Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:10, курсовая работа
Цель работы – охарактеризовать современные торговые форматы и их конкурентные преимущества.
Для достижения цели предполагается решение следующих задач:
- представить эволюцию новых организационных форм в секторе розничной торговли,
- охарактеризовать последовательность возникновения и распространения новых форматов,
- описать классификацию и конкурентные преимущества различных форматов розничной торговли,
- выявить тенденции развития торговых форматов,
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМАТЫ ТОРГОВЛИ: ЭВОЛЮЦИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 5
1.1. Эволюция новых организационных форм в секторе розничной торговли 5
1.2. Последовательность возникновения и распространения новых торговых форматов 10
1.3. Классификация и конкурентные преимущества различных форматов розничной торговли 18
1.4. Тенденции развития торговых форматов 21
2. КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ТОРГОВОГО ФОРМАТА «УНИВЕРСАМ» 24
2.1. Проблемы и перспективы развития формата «универсам» на рынке Санкт-Петербурга 24
2.2. Сравнительный анализ конкурентных преимуществ формата «универсам» с другими форматами розничных торговых предприятий 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ЛИТЕРАТУРА 33
Формат торговли |
Примеры представителей формата торговли |
Условное обозначение воздействия конкурентов |
Характеристика воздействия конкурентов |
Гипермаркеты, сети гипермаркетов |
«О* Кей» |
Сильное воздействие |
Конкуренция носит в основной ценовой характер. Кроме того, у гипермаркетов огромные торговые площади, что позволяет им размещать достаточно большое количество дополнительных услуг (химчистка, прачечная, ремонт обуви, фотоуслуги и т. п.). Универсамы отмечают значительный отток покупателей, а также • снижение объемов продаж: по конкретным товарным группам (например, спиртные напитки). Также экспертов удивляет тот факт, что их же поставщики идут на значительные уступки гипермаркетам и практически не идут на уступки универсамам. |
Сети универсамов (московские и иностранные') |
«Перекресток» «Патерсон» |
Сильное воздействие |
Конкуренция идет по таким параметрам, как ассортимент, масштаб и стоимость проводимых маркетинговых мероприятий. |
Дискаунтеры, сети дискаунтеров |
«П ятерочка» «Дикси» |
Среднее воздействие |
Как и в случае с гипермаркетами, это вариант конкуренции . по цене. Эксперты отмечают, что воздействие не является сильным, поскольку идет деление покупателей по доходу посетители дискаунтеров - люди с более низким достатком, чем посетители универсамов. |
Cash&Carry, |
«Метро» |
Слабое воздействие |
Данный формат имеет не очень явную ориентацию на покупателя, привыкшего к розничной торговле. Эксперты предполагают, что эта ситуация изменится в ближайшем будущем-тогда конкурентное влияние со стороны Cash&Carry возрастет и будет носить ценовой характер. |
Магазины традиционного формата (торговля через прилавок) |
«Диета» |
Слабое воздействие (за исключением случаев территориальной конкуренции) |
Эксперты практически не упоминают данный формат торговли в качестве прямых или косвенных конкурентов. Возможно, это объясняется тем, что подобных магазинов в городе не очень много. Кроме того, часто по качеству обслуживания и соблюдению санитарно-гигиенических норм (в основном это касается мелких торговых точек) эксперты приравнивают их к ларькам |
Продуктовые рынки, ларьки |
Северный рынок Звездньй рынок |
Слабое (за исключением случаев территориальной конкуренции) |
Данные форматы торговли не являются прямыми конкурентами универсамов, несмотря на то, что, как правило, они предлагают более низкие цены. Сочетание таких факторов, как цена, уровень обслужи- вания, качество товаров, соблюдение гигиенических требований, означает, что данные форматы обслуживают другие сегменты населения, на которые универсамы в основном не ориентируются. Некоторые эксперты полагают, что такое понятие, как ларьки, лотки скоро исчезнет, поскольку это уже устаревший и неудобный Формат торговли. |
Источник: [4]
Очевидно, что при совпадении территориальной конкуренции и конкуренции по формату торговли, сила конкурентного воздействия приобретает угрожающий характер. Эксперты отмечают, что в городе много универсамов, окруженных своими прямыми и косвенными конкурентами, которые отнимают у них значительную часть покупателей.
