Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:10, курсовая работа
Цель работы – охарактеризовать современные торговые форматы и их конкурентные преимущества.
Для достижения цели предполагается решение следующих задач:
- представить эволюцию новых организационных форм в секторе розничной торговли,
- охарактеризовать последовательность возникновения и распространения новых форматов,
- описать классификацию и конкурентные преимущества различных форматов розничной торговли,
- выявить тенденции развития торговых форматов,
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМАТЫ ТОРГОВЛИ: ЭВОЛЮЦИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 5
1.1. Эволюция новых организационных форм в секторе розничной торговли 5
1.2. Последовательность возникновения и распространения новых торговых форматов 10
1.3. Классификация и конкурентные преимущества различных форматов розничной торговли 18
1.4. Тенденции развития торговых форматов 21
2. КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ТОРГОВОГО ФОРМАТА «УНИВЕРСАМ» 24
2.1. Проблемы и перспективы развития формата «универсам» на рынке Санкт-Петербурга 24
2.2. Сравнительный анализ конкурентных преимуществ формата «универсам» с другими форматами розничных торговых предприятий 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ЛИТЕРАТУРА 33
Розничная торговая сеть должна уметь выбирать подходящие форматы и обеспечивать их развитие в конкурентной среде для закрепления на рынке и последующей экспансии. Каждый формат имеет свою специфическую сферу применения. Специальная ниша может быть занята предприятиями розничной торговли, позиционирующими себя как магазины «у дома». Как видно из таблицы 1, ниша, занимаемая предприятиями розничной торговли формата «у дома», оказывается непривлекательной для супер- и гипермаркетов. Это позволяет формату «у дома» быть косвенным конкурентом супермаркетам и гипермаркетам. Характер подобной конкуренции ориентирует рынок розничной торговли на более полное удовлетворение запросов потребителей. Конкуренция ведется в форме захвата и освоения новых ниш, которые до определенного времени могут не пересекаться со старыми нишами [7].
Таблица 1. - Специфика критериев стратегии ведущих форматов предприятий розничной торговли
Формат |
Располо-жение |
Ассорт-имент |
Цена |
Форма торгового обслуживания |
Атмос-фера, сервис |
Целевая группа |
Продвижение |
Гипермаркет |
-спально-периферийный район - в отдель-ном здании. - наличие транспортной маги-страли |
Универсаль-ный ассорти-мент продо-вольственных и непродо-вольсгвенных товаров Представлены торговые марки производителя частные и общие |
От сред -них до выше средних |
Преимущественно самообслуживание |
От хоро- ших до отличных |
Средне-высокий уровень до хода, наличие личного автотран-спорта домашнее хозяйство |
Содержа- ние рекла- мы создано на основе восприятия целевой группы |
Супермаркет |
—деловой –спальный район - в торговом центре местного значения - в отдельном здании |
Универсальный ассор-тимент про- довольственных товаров, а также санитарно-ги гиенические и космети-ческие средства, товары общего профиля частого спроса |
Конкурен- тоспособ- ные |
Преимущественно самообслу-живание |
Средний |
Высокий уровень дохода. домашнее хозяйство |
Содержа ние рекламы создано на основе восприятия целевой группы |
Магазин- склад |
- второсте- пенное место-
положение периферий- ный |
Универсальный ассорти-мент продо- вольственных и (или) непро-довольствен-ных товаров. Широта товарной номенклатуры представлена ограниченным количеством ассортиментных групп товароз. |
От низ- чих до средних |
Самообслужи- вание, продажа товаров а тор- говом зале пре- имуществ е«но из транслортной тары |
На низ- ком уров не - |
Индивидуальные предпри ниматели и/или отдельные покупатели |
Содержание рекламы создано на основе восприятия целевой группы |
Магазин «у дома» |
- район с высокой плотностью населения - районы с объектами концентрации людских потоков - пешеход-ная дос-тупность - в отдельном здании или 1 этаж жилого здания |
Ограничен-ный ассорти-мент продовольственных товаров повседневного спроса и (или) сопут-ствующих непродовольственных товаров |
Уровень цен должен соответствовать покупа-тельской способности данного района |
Преимущественно самообслуживание |
Средний |
Близко живущие кители района, попадаю-щие в зону охвата |
Содержание рекламы создано на основе восприятия целевой группы |
Дисиаун- тер |
- периферийный район - в отдельном здании |
Ограниченный ассортимент товаров частого спроса, с постоянной номенклатурой продовольственных ,негродо-вольственных товаров |
Низкий |
Самообслуживание |
Низкий |
Низкий уровень дохода, домашнее хозяйство |
Содержание рекламы создано на основе восприятия целевой группы |
Источник: [12].
Рыночные факторы не
являются единственными при выборе
стратегии предприятия
Вышеперечисленные факторы
в сочетании со структурой потребления
и стандартным набором
Демографические характеристики потребителей
важны и для определения характеристик
оптимального размещения предприятия
розничной торговли. Формат предприятий
розничной торговли должен соответствовать
потребностям населения города, района.
Вопрос успеха тех или иных форматов розничной торговли в ближайшей перспективе сталкивает как минимум две разные концепции. Сторонники первой экстраполируют в будущее нынешние тенденции, считая, что наиболее быстро будет развиваться формат дискаунтеров, дополняемый ускоренным развитием гипер- и супермаркетов (прогноз компании "Бизнес-Аналитика"). Приверженцы второй концепции тоже считают, что ускоренный рост дискаунтеров продолжится, но наиболее интенсивное развитие ожидает гипермаркеты, а доля супермаркетов в обороте современных торговых форматов будет сокращаться (прогноз ИК "Ренессанс").
