Сущность конкурентной борьбы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

В системе маркетинга фирма, действующая на рынке, рассматривается не сама по себе, а с учетом всей совокупности отношений и информационных потоков, связывающих ее с другими субъектами рынка. Условия окружающей среды, в которой действует фирма, принято называть маркетинговой средой фирмы. Котлер Ф. маркетинговую среду фирмы определил следующим образом: «Маркетинговая среда фирмы – совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества».
Маркетинговая среда фирмы слагается из микросреды и макросреды. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду (факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера).
Таким образом, конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке.
Существует множество определений конкурентов, приведем наиболее употребительные из них. Как было отмечено выше, конкуренты – это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности (что и влечет за собой необходимость их изучения). Рассматривая конкурентов как субъектов маркетинговой системы более подробно, можно дать следующее определение. Конкурирующими фирмами называются фирмы, имеющие полностью или частично совпадающую фундаментальную нишу. Под фундаментальной рыночной нишей здесь понимается совокупность сегментов рынка, для которых подходят товар и/или услуга, производимые данной фирмой.

Файлы: 1 файл

курсовая по маркетингу.docx

— 70.69 Кб (Скачать)
ign="justify">Выявление преимуществ и  недостатков в  деятельности конкурентов

Выявление слабых и сильных сторон деятельности конкурентов представляет собой  конечный итог исследования конкуренции  на рынке.

    Выявленные  недостатки в деятельности конкурентов  используются для разработки собственной  маркетинговой стратегии, выявленные сильные стороны используются для  их изучения и внедрения в собственной  фирме имеющегося положительного опыта  работы.

Для выявления  слабых и сильных сторон предприятий-конкурентов  можно воспользоваться методикой  анализа закрепления, которая учитывает  представление потребителей о продукции  компании и её конкурентов. Обычно эта  методика используется для проведения анализа на рынках потребительских  товаров. На основе анализа закрепления  целесообразно проводить внутренний анализ, нацеленный на выявление несоответствия сложившихся представлений в  компании о внешней действительности, с тем, чтобы заставить персонал внутри организации понять и принять  необходимость изменений.[ 14. – 344 с] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Глава 2. Характеристика предприятия.

             2.1. Общая характеристика предприятия.

        Общественный пассажирский транспорт играет огромную роль в перевозке граждан. Так как в нашей стране ещё не каждый гражданин может позволить себе личный автомобиль, поэтому именно общественный пассажирский транспорт обеспечивает доставку к месту работы, культурного отдыха и для прочих целей наибольшую часть населения городов.

      Несмотря на высокую потребность населения в общественном транспорте, последний в настоящее время находится не в лучшем состоянии. За последние 13 лет количество подвижного состава в стране уменьшилось на 40%, отсутствуют социальные стандарты транспортной обеспеченности пассажирскими перевозками.  
      Несмотря на все вышеперечисленные проблемы, в России постоянно увеличивается население городов, растёт благосостояние граждан, что приводит к постройке новых зданий и, соответственно, новых микрорайонов.  
В соответствии с изменяющимися ландшафтами городов требуется коррекция старых или проведение новых маршрутов городского общественного транспорта. 

       1 сентября 2007 г. создается ОАО «Городские маршруты», (в ущерб интересам муниципального предприятия). Учредителями ОАО становятся КУИ г. Улан-Удэ и ООО «Арсенал» (директор Матханова Д.Г.), при этом вкладом в уставный капитал от КУИ г. Улан-Удэ является: здание производственного цеха – стоянки, здание административно-бытового корпуса, здание моечной, земельный участок, расположенные по пр.Автомобилистов,3А, которые уже были в аренде МУП «Городские маршруты». От ООО «Арсенал» вклад в уставный капитал составил – 39 автобусов «ПАЗ-32054-07», 12 автобусов «ПАЗ-4230-03». Вклады распределяются: КУИ – 51%, ООО «Арсенал» – 49%

В Совет  директоров вновь созданного ОАО  «Городские маршруты», то есть коммерческого  предприятия, вошли: Айдаев Г.А. (мэр  г.Улан-Удэ, в соответствии с ч.9 ст.37 ФЗ РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» – «глава местной администрации  не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью»), Козлов А.Н., Сангадиев З.Г., Матханов И.Э., Русанов А.Г., и Гармаев В.Р.