Анализируя особенности
конкурентной борьбы, эксперты выделяют
следующие конкурентные преимущества
универсамов перед другими
Таблица 3. - Конкурентные преимущества универсамов перед другими форматами торговли
Формат торговли |
Конкурентные преимущества универсамов |
Гипермаркеты, сети гипермаркетов |
Универсам - это «магазин на каждый день», «магазин рядом с домом», «магазин для . микрорайона». Дня совершения покупки в универсаме не обязательно иметь свой транспорт (как это часто необходимо при посещении гипермаркетов). Кроме этого, покупатели не поедут в гипермаркет за единичными покупками, такими, как хлеб или молоко. |
Сети универсамов (московские и иностранные) |
Петербургские универсамы сами по себе являются более гибкими структурами, способными, го мнению экспертов, быстрее реагировать на нужды потребителей и на меняющуюся конъюнктуру рынка. Кроме этого у них не возникает затрат и соответствующих проблем для выхода на новый рынок-как у иногородних и иностранных сетей. |
Дискаунтеры, сети дискаунтеров |
В данном случае конкурентными преимуществами универсамов выступают широкий ассортимент (от самого дешевого и привычного товара до очень дорогого, экзотического), наличие дополнительных услуг и иногда - более просторные помещения, отсутствие необходимости долго стоять в очереди в кассу. |
Cash&Carry |
Универсам прежде всего является предприятием розничной торговли и именно этим привлекает обычных покупателей, не стремящихся приобрести продукты и другие товары мелким оптом. Также в универсамах, в отличие от Cash&Carry, можно приобрести особый, редкий товар. |
Магазины традиционного формата |
Универсамы являются магазинами самообслуживания, тогда как традиционные магазины торгуют из-за прилавка. По мнению экспертов, спрос повышается и товарооборот увеличивается в том случае, когда покупатель может сам «потрогать» и выбрать товар. Кроме этого в универсамах качество обслуживания значительно выше, и гигиенические' требования соблюдаются строже. |
Продуктовые рынки, ларьки |
В универсамах высокое качество обслуживания. Вероятность того, что покупателя обманут в универсамах практически равна нулю. Кроме этого универсамы гарантируют высокое качество самих товаров. Покупатель знает, что может вернуть товар. Эксперты отмечают, что люди зачастую приходят к ним с рынка, для того чтобы пере взвесить товар, приобретенный на рынке, и, увидев, 'что их обманули, сопоставляют разницу в цене, а в итоге, конечно, в следующей раз идут в универсам. Доверие к продавцу (универсаму) со стороны покупателей - очень важный фактор конкурентоспособности. |
На основе выделенных конкурентных преимуществ можно определить аспекты, важные для разработки стратегий развития универсамов.
Исследование показало, что для реализации последнего, важнейшего, аспекта необходимо решить две задачи, а именно: понять, кто является посетителями универсамов, и чем универсамы могут их привлечь.
Особенностью современной розничной торговли в России является переход к интенсивному типу ее развития, выражающийся в структурной перестройке розничной торговой сети, вводом в действие новых форматов и подформатов организации торговли.
Современные торговые форматы, которые коренным образом меняют характер организации торговли и предоставления услуг конечному потребителю. Конкуренция между отдельными предприятиями, как правило, разворачивается в одной и той же или в смежных рыночных нишах, когда эти предприятия к тому же территориально приближены друг к другу. В процессе этой конкуренции одни предприятия возникают, другие исчезают или поглощаются более крупными и успешными участниками рынка. Эта конкуренция, как правило, проходит две стадии. На первой стадии конкурентная борьба ведется в форме захвата и освоения новых ниш, которые до определенного времени могут практически не пересекаться со старыми нишами. На второй стадии, новые рыночные ниши начинают во все большей степени пересекаться со старыми нишами. С экономической точки зрения это означает, что посредством разных организационных форм начинают продвигаться одни и те же или сходные товары и услуги, предоставляемые по близким ценам.
Рассматривая последовательност
Западные сети предложили
два новых для нашей страны
торговых формата - гипермаркеты и мелкооптовые
магазины "кэш энд керри", работающие
в среднем и экономичном
В ходе второй волны вновь появилась потребность в движении "сверху". Возникающие новые торговые форматы становятся более фокусированными, ими осваиваются более специфические ниши. Примечательная черта второй волны заключается и в том, что осваиваются дополнительные способы привлечения покупателя и повышения его лояльности к раскрученному бренду.
Розничная торговая сеть должна уметь выбирать подходящие форматы и обеспечивать их развитие в конкурентной среде для закрепления на рынке и последующей экспансии. Каждый формат имеет свою специфическую сферу применения. Конкуренция ведется в форме захвата и освоения новых ниш.
На ближайшую перспективу, имея в виду перспективы освоения российских регионов, лучшие возможности для развития имеют именно гипермаркеты, а также такой современный торгового формат, как "магазины у дома".