Система маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 11:41, реферат

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ рынка кондитерских изделий в целом по России и конкретно г. Иваново, а так же изучение деятельности кондитерской фабрики в существующих рыночных условиях.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты рыночного анализа и рыночных исследований

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основы рыночного анализа……………………………………………5
Основные показатели, используемые при анализе рынка…………………5
Общая характеристика процесса маркетингового исследования………..13

Глава 2. Анализ рынка кондитерских изделий……………………………….22
2.1. Рынок кондитерских изделий в России и тенденции его развития………...22
2.2. Анализ рынка кондитерских изделий г. Иваново…………………………...27
2.3. Анализ ООО «Мак-Иваново» на рынке кондитерских изделий Ивановской области………………………………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………………...37
Список использованной литературы…………………………………………..39

Файлы: 1 файл

курсовой.doc

— 915.50 Кб (Скачать)

     Конъюнктура рынка – это совокупность условий, при которых в данный момент протекает  деятельность на рынке.

     Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного  вида, а также уровнем и соотношением цен [25, с.63].

     Изучение  конъюнктуры товарного рынка  базируется на анализе показателей, характеризующих производство и  поставку товаров этой группы, объем  и структуру розничной продажи, товарных запасов на складах предприятия, в оптовой и розничной торговле. Поэтому главная цель информационного обеспечения исследований конъюнктуры рынка – создание системы показателей, позволяющих получить количественную и качественную характеристики основных закономерностей и особенностей развития спроса населения и товарного предложения, выявить факторы формирования рыночной конъюнктуры.

     К таким показателям относятся: производство товаров в ассортименте; обновление товарного ассортимента; обеспеченность материалами, сырьем, производственными  мощностями; запасы товаров в ассортименте; забраковка товаров и рекламации (перечень товаров ограниченного и повышенного спроса); продажа товаров в ассортименте; изменение доли рынка, занимаемого конкурентами; выполнение заявок на поставку товаров; изменение в спросе потребителей; величина неудовлетворенного спроса в развернутом ассортименте; динамика цен; продажа товаров по сниженным ценам [29, с.273].

     Конъюнктурообразующие факторы подразделяются на циклические  и нециклические. Циклические факторы  определяются циклическим развитием экономики. Конъюнктура зависит от фазы цикла (спад, депрессия, оживление, подъем). Нециклические факторы, которые могут изменять действие циклических факторов на противоположное, подразделяются на постоянные и непостоянные. К постоянным факторам относятся научно-технический прогресс, изменение внешних условий, влияние монополизма, государственное регулирование, инфляция и др. Непостоянно действующие факторы включают политические кризисы, социальные конфликты, сезонность, стихийные бедствия и т.п. [14, с.120].

     При изучении конъюнктуры товарного  рынка ставится задача не только определения  состояния рынка на тот или  иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития по крайней мере на один-два квартала, но не более чем на полтора года [25, с.65].

     Одной из основных задач исследований выбранного рынка является определение его  емкости. Данный показатель демонстрирует  принципиальную возможность работы на конкретном рынке.

     Под емкостью товарного рынка понимается возможный объем реализации товара при данном уровне и соотношении различных цен [13, с.51].

     Следует различать два уровня емкости  рынка: потенциальный и реальный. Действительной емкостью рынка является первый уровень. Потенциальный уровень  определяется личными и общественными  потребностями и отражает адекватный им объем реализации товаров. Реально складывающаяся емкость рынка может и не соответствовать его потенциальной емкости [25, с.67].

     Емкость рынка рассчитывают обычно как в  денежном, так и в натуральном  выражениях.

     Зная  емкость рынка и тенденции ее изменения, фирма получает возможность оценить перспективность того или иного рынка для себя. Нет смысла работать на рынке, емкость которого незначительна по сравнению с возможностями предприятия: расходы на внедрение на рынок и работу на нем могут не окупиться [13, с.52].

     Углубленное исследование рынка предполагает необходимость  его рассмотрения как дифференцированной структуры в зависимости от групп  потребителей и потребительских  свойств товара, что в широком  смысле определяет понятие рыночной сегментации [25, с.73].