Председателем Совета директоров избран Айдаев Г.А., его заместителем – Матханов И.Э.. При этом, руководивший на тот момент КУИ г.Улан-Удэ Сангадиев З.Г., который осуществлял свои полномочия как представитель от соучредителя – городского округа «Город Улан-Удэ», также вошел в совет директоров ОАО (в соответствии со ст.14 «Запреты, связанные с муниципальной службой» ФЗ РФ от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной  службе в Российской Федерации» муниципальному служащему запрещено состоять в  органах управления коммерческих организаций, заниматься предпринимательской деятельностью, использовать в целях, не связанных  с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового  и иного обеспечения, другое муниципальное  имущество).

Таким образом, действующее с 1998 г. МУП  «Городские маршруты» теперь уже  с 2008 г. арендует имущество у ОАО «Городские маршруты» и полностью загоняется в долги, и на данный момент остается без имущества.

27 июня 2008 г. выходит решение КУИ Администрации  г.Улан-Удэ (Бутова Л.С.) о передаче 2% акций, принадлежащих городу  в качестве вклада в ОАО  «Городские маршруты», в МУП «Городские маршруты» на праве хозяйственного ведения.

И уже 20 августа 2008 г. эти 2% акций, принадлежащих  г.Улан-Удэ, продаются ООО «Кассовый  центр» (директор Хабаева Ф.Ф.) через  МУП «Городские маршруты», с согласия собственника в лице КУИ г.Улан-Удэ.

Тем самым, у г.Улан-Удэ остается 49% акций  в ОАО «Городские маршруты», а  контрольный пакет акций (51%) переходит  под контроль Матханова И.Э.

В настоящий  момент, в МУП «Городские маршруты»  сложилась тяжелая экономическая  ситуация в виду лишения возможности  нормального функционирования и  недостаточного финансирования.

Цели  предприятия:

- максимальное  удовлетворение потребностей в  городских пассажирских перевозках  имеющимся в наличии и предназначенным  для этого,подвижным составом;

- обеспечение  работникам предприятия необходимых  условий для эффективной производственной  деятельности, улучшение их материального  и социального положения.

Задачи  предприятия:

- обеспечение  необходимого для города объема  пассажирских перевозок наличным  подвижным составом;

- обеспечение  безопасности пассажирских перевозок;

- создание  необходимых удобств для пассажиров; 

- рациональное  использование материальных, трудовых  и финансовых

ресурсов;

- развитие  и реконструкция материальной  базы;

- совершенствование  форм и методов управления  и хозяйствования.

Виды  деятельности предприятия:

- пассажирские  перевозки;

- оказание  платных услуг населению;

- организация  коммерческой и посреднической  деятельности.

Основным  видом деятельности предприятия  является оказание услуг по перевозке  пассажиров городским пассажирским транспортом. Услуги оказываются через  специализированную сеть маршрутов  движения троллейбусов.

2.2. Анализ маркетинговой  деятельности предприятия.

        Предприятие ОАО«Городские маршруты» предлагает потребителям транспортные перевозки в пределах города. Данные услуги удовлетворяют потребности жителей города Улан-Удэ, быстро и комфортно добраться до востребованные пунктов, в любое удобное для них время.

На предприятие  ОАО «Городские маршруты» работают квалифицированные водители у которых  опрятный внешний вид.

На предприятие  ОАО «Городские маршруты» новые комфортабельные микроавтобусы и автобусы иностранного производства.

Так же предприятие оказывает предоставление бесплатного проезда для ветеранов Великой Отечественной Войны.

        Предприятие ОАО«Городские маршруты» в настоящее время находится на этапе зрелости. Имеется большое число постоянных клиентов, прибыль стабильна. Т.к. по времени этот этап самый продолжительный, то организация хотела бы находиться на нем длительное время. Но на этапе зрелости наблюдается обострение конкуренции. Чтобы сохранить и расшить свою долю рынка, нужно постоянно искать способы модификации рынка. Предприятию следуют находить новых потребителей и новые сегменты рынка, чтобы справиться с конкуренцией.

     На  сегодняшний момент фирма ОАО«Городские  маршруты» использует 2 стратегии: «расширение  рынка» (появление новых маршрутов) и «совершенствование товара» (услуги), которое предполагает расширение спектра  услуг и улучшение их качества.

Предприятие ОАО « Городские маршруты» состоят из производителей, предоставляющие услуги жителям города Улан-Удэ.(канал нулевого уровня)

Целевой аудиторией для предприятия ОАО«Городские  маршруты» являются потенциальные  потребители (жители города Улан-Удэ), а так же люди и организации, которые  влияют на деятельность предприятия (конкуренты, Администрация города).

Для определения ответной реакции, фирма ОАО«Городские маршруты» анализирует, в каком состоянии находится в данный момент целевая аудитория:

-осведомленность;

-знание;

-благорасположение;

-предпочтение;

-убежденность;

-совершение покупки.

     В настоящее время целевая аудитория  находится на этапе предпочтения – большое количество жителей города Улан-Удэ предпочитают услуги предприятия ОАО«Городские маршруты».

Предприятия ОАО«Городские маршруты» разработала обращение к целевой аудитории, в котором содержатся рациональный мотив (услуга обеспечивает обещанные выгоды целевой аудитории).

Обычно  каналы продвижения делятся на 2 группы:

-Каналы личного продвижения информации – непосредственное общение людей друг с другом и обмен информацией о данных услугах.

-Каналы безличного продвижения информации – печатная реклама в наиболее читаемых газетах «Информ полис», «Номер один» и т.д., реклама на телевидении и радио. 

         2.3 Анализ макросреды предприятия.

       Маркетинговая среда предприятия подразделяется на внешнюю (микро- и макросреда) и внутреннюю.

К факторам микровнешней среды предприятия  ОАО «Городские маршруты» потребители, конкуренты и контактные аудитории.

К факторам макровнешней среды относят STEEPV –  факторы.

Задачей маркетингового исследования является всесторонний анализ внешней и внутренней среды предприятия и подготовка на этой основе информации, необходимой  для принятия решений.

STEEPV факторы внешнего  окружения:

S – социальные факторы. Данный фактор играет значительную роль для предприятия ОАО«Городские маршруты», у которого в настоящее время имеется достаточное количество потребителей услуг. При уменьшении населения города, потребность в этих услугах может сократиться.

Tтехнологические факторы. Появление новых комфортабельных микроавтобусов с улучшенными техническими характеристиками может привлечь дополнительное число потребителей.

E – экономические факторы. Общий уровень экономического развития будет влиять, и на предприятие, и на потребителей. Уровень покупательской способности зависит от уровня текущих доходов, цен, сбережений. На покупательской способности сказываются экономические спады, высокий уровень безработицы.

E – экологические факторы. Эти факторы в настоящее время оказывают влияние практически на любое предприятие. Рост загрязнения окружающей среды приводит к ужесточению мер по безопасности (штрафы).

P – Политические факторы. Законодательство в сфере транспортных перевозок, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов (Налоговая инспекция), органы местного самоуправления влияют на развитее предприятия ОАО «Городские маршруты

PV=  Учет влияния ключевых фигур-администрация города, арендодатели , банки.

       2.4 Анализ конкурентной среды предприятия.

    Любая фирма сталкивается с  множеством разнообразных конкурентов. 

1.Степень  зависимости от поставщиков высокая  - услуги, приобретаемые у поставщиков, являются существенным вкладом в бизнес предприятия.. Повышение цен на транспорт негативно скажется на работе организации, т.к. наличие современных, комфортабельных автомобилей является неотъемлемой частью получения прибыли.

2.Степень  зависимости от потребителей  достаточно высока, т.к. прибыльность  организации находиться в большой  зависимости от постоянных потребителей. При потере клиентов (уменьшение спроса на услуги) прибыльность предприятия уменьшается.

3Прямая  конкуренция довольно сильна. Здесь  следует выделить такого конкурента, как МУП«Городские маршруты»,  который так же предлагает  свои услуги на рынке нашего  города. Его минус –политика руководство предприятия. Предприятие ОАО«Городские маршруты» в настоящее время стремиться к максимальному захвату рынка путем привлечения новых потребителей и удержания постоянных клиентов.

Информация о работе Сущность конкурентной борьбы