Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 05:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: исследование маркетинговой функции на предприятии сферы услуг на примере Улан-Удэнского филиала ОАО АКБ «РОСБАНК».
В связи с поставленной целью необходимо выделить следующие задачи:
- провести теоретический обзор понятий маркетинга;
- выявить современное состояние маркетинговых концепций относительно финансового рынка;
- выделить специфику банковского маркетинга;
- изучить организационную структуру маркетинговой функции на примере Улан-Удэнского филиала ОАО АКБ «РОСБАНК»;
- систематизировать свойства качественного банковского обслуживания и выработать соответствующие рекомендации по совершенствованию маркетинговой функции в филиале.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты маркетинга банковских услуг……………….5
1.1.Понятие банковского маркетинга……………………………………..5
1.2 Маркетинговое управление в финансовом секторе……………….....8
1.3.Комплекс маркетинга в банковской сфере………………………….13
2. Анализ маркетинговой деятельности ОАО АКБ РОСБАНК……….14
2.1. Краткая характеристика ОАО АКБ РОСБАНК…………………….14
2.2. Анализ внешней и внутренней среды, SWOT-анализ…………….15
2.3. Анализ конкурентной среды в сегменте банковских услуг
для физических лиц в г. Улан-Удэ……………………………………….25
3. Мероприятия по совершенствованию маркетинговой функции
в региональном банке………………………………………………..30
3.1 Пути улучшения маркетинговой деятельности ОАО АКБ
«РОСБАНК»…………………………………………………………..30
3.2 Разработка мероприятий повышения конкурентоспособности Улан-
Удэнского филиала ОАО АКБ «РОСБАНК»……………………….33
Заключение………………………………………………………………..37
Список литературы……………………………………………………….3
Эта матрица предоставляет руководителям компании структурированное информационное поле, в котором они могут стратегически ориентироваться и принимать решения. Самое привлекательное в этом методе то, что информационное поле формируется непосредственно самими руководителями, а также наиболее компетентными сотрудниками компании на основании обобщения и согласования собственного опыта и видения ситуации.
Основное назначение SWOT- анализа - изучение сильных и слабых сторон в деятельности организации с целью приспособления к изменяющимся возможностям и угрозам внешней среды.
С позиции современной теории управления состояние организации зависит от того, насколько успешно она реагирует на различные по своей природе воздействия извне. Анализируя сложившуюся ситуацию, важно выделить наиболее существенные в конкретных обстоятельствах факторы, взаимосвязанное рассмотрение которых позволяет решать имеющиеся проблемы. При этом необходимо установить, являются ли эти факторы внутренними или внешними по отношению к данной организации, поскольку возможности воздействия на них различны.
SWOT - анализ является одним из наиболее распространенных в управленческой практике методов, который связывает внешние и внутренние факторы, определяющие развитие организации.
Таблица 1 Матрица SWOT для ОАО АКБ "РОСБАНК":
Слабые стороны: 1. высокая текучесть кадров (особенно в филиалах и операционных отделах); 2. относительно невысокая зарплата работников; 3. отсутствие эффективного механизма подбора кадров; 4. несовершенная система стимулирования и мотивации персонала; 5. несовершенная система управления; 6.неотработанная система сбора, анализа и обработки информации для принятия управленческих решений; 7. отсутствие эффективной маркетинговой стратегии и способов продвижения на рынок банковских продуктов и услуг; 8. несовершенная автоматизированная система обработки, поиска и использования информации (большое количество информации хранится на бумажных носителях); 9. отсутствие инновационных разработок банковских продуктов и услуг; 10. недостаточная гибкость реагирования на изменения. | Угрозы: 1. нестабильная экономическая и политическая ситуация в регионе; 2. постоянно изменяющееся банковское законодательство; 3. наличие сильных конкурентов; 4. высокий уровень зарплаты и стимулирования кадров у конкурентов; 5. выгодные предложения для клиентов со стороны конкурентов; 6. гибкость реагирования на изменения; 7. наличие маркетинговых стратегий у конкурентов; 8. изучение существующих и дополнительных потребностей клиентов конкурентами. |
|
После того, как составлен конкретный список сильных и слабых сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними. Для этого необходимо проанализировать и сопоставить все факторы, представленные в матрице, в следующих комбинациях для разработки стратегии поведения организации и определения целей в области управления качеством:
1. СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ-ВОЗМОЖНОСТИ: 1) уделять особое внимание развитию новых банковских продуктов и услуг для завоевания новых клиентов и укрепления положения на рынке; 2) установление долгосрочных партнерских отношений с клиентами; 3) организация подбора высококвалифицированных кадров и процесса эффективной переподготовки; 4) развитие программ долгосрочного кредитования на выгодных условиях, в том числе и использованием банковских карт; 5) применение новых информационных технологий для автоматизации процессов и эффективного использования информации. 3.СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ВОЗМОЖНОСТИ: 1) снижение численности управленческого аппарата путем привлечения более квалифицированных специалистов - менеджеров; 2) увеличение зарплаты персонала путем расширения спектра банковских услуг и увеличения прибыли; 3) использование накопленного опыта зарубежных банков и передовых технологий для повышения эффективности принятия решений; 4) использование накопленного опыта зарубежных банков для развития маркетинга и повышения имиджа Сбербанка; 5) использование новых технологий для разработки инновационных банковских продуктов. | 2. СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ-УГРОЗЫ: 1) организация эффективного стимулирования персонала, а также создание организационной культуры и повышение престижа работников Сбербанка; 2) повышение гибкости системы для более быстрого и эффективного реагирования на изменения; 3) использование преимуществ таких, как: репутация, надежность, долгое время существования на рынке, разветвленная филиальная сеть для ослабления преимуществ конкурентов; 4) осуществление прогнозирования и выявление потребностей клиентов; 5) использование имеющихся ресурсов для поддержки социально незащищенных слоев населения и снижения социальной напряженности в регионе. 4. СЛАБЫЕ СТОРОНЫ-УГРОЗЫ: 1) изучение систем мотивации, стимулирования и оплаты труда персонала банков - конкурентов и применение в практике Сбербанка; 2) изучение перечня услуг, предлагаемых банками - конкурентами, и расширение спектра услуг Сбербанка на их основе; 3) изучение организационной структуры, нормативной базы конкурентов и совершенствование на их основе организационной структуры и нормативной базы Сбербанка; 4) более комплексная работа, направленная на устранение несовершенств в период кризисов и спадов для повышения стабильности, надежности и доверия.
|
2.3. Анализ конкурентной среды в сегменте банковских услуг
для физических лиц в г. Улан-Удэ
Для начала очень коротко рассмотрим теоретические основы конкуренции и далее дадим описание конкурентной среде на рынке банковских услуг в г. Улан-Удэ.
Конкуренция есть фундаментальное свойство рынка, обеспечивающее эффективное использование ограниченных ресурсов, приспособление спроса и предложения.
Конкуренция – это соперничество фирм, работающих на одном рынке, которое влияет на ценовую, товарную и сбытовую политику фирмы. Она представляет собой состязание между экономическими агентами – участниками рыночного процесса, нацеленное на получение экономической прибыли [1, C.64].
Чтобы глубже понять сущность конкуренции, следует определить причины ее возникновения.
Основная причина конкуренции – наличие у организаций пересекающихся целей, приводящее к тому, что полное достижение цели одной организацией сопряжено с отстранением других организаций от достижения своих целей. Как правило, ведущей целью фирмы считается получение экономической прибыли, которая дает возможность не только окупать затраты, но и развивать компанию.
Другие причины конкуренции – ограниченность круга покупателей, возможностей рыночного продвижения товара, ресурсов, географические границы рынка.
Итак, определившись с основными теоретическими понятиями данного подраздела курсовой работы, рассмотрим их практическое применение в секторе банковских услуг для населения в г. Улан-Удэ.
На практике, достаточно сложно, к примеру, оценивая конкурентный фон среди банков выявить лидеров в издержках либо лидеров дифференциации. Очень существенно при этом внешнее проявление конкуренции в представлениях потребителей о качестве услуг, предоставляемых каким-либо банком. В то же время, основные способы достижения лидерства на рынке, выделенные М. Портером невозможно опровергнуть, т.к. они действительно ключевые в условиях конкурентной борьбы. Учитывая эти обстоятельства, мы выделили 7 конкурентных преимуществ-факторов, укрупнено сравнивая несколько категорий банков на момент качества обслуживания в октябре 2010 года по методике «тайный покупатель». Легенда покупателя следующая: посетителю необходимо приобрести автомобиль стоимостью в 250 т.р., однако за такую цену невозможно купить новый автомобиль иностранного производства. Дополнительно играет фактор возраста автомобиля при автокредитовании и необходимость страхования автотранспорта и оформления транспорта в залог. При этом есть собственные средства в размере 50 т.р., и рассматривается вариант оформления вклада в посещенном банке. Автокредит посетителю не интересен, так как необходимо страховать авто и возраст автомобиля, который будет найден на эти деньги не подходит для программ автокредитования банков. Посетитель работает в условном предприятии с доходом в 20 т.р., содержит семью из трех человек. Интересует максимальная сумма денежного кредита, которая может быть получена посетителем и также посетитель планирует оформить ипотечный кредит в ближайшем будущем и заодно интересуется условиями. Кроме этого, в отдельных банках посетителя интересует экспресс-кредитование в банках и дополнительные банковские услуги.