     Сегментация рынка заключается в разделении рынка на четкие группы показателей (рыночные сегменты), которые могут  требовать разные продукты и к  которым необходимо прилагать разные маркетинговые усилия.

     Рыночный  сегмент – это группа потребителей, характеризующаяся однотипной реакцией на предлагаемые продукты и на набор маркетинговых стимулов [16, с.84].

     Сегментация рынка может производиться с  использованием различных критериев. Для сегментации рынка товаров  народного потребления основными критериями (признаками) являются: географические, демографические, социально-экономические, психографические, поведенческие.

     Географическая  сегментация – деление рынка  на различные географические единицы: страны, регионы, области, города и т.д.

     Демографическая сегментация – деление рынка  на группы в зависимости от таких  характеристик потребителей как: возраст, пол, семейное положение, размер и жизненный  цикл семьи, религия, национальность [10, с.43]. В настоящее время по демографическому признаку выделяют такие группы потребителей, как дети, молодежь, лица среднего возраста, пожилые, пенсионеры, многодетные семьи.

     Социально-экономическая  сегментация заключается в выделении  групп потребителей на основе общности социальной и профессиональной принадлежности, уровням образования и доходов. Все эти переменные рекомендуется рассматривать во взаимосвязи друг с другом или с переменными других критериев, например, демографических [25, с.74].

     Психографическая  сегментация – деление рынка  на различные группы в зависимости от социального класса, жизненного стиля или личностных характеристик потребителей.

     Поведенческая сегментация предполагает деление  рынка на группы в зависимости  от таких характеристик потребителей, как: уровень знаний, отношения, характер использования продукта или реакции на него [10, с.44].

     Критерии, лежащие в основе сегментации  рынка, должны удовлетворять следующим  требованиям: поддаваться измерению  в нормальных условиях исследования рынка; отражать дифференциацию потребителей (покупателей); выявлять различия в структурах рынка; способствовать росту понимания рынка [3, с.78].

     После разделения рынка на отдельные сегменты необходимо оценить степень их привлекательности  и решить, на сколько сегментов  должно ориентироваться предприятие, иначе говоря, выбрать целевые сегменты рынка.

     Целевой сегмент рынка – один или несколько  сегментов, отобранных для маркетинговой  деятельности предприятия.

     После определения целевого сегмента рынка  предприятие должно изучить свойства и образ продуктов конкурентов и оценить положение своего товара на рынке. Изучив позиции конкурентов, предприятие принимает решение о позиционировании своего товара, т.е. об обеспечении конкурентоспособного положения товара на рынке. Позиционирование товара на избранном рынке – это логическое продолжение нахождения целевых сегментов, поскольку позиция товара на одном сегменте рынка может отличаться от того, как его воспринимают покупатели на другом сегменте [20, с.34].

     Если  сегментирование даст характеристики, которые должен иметь продукт с точки зрения желаний и предположений, то позиционирование убеждает потребителей, что им предлагается именно тот товар, который они хотели бы приобрести.

     Факторами, определяющими позицию товара на рынке, являются не только цены и качество, но также производитель, дизайн, скидки, обслуживание, имидж товара и соотношение этих факторов. Оценка предприятием своих товаров на рынке может расходиться с мнением покупателей по данному вопросу [25, с.83]. 

1.2. Общая характеристика  процесса маркетингового  исследования 

     Маркетинговое исследование – сложный, иерархически структурированный процесс, последовательно  развертывающийся во времени. Существуют различные взгляды на структуру  процесса маркетингового исследования. Так, например, в работах Ф.Котлера, Г.Д. Крыловой, И.К. Белявского, А.А. Бревнова несмотря на определенное сходство протекания процесса маркетингового исследования, есть небольшие отличия в процедурах, входящих в определенный этап. В моем исследовании представлена точка зрения Е.П. Голубкова, согласно которой процесс маркетинговых исследований включает следующие этапы и процедуры:

  1. Определение проблемы и целей исследования.
    1. Определение потребностей в проведении маркетинговых исследований.
    2. Определение проблемы.
    3. Формулирование целей маркетинговых исследований.
  2. Разработка плана исследований.
    1. Выбор методов проведения маркетинговых исследований.
    2. Определение типа требуемой информации и источников ее получения.
    3. Определение методов сбора необходимых данных.
    4. Разработка форм для сбора данных.
    5. Разработка выборочного плана и определение объема выборки.
  3. Реализация плана исследований.
    1. Сбор данных.
    2. Анализ данных.
  4. Интерпретация полученных результатов и их доведение до производства [10, с.105].

