Совершенствование организации маркетинга на промышленном предприятии (на примере ОАО «МЗОР»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить основные направления комплекса маркетинга на предприятии, проанализировать существующее положение, выявить недостатки и разработать конкретные предложения и рекомендации по совершенствованию комплекса маркетинга на предприятии.

Файлы: 1 файл

новая курсовая по пром маркетингу.docx

— 305.59 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 
 

     В условиях современного развития белоруской рыночной экономики становится все более необходимым изучение маркетинговой деятельности на предприятиях.

     Маркетинг – это система управления и  организации по разработке, производству и сбыту товаров или предоставлению услуг, базирующаяся на комплексном  учете происходящих на рынке процессов, ориентированная на удовлетворение личных или производственных потребностей и обеспечивающая достижение целей  фирмы. Теория и практика маркетинга имеют своей отправной точкой, следующий главный тезис: «Производить то, что покупается, а не навязывать покупателям то, что производится».

     Основная  цель маркетинга заключается в обеспечении  развития предприятия путем проведения эффективной маркетинговой политики.

     Тема  моей курсовой работы – Совершенствование организации маркетинга на промышленном предприятии ОАО «МЗОР».

     Проблема  исследования состоит в том, что  не каждое предприятие может своевременно и быстро реагировать на изменения  рыночной ситуации, что в большей  степени зависит от эффективной  работы комплекса маркетинга на предприятии  и службы маркетинга.

     Актуальность  исследуемой проблемы состоит в  том, что в настоящее время  предприятия не могут нормально  функционировать без маркетинговой  службы, без разработки комплекса  маркетинга в организации. Каждому  предприятию необходимо знать какую  продукцию, в каком объеме, где, когда  и по каким ценам нужно производить. Каждое предприятие должно ориентироваться  на потребителей. Чем лучше разработан на предприятии комплекс маркетинга, тем эффективнее будет и его  деятельность. Для эффективной разработки комплекса маркетинга нужно изучать  спрос на продукцию, рынки её сбыта, их ёмкость, реальных и потенциальных  конкурентов. С помощью маркетинговой  деятельности ведется постоянный поиск  новых рынков, потребителей, новых  видов продукции и услуг, способствующих обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. Комплекс маркетинга выступает в роли инструмента  регулирования производства и сбыта.

     Цель  исследования – определить основные направления комплекса маркетинга на предприятии, проанализировать существующее положение, выявить недостатки и разработать конкретные предложения и рекомендации по совершенствованию комплекса маркетинга на предприятии.

     Объект  исследования ОАО «МЗОР».

     Предмет исследования – процесс управления комплексом маркетинга на предприятии.

     Задачи  исследования:

     -изучить  теоретические основы комплекса  маркетинга на предприятии;

     -рассмотреть  процесс функционирования комплекса  маркетинга на предприятии;

     -определить  основные направления комплекса  маркетинга на предприятии;

     -изучить  цели и задачи комплекса маркетинга  на предприятии;

     -проанализировать  маркетинговую деятельность на  предприятии ОАО «МЗОР»;

     -разработать  предложения по совершенствованию  комплекса маркетинга на предприятии ОАО «МЗОР»;

     При написании курсовой работы я использовала следующие методы: монографический, аналитический, экономико-статистический.

     При написании курсовой работы использовались такие авторы как А.И.Ковалев, Ф. Котлер, Г.Л Багиев и другие. 

     1 Сущность, роль, принципы  и функции маркетинговой  деятельности на  предприятии 

     
    1. Понятие маркетинговой деятельности на предприятии: сущность, цели, принципы и функции
 
 

     Термин  «маркетинг» происходит от английского  слова «market» и в буквальном смысле слова означает рыночную деятельность[1].

     Вот определение маркетинга Филиппа  Котлера: Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена [6].

     Под маркетингом (marketing) понимается такая система внутрифирменного управления, которая направлена на изучение и учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособных видов продукции в заранее установленных объемах и отвечающих определенным технико-экономическим характеристикам. При этом рассчитывается, что реализация намеченной ассортиментной структуры может обеспечить фирме получение наиболее высоких прибылей или прочное положение на рынке.

     Маркетинг - явление сложное, многоплановое  и динамичное. Этим объясняется невозможность  в одном универсальном определении  дать полную, адекватную его сущности, принципам и функциям характеристику маркетинга.

     Появление маркетинга как определенной системы  хозяйствования, метода решения производственно-рыночных проблем - «это не что иное, как ответная реакция хозяйственной единицы, на такие процессы, как усложнение проблемы производства и реализации товаров вследствие стремительного расширения их ассортимента, быстрого обновления, небывалого ранее возрастания  производственных возможностей, частых сдвигов в характере и структуре  рыночного спроса, его конъюнктурных  колебаний, все большего обострения конкуренции на рынке».

     Под маркетингом понимается такой вид  рыночной деятельности, при которой  производителем используется системный  подход и программно-целевой метод  решения хозяйственных проблем, а рынок, его требования и характер реализации являются критериями эффективности деятельности. Маркетинг двусторонний процесс, который основан на взаимосвязи производственных сил и потребителя[6].

