Современные торговые форматы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – охарактеризовать современные торговые форматы и их конкурентные преимущества.
Для достижения цели предполагается решение следующих задач:
- представить эволюцию новых организационных форм в секторе розничной торговли,
- охарактеризовать последовательность возникновения и распространения новых форматов,
- описать классификацию и конкурентные преимущества различных форматов розничной торговли,
- выявить тенденции развития торговых форматов,

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМАТЫ ТОРГОВЛИ: ЭВОЛЮЦИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 5
1.1. Эволюция новых организационных форм в секторе розничной торговли 5
1.2. Последовательность возникновения и распространения новых торговых форматов 10
1.3. Классификация и конкурентные преимущества различных форматов розничной торговли 18
1.4. Тенденции развития торговых форматов 21
2. КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ТОРГОВОГО ФОРМАТА «УНИВЕРСАМ» 24
2.1. Проблемы и перспективы развития формата «универсам» на рынке Санкт-Петербурга 24
2.2. Сравнительный анализ конкурентных преимуществ формата «универсам» с другими форматами розничных торговых предприятий 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ЛИТЕРАТУРА 33

Файлы: 1 файл

Современные торговые форматы .doc

— 201.00 Кб (Скачать)

Формат торговли

Примеры представителей формата торговли

Условное обозначение  воздействия конкурентов

Характеристика воздействия  конкурентов

Гипермаркеты, сети

гипермаркетов

«О* Кей»

Сильное воздействие

Конкуренция носит в основной ценовой  характер. Кроме того, у гипермаркетов  огромные торговые площади, что позволяет им размещать достаточно большое количество дополнительных услуг (химчистка, прачечная, ремонт обуви, фотоуслуги и т. п.). Универсамы отмечают значительный отток покупателей, а также • снижение объемов продаж: по конкретным товарным группам (например, спиртные напитки). Также экспертов удивляет тот факт, что их же поставщики идут на значительные уступки гипермаркетам и практически не идут на уступки универсамам.

Сети

универсамов (московские и иностранные')

«Перекресток» «Патерсон»

Сильное воздействие

Конкуренция идет по таким параметрам, как ассортимент, масштаб и стоимость  проводимых маркетинговых мероприятий.

Дискаунтеры, сети

дискаунтеров

«П ятерочка» «Дикси»

Среднее воздействие

Как и в случае с гипермаркетами, это вариант конкуренции . по цене. Эксперты отмечают, что воздействие  не является сильным, поскольку идет деление покупателей по доходу посетители дискаунтеров - люди с более низким достатком, чем посетители универсамов.

Cash&Carry,

«Метро»

Слабое воздействие

Данный формат имеет не очень явную ориентацию на покупателя, привыкшего к розничной торговле. Эксперты предполагают, что эта ситуация изменится в ближайшем будущем-тогда конкурентное влияние со стороны Cash&Carry возрастет и будет носить ценовой характер.

Магазины

традиционного

формата

(торговля

через

прилавок)

«Диета»

Слабое

воздействие (за

исключением

случаев

территориальной конкуренции)

Эксперты практически не упоминают данный формат торговли в качестве прямых или косвенных конкурентов. Возможно, это объясняется тем, что подобных магазинов в городе не очень много. Кроме того, часто по качеству обслуживания и соблюдению санитарно-гигиенических норм (в основном это касается мелких торговых точек) эксперты приравнивают их к ларькам

Продуктовые рынки, ларьки

Северный рынок Звездньй рынок

Слабое

(за

исключением

случаев

территориальной конкуренции)

Данные форматы торговли не являются прямыми конкурентами универсамов, несмотря на то, что, как правило, они предлагают более низкие цены. Сочетание таких факторов, как цена, уровень обслужи- вания, качество товаров, соблюдение гигиенических требований, означает, что данные форматы обслуживают другие сегменты населения, на которые универсамы в основном не ориентируются. Некоторые эксперты полагают, что такое понятие, как ларьки, лотки скоро исчезнет, поскольку это уже устаревший и неудобный Формат торговли.


Источник: [4]

Очевидно, что при совпадении территориальной конкуренции и конкуренции по формату торговли, сила конкурентного воздействия приобретает угрожающий характер. Эксперты отмечают, что в городе много универсамов, окруженных своими прямыми и косвенными конкурентами, которые отнимают у них значительную часть покупателей.

Анализируя особенности  конкурентной борьбы, эксперты выделяют следующие конкурентные преимущества универсамов перед другими форматами  торговли (таблица 3).