     Определение потребности в проведении маркетинговых  исследований.

     Для определения потребности в проведении маркетинговых исследований все организации должны непрерывно проводить мониторинг их внешних сред, используя мониторинговую систему. Главной целью использования мониторинговой системы является предоставление оперативной информации руководству организации. Такая информация позволяет руководству оценить, соответствует ли результаты их текущей оперативной деятельности запланированным целям; оказали ли влияние принятые законом на покупательную способность потребителей, на деятельность предприятий отрасли; имели ли место изменения системы ценностей потребителей и их стиля жизни; были ли использованы конкурентами новые стратегии [21, с.56].

     В ряде случаев может не возникнуть потребность в проведении маркетинговых  исследований. Возможны 4 такие ситуации:

      1. Информация уже имеется в распоряжении;

      2. Недостаток времени для проведения  маркетингового исследования;

      3. Отсутствуют необходимые ресурсы;

      4. Затраты превышают ценность результатов  маркетинговых исследований [23, с.184].

     Руководство организацией осуществляя мониторинг внешней среды, получает информацию из множества источников – от акционеров, которые могут выражать претензии к низкому качеству продукции, от дилеров, которые могут информировать, что организация уступает позиции на рынке конкурентам и т.д. Однако, эта информация скорее всего касается проблем – симптомов, а не базовых проблем. Задачи исследователей как раз и является выявление базовых проблем, которые лежат в основе проблем симптомов [10, с.106].

     Определение проблемы.

     Ясное, четкое изложение проблемы является ключом к проведению успешного маркетингового исследования. Зачастую клиенты маркетинговых  фирм сами не знают своих проблем. Они констатируют, что объем продаж падает, рыночная доля уменьшается, но это только симптомы, а важно выявить причины их проявления. Классической ситуацией является случай, когда маркетинговое исследование не адресовано реальной проблеме.

     Чтобы избежать подобной ситуации, необходимо исследовать все возможные причины  появившихся симптомов. Часто в этих целях проводятся разведочные исследования [21, с.56].

     Необходимо  знать, что включает определение  проблемы:

      1. выявление симптомов;

      2. четкое изложение возможных причин  или базовых проблем, лежащих  в основе симптомов;

      3. выявление полного списка альтернативных действий, которые может предпринять управляющий маркетингом для решения проблем [28, с.85].

     При проведении маркетинговых исследований сталкиваются с двумя типами проблем: проблемы управления маркетингом и  проблемы маркетинговых исследований. Первые появляются в двух случаях. Во-первых, когда возникают симптомы недостижения целей маркетинговой деятельности. Во-вторых, существует вероятность достижения целей, однако менеджеру надо выбрать такой курс действий, который даст возможность в полной мере воспользоваться благоприятными обстоятельствами.

     Проблемы  маркетинговых исследований определяются требованиями предоставления руководителям  и специалистам по маркетингу соответствующей, точной и непредвзятой информации, необходимой для решения проблем управления маркетинговой деятельностью.

     Формулирование  проблем управления маркетингом  осуществляется в очень сжатой форме (не более нескольких предложений) с  учетом следующего:

    • указываются компания, подразделения компании и руководители, которые должны принять участие в исследовании;
    • излагаются симптомы проблем;
    • излагаются возможные причины этих симптомов;
    • формулируются предполагаемые направления использования маркетинговой информации.

     Формулирование  проблем маркетинговых исследований проводится в три этапа:

Информация о работе Система маркетинга