Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:00, лекция
Маркетинг появился не на Западе, а в Японии примерно в 1650 году, когда первый член семьи Мицуи поселился в Токио и открыл там магазин, который можно назвать первым универмагом. Мицуи закупал в свою лавку только те товары, которые были нужны потребителям. Он искал средства, предприятия и людей, которые могли изготовить товары, особенно те, которые пользовались повышенным спросом у потребителей. Мицуи увеличивал ассортимент товаров, а за возвращаемый дефектный товар выплачивал без всяких условий сумму денег, которая учитывала изменения их покупательной способности за время от момента купли до возврата, а также ущерб, понесенный потребителем.
Конъюнктуру надо изучать и прогнозировать. Иначе не продашь и не купишь по наиболее выгодным ценам. Большинство прогнозов охватывает период от 1 до 1,5 лет.
Уровень цен зависит от соотношения между спросом и предложением товаров.
Спрос – это количество товаров, соответствующих платежеспособным возможностям потребителей.
Предложение – это количество товаров, произведенных и представленных на рынке.
Производство
существует для потребления,
а потребление
показывает, сколько
надо произвести.
Тема
3 Современная концепция
маркетинга
1 Эволюция маркетинга
2 Концепции управления маркетингом
3
Виды маркетинга.
Изменение задач
маркетинга в зависимости
от вида и спроса
1
Эволюция маркетинга
А) В начале ХХ в. в промышленности основные рабочие операции выполнялись с помощью машин. Машины сами делают машины. Были изобретены динамомашина, двигатель внутреннего сгорания, дизельные суда, аэропланы, автомобили, телефоны, телеграф. Все эти новшества в материальном производстве позволили во много раз увеличить количество выпускаемых товаров.
Это время называют «эпохой массового производства».
Рынок был необъятен как океан. Казалось, все, что произведено, найдет своего покупателя. Задача каждого производителя состояла лишь в том, чтобы победить конкурентов за счет снижения цен. Суть маркетинга в «эпоху массового производства» следующая: предприятие, которое выпускает продукцию по самым низким ценам обязательно победит.
В этот период маркетинг складывался во взаимосвязи элементов:
1 - производство; 2 - кадры; 3 - финансы; 4 - сбыт.
1-й этап - 1902 - 1910 гг.
Б) Усиливалась концентрация производства, его механизация и автоматизация, на автомобильных заводах Форда заработал конвейер, внедрялись методы организации труда Тейлора, росли объемы продукции. Производители столкнулись с таким явлением, как насыщение спроса на основные потребительские товары и возникла потребность в массовом сбыте продукта. В это время вошел в обиход термин «маркетинг». Главной проблемой стала организация продвижения товара на рынке через формирование сбыта и воздействие на выбор покупателя, изменилась суть маркетинга.
В эпоху насыщения спроса маркетинг становится деятельностью, которая управляет движением товаров от производителя к потребителю.
Маркетинг
утратил чисто сбытовую ориентацию,
он стал основой бизнеса, на базе которого
принимаются все остальные
Взаимосвязь
элементов предприятия
1- производство; 2 - кадры; 3 - финансы; 4- маркетинг.
2-й этап - 1925-1935гг.
В) В 50-е годы родилось автоматизированное производство, атомный реактор, реактивный двигатель, радиосвязь и электроника. Новшества в производстве привели к росту в культуре потребления. Потребитель становится все более капризным, разборчивым, ожидает от сделанных покупок максимального удовлетворения, настаивает на полной информации о товаре, его потребности стремительно сменяют одна другую, голос потребителя звучит все громче. Настоятельной необходимостью для производителя становится увязка производства и сбыта товаров в единый процесс.
3-й этап - 1950 - 1960 гг.
Взаимосвязь
элементов предприятия
1 - производство; 2 - кадры; 3 - финансы; 4 - маркетинг; 5- потребитель.
Суть маркетинга в том, что предприятия должны производить то, что нужно потребителю. Рынок продавца превращается в рынок потребителя.
Г) Современный образ маркетинга сложился в 70-е годы. Он исходит из суверенитета интересов потребителя. Добиться прибыли можно только за счет максимального удовлетворения его нужд. Для этого маркетинг тесно увязывает производство с запросами рынка конкретными потребностями людей. Маркетинг расширяет сферу своей деятельности, охватывая теперь научные исследования, конструкторскую деятельность, производство, управление и прогнозирование.
Суть современного маркетинга: Маркетинг – это предпринимательская деятельность, которая превращает потребности покупателя в доходы предприятия.
4-й этап - 1970г. - по настоящее время.
Именно с помощью маркетинга можно получить ответы на след. вопросы:
1) Что надо продавать?
2) Кому надо продавать?
3) Почему?
4) Где и каким образом? 5) Когда?
6)
Как управлять движением
4-й
этап характеризует глобальный
маркетинг как систему,
Маркетинг становится одной из важнейших концепций предприятия, используется для повышения эффективности их управленческой системы, позволяет составлять более реальные программы производства и реализации, обеспечивает устойчивый спрос на продукцию не только пассивным приспособлением фирм, компаний, предприятий к соответствующим потребностям, но и целенаправленным применением рекламы и различных средств стимулирования продаж.
Изучение
мирового опыта развития маркетинга
и реализация его принципов и
методов в условиях многообразия
форм собственности позволит устранить
монополизм производителя и поставить
человека с его нуждами и запросами во
главе всей экономики.
2
Концепции управления
маркетингом
Существует 5 основных подходов, на основе которых предприятия ведут свою маркетинговую деятельность:
1) концепция совершенствования производства;
2) концепция совершенствования товара;
3) концепция интенсификации коммерческих усилий;
4) концепция маркетинга;
5) концепция социально-этичного маркетинга.
Ее суть в том, что потребители будут потреблять только те товары, которые широко распространены и доступны по цене. Поэтому руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства.
Данная концепция применяется в двух ситуациях:
а) когда спрос превышает предложение. В этом случае руководство должно искать способы увеличения объема производимой продукции;
б) когда себестоимость продукции слишком высока и ее надо снизить, для чего надо повысить производительность труда.
Ее суть в том, что потребители будут приобретать только те товары, которые имеют наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства. Поэтому руководство предприятия должно сосредоточить свои усилия на постоянном совершенствовании качества. Данная концепция может привести к маркетинговой близорукости (когда производители так влюбляются в свой товар, что упускают из виду нужды потребителей).
Ее суть в том, что потребители будут покупать товары предприятия в достаточном количестве только в том случае, если оно предпримет значительные усилия в области сбыта и стимулирования своих товаров.
Этот подход применяется в отношении ходовых и неходовых товаров.
Ее суть в том, что залогом достижения цели предприятия (максимальная прибыль) является определение нужд и потребностей покупателей и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективным, чем у конкурентов способом.
Согласно нее, маркетинг должен быть нацелен на то, чтобы создавать «рынок покупателя», т.е. выпускать такие товары, которые будет согласен приобрести потенциальный покупатель (здесь действует принцип: червяк должен быть по вкусу рыбе, а не удильщику).
Концепция маркетинга обходит стороной проблемы возможных конфликтов между потребностями покупателя и его долговременным благополучием.
Концепции интенсификации коммерческих усилий и маркетинга часто путают. Но коммерческие усилия по сбыту – это забота о нуждах продавца по превращению его товара в наличные деньги. А маркетинг – это забота об удовлетворении нужд клиента посредством предложения нужного товара.
Согласно концепции маркетинга, предприятие производит то, что необходимо потребителю и получает прибыль за счет максимального удовлетворения его нужд.
Ее суть в том, что задачей предприятия является установление нужд, потребностей и интересов покупателей и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными, чем у конкурентов способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия общества.
Данная концепция порождена сомнениями относительно соответствия концепции чистого маркетинга нашему времени с его ухудшением качества окружающей среды, нехваткой природных ресурсов, запущенным состоянием сферы социальных услуг. Концепция чистого маркетинга обходит стороной проблемы возможных конфликтов между потребностями покупателей и его долговременным благополучием.
Концепция социально-этичного маркетинга требует сбалансирования трех факторов:
1) прибыли предприятия;
2) покупательских потребностей;
3) интересов общества.
Предприятия принимали решения на соображениях извлечения прибыли, затем они стали осознавать значимость удовлетворения покупательских потребностей, в результате чего появилась концепция маркетинга. Сегодня при принятии решений они начинают думать об интересах общества.
Основные принципы концепции социально-этичного маркетинга в области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и противодействия коррупции сформулированы в «Глобальном договоре» ООН, который призывает лидеров деловых кругов руководствоваться на практике в сфере своей деятельности следующие рекомендации:
человека;
человека;
заключение коллективных договоров;
окружающую среду;
ности за состояние окружающей среды;