Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:10, курсовая работа
Цель работы – охарактеризовать современные торговые форматы и их конкурентные преимущества.
Для достижения цели предполагается решение следующих задач:
- представить эволюцию новых организационных форм в секторе розничной торговли,
- охарактеризовать последовательность возникновения и распространения новых форматов,
- описать классификацию и конкурентные преимущества различных форматов розничной торговли,
- выявить тенденции развития торговых форматов,
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМАТЫ ТОРГОВЛИ: ЭВОЛЮЦИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 5
1.1. Эволюция новых организационных форм в секторе розничной торговли 5
1.2. Последовательность возникновения и распространения новых торговых форматов 10
1.3. Классификация и конкурентные преимущества различных форматов розничной торговли 18
1.4. Тенденции развития торговых форматов 21
2. КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ТОРГОВОГО ФОРМАТА «УНИВЕРСАМ» 24
2.1. Проблемы и перспективы развития формата «универсам» на рынке Санкт-Петербурга 24
2.2. Сравнительный анализ конкурентных преимуществ формата «универсам» с другими форматами розничных торговых предприятий 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ЛИТЕРАТУРА 33
СОДЕРЖАНИЕ
В современных условиях
торговля как отрасль экономики
приобретает все большее
В своем развитии торговля претерпела серьезные структурные изменения и, благодаря своим масштабам и влиянию на уровень жизни населения, стала играть важную роль в экономике страны.
Особенностью современной розничной торговли в России является переход к интенсивному типу ее развития, выражающийся в сокращении стихийно организованных рынков, укрупнении и интенсификации розничных сетей, экспансии глобальных зарубежных субъектов торговли, обострении конкуренции между крупными розничными сетями. Розничный товарооборот в настоящее время формируется в основном коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в стационарных сетях.
Розничная торговля неизбежно превращается в один из основных факторов, отражающих уровень жизни населения, определяющих эффективность функционирования экономики города. В настоящее время перед розничной торговлей стоят большие задачи, включая требование развития, необходимость структурной перестройки розничной торговой сети, решение проблем, связанных с увеличением численности предприятий и их размещением.
В условиях усиления конкуренции
предприятия розничной торговли
предлагают потребителю новые товары
и услуги. Состояние потребительского
рынка на сегодняшний день характеризуется
жесткой структуризацией и
Формат в розничной торговле - это совокупность характеристик, четко определяющих роль торговой точки для потребителей. За основу анализа форматов торговых точек обычно берут факторы предпочтений магазинов покупателями, т.е. ценность торговой точки для покупателей. Основными из них являются: местоположение, ассортимент, цена, реклама и продвижение, предлагаемые услуги, физические атрибуты магазина, внутренняя атмосфера магазина, послепродажный сервис.
Современные торговые форматы, которые коренным образом меняют характер организации торговли и предоставления услуг конечному потребителю. В связи с этим тема работы актуальна.
Цель работы – охарактеризовать современные торговые форматы и их конкурентные преимущества.
Для достижения цели предполагается решение следующих задач:
- представить эволюцию новых организационных форм в секторе розничной торговли,
- охарактеризовать
- описать классификацию и конкурентные преимущества различных форматов розничной торговли,
- выявить тенденции развития торговых форматов,
- провести сравнительный
анализ конкурентных
Объект работы – организационные формы в розничной торговле.
Предмет работы – современные торговые форматы.
Сегодня розничная торговля превратилась в один из наиболее динамично развивающихся секторов российского хозяйства. Помимо быстрого и устойчивого роста, здесь стремительно распространяются новые организационные формы торговли. В обостряющейся борьбе за потребителя розничные компании предлагают все новые и новые товары и услуги. Главный продукт, продвигаемый ими на рынок, - современные торговые форматы, которые коренным образом меняют характер организации торговли и предоставления услуг конечному потребителю.