Таблица 3. - Конкурентные преимущества универсамов перед  другими форматами торговли

Формат торговли

Конкурентные преимущества универсамов

Гипермаркеты, сети гипермаркетов

Универсам - это «магазин на каждый день», «магазин рядом с домом», «магазин для . микрорайона». Дня совершения покупки в универсаме не обязательно иметь свой транспорт (как это часто необходимо при посещении гипермаркетов). Кроме этого, покупатели не поедут в гипермаркет за единичными покупками, такими, как хлеб или молоко.

Сети универсамов (московские и  иностранные)

Петербургские универсамы сами по себе являются более гибкими структурами, способными, го мнению экспертов, быстрее реагировать на нужды потребителей и на меняющуюся конъюнктуру рынка. Кроме этого у них не возникает затрат и соответствующих проблем для выхода на новый рынок-как у иногородних и иностранных сетей.

Дискаунтеры, сети дискаунтеров

В данном случае конкурентными преимуществами универсамов выступают широкий ассортимент (от самого дешевого и привычного товара до очень дорогого, экзотического), наличие дополнительных услуг и иногда - более просторные помещения, отсутствие необходимости долго стоять в очереди в кассу.

Cash&Carry

Универсам прежде всего является предприятием розничной торговли и именно этим привлекает обычных покупателей, не стремящихся приобрести продукты и  другие товары мелким оптом. Также в универсамах, в отличие от Cash&Carry, можно приобрести особый, редкий товар.

Магазины

традиционного

формата

Универсамы являются магазинами самообслуживания, тогда как традиционные магазины торгуют из-за прилавка. По мнению экспертов, спрос повышается и товарооборот увеличивается в том случае, когда покупатель может сам «потрогать» и выбрать товар. Кроме этого в универсамах качество обслуживания значительно выше, и гигиенические' требования соблюдаются строже.

Продуктовые рынки, ларьки

В универсамах высокое качество обслуживания. Вероятность того, что покупателя обманут в универсамах практически равна нулю. Кроме этого универсамы гарантируют высокое качество самих товаров. Покупатель знает, что может вернуть товар. Эксперты отмечают, что люди зачастую приходят к ним с рынка, для того чтобы пере взвесить товар, приобретенный на рынке, и, увидев, 'что их обманули, сопоставляют разницу в цене, а в итоге, конечно, в следующей раз идут в универсам. Доверие к продавцу (универсаму) со стороны покупателей - очень важный фактор конкурентоспособности.


 

Источник: [4]

На основе выделенных конкурентных преимуществ можно  определить аспекты, важные для разработки стратегий развития универсамов.

  • Разработка способов сосуществования с разными форматами торговли.  
    Например, способ сосуществования с дискаунтерами: возможно деление сегмента покупателей со средним доходом по целевым покупкам: в дискаунтерах — люди покупают непортящиеся продукты в больших количествах, на долгий срок; в универсамах — люди приобретают свежие, скоропортящиеся продукты, совершают ежедневные покупки, а также приобретают редкие экзотические товары.
  • Взаимная поддержка универсамов Санкт-Петербурга. 
    Уже сейчас петербургские универсамы создают «противовес» наступающим на рынок конкурентам. Например, сравнительно недавно была создана некоммерческая организация «Союз предприятий розничной торговли», в которую вошли 46 универсамов. Кроме этого универсамы объединяются и в коммерческие организации, примером является сеть «МаксМикс», объединяющая несколько универсамов города.
  • Борьба за потребителя. Чтобы не стать жертвой конкурентной борьбы, универсам должен повысить требования к себе по многочисленным аспектам, включая такие, как цена, качественное обслуживание, повышение лояльности потребителей. Необходимо предложить потребителю нечто такое, от чего тот уже не сможет отказаться.

Исследование показало, что для реализации последнего, важнейшего, аспекта необходимо решить две задачи, а именно: понять, кто является посетителями универсамов, и чем универсамы могут их привлечь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Особенностью современной  розничной торговли в России является переход к интенсивному типу ее развития, выражающийся в структурной перестройке  розничной торговой сети, вводом в  действие новых форматов и подформатов организации торговли.

Современные торговые форматы, которые коренным образом меняют характер организации торговли и  предоставления услуг конечному  потребителю. Конкуренция между отдельными предприятиями, как правило, разворачивается в одной и той же или в смежных рыночных нишах, когда эти предприятия к тому же территориально приближены друг к другу. В процессе этой конкуренции одни предприятия возникают, другие исчезают или поглощаются более крупными и успешными участниками рынка. Эта конкуренция, как правило, проходит две стадии. На первой стадии конкурентная борьба ведется в форме захвата и освоения новых ниш, которые до определенного времени могут практически не пересекаться со старыми нишами. На второй стадии, новые рыночные ниши начинают во все большей степени пересекаться со старыми нишами. С экономической точки зрения это означает, что посредством разных организационных форм начинают продвигаться одни и те же или сходные товары и услуги, предоставляемые по близким ценам.

