Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:00, лекция
Маркетинг появился не на Западе, а в Японии примерно в 1650 году, когда первый член семьи Мицуи поселился в Токио и открыл там магазин, который можно назвать первым универмагом. Мицуи закупал в свою лавку только те товары, которые были нужны потребителям. Он искал средства, предприятия и людей, которые могли изготовить товары, особенно те, которые пользовались повышенным спросом у потребителей. Мицуи увеличивал ассортимент товаров, а за возвращаемый дефектный товар выплачивал без всяких условий сумму денег, которая учитывала изменения их покупательной способности за время от момента купли до возврата, а также ущерб, понесенный потребителем.
гий;
20 декабря 2006 года первые 26 работающих в РБ компаний и бизнес-ассоциаций получили сертификаты участников инициативы ООН «Глобальный договор». Среди них:
- ЗАО «Гомельлифт»;
- ИП ООО «»Инко-Фуд»;
- представительство компании «
- СП ООО «»Торговая компания «Мілавіца»;
- ЗАО «Пинскдрев»;
- ОАО «Савушкин продукт»;
- ЗАО «Минский транзитный банк» и др.
«Глобальный договор» –
Отечественным экспортерам,
Для предприятий и организаций
из стран, вступающих в
«Социальная отчетность» с
Цели маркетинга:
1) достижение максимально возможного потребления, которое максимизирует производство, уровень занятости, а, следовательно, благосостояние общества;
2) достижение максимальной потребительской удовлетворенности. Здесь более важным является не увеличение потребления, а достижение роста степени удовлетворенности потребителей;
3) предоставление потребителям максимально широкого выбора. Следуя этому, необходимо обеспечить такое разнообразие товаров, чтобы потребители могли иметь возможность найти товары, в точности удовлетворяющие их потребности;
4) максимальное повышение качества жизни. Согласно этой цели, маркетинг должен обеспечить не только количество, качество, разнообразие и доступность товаров по приемлемым ценам, но также качество культурной и физической среды обитания людей.
Сегодня многие считают, что целью должно стать максимальное повышение качества жизни, а средством его достижения – применение концепции социально-этичного маркетинга.
3 Виды маркетинга. Изменение задач маркетинга в зависимости от
вида и спроса
Таблица 3 – Виды маркетинга
Состояние спроса |
Задача маркетинга |
Инструменты маркетинга |
Вид
маркетинга |
Отрицательный:
характеризует
состояние рынка, когда значительная его часть не любит продукт и может даже заплатить определенную цену за отказ от его использования |
Изменить отрицательное отношение потребителей на положительное, создать спрос | Переделка продукта,
снижение цены, более эффективное
продвижение |
Конверсионный |
Отсутствие спроса | В условиях отсутствия спроса отыскать способы увязки присущих продукту выгод с потребностями и интересами потенциальных потребителей, чтобы изменить их безразличное отношение к продукту, а также при возможности преодолеть причины таких ситуаций: полное незнание потребителями возможностей продукта, устранение препятствий к его распространению и т.д., т.е. стимулировать спрос | Резкое снижение цен, усиление рекламы, других методов продвижения продукта | Стимулирующий |
Скрытый
спрос, при котором
на рынке многие потребители не удовлетворены существующими продуктами |
Оценить размер потенциального рынка и разработать эффективные продукты, способные превратить спрос в реальный, т.е. развить спрос | Разработка продуктов, отвечающих новым возникшим потребностям, переход на новый, качественный уровень их удовлетворения, использование рекламы, создание специфического, ориентированного на конкретные потребительские группы имиджа продукта | Развивающий |
Продолжение таблицы
3
Падающий спрос | Восстановление спроса в случае его падения на основе творческого переосмысливания ранее использовавшегося маркетингового подхода, т.е. повысить спрос | Поиск новых возможностей оживления спроса: придание товару новых свойств, проникновение на новые рынки и т.д. | Ремаркетинг |
Нерегулярный
спрос характеризует сезонные, ежедневные
и даже
часовые колебания спроса |