Организационная форма являет собой самостоятельную и целостную хозяйственную структуру, характеристики которой тесно связаны с внешней средой и отвечают ее принципиальным требованиям. В интересующем нас секторе розничной торговли организационная форма может быть охарактеризована как торговый формат, ориентированный на определенную целевую группу покупателей (например, элитный бутик, супермаркет для представителей среднего класса или дискаунтер для менее обеспеченных слоев населения).
Под форматом понимается магазинная форма розничной торговли, ориентированная на определенную целевую группу потребителей [7].
Устойчивость и значимость организационной формы зависят от широты рыночной ниши, занимаемой данной формой. Эта широта измеряется не только объемом продаж или соответствующей долей рынка, но и характеризуется такими параметрами, как: товарный ассортимент и спектр оказываемых услуг; ценовой диапазон и характер целевых потребительских групп; число хозяйственных объектов; их территориальное расположение. Важным показателем жизнеспособности и перспектив развития организационной формы выступает степень заполнения рыночной ниши и соответственно плотность освоившей ее организационной популяции. Нишу можно считать заполненной, когда участники рынка, использующие одну и ту же организационную форму, начинают активно претендовать на один и тот же круг поставщиков или потребителей. Это зависит не только от числа предприятий, но и от их территориального расположения. Влияние последнего признака, конечно, зависит от отрасли, степени мобильности ее основных ресурсов и контрагентов. Но в секторе розничной торговли, выходящей на конечного индивидуального потребителя, привязанного к месту своего жительства или работы, территориальное измерение становится принципиальной характеристикой плотности организационной популяции.
Экологический подход рассматривает эволюцию рынка как процесс отбора организационных форм, порождаемый конкурентной борьбой, где ставкой является выживание или вытеснение с рынка. Конкуренция между отдельными предприятиями, как правило, разворачивается в одной и той же или в смежных рыночных нишах, когда эти предприятия к тому же территориально приближены друг к другу. В процессе этой конкуренции одни предприятия возникают, другие исчезают или поглощаются более крупными и успешными участниками рынка. Но подобная конкуренция между отдельными предприятиями подчинена конкуренции между самими организационными формами, где под вопросом оказывается выживание целых организационных популяций.
Эта конкуренция, как правило, проходит две стадии. На первой стадии, когда новые организационные формы еще не получили достаточного распространения, а осваиваемые ими рыночные ниши не заполнены (то есть в них существует относительно избыточное предложение ресурсов и не полностью удовлетворен платежеспособный спрос), конкурентная борьба ведется в форме захвата и освоения новых ниш, которые до определенного времени могут практически не пересекаться со старыми нишами. На второй стадии, когда новые рыночные ниши оказываются заполненными и нарастают ограничения со стороны платежеспособного спроса, они начинают во все большей степени пересекаться со старыми нишами. С экономической точки зрения это означает, что посредством разных организационных форм начинают продвигаться одни и те же или сходные товары и услуги, предоставляемые по близким ценам (например, в новом гипермаркете продаются товары по ценам открытых рынков). В территориальном плане это выражается в том, что хозяйственные объекты разных организационных форм (например, супермаркет и мелкий локальный магазинчик) располагаются в непосредственной близости друг от друга, а зоны покрываемого ими потребительского спроса явно пересекаются. В силу экономической и территориальной близости они начинают претендовать на привлечение одной и той же группы покупателей. В результате этого возрастающего наложения рыночных ниш одна организационная форма начинает развиваться за счет другой, вытесняя прежнюю из рыночного пространства.
На первой стадии конкуренции, когда рыночная ниша еще не заполнена, новая форма, возникнув, некоторое время может сосуществовать рядом с прежними формами, по затем ее распространение приводит к неминуемому концу последних.
Для того чтобы одержать победу, новая организационная форма должна быть не просто экономически эффективной. Она должна быть понятной для потребителя, соответствовать его представлениям о "хороших компаниях" и вызывать доверие.