     Главная цель маркетинга – ориентация на потребителя. Вместе с тем задача маркетинга - не только увеличивать спрос, но и пытаться влиять на него так, чтобы он соответствовал предложению.

     Промышленный  маркетинг можно определить как  деятельность предприятий в сфере  рынка товаров производственно-технического назначения, направленная на продвижение этих товаров (деловых услуг) от предприятий, которые их производят к тем организациям и фирмам, которые приобретают их для последующего использования в производстве или перепродаже без изменений. Промышленный маркетинг может формально быть определен как деловая деятельность организаций по осуществлению процесса обмена между производителями и потребителями-организациями [8].

     Целью маркетинговой деятельности в данном случае является удовлетворение потребностей предприятия в средствах производства и услугах производственного  назначения. Сущность промышленного  маркетинга заключается в создании для клиентов потребительской стоимости  товаров и услуг, которые направлены на удовлетворение потребностей и достижения их целей. Эта идея и составляет концепцию промышленного маркетинга.

     Как философия ведения бизнеса, концепция  промышленного маркетинга включает три основных компонента: маркетинговые  действия должны начинаться и базироваться на изначальных потребностях клиента-организации; ориентация клиента должна проходить  через все функциональные подразделения  предприятия, включая конструкторско-технологические  разработки, производство, сбыт готовых  товаров, финансы; удовлетворение потребностей пользователя должно рассматриваться  как средство к достижению долгосрочных целей по повышению доходности предприятия-производителя.

     Маркетинговая деятельность предприятия представляет собой комплекс мероприятий, направленных на:

     – анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входят рынки, источники снабжения и многое другое. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или создающие препятствие этому. В результате анализа формируется банк данных для принятия обоснованных маркетинговых решений;

     – анализ потребителей, как актуальных (действующих, покупающих продукцию предприятия), так и потенциальных (которых еще требуется убедить стать актуальными). Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, географических и иных характеристик людей, имеющих право принимать решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения как нашего, так и конкурирующего товаров;

     – изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров или модернизации старых, включая ассортимент их и параметрические ряды, упаковку и т.д. устаревшие, не дающие заданной прибыли товары, снимаются с производства и экспорта;

     – планирование товародвижения и сбыта, включая создание, если это необходимо, соответствующих сбытовых сетей со складами и магазинами, а также агентских сетей;

     – обеспечение формирование спроса и стимулирования сбыта (фосстис) путем комбинации рекламы, личной продажи, престижных некоммерческих мероприятий («паблик рилейшнз») и разного рода экономических стимулов, направленных на покупателей, агентов и непосредственных продавцов;

     – обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на экспортируемые товары, определении «технологии» использования цен, сроков кредита, скидок и т.д.;

     – удовлетворение технических и социальных норм страны, импортирующей товары предприятия, что означает обязанность обеспечить должные уровни безопасности использования товара и защиты окружающей среды; соответствие морально-этическим правилам; должный уровень потребительских свойств товара;

     – управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, т.е. планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений [5,6].

     Для осуществления вышеперечисленных  мероприятий, необходимо учитывать  большую роль тех, от кого, в сущности, и зависит эффективность проведения маркетинговой стратегии, а именно субъектов маркетинга, которые включают производителей и организации обслуживания, оптовые и розничные торговые организации, специалистов по маркетингу и различных потребителей. Важно  отметить, что хотя ответственность  за выполнение маркетинговых функций  может делегироваться и распределяться различными способами, совсем ими в  большинстве случаев пренебречь нельзя, они должны обязательно кем-то выполняться.

     Предприятия-производители  рассматривают маркетинг как  средство для достижения целей по каждому конкретному рынку и  его сегментам с наивысшей  экономической эффективностью. Однако это становится реальным тогда, когда  производитель располагает возможностью систематически корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы  в соответствии с изменениями  рыночной конъюнктуры, маневрировать  собственными материальными и интеллектуальными  ресурсами, чтобы обеспечить необходимую  гибкость в решении стратегических и тактических задач, исходя из результатов  маркетинговых исследований. При  этих условиях маркетинг становится фундаментом для долгосрочного  и оперативного планирования производственно-коммерческой деятельности предприятия, составления  экспортных программ производства, организации  научно-технической, технологической, инвестиционной и производственно-сбытовой работы предприятия, а управление маркетингом - важнейшим элементом системы управления предприятием.

     Следовательно, задача управления промышленным маркетингом  заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогло организации в достижении стоящих перед ней целей. Выделяют пять основных подходов (концепций), на основе которых промышленные предприятия осуществляют свою маркетинговую деятельность: концепция совершенствования производства; концепция совершенствования товара; концепция интенсификации коммерческих усилий; концепция маркетинга.

     В качестве основных потребителей в маркетинге производственно-технического назначения выступают промышленные предприятия и торговые посредники. Формирование спроса на продукцию производственно-технического назначения протекает более сложно, чем на потребительские товары. Отношения между производителями и потребителями товаров производственно-технического назначения строятся на основе рациональности, оптимальности, четкости, своевременности и т.п., т.е. определяются условиями, диктуемыми самим характером производственных процессов.

Информация о работе Совершенствование организации маркетинга на промышленном предприятии (на примере ОАО «МЗОР»)