Сущность конкурентной борьбы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

В системе маркетинга фирма, действующая на рынке, рассматривается не сама по себе, а с учетом всей совокупности отношений и информационных потоков, связывающих ее с другими субъектами рынка. Условия окружающей среды, в которой действует фирма, принято называть маркетинговой средой фирмы. Котлер Ф. маркетинговую среду фирмы определил следующим образом: «Маркетинговая среда фирмы – совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества».
Маркетинговая среда фирмы слагается из микросреды и макросреды. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду (факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера).
Таким образом, конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке.
Существует множество определений конкурентов, приведем наиболее употребительные из них. Как было отмечено выше, конкуренты – это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности (что и влечет за собой необходимость их изучения). Рассматривая конкурентов как субъектов маркетинговой системы более подробно, можно дать следующее определение. Конкурирующими фирмами называются фирмы, имеющие полностью или частично совпадающую фундаментальную нишу. Под фундаментальной рыночной нишей здесь понимается совокупность сегментов рынка, для которых подходят товар и/или услуга, производимые данной фирмой.

Файлы: 1 файл

курсовая по маркетингу.docx

— 70.69 Кб (Скачать)

4.Давление  товаров-заменителей умеренное и  зависит от времени года, т.к.  потребитель может предпочесть  поездку на собственном автомобиле. Микроавтобусы предприятия ОАО  «Городские маршруты» делает  акцент на целевую группу людей,  основная потребность которых  – ездить на работу или в  центр города на выходные, в  праздники. Угроза со стороны  потенциальных конкурентов невелика. Внедрение новых конкурентов  мало вероятно, т.к. город небольшой  и появление их нецелесообразно,  однако, при выходе на данный  рынок новых участников, усилится  конкуренция и борьба за долю  рынка. Если новый участник  выйдет на рынок с достаточным  собственным капиталом, чтобы  нести издержки для завоевания  определенного сегмента рынка,  то у предприятия уменьшится  число пассажиров. Это может сказаться  на финансовом положении фирмы.

Контактной  аудиторией для фирмы ОАО«Городские  маршруты» являются СМИ (газеты города «Информ полис», «Правда Бурятии», «Московский Комсомолец», «Новая Бурятия», телевидение АригУс и т.д.), которые  распространяют новости, статьи и редакционные комментарии. Предприятие  ОАО«Городские  маршруты» заинтересована в том, чтобы средства информации больше и  лучше освещали ее деятельность, нежели деятельность конкурентов.

Внутренние  контактные аудитории - работники данной организации, которые должны быть хорошо настроены по отношению к собственному предприятию.

Основными конкурентами ОАО «Городские маршруты являются МУП «Городские маршруты».

Предприятие МУП «Городские маршруты» по определению  является убыточным и в значительной степени финансируется из городского бюджета. В 2011 году в бюджете города предусмотрено 13 миллионов рублей на покрытие убытков транспортного  предприятия. В начале мая принято  решение выделить МУП «Городские маршруты» дополнительно 8,5 миллионов  рублей на период по июль включительно, сообщает пресс-служба администрации Улан-Удэ. По мнению сотрудников, руководство предприятия не обеспечивает нормальные условия труда и необходимый порядок, коллектив МУП «Городские маршруты» обвинил руководство в «намеренном уничтожении муниципального предприятия путем искусственного наращивания долгов». Условия труда на предприятии явно не соответствуют санитарным нормам, работники работают, переодеваются и обедают в слесарном цехе. В ремонтном боксе нет освещения, видны лужи после недавнего дождя. Прошедшей зимой в помещении, где работники ремонтируют автобусы, было отключено отопление. Собравшиеся не скрывали возмущения. Большинство из них проработало на линиях много лет. Притока молодежи нет. Средний возраст водителей 45-50 лет. 1 января 2002 г. КУИ г. Улан-Удэ передал МУП «Городские маршруты» в безвозмездное пользование имущественный комплекс. Между тем 1 сентября 2007 г. было создано ОАО «Городские маршруты». Учредителем является КУИ г. Улан-Удэ и ООО «Арсенал» (директор — Матханова Д.Г.). Таким образом, действующее с 1998 г. предприятие МУП «Городские маршруты» с 2008 года арендует имущество у ОАО «Городские маршруты». В настоящее время г. Улан-Удэ владеет 49% акций.  
Финансовая ситуация на предприятии действительно сложная МУП «Городские маршруты»  арендует базу у ОАО «Городские маршруты». В настоящее время долги за аренду составляют 4,3 млн