Решительная либерализация торговой сферы в России началась благодаря Указу Президента РФ "О свободе торговли", подписанному в январе 1992 г. и предоставившему право торговли (в том числе с использованием внемагазинных форм) без специальных разрешений. Главной тенденцией в начале - середине 1990-х годов стал расцвет разнообразных форм внемагазинной торговли. А наиболее массовой формой ее организации стали открытые рынки - групповое размещение на одной территории и под единым административным управлением торговых точек внемагазинного формата.
К концу 1990-х - началу 2000-х годов все более важным фактором развития розничной торговли становится возникновение и распространение новых магазинных торговых форматов, включая: супермаркеты, гипермаркеты, мелкооптовые магазины "кэш энд керри", дискаунтеры, или универсамы экономкласса, "магазины у дома" и "удобные магазины", гастрономические бутики и супермаркеты премиального класса.
Первая тенденция
связана с переходом от независимых
магазинов к сетевым
Если в конце 1990-х годов сетевых магазинов в продовольственном секторе практически не было, то в начале века розничные сети, помимо заполнения пустующих ниш, стали успешно вытеснять независимые магазины, многие из которых по традиции торгуют через прилавок.
Розничные сети наращивают свой вес преимущественно путем экстенсивного роста - благодаря все ускоряющемуся процессу открытия новых торговых объектов [6]. Это происходит как за счет строительства новых торговых объектов, так и путем физического замещения независимых магазинов - покупки их помещений.
Если в 2000 г. в России, по данным ACNielsen, было всего около 800 торговых точек современного формата, то к началу 2005 г. их число возросло в 5 раз. Серьезный потенциал для роста сетевых магазинов представляют "магазины у дома", поскольку с экономической точки зрения независимые магазины менее эффективны, принципиальных ресурсов для сопротивления сетевым структурам в их распоряжении не остается.
Однако, несмотря на столь быстрые темпы распространения новых торговых форматов, потребность в них в России по-прежнему пока далека от точки насыщения. По уровню их концентрации наша страна заметно отстает даже от своих восточно-европейских соседей. На одну такую точку в России приходится примерно 40 тыс. жителей (в Москве - 13 тыс.). В странах же Восточной Европы аналогичный показатель варьирует от 8 тыс. в Чехии до 17 тыс. в Словакии.
До начала XXI в. ведущие рыночные игроки, формирующие свои сетевые структуры, и открытые рынки занимали во многом разные ниши. Сетевые магазины продавали товары более дорогих брендов, преимущественно европейского производства, оставляя открытым рынкам сегменты более дешевой и менее качественной азиатской продукции. Сейчас розничные сети строят большие магазины и торговые центры, в которых существенно расширяется ценовой спектр предлагаемых товаров. Соответственно, они начинают претендовать и на нишу более дешевого товарного ассортимента. В этом отношении конкуренция в торговле обостряется, переходя от первой ко второй стадии, когда происходит "наложение" рыночных ниш - прежде всего в силу того, что множатся интересы розничных сетей.
Таким образом, пора расцвета открытых рынков уходит в прошлое. При этом по основным торговым сегментам доля открытых рынков распределяется неравномерно. По данным Федеральной службы государственной статистики, в продовольственном секторе в 2005 г. она составила 17% , а вот в секторе непродовольственных товаров она по-прежнему высока - 26%. Таким образом, доля немагазинных форм торговли остается весьма заметной. Аналогичная ситуация складывается и с киосками, экспансия которых пришлась на середину 1990-х годов. В результате прямого административного регулирования киоски уступают свое место более цивилизованным торговым точкам.
Вместе с тем, рынки пока не собираются отступать. Отчасти это связано с тем, что рынкам в известной степени удается преодолевать структурную инерцию, частично приспосабливаясь к изменившимся условиям. С повышением требовательности покупателей и нарастанием конкурентного давления со стороны цивилизованных форм торговли, рынки проявили способность к адаптации: здесь стало больше относительно дорогих товаров; они предоставляют дополнительные услуги. Более того, рынки переезжают с улиц под крыши павильонов и торговых центров, мимикрируя под цивилизованные магазины.
Рассматривая