Анализ региональной конкурентной среды коммерческих банков по обслуживанию физических лиц проводился с 18 по 20 октября. Оценивалось качество обслуживания физических лиц по предложению кредитных продуктов и услуг по вкладам физических лиц. Дополнительно проводился частичный опрос личных знакомых об услугах банков. В ходе выполнения обзора банковских услуг в г. Улан-Удэ были исследованы следующие банки:
1) Росбанк
2) Банк Москвы
3) Сбербанк России
4) Связь Банк
5) Азиатско-Тихоокеанский банк
6) ВТБ 24
7) Промсвязьбанк
8) МДМ-Банк
9) Хоум Кредит Банк
10) Восточный экспресс банк
11) Бинбанк
12) Русь банк
13) Байкал Банк
14) Русский стандарт
Некоторые банки не были включены в обзор: Россельхозбанк, Транскредитбанк, ВСТКБ, ОТП банк и ВТБ.
Мы определили основные конкурентные преимущества, которые влияют на качество обслуживания клиентов-физических лиц:
- открытость банка с точки зрения критерия «корпоративные клиенты-постоянные клиенты-новые клиенты». В основном в банках учитывается участие клиента в корпоративных проектах, либо опыт в качестве заемщика, а также положительная кредитная история (здесь же рассмотрим необходимые документы для пользования услугами);
- открытость информации для клиентов-физических лиц, наличие рекламы приоритетных продуктов, ассортимент финансовых продуктов и владение сотрудниками информации об основном ассортименте услуг;
- скорость обслуживания и количество необходимых документов по экспресс-кредитам, наличие очередей, удобство обслуживания и помещения с точки зрения клиента-физического лица;
- тарифы банковских услуг;
- количество терминалов выдачи-приема денежных средств в городе, наличие скидок в супермаркетах и прочих магазинах;
- заинтересованность в потенциальном клиенте-физическом лице (наличие консультанта в зале обслуживания, мотивация сотрудников при общении с клиентом, вежливость в общении);
- наличие специальных кредитных программ, например: ипотечное кредитование, автокредитование, женское автокредитование, кредитование на ремонт в квартире, образовательное кредитование, специализированное обслуживание состоятельных клиентов и т.д.
Вывод:
Преимущества Росбанка по сравнению с преимуществами банков-конкурентов:
- наличие филиалов во всех регионах России;
- наличие специализированного журнала для клиентов банка;
- относительная открытость банка для людей «с улицы» (здесь же резерв для совершенствования работы с новыми клиентами в плане мотивации);
- использование новейших банковских технологий;
- широкий ассортимент услуг для сотрудников корпоративных клиентов Росбанка;
- большое количество представительств в районах республики;
- наличие программ экспресс- и автокредитования, кредитования с помощью кредитных карт (безпроцентных на установленный срок), нецелевого кредитования;
- широкий спектр пластиковых карт, в частности для состоятельных клиентов-физических лиц;
- предложение пакетов банковских услуг для каждого вкладчика и заемщика (возможно более активное предложение продуктов менеджерами);
- информативный сайт, прозрачная информация.
Привлечение клиентов-физических лиц, пришедших впервые в банк:
В целом, клиентов физических лиц привлекает:
- индивидуальный подход к клиенту, уважительное и внимательное отношение к каждому клиенту;
- простота в ориентировании в помещении банка (в частности, сложные названия отделов с формулировкой: «Отдел розничных клиентов» отвлекают от цели посещения банка);
- удобство посещения офиса банка, а именно легкость поиска самого офиса (например, дополнительный офис Росбанка в гостинице «Бурятия» расположен неудобно для клиента, пришедшего впервые – в этой связи руководству Улан-Удэнского филиала необходимо в обозримом будущем предпринять меры по устранению такого недостатка);
- специализация отделов должна быть понятна для посетителей, в зале должен находиться консультант по общим вопросам, который может направить к нужному специалисту;
- клиента не привлекает наличие очередей в банках, с другой стороны полное отсутствие посетителей действует аналогично;
- понятность информационных буклетов, простота подачи материала при достаточной информации об условиях той или иной услуги;
- клиента привлекает желание менеджера помочь клиенту, рассказать о выгодах пользования продуктами банка, о новых возможностях
3. Мероприятия по совершенствованию маркетинговой функции в региональном банке.
3.1 Пути улучшения маркетинговой деятельности Улан-Удэнского филиала ОАО АКБ «Росбанк»
Надо проводить грамотный маркетинг, привлекать яркие образы в рекламе, воспитывать пользователей положительными примерами, а не рассказывать вместо этого о «передовых технологиях передачи данных» и «криптостойкой защищенности передаваемой финансовой информации». Страшно, скучно, непонятно и как итог - не нужно. Нельзя просто так оставлять человека наедине с web-сайтом или мобильным телефоном - необходимы живые и доброжелательные люди, которые в любое время дня и ночи придут на помощь клиенту и ответят на все его вопросы, причем как по телефону, так и в интернете, в том числе и на специальных форумах.
Информация о работе Совершенствование маркетинговой деятельности сферы услуг