Поиск новых способов сглаживания колебаний спроса, поочередный, заранее спланированный переход на различные географические и другие сегменты рынка (с последующим возвратом), т.е. сбалансировать спрос | Гибкие цены, методы продвижения и т.д. | Синхромаркетинг |
Полноценный спрос (когда организация удовлетворена объемом сбыта) | Поддержание существующего уровня спроса с учетом изменения системы предпочтений потребителей и усиления конкуренции | Изменение упаковки, цветовой гаммы товара, незначительное (психологическое) изменение цены | Поддерживающий |
Чрезмерный спрос (его величина превышает возможности и желания организации по его удовлетворению) | Изыскание способов временного или постоянного снижения спроса в целях ликвидации ряда отрицательных рыночных явлений, например, спекуляции | Значительное повышение цен, прекращение рекламной работы, иногда передают права на производства данного продукта, лицензии, «ноу-хау» и т.п. другим фирмам, но с использованием или упоминанием марки данной фирмы | Демар-ке-тинг |
Нерациональный спрос (на продукты, вредные для здоровья или нетрадиционные с общественной точки зрения) | Убедить людей отказаться от потребления вредных продуктов, т.е. ликвидировать спрос | Резкое повышение цен, ограничение доступности продуктов в сочетании с дискредитирующей информацией | Противодействующий |
Тема
4 Окружающая среда
маркетинга
1 Основные функции маркетинга
2 Основные принципы маркетинга
3 Субъекты маркетинга
4 Окружающая среда маркетинга
5
Основные требования
к профессиональному
маркетологу
1
Основные функции
маркетинга
Функция маркетинга – это определенный вид деятельности в системе маркетинга, связанный с процессом управления обменом произведенными предприятием товарами и услугами, с покупателем, оплачивающим последние по оговоренной цене.
Маркетинг несет прямую ответственность за весь комплекс отношений между предприятием и покупателем.
В маркетинге выделяют 4 блока комплексных функций и ряда подфункций в каждом из них:
1) Аналитическая функция:
– изучение рынка как токового;
– изучение потребителей;
– изучение фирменной структуры;
– изучение товара и товарной структуры;
– анализ внутренней среды предприятия;
– изучение конкурентов;
– изучение рекламы, упаковочного дела;
– изучение общества.
2) Производственная функция:
– организация производства новых товаров, разработка новых технологий;
–
организация материально-
–
управление качеством и
3) Сбытовая функция (функция продаж):
–
организация системы
– организация сервиса;
–
организация системы
– проведение целенаправленной товарной политики;
– проведение целенаправленной ценовой политики.
4) Функция управления и контроля:
– организация стратегического и оперативного планирования на предприятии;
– информационное обеспечение управления маркетингом;
–
организация системы
– организация контроля маркетинга (обратные связи,ситуационный анализ).
Применительно к конкретному предприятию эти функции выглядят через ответ на вопрос:
Чем занимается маркетинг?
1) исследует (что? кого?): потребителей, конкурентов, общеэкономические тенденции, конъюнктуру рынка, товар, сегментацию рынка;
2) разрабатывает стратегию (какую?): товарную и общую рыночную, стратегию сбыта, ценообразования, продвижения (рекламы);
3) организует (что?): товародвижение, сбыт, продвижение, рекламу, сервис.
Разработанные стратегии являются основой для разработки маркетинговой программы, которая передается руководству предприятия для принятия решений.
Таким образом, тщательное и добросовестное выполнение функций маркетинга является основой для принятия верных решений, гарантирующих успех на рынке.
Последовательность выполнения маркетинговых функций:
1) комплексное исследование рынка;
2) прогноз рынка;
3) оценка собственных возможностей;
4) формирование целей на далекую и близкую перспективы;
5) разработка стратегии производства новых товаров;
6) разработка тактики предприятия;
7) планирование товародвижения, сбыта и сервиса;
8) ФОССТИС (формирование спроса и стимулирование сбыта);
9) разработка и реализация ценовой политики;
10) информационное обеспечение маркетинга;
11) анализ и контроль;
12)
управление маркетингом, т.е. управление
спросом.