На наш взгляд, вторая концепция развития более обоснованна. И на ближайшую перспективу, имея в виду перспективы освоения российских регионов, лучшие возможности для развития имеют именно гипермаркеты. Это объясняется тем, что для эффективной торговой экспансии требуется открытие сразу нескольких супермаркетов или не менее десятка дискаунтеров, в то время как в формате гипермаркета в принципе может окупаться и один торговый объект. Добавим, что только в магазинах этого формата в середине 2000-х годов увеличивалась средняя посещаемость, в то время как посещаемость других магазинов падала (супермаркеты) или оставалась неизменной (дискаунтеры) [9].
Обратим внимание и на особые перспективы развития в ближайшем пятилетии такого современного торгового формата, как "магазины у дома" (это соответствует прогнозам специалистов Pricewaterhouse Coopers). Видимо, часть дискаунтеров и супермаркетов будет преобразована именно в этот формат. Несомненно, с удвоенной энергией будут воплощаться в жизнь и стратегии мультиформатного развития, с помощью которых ведущие сетевые компании смогут преодолевать ресурсные ограничения и диверсифицировать свою деятельность. Возникает также вопрос, по какому пути пойдет Россия в дальнейшем (если иметь в виду более отдаленную перспективу) с точки зрения уровня концентрации розничной торговли. Для ответа на него вновь обратимся к международным сравнительным данным. В Западной Европе в этом отношении сложились две разные модели. По данным ACNielsen, в северных странах и странах, географически близких к северу Европы, ведущая тройка ритейлеров концентрирует в своих руках более 3/4 розничного оборота в продовольственном секторе и стремится в перспективе захватить его если не полностью, то хотя бы на 90%. Это относится к Австрии, Дании, Нидерландам, Норвегии, Финляндии, Швеции и Швейцарии. В то же время в таких южных странах, как Греция, Испания и Италия, эта доля составляет лишь 32-44%. Между этими двумя полюсами находятся такие страны, как Великобритания, Германия, Франция. В странах же Центральной и Восточной Европы этот показатель варьирует от 11% до 32%, а в России он составил в 2005 г. всего 4%.
Мы полагаем, что на выбор модели развития торговой сферы влияют исторически сложившиеся традиции воспроизводства мелкой частной собственности, уличных и ярмарочных форм торговли. Но помимо структурных и культурных оснований, на сами традиции сохранения малых и внемагазинных организационных форм (в первую очередь палаточной торговли и открытых рынков), по нашему предположению, несомненно, влияют и климатические условия. Так, суровые погодные условия никак не располагают к развитию внемагазинной торговли ввиду неудобств, создаваемых и для покупателей, и для продавцов. В этих условиях органично ее замещение более "гуманными" магазинными форматами. В России в связи с масштабами ее территории, которая к тому же простирается от дальнего севера до южных широт, следует ожидать развития комбинированной модели с относительно более интенсивными процессами концентрации розничной торговли в северных городах. Можно также предположить, что концентрация не достигнет высшего порога в силу огромной территории страны и слабого развития инфраструктуры, затрудняющего приближение цивилизованных торговых форматов к потребителю, особенно за пределами крупных городов. Что же касается последних, то здесь есть свои сложности: тормозящим фактором выступает мощная российская бюрократия, воздвигающая дополнительные барьеры на пути утверждения в розничной торговле новых прогрессивных торговых форматов. Но даже она не в состоянии сдержать натиск нового поколения участников рынка.
Исследовательская компания
«Бизнес Порт» провела
Все эксперты утверждают, что необходимо развиваться и двигаться вперед, при этом они выделяют два основных пути развития [4]:
Основная проблема, которую выделяют все эксперты, — это конкурентное влияние со стороны гипермаркетов, сетей универсамов (московских, иностранных) и дискаунтеров, при этом речь идет именно о ценовой конкуренции. Представители универсамов в один голос называют цены гипермаркетов и дискаунтеров «демпинговыми» и говорят, что в тех условиях, когда спрос в Санкт-Петербурге не отличается платежеспособностью, а поставщики не снижают свои цены для универсамов, конкурировать с подобными форматами торговли по цене невозможно.
Среди других проблем, с которыми сталкиваются универсамы, эксперты выделили следующие[9].
Существующие проблемы приводят универсамы к необходимости более четкого позиционирования, определения и сохранения своей ниши, несмотря на активные попытки конкурентов потеснить их. В связи с этим универсамы разрабатывают собственные способы формирования спроса и лояльности потребителей, среди которых эксперты отметили следующие:
Однако, как можно заметить, данные мероприятия сами по себе «типичны» и могут стать действительно эффективным инструментом при разработке стратегии развития универсама только в том случае, если они служат единой системе целей, а также тщательно продуманы и проработаны.
Из вышесказанного ясно,
что основной и первостепенной проблемой
для универсамов является конкуренция.
Как отмечают эксперты, несмотря на
то, что появление новых
Исследование показало, что можно выделить два основных типа конкуренции, с которой сталкиваются универсамы.
Таблица 2. - Анализ воздействия конкурентов на деятельность универсамов