организации особый интерес (например, характеристика рынка хлопчатобумажных тканей или рынка гостиничных услуг). К микросреде относятся силы, действующие в сфере, непосредственно примыкающей к ней, которые могут влиять на ее способность обслуживать клиентов: [3, с.67].

    • сама организация;
    • маркетинговые посредники;
    • конкуренты;
    • покупатели;
    • поставщики;
    • широкая общественность.

     Покупатели (потребители) – важнейшая составляющая микросреды маркетинга. Знание конкретных желаний своих потребителей, их стремлений и надежд позволяет организации разрабатывать четкие цели развития и программы их осуществления. Достоинством маркетинга является возможность реакции на изменения покупательских предпочтений, выяснения причин таких изменений и предложения организации мер по корректировке ее деятельности.

     Поставщики – это организации и частные лица, которые поставляют ресурсы, необходимые для производства товара или для оказания услуг.

     Тенденции в развитии рынка, влияющие на поставщиков, могут серьезно повлиять на выполнение организацией плана маркетинга.

     Маркетинговыми посредниками называются организации, которые помогают ей рекламировать, продвигать на рынок, продавать и доставлять товар покупателю. Все они обычно связаны друг с другом.

     Чем бы ни занималась организация, на каком бы товаре (или услуге) ни специализировалась – наиболее важными посредниками являются транспортные, финансовые, исследовательские и рекламные.

     Транспортные системы служат для того, чтобы доставлять покупателям произведенный товар.

     Финансовые посредники – банки, кредитные и страховые компании, прочие организации, финансирующие сделки, совершаемые организациями и уменьшающие риски, с которыми сопряжена их работа.

     Конкуренты. Любой организации противостоит широкий спектр конкурентов. Рыночная теория гласит, что для того, чтобы преуспеть в бизнесе, организация должна удовлетворять не только изменяющиеся потребности клиентов, но и приспосабливаться к стратегиям ее конкурентов.

     1.1.2. Внутренняя маркетинговая  среда

     Степень успеха организации на рынке зависит от различных факторов, из которых складывается ее маркетинговая среда. Этот успех определяют во многом элементы внутренней среды организации. [4, с.126].

     Маркетологи работают в тесном контакте с руководством организации и ее различными отделами. Основные элементы внутренней среды организации:

    • кадровый потенциал организации;
    • организационно-управленческие возможности организации;
    • проектно-конструкторский потенциал организации;
    • производственные возможности организации;
    • сбытовой потенциал организации;
    • материальные и финансовые возможности организации.

     При анализе факторы окружающей среды разделяются на:

  1. контролируемые организацией (управляемые и направляемые ею). К ним относят все факторы внутренней среды; а также микросреды, с которой организация непосредственно взаимодействует, поскольку эти факторы, вступая во взаимодействие с организацией, имеют встречное воздействие.
  2. неконтролируемые организацией (находящиеся за пределами ее властных полномочий). К ним относят макрофакторы внешней среды, которые носят практически односторонний характер воздействия на организацию, ей лишь остается активно приспосабливаться к ним.

     Организация должна располагать эффективной системой обратных связей, позволяющей иметь достаточно полное представление о соответствующих факторах неконтролируемой внешней среды. На основе данной информации организация должна адаптировать свою стратегию к окружающей среде с учетом своих конкурентных преимуществ и целей развития. Стабильный долгосрочный успех предполагает находить новые возможности, соответствующие плану маркетинга, а также своевременно реагировать на угрозы конкурентов, изменяя маркетинговую стратегию.

1.2. Маркетинговые исследования и их виды 

      Для эффективной рыночной деятельности, ведения целенаправленной конкурентной борьбы организации необходимы маркетинговые исследования. Крупная зарубежная компания ежегодно проводит своими силами или заказывает проведение сторонними организациями 3-4 маркетинговых исследований.

      Существует  несколько определений маркетингового исследования. В научной же литературе наиболее часто применяется широкая  трактовка термина "исследование маркетинга", в соответствии с которой последние могут представлять собой как раздельные, так и комплексные исследования рынка и маркетинговой деятельности фирмы. Такой подход упрощает классификацию маркетинговых исследований, позволяет избежать терминологической путаницы при общении с практиками и поэтому представляется предпочтительным.

      Таким образом, под маркетинговым исследованием  следует понимать. целенаправленный на решение стоящей перед фирмой маркетинговой проблемы (комплекса  проблем) процесс постановки задач, получения маркетинговой информации, планирования и организации ее сбора, анализа и представления отчета о результатах. [7, с. 106].

      К основным принципам проведения маркетинговых  исследований относятся объективность, точность и тщательность.

      Принцип объективности означает необходимость  учета всех факторов и недопустимость принятия определенной точки зрения до завершения анализа всей собранной  информации.

      Принцип точности означает четкость постановки задач исследования, однозначность их понимания и трактовки, а также выбор инструментов исследования, обеспечивающих необходимую достоверность результатов исследования.