В настоящее  время на предприятии работают 237 человек. Средняя заработная плата  составляет 15 тыс. рублей. Автобусы (75) обслуживают около 20 маршрутов, среди  которых популярные №№ 2, 33, 37.  
На последней сессии горсовета предприятию было выделено 5 млн рублей, 
на следующей сессии будет решаться вопрос о перспективах деятельности предприятия до конца года. 
Водители обвиняют во вмешательстве в хозяйственные дела своего предприятия руководителей конкурирующего автохозяйства - ОАО «Городские маршруты».

Автобусы  большой вместимости МУП «Городские маршруты» обслуживает наиболее загруженные и социально значимые транспортные направления в Улан-Удэ. Как будут развиваться события - покажет ближайшее время.

Исходя  из этих данных мы видим, что у основного  конкурирующего предприятия МУП  «Городские маршруты» было выявлено много слабых сторон со стороны политики управления предприятия, в частности  финансирования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Глава 3

          3.1.Выработка маркетинговой стратегии на предприятие.

Выработка маркетинговой стратегии

        Каждая организация создается и существует для того, чтобы добиться какой-либо цели в рамках окружающей её среды.

   Цели – желаемый результат плана, поэтому правильное определение целей является ключом для разработки успешного плана. Цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, уместными, своевременными.

     Можно выделить наиболее значимые цели для организации:

-завоевание более 40% доли рынка в течение 1 года. Цель можно определить, как достижимую, потому что фирма располагает комфортабельным транспортом и денежными средствами для осуществления своей деятельности;

-увеличение числа рейсов;

-введение новых маршрутов.

-взаимодействие с туристическими фирмами. 

Данные  цели могут способствовать развитию предприятия в дальнейшем, что  будет приносить дополнительную прибыль.

     Для достижения этих целей организация  должна вкладывать ресурсы в развитие своих слабых сторон (до сильных  сторон) в условиях благоприятного воздействия факторов внешнего окружения  и конкурентной среды.

     Для выполнения выбранных маркетинговых  целей с минимальными затратами, необходимо разработать соответствующие  стратегии.

     Стратегия – принятие широких долгосрочных мер или подхода для достижения различных целей.

     Предприятию ОАО«Городские маршруты» для  увеличения своей доли на существующем рынке следует:

-провести рекламную компанию для уведомления жителей города о появлении новых маршрутов и взаимодействии с туристическими фирмами.

-заинтересовать потенциальных потребителей при помощи гибкой ценовой тактики (скидки и невысокие цены);

-улучшить качество предоставляемых услуг.

     В случае успешного выполнения вышеперечисленных  стратегий, предполагается, что большее  количество людей познакомятся с  новыми услугами предприятия, заинтересуются и найдут выгоду для себя. Фирма  ОАО«Городские маршруты» в таком  случае будет получать дополнительную прибыль.  

3.2. Способы повышение  конкурентоспособности. 

           Для того чтобы рассмотреть сильные и слабые стороны предприятия ОАО «Городские маршруты» во взаимодействии с возможностями и угрозами, используем SWOT - анализ.

     Проанализируем основные результаты применения SWOT-анализа при разработке мероприятий по повышению конкуренции ОАО «Городские маршруты» 

       SWOT – анализ является мощным инструментом для анализа деятельности предприятия. Он подразумевает рассмотрение сильных и слабых сторон организации, благоприятных и неблагоприятных факторов внешнего окружения и конкурентной среды. (Таблица 3). 
 
 
 
 
 

Матрица SWOT – анализа

Организация Внешняя конкурентная борьба
Сильные стороны Благоприятные факторы
1.Опыт руководствующего состава предприятия;

2.высокое качество обслуживания;

3.предложение маршрутов разных направлений;

4.наличие квалифицированных водителей;

5.предоставление услуг без посредников;

6.приемлемые цены;

7.транспорт с хорошими техническими характеристиками

1.наличие большого числа постоянных потребителей;

2.большое влияние рекламы в местных СМИ;

3.вероятность появления новых конкурентов мала.