Рассматривая последовательность возникновения и распространения новых форматов, мы отметили, что движение первой волны новых торговых форматов началось "сверху" - с обслуживания более обеспеченных слоев населения. Эти сети супермаркетов были ориентированы на иностранцев и весьма обеспеченных российских покупателей. Средний и массовый сегменты розничной торговли на первых порах оставались неосвоенными новыми торговыми форматами. Финансовый кризис 1998 г. породил новую перспективную форму сетевой торговли - дискаунтеры, или универсамы экономкласса, ориентированные преимущественно на более массовый, сегмент покупателей.

Западные сети предложили два новых для нашей страны торговых формата - гипермаркеты и мелкооптовые магазины "кэш энд керри", работающие в среднем и экономичном сегментах рынков, но более демократичные по сравнению с супермаркетами. Таким образом, с течением времени наблюдается легкое "соскальзывание" торговых форматов в сторону относительно менее обеспеченных и более массовых потребительских сегментов.

В ходе второй волны вновь появилась потребность в движении "сверху". Возникающие новые торговые форматы становятся более фокусированными, ими осваиваются более специфические ниши. Примечательная черта второй волны заключается и в том, что осваиваются дополнительные способы привлечения покупателя и повышения его лояльности к раскрученному бренду.

Розничная торговая сеть должна уметь выбирать подходящие форматы  и обеспечивать их развитие в конкурентной среде для закрепления на рынке  и последующей экспансии. Каждый формат имеет свою специфическую сферу применения. Конкуренция ведется в форме захвата и освоения новых ниш.

На ближайшую перспективу, имея в виду перспективы освоения российских регионов, лучшие возможности  для развития имеют именно гипермаркеты, а также такой современный торгового формат, как "магазины у дома".

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Берман Б. Розничная торговля: стратегический подход [текст]: пер. с англ. /Б. Берман Дж. Р. Эванс. – М.: Вильямс, 2003.
  2. Бурстин Д. Сообщества потребления // THESIS. 1993. Т. 1, Вып. 3. С. 247-248. См. также: Радаев В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. 2005. N 1. С. 8 - 10.
  3. .Гилберт Д. Управление розничным маркетингом [текст]: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2005.
  1. ЗАО «Бизнес Порт». Универсамы Санкт-Петербурга//Практический маркетинг. – 2003. - №8.

  1. Мусорина В. Нелогичная логистика // Прямые инвестиции. 2005. -N6.- С. 48-53.
  2. Радаев В. Динамика деловых стратегий российских розничных компаний под воздействием глобальных торговых сетей // Российский журнал менеджмента. 2005. Т. 3, N 3. С. 26.
  3. .Радаев, В.В. Эволюция организационных форм в российской розничной торговле //Вопросы экономики – 2006. – №10. – С. 41–62.
  4. Розенберг И., Колтунова О. Уйти по-турецки // Компания. 2006. N 12. 3 апреля. С. 39 - 42.
  5. Ростова Е. На этапе консолидации // Новости торговли. 2006. N 3. С. 20.Современный супермаркет: учебник по современным формам торговли. – 2-е изд. – М. : Изд-во Жигульского, 2003.
  6. Степанова Т.Н., Мудракова Е.И. Методологические и методические основы построения минимального потребительского бюджета и бюджета высокого достатка // Уровень жизни населения регионов России. – 2000. – № 7–8. – С. 42–57.
  7. Сухова Д.К. Формирование стратегии развития предприятий розничной торговли крупного города // Проблемы современной экономики. – 2007. -  № 4(24)
  8. Телицына И. Равнение на Запад: Как российские сети набирали вес // Компания.- 2003. 9 июня.- N 22.- С. 32 - 37.
  9. Хасис Л.А. Розничные торговые сети в современной экономике. – М.: Едиториал УРСС. – 2004.
  10. Шоппинг для статуса // Новости торговли. 2006.- N 7. -С. 2.
  11. Яроги Ю. Сети оценили мультиформатность: к супермаркетам добавляют гипермаркеты и дискаунтеры // Ведомости. 2006.- N 3. -С. 65;

Информация о работе Современные торговые форматы