      Принцип тщательности означает детальность  планирования каждого этапа исследования, высокое качество выполнения всех исследовательских операций, достигаемое за счет высокого уровня профессионализма и ответственности исследовательского коллектива, а также аффективной системы контроля его работы.  [12, с.76].

      Каждая  фирма самостоятельно определяет тематику и объем маркетинговых исследований исходя из имеющихся у нее возможностей и потребностей в маркетинговой информации, поэтому виды маркетинговых исследований, проводимых различными фирмами, могут быть разными.  Однако результаты опросов различных зарубежных фирм (английских и американских) свидетельствуют об устойчивом приоритете, отдаваемом фирмами отдельным видам исследований.

      К современным тенденциям, влияющим на эффективность проведения маркетинговых  исследований за рубежом относят [15, с.68]:

  1. Рост доступности коммерческих баз данных.
  2. Расширение использования новой технологии.
  3. Ухудшение образа опросов среди покупателей.

      В нашей стране в силу узости круга  фирм, выполняющих маркетинговые  исследования, эти тенденции пока незаметны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Порядок и последовательность изучения  маркетинговой среды

2.1. Выявление проблем  и формулирование  целей исследования

      Выявление проблем и формулирование целей  исследования по праву считается  важнейшим этапом изучения. Правильно  выявленная проблема и точно сформулированная цель маркетингового исследования являются залогом его успешного проведения. Ошибки же, допущенные на этом этапе, могут привести не только к неоправданным затратам на проведение маркетинговых исследований, но и к обострению истинных проблем, связанных с потерями времени на движение по "ложному следу".

      Вне зависимости от того, проводит ли предприятие  исследование собственными силами или  привлекает к его проведению стороннюю  организацию, к выявлению проблем и формулированию целей исследования должны привлекаться специалисты фирмы, а окончательные результаты этой работы должны быть одобрены ее руководством. При этом на практике, как правило, возможны две ситуации:

  • руководство фирмы самостоятельно определяет конкретную проблему и ставит перед исследовательской группой цель и задачи маркетингового исследования. В этом случае деятельность исследовательской группы на данном этапе состоит в уточнении формулировки цели и задач исследования, а также в определении содержания и формы представления его результатов;
  • у руководства фирмы отсутствует ясное представление о цели и задачах исследования, и оно ограничивается неопределенной постановкой проблемы. В этом случае исследовательской группе предстоит провести предварительное исследование, направленное на конкретизацию проблемы и формулирование на ее основе целей и задач маркетингового исследования.

   Следует подчеркнуть, что в любом случае успех деятельности исследовательской  группы на данном этапе во многом зависит  от ее умения привлечь к этой работе руководство и специалистов фирмы. [10, с.112]. 

2.2. Отбор источников, сбор и анализ  вторичной маркетинговой  информации

            Основным и важнейшим  источником внутренней вторичной информации для большинства зарубежных фирм служит компьютер, в информационную базу которого включаются все значимые данные, отражающие различные функции управления деятельностью фирмы (организацию производства, закупку, продажу, управление кадрами, финансовую, маркетинговую деятельность и др.). Использование компьютерной технологии хранения и получения внутренней вторичной информации позволяет не только сократить трудовые затраты по ее сбору, но и обеспечить высокую оперативность ее получения.

      Несмотря  на заметное развитие процесса компьютеризации  управленческой деятельности на российских предприятиях большая часть внутренней информации по-прежнему обрабатывается вручную, что значительно снижает оперативность ее сбора. Внешние же источники вторичной информации включают:

  • материалы законодательного и инструктивного характера, публикуемые государственными учреждениями, в том числе федеральными и местными (например, бюллетени фонда имущества, бюллетени государственной налоговой инспекции и т.д.);
  • отчеты и доклады коммерческих исследовательских центров;
  • издания некоммерческих исследовательских организаций (например, отделений академий наук, университетов, институтов, материалы конференций, семинаров и т.д.);
  • публикации торговых и промышленных ассоциаций, в т.ч. ассоциаций маркетинга по отдельным видам продукции (например, ассоциация товаропроизводителей, ассоциация рекламодателей и т.д.);
  • журналы по различным товарам и технологиям;
  • газеты;
  • теле- и радиорекламу.

        Сбор вторичной информации из  внешних источников требует от  занятых им работников четкого  представления об искомой информации, навыков ведения ее быстрого поиска при обязательном выполнении условия его тщательности. 

      Анализ  вторичной информации включает оценку ее полноты, достоверности и непротиворечивости для решения поставленных перед  исследователями задач. Положительная  оценка указанных характеристик вторичной информации позволяет приступить к ее интерпретации, формулированию выводов и разработке рекомендаций, направленных на достижение цели и решение задач маркетингового исследования. В этом случае после завершения данного этапа исследования следует переход к завершающему его этапу, т.е. к представлению полученных результатов. В случае же неудовлетворительной оценки указанных выше характеристик вторичной информации (недостаточной полноты, достоверности или ее противоречивости) определяется потребность в дополнительной первичной информации, т.е. создается предпосылка для перехода к следующему (третьему) этапу исследования. [15, с.86].

Информация о работе Технология исследования маркетинговой среды предприятия