Слабые  стороны Неблагоприятные факторы
1.Необходимость платить за аренду помещения;
2.большая зависимость от потребителей.

3.Большая  зависимость от администрации  города.

1.наличие прямых конкурентов;

2.расширение рынка ограничено пределами города;

3.зависимость от поставщиков

     Рис.3

     Рассмотрев  данную матрицу, можно сделать выводы, что у предприятия ОАО«Городские  маршруты» сильных сторон больше, чем слабых. Количество благоприятных  и неблагоприятных факторов внешней  среды и конкурентов примерно одинаковое. 

Для того, что бы повысить конкурентоспособность  на предприятие О.А.О. «Городские маршруты»  следует:

-Привести  в порядок остановки общественного  транспорта.

-Составить  график режима движения микроавтобусов.

-Обновить  парк маршрутного такси.

-Повысить  качество перевозки пассажиров.

-Установить  светящиеся линзы на номерные  знаки микроавтобусов.

-Вежливое  доброжелательное отношение водителей  к пассажирам.

Следуя  этим рекомендациям можно повысить конкурентность и спрос среди  пассажиров. 

3.3 Разработка политики  предприятия в  области продвижения.

             Политика предприятия в области продвижения формируется, исходя из проектов решений о том, на какой рыночный сегмент (сегменты) выходить, какие товары (услуги) реализовывать и какой ценовой политикой при этом руководствоваться. При разработке политики продвижения необходимо разработать комплекс мероприятий по организации процесса продаж. В то же время товарная, сегментационная и ценовая политики предприятия зависят от возможностей предприятия по продвижению и в зависимости от этого корректируются [7].

Для того чтобы товар или услуга были приобретены, необходимо выполнение трех условий:

- клиент  должен знать о наличии предложения  со стороны предприятия, о свойствах  услуги, цене и условиях приобретения;

- клиент  должен иметь возможность установить  контакт с продавцом, заключить  сделку и получить то, что он  хотел приобрести, в удобном для  него месте, в удобное время,  в нужном количестве. Для выполнения  этих условий продавец должен создать систему заключения сделок и систему физического продвижения услуг к потребителю; при продаже относительно недорогих товаров и бытовых услуг эти системы накладываются друг на друга, при заключении крупных сделок они функционируют раздельно;

- клиент  должен иметь желание заключить  сделку именно с этим предприятием, что особенно важно на высоко  конкурентных рынках. Он должен  уважать продавца и производителя  и доверять ему.

На основании  выше сказанного разрабатывают политику продвижения. Для предприятия ОАО «Городские маршруты» предлагаю следующие мероприятия:

1) рекламные  мероприятия – любая оплачиваемая  форма неперсональной презентации  и продвижения идей, продукции  и услуг, осуществляемых конкретным  заказчиком.

Исходя  из задач рекламы – информировать, убеждать и напоминать - предлагаю  следующую рекламную кампанию:

- реклама  на общественном транспорте;

- реклама  в СМИ;

- реклама  на щитах, плакатах;

- участие  предприятия в культурных, массовых  мероприятиях города (субботник);

- участие  в торгово-экономических выставках.

2) создание  системы заключения сделок, включающий  в себя, представительские помещения,  средства связи, обеспечение услугами  финансовой инфраструктуры.

3) формирование  имиджа предприятия – его образ,  способствующего ведению коммерческой  деятельности у потребителей.

Организация маркетинговой деятельности или  маркетинга, включает в свой состав: построение организационной структуры  управления маркетингом; подбор специалистов по маркетингу (маркетологов) надлежащей квалификации; распределение задач, прав и ответственности в системе  управления маркетингом; создание условий  для эффективной работы сотрудников  маркетинговых служб (организация  их рабочих мест, предоставление необходимой  информации, средств оргтехники и  др.); организацию эффективного взаимодействия маркетинговых служб с другими  службами организации .

  Рыночная  организация — организационная структура управления маркетингом, в которой управляющие отдельными рынками несут ответственность за разработку и реализацию стратегий и планов маркетинговой деятельности на определенных рынках.

В зависимости  от того смысла, который вкладывается в понятие «рынок», в оргструктуре могут быть выделены подразделения, ориентированные на конкретных потребителей. Возможно выделение рынков по отраслевой принадлежности. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Сущность конкурентной борьбы