Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:10, курсовая работа
Цель исследования – определить основные направления комплекса маркетинга на предприятии, проанализировать существующее положение, выявить недостатки и разработать конкретные предложения и рекомендации по совершенствованию комплекса маркетинга на предприятии.
Организация
маркетинговой деятельности на любом
промышленном предприятии включает
в себя: формирование (совершенствование)
организационной структуры
Маркетинговая деятельность должна обеспечить:
1) Надежную, достоверную и своевременную информацию о рынке, структуре и динамике конкретного спроса, вкусах и предпочтениях покупателей, то есть информацию о внешних условиях функционирования фирмы;
2) Создание такого товара, набора товаров (ассортимента), который более полно удовлетворяет требованиям рынка, чем товары конкурентов;
3) Необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы реализации.
Маркетинговая
деятельность на промышленных предприятиях
не является достаточно эффективной, так
как не реализована основная цель
предприятий в сфере
В чем состоят основные принципы маркетинга?
В основе деятельности производителей, работающих на основе принципов маркетинга, лежит девиз: производить только то, что требуют рынок, покупатель. Исходным моментом, лежащим в основе маркетинга, выступает идея человеческих нужд, потребностей, запросов. Отсюда сущность маркетинга предельно коротко состоит в следующем: следует производить только то, что, безусловно найдет сбыт, а не пытаться навязать покупателю “несогласованную” предварительно с рынком продукцию.
Из сущности маркетинга вытекают основные принципы. Однако в отечественной и зарубежной литературе под «принципами маркетинга» понимаются достаточно различные вещи. Рассмотрев позиции различных авторов, сравнив их, выделим следующие основополагающие принципы:
1) Тщательный учет потребностей, состояния и динамики спроса и рыночной конъюнктуры при принятии экономических решений;
2) Создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса (причем исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы);
3)Воздействие на рынок, на покупателя с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы [4].
Функции
маркетинга представляют собой совокупность
видов деятельности, связанной с
изучением рынка, развитием ассортимента,
формированием каналов
а) Аналитические — изучение рынка, потребителей, товарной структуры, конкурентов.
б)
Производственные — организация
производства и материально-технического
снабжения, внедрение новых технологий,
обеспечение высокого качества и
конкурентоспособности
в) Распределительно-сбытовые — организация каналов сбыта, системы транспортировки и хранения, проведение товарной и ценовой политики, реклама.
г) Управленческие — планирование на тактическом и стратегическом уровнях, информационное обеспечение маркетинга, контроль [4].
Учитывая
вышеизложенное, вполне правомерно рассматривать
маркетинг как функцию
Для более полного и глубокого
понимания сути этой функции
управления необходимо
Таким образом, подытоживая
Основное требование к организационной структуре отдела маркетинга – максимальное соответствие ее специфике данного предприятия, его ресурсным возможностям, характеру выпускаемой продукции и обслуживаемых рынков. Поэтому не может быть единой организационной структуры, приемлемой для всех предприятий. Несмотря на большое число вариантов, реальный выбор организационной структуры отдела маркетинга колеблется в интервале объединения видов деятельности по товарам, функциям или одновременно по тому и другому.
В каждом конкретном случае структура зависит от многих факторов, обобщив которые, можно сделать два практических вывода:
1) Структура функционального типа целесообразна в тех случаях, когда производственно-сбытовая деятельность предприятия отличается однообразием и повторяемостью (например, из года в год производится одна и та же продукция, реализуемая на одних и тех же рынках).
2)Организация по товарам целесообразна в тех случаях, когда работа предприятия связана с решением новых проблем, т. е. приходится иметь дело с новыми ситуациями.
Большинство предприятий одновременно выполняют традиционные работы и решают новые проблемы (например, сбыт традиционных товаров, с одной стороны, и разработка новых видов продукции — с другой).
При определении структуры отдела маркетинга надо искать компромиссное решение вопроса по критерию наивысшей эффективности управления при реализации выбранного варианта.
Промышленные предприятия не могут не отличаться друг от друга.
Службы маркетинга могут быть тоже построены различным образом. Мы будем различать:
– функциональную маркетинговую организацию;
– товарную (продуктовую) организацию управления маркетингом;
– рыночную организацию управления;
– организацию управления по потребителям;
– товарно-рыночную организацию управления;
– маркетинговую дивизиональную организацию.
Все они могут быть спроектированными для белоруских предприятий и могут существовать в различных вариантах.
Функциональная маркетинговая организация
Это наиболее широко распространенная организационная форма, при которой структура отдела маркетинга формируется на базе разделения работ по различным функциям маркетинга. При такой структуре сотрудники отдела сгруппированы в зависимости от их функциональной специализации, а их деятельность координируется начальником отдела, директором или управляющим по вопросам маркетинга.
Основными преимуществами структуры является её простота и возможности определить круг обязанностей по специализации, в то время как основным недостатком выступает необходимость проведения координации различных видов маркетинговой деятельности (см. рисунок 1.1), что зачастую приводит к очень большим затратам времени и сил со стороны руководства.
Чем
крупнее предприятие, тем сложнее
эта проблема.
Рисунок 1.1 – Принципиальная структура функциональной маркетинговой организации
Примечание
– Источник: собственная разработка
на основе [5].
Более детально разработанная функциональная маркетинговая организация службы маркетинга для крупного предприятия представлена на рисунке 1.2, а для небольшого предприятия может быть рекомендована функциональная маркетинговая организация, представленная на рисунке 1.3.
Для предприятий автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения можно рекомендовать эти два типа организационных структур маркетинговых служб, с введением в необходимых случаях должности заместителя генерального директора (директора) по маркетингу; в его же подчинение рекомендуется передавать отдел сбыта и отдел технического обслуживания (см. рисунок 1.2.)
Рисунок1.2 – Рекомендуемая функциональная организационная структура управления отделами маркетинга, сбыта и технического обслуживания для крупных предприятий, производящих товары производственного назначения
Примечание
– Источник: собственная разработка
на основе [5].
При небольших объемах производства отдел (бюро) конъюнктуры рынка, спроса и рекламы (маркетинга) рекомендуется создавать в ведении заместителя генерального директора (директора) по коммерческим вопросам, таким образом, чтобы у него в подчинении были: отдел материально-технического снабжения, отдел внешней кооперации и комплектации, отдел (бюро) конъюнктуры рынка, спроса и рекламы продукции (маркетинга) и отдел сбыта (см. рисунок 1.3.).
Отдел технического (гарантийного) обслуживания выпускаемой продукции, а также отдел управления качеством, в котором должно быть бюро надежности техники, находится в этом случае в составе службы главного инженера.
Рисунок. 1.3 – Рекомендуемая функциональная организационная структура управления отделом маркетинга, сбыта и материально-технического обеспечения для небольших предприятий
Примечание
– Источник: собственная разработка на
